«Оскар-2022»: Лучшая женская роль второго плана
«Оскар» всячески старается поспевать за повесткой: экспериментирует с ведущими, стандартами выдвигаемых картин и призерами. Правда гендерное деление в награждении актеров и актрис киноакадемики пока не упразднили, как то сделали MTV Movie & TV Awards или Берлинский кинофестиваль. Но, судя по номинантам, острой нужды в том и нет, уж слишком всё конвенционально: в номинации на лучшую актрису — сплошь жены, матери и даже принцессы. Главные героини словно привязаны к жестким жанровым требованиями и несут на себе бремя биографий и драм. А вот у актрис второго плана дела обстоят чуть лучше. Здесь за спинами главных героев появляется пространство для маневра, и проговариваются, пожалуй, даже более важные истории. Джесси Бакли играет мать, которая готова уйти от своих детей. Кирстен Данст — героиню, которая идет на брак по расчету, но становится от этого еще более человечной. Джуди Денч из спецагента переквалифицируется в бабушку, а Ариана ДеБос станцует и споет оду будущему, которое каждый выбирает для себя сам.
В основе «Вестсайдской истории» (и мюзикла и его экранизаций) классический сюжет о Ромео и Джульетте. Союз влюбленных у Шекспира был обречен из-за вражды двух их семейств, но были у них и соратники. Например, няня Джульетты. Она помогала передавать сообщения и всячески поддерживала свою воспитанницу. Такую вот няню отчасти и играет Ариана ДеБос в «Вестсайдской истории». Ее Анита, конечно, не задорная толстушка, которая вынянчила главную героиню Марию. Но именно она заботится о девушке и делится с ней советом. И значение героини Арианы ДеБос выходит далеко за рамки этой сюжетной линии. Пока на первом плане разворачивается любовная история Марии и Антона, которые, как и у Шекспира, принадлежат враждующим группировкам (но только Нью-Йорка 1950-х), второстепенные герои, и в первую очередь Анита, ткут сложный социальный бэкграунд происходящего.
На плечах у ДеБос параллельная история молодой сильной характером и духом девушки, которая перебралась в Штаты и готова ковать свою судьбу, невзирая на предрассудки и сложности. В своей сольной партии, которую подхватывают все окружающие, Анита поет о жизни в Америке. Ее яркое желтое платье одновременно напоминает и костюм героини Умы Турман в «Убить Билла», и такую же форму Брюса Ли в «Игре смерти». Анита — само воплощение энергии. Но и на этом обертона роли Арианы ДеБос не заканчиваются. Быть ей и влюбленной, и заботливой и застигнутой трагической вестью. Ближе к финалу тех, кто не знаком с сюжетом «Вестсайдской истории», ожидает еще один сюжетный поворот-сюрприз, который, опять же, совершит Анита. ДеБос — фаворитка «Оскара» на награду в этой номинации.
Еще одна роль второго плана, и еще одна сильная женщина, чей характер позволяет ей четко расставлять приоритеты и принимать решения. Это Онжаню Эллис в роли матери двух гениальных теннисисток Орасен Уильямс в спортивной мелодраме Рейнальдо Маркуса Грина«Король Ричард». В фильме рассказывается история спортивной карьеры Венус и Серены Уильямс, которых из-за недостатка средств долгое время тренировали их собственные родители. Отец Ричард Уильямс не оставлял попыток устроить карьеру девочек и в итоге преуспел. Этот фильм — не столько история карьеры сестер Уильямс, сколько история карьеры Ричарда как отца и как агента будущих теннисисток.
Как и принято в старом добром патриархальном обществе, роль жены, матери, домохозяйки (даже если супруга работает), отодвинута на второй план. И фильм «Король Ричард» — не исключение. Роль Орасен и вправду второстепенная, но с одним большим «но» — ей отведен целый ряд сцен, которые становятся несущей конструкцией, образуют смысловые и сюжетные сваи, на которых держится все происходящее. Она понимающая жена и мать. В прошлом работала за двоих, давая возможность мужу уделять время тренировкам с девочками, сейчас трудится на себя, заботится о девочках и Ричарде, радуется успехам детей и продолжает тренировать их на пару с мужем. Но главное — она одна может дать отпор Ричарду.
Нетривиальная спортивная история из жизни семейства Уильямс — кино в большей мере семейное, чем спортивное, и в меньшей мере патриархальное, чем могло показаться поначалу. Это тот случай, когда фильм стоит досмотреть до конца, ведь, перевалив за половину, он выдаст важные откровения, одним из которых будет и выход героини Онжаню Эллис.
В своем режиссерском дебюте известная актриса Мэгги Джилленхол берется за непростую тему кризиса материнства, который настигает главную героиню фильма. Ее зовут Леда, ей 48 лет, и она профессор в университете. А еще у нее две взрослые дочери, о которых вплоть до конца фильма не совсем ясно, живы они или нет, где они и в каких отношениях с матерью. О Леде тоже почти ничего не известно: она приехала отдохнуть на морское побережье в Греции, взяла с собой какую-то работу, а еще она страшно упряма, чем от сцены к сцене всё больше злит местных криминальных воротил, которые здесь заправляют всеми делами.
Мэгги Джилленхол выдерживает интригу сразу на трех уровнях: детективный сюжет с местной мафией, прошлое Леды и история ее взаимоотношений с местной девушкой Еленой, в дочке которой Леда внезапно узнает своих собственных детей. Но это всё Леда в исполнении гениальной Оливии Колман. Это Леда, которая повзрослела и погрузилась в глубокую пучину воспоминаний и тревог. А вот Джесси Бакли — это Леда второго плана, Леда в молодости, Леда с двумя неугомонными малышками на руках, большими амбициями и горячим сердцем. В фильме героиня Бакли нужна, чтобы со временем прояснить, с каким багажом солидная профессорша прибыла на этот остров, и раскрыть ее внутренний мир.
Но и Джесси Бакли очень долгое время скрывается от глаз зрителей. Молодая Леда поначалу появляется то со спины, то в профиль, камера на крупных планах не дает никакой возможности вглядеться в героиню, она — словно бы намек, обмолвка, нечеткий образ. Но чем дальше, тем более отчетливо проступает ее фигура, пока история молодой Леды не оказывается в фокусе. Джесси Бакли — искра, которой высечена ее героиня из будущего. Она тот самый характер, который делает Леду такой неудобной для окружающих. Она вызов и правда. Она мать, которая устала от своих детей и призналась себе в этом. Она дыхание, которое необходимо набрать, прежде чем выдать громкое высказывание, которым и стал фильм Джилленхол.
Давным-давно в Белфасте конца 1960-х протестанты атаковали дома, где жили католики. Бои на улицах велись не только здесь, но и в других крупнейших городах Северной Ирландии. Но все эти детали были неведомы мальчишке по имени Бадди. Ему было всего 9 лет, он ходил в школу, любил проводить время с бабушкой и дедушкой, хотел непременно жениться на своей однокласснице Кэтрин и очень любил смотреть кино. Как и в любой истории детства, где есть бабушка с дедушкой (хоть в «Синей птице» Метерлинка, хоть в «Красной шапочке»), им отведена особая роль. Вот и у режиссера Кеннета Браны бабушка с дедушкой несут больше мудрости и любви к жизни, чем все остальные персонажи вместе взятые. Они достаточно пожили, чтобы не бояться смерти (которая совсем рядом во время беспорядков), они приняли все решения на свете, они до сих пор любят друг друга. Они самая настоящая ролевая модель, которой так хочется следовать.
Оба, и бабушка в исполнении Джуди Денч, и дедушка в исполнении Кирана Хайндса, номинированы на «Оскар» за роли второго плана. Кеннет Брана не раз в своих интервью раскладывал весь «Белфаст» по полочкам. Почему фильм черно-белый, как в нем проявляется взгляд ребенка, где заканчиваются воспоминания и начинается эскапизм. Но многое в фильме такому складному разъяснению просто не поддается. И игра Джуди Денч — одна из таких вещей.
Джуди Денч — настоящая королева ролей второго плана. Это она с 1995 и по 2012 годы возглавляла британскую секретную службу в бондиане, а в 1998 сыграла королеву Елизавету I во «Влюбленном Шекспире» (за эту роль Денч получила «Оскар»). Хватало и главных ролей, сложных и неоднозначных: роль эксцентричной художницы Арабеллы в фильме «Чай с Муссолини» или заглавная роль в фильме «Айрис», где Денч играет менее эксцентричную, но не менее энергичную писательницу Айрис Мердок. У Браны актриса умудряется весь свой экранный опыт переплавить в опыт житейский. Она в фильме и озорная и воинственную девушка, и усталая старуха, и сварливая жена, и любящая невеста, и сильная заботливая свекровь. Играет Денч и бабушку, утомленную, внимательную, живую, которая всегда честно и мудро отвечает на вопросы и прикрывает внука перед родителями. И хотя главным в фильме остается взгляд ребенка, именно ее героине в «Белфасте» отведена его обратная, необходимая для объема всей истории точка — взгляд матери.
«Власть пса» с 12 номинациями еще до церемонии вручений можно смело назвать фаворитом «Оскара» 2022 года. В том числе фильм номинирован на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, хотя Роуз Гордон в исполнении Кирстен Данст сложно назвать второстепенным персонажем. На пустотах американских прерий живут Роуз с ее сыном Питером на постоялом дворе и братья Бербанк на семейном ранчо. И все они словно бы в тысячах миль друг от друга, даже когда находятся под одной крышей или в одной комнате. Все в равной мере одиноки и в равной мере важны.
Одиночество одних мало отличается от одиночества других. Все герои истории ищут одного и того же — любви. И любовь эта в них никак не найдет себе выход из-за того, что все они заложники общественного мнения. Сын Роуз Питер непохож на окружающих, что и заставляет Роуз искать для него лучшей судьбы. Она знает, что сыну нужна мужская рука, а потому соглашается на предложение Джорджа Бербанка несмотря на то, что его брат Фил уверен — ей нужны только деньги, положение и ранчо. Фил объявляет войну Роуз, хотя едва ли он в силах устроить ей ад больший, чем тот, в котором находится сам. Да и она не отстает. Разумеется, ей нужны деньги, положение и крыша над головой, но что делать с счастьем?
Всё у режиссерки фильма Джейн Кэмпион беспросветно и всё вонзается острой критикой в плоть общественных устоев. А пустота американских равнин лишь озвончает каждую эмоцию в фильме. Роль Кирстен Данст номинально второстепенна, но по факту у Кэмпион нет главных и второстепенных ролей, ведь все герои оказываются за бортом жизни, кроме, разве что, одного. Пса. Ему одному и дано властвовать.