Упоение бытом: Лучшие аниме в жанре повседневность
Современный зритель привык к экшену и драматичным сюжетным поворотам как в кино, так и в сериалах. Однако существует (и процветает!) отдельный жанр, который посвящен малособытийному течению жизни — повседневность, или «ломтик жизни». Хотя найти его примеры можно в разных странах, чаще всего «ломтик» ассоциируется с японской анимацией — аниме-мастера умеют смаковать рутину так, как никто другой. Рассказываем о 10 аниме в жанре повседневность и объясняем, из чего он вообще состоит.
Также предлагаем вам посмотреть подборку лучших аниме про школу.
Перейдя в старшую школу, рассеянная Юи, как и все японские учащиеся, столкнулась с жестоким выбором — нужно определиться с клубом по интересам. Поскольку никакими особыми талантами девушка не обладает, решено было из множества зол выбрать меньшее. Не владея ни нотной грамотой, ни специальными навыками, героиня почти что случайно становится гитаристкой в клубе легкой музыки — вместе с басисткой Мио, барабанщицей-оторвой Рицу, клавишницей Цумуги и новенькой Адзусой.
Аниме жанра повседневность традиционно любит уделять внимание внеурочным активностям школьников: когда, если не после занятий и в компании друзей, обыкновенная жизнь становится интересной, оставаясь привычной? «Кэйон!», который режиссировала в том числе небезызвестная Наоко Ямада («Форма голоса»), посвящен как раз таки событиям вне учебного заведения: комедия о музыкальных пробах нескольких школьниц советует не воспринимать кружковое хобби всерьез, а прежде всего смаковать моменты дружбы и не бояться взять не тот аккорд.
Сэйсю Ханда — талантливый, но очень вспыльчивый молодой каллиграф. После конфликта на выставке, посвященной этому ремеслу, отец отправляет Ханду на дальний остров Фукуэ, чтобы тот остыл и заодно поупражнялся в работе кистью. Сперва Сэйсю, привыкший к городской суете и бетонным массивам вокруг, никак не может встроиться в размеренную островную жизнь. Однако чем больше времени главный герой проводит с местными и в окружении природы, тем увереннее начинает держать в руке инструмент.
Любимое сценарное ухищрение у жанра «ломтик жизни» — столкновение двух реальностей, благодаря чему на контрасте можно понять, чем хороши та и другая. В «Баракамоне» почти не показана городская жизнь, зато деревенская — сполна. Более того, спокойствие, которое Ханда против своей воли обретает вдали от шума мегаполиса, логично перекликается с медитативной практикой каллиграфии (сёдо). Пока очертания на бумаге становятся четче и изысканнее, Сэйсю ищет гармонию во всём и не пускает в свое сердце злость — иными словами, учится заземляться.
По давним ведьминским традициям колдунья Макото, отпраздновавшая 15-летие, должна отправиться в мир и пожить какое-то время с обычными людьми: поднабраться опыта взрослой жизни и, если позволяет местность, попрактиковаться в магии и зельеварении. Главная героиня, с черным котом-фамильяром за компанию, едет к родственникам в приморский город Аомори и с головой погружается в будни своего троюродного брата Кэя, его девятилетней сестренки Чинацу и их родителей.
Рутина необязательно должна быть реальной — аниме жанра повседневность ищет сюжеты и в магическом мире. Простодушная и любопытная Макото — идеальная претендентка для того, чтобы показать зрителю, что даже в простых ежедневных заботах может скрываться что-то интересное. Своеобразным двойником ведьмы с точки зрения восприятия действительности служит малышка Чинацу: она не только выпытывает у колдуньи всякие магические хитрости, но и вместе с ней в силу возраста удивляется окружающему миру. Это, впрочем, не означает, что ведьминского в сериале не так и много: среди второстепенных героев замечены еще одна ведьма — сестра Макото, превратившаяся в антропоморфную собаку гадалка, призрак из заколдованного кафе и не только.
Ёсино мечтала окончить колледж и найти в Токио престижную работу, однако, сколько бы усилий девушка ни прикладывала, с задачей этой справиться не удается — слишком уж много конкурентов. Однажды с Ёсино по ошибке связывается турагентство деревеньки Манояма и предлагает побыть символической «королевой», чтобы привлечь внимание туристов. Сперва героиня соглашается на халтуру, просто чтобы слегка заработать, а позже, как водится, влюбляется в Манояму и решает остаться уже из действительно благих побуждений.
Как и «Баракамон», «Квест на фоне сакуры» сталкивает две реальности — городскую и сельскую, помещая центрального персонажа в непривычные для него обстоятельства. В случае с этим сериалом, однако, обратить внимание стоит и на социальный подтекст проекта. Повседневность-аниме не только подсвечивает приятные моменты простой жизни, но и отражает проблемы, с ней связанные. Манояма — одна из многих деревень, переживших в свое время туристический бум, а теперь прозябающих в забытии. Сериал — лишнее напоминание о том, что человек несет ответственность за место, в которое когда-то вкладывал ресурсы и о котором со временем позабыл.
Коната Идзуми — отаку со стажем, хотя пока еще только учится в школе. Это, впрочем, и видно: оценки и учеба девушку не интересуют, зато в видеоиграх и манге она разбирается на высшем уровне. На уроки, однако, ходить надо, а с домашкой выручить могут подруги: отличница Кагами, ее близняшка Цукаса, не на шутку влюбленная в готовку, и миловидная тихоня Миюки.
Как и большинство аниме-проектов, «Счастливая звезда» представляет собой адаптацию манги — на сей раз работы Кагами Ёсимидзу в четырехкадровом формате ёнкомы. Сериал этот формат перенял, так что каждый эпизод представляет собой набор комичных (а иногда и просто абсурдных) зарисовок из жизни Идзуми и ее подружек. Например, Коната встречает в онлайн-игре свою учительницу, мучается с выбором очередного томика манги в магазине, а как-то раз одноклассницы едут в Киото со школьной экскурсией — и так далее. Девушки часто подкалывают друг друга и никогда не лезут за словом в карман, а их характеры сочетаются достаточно гармонично, чтобы аниме слишком уж не перекосило в отаку-культуру.
Некогда процветающая цивилизация лежит в руинах, а тишину постапокалиптических пейзажей изредка нарушают две девушки — Тито и Юри, путешествующие по развалинам Города на вездеходике. Необходимость искать еду, воду и полезные в обиходе предметы заставляет их не только постоянно быть в движении, но и натыкаться на таких же обреченных выживших. На кого или на что бы героини ни набрели, неизменным остается одно — они есть друг у друга и всегда готовы выручить.
Постапокалиптика — частая декорация в аниме (вспомним, например, «Евангелион» или «Атаку титанов»), однако в жанре повседневность этот зверь очень редок. Оно и понятно — специфика «ломтика жизни» предполагает, что при просмотре зритель в большей или меньшей степени сможет расслабиться и переключиться с жизненных проблем на малособытийный сюжет. В «Девушках в последнем путешествии» сама повседневность искалечена и разрушена, так что, с одной стороны, наблюдать за ней увлекательно, тем более в контексте отношений двух подруг, с другой стороны — она служит гуманистическим предостережением для аудитории: подобного допустить нельзя.
Инертный 30-летний холостяк по имени Дайкити приезжает на похороны деда и выясняет, что у него есть «тетя» — шестилетняя девочка Рин, внебрачная дочь покойного. Родственники ребенка избегают и уже почти собираются отдать в приют, однако Дайкити за Рин вступается и соглашается ее удочерить. Правда, опыта отцовства (да и в принципе заботы о другом человеке) у него нет — всему приходится учиться на ходу.
Динамика отношений, которую Дайкити выстраивает с «дочкой», — ключевой элемент, за который зрители полюбили «Брошенного кролика» (так в японском называют детей, оказавшихся в подобной ситуации). Искренность, с которой 30-летний разгильдяй пытается уделять «дочери» внимание, и несопоставимая с возрастом взрослость героини заставляют взглянуть на отношения отцов и детей по-новому, подводя к знакомой формуле: иногда найти семью можно в совсем далеком и не похожем на тебя человеке.
Школьница Сидзуку обожает читать и посвящает любимому занятию всё свое свободное время. Героиня — частая посетительница библиотеки, и однажды она замечает, что чуть ли не все книги, которая она берет, до этого уже брал некто по имени Сэйдзи. Сидзуку разыскивает мистического читателя — это мальчик из параллельного класса, который мечтает стать скрипичным мастером. Чем больше главные герои общаются, тем больше в девушке загорается желание найти и свою мечту.
«Шепот сердца», снятый Ёсифуми Кондо на базе студии Ghibli, привлекает своей реалистичностью и тонким психологизмом в изображении переживаний и эмоций главной героини. Фильм затрагивает темы взросления, поиска своего места в жизни и первой любви, которые близки и понятны каждому. Особое внимание стоит уделить не только рутине Сидзуку и Сэйдзи, но и тому, чем и как живет город: урбанистические пейзажи наполнены собственными ритмами и задают картине особый ностальгичный тон.
Ямада — обыкновенная семья, коих можно отыскать много и в Японии, и на любом континенте. Отец трудится в поте лица и поддерживает авторитет в семье то традиционными, то абсурдными способами, мать управляется с круговоротом домашних дел, сын-подросток занят чем угодно, кроме учебы, семилетняя дочка выискивает везде сладости, бабушка с ироничным чувством юмора подкалывает всех-всех-всех… Такой семье любые невзгоды по плечу!
«Наши соседи Ямада» — нетипичное для Ghibli аниме. В 1999 году Исао Такахата, один из отцов-основателей студии, решил поэкспериментировать с digital-форматом и взялся за экранизацию манги Хисаси Исии. Ее особенность — акварельный стиль визуала и лаконичность скетчевой формы. Так появился один из лучших полнометражных образцов жанра повседневность: коллекция почти не связанных пустяковых историй из жизни таких же обыкновенных людей, как рядовой зритель.
Однажды Будда и Иисус Христос — да-да, главные религиозные авторитеты Востока и Запада — решают отправиться в отпуск на Землю и снимают в Токио небольшую квартиру. Пытаясь адаптироваться к жизни местных и как-никак отдохнуть, дуэт то и дело попадает в комические ситуации, которые заставляют героев по-другому взглянуть на род людской и на собственные учения.
Приступая к «Пресвятым отрокам», стоит иметь в виду, что аниме не ставит своей целью высмеять религии или исковеркать представление о них, напротив, через комические эпизоды из жизни Будды и Христа можно довольно много почерпнуть о христианстве и буддизме. Повседневческие проекты обожают находить точки зрения, которые позволяют посмотреть на быт по-новому, и решение показать мир глазами духовных лидеров в этом плане хоть и немного экстремальное, но всё же действенное. А если и этого недостаточно — сериал заметно выделяется визуальным стилем, отсылающим к европейским комиксам (BD).