«Оскар-2022»: Лучшая мужская роль
На премии «Оскар» этом году за звание лучшего актера борются почти одни только ветераны — у всех уже есть номинации, а у двоих в списке и победы. И в этой борьбе на пятки фавориту Уиллу Смиту наступает самый молодой соперник.
Уилл Смит
Ричард Уильямс — отец и тренер всемирно известных теннисисток Серены и Винус Уильямс. Человек, который привел дочерей к славе, одновременно запрещал девушкам задирать нос и привыкать к роскоши, поскольку сам вышел из низов. Роль скромного, но упорного отца-учителя принесла Уиллу Смиту третью номинацию на премию «Оскар». Примечательно, что первая — за фильм «Али» — также была ролью в спортивной драме, а вторая («В погоне за счастьем») была посвящена проблемам отцовства. Эта тема вообще особенно важна для Смита, вырастившего двух детей-актеров, с которыми порой играл вместе. Можно предположить, в судьбе Уильямса артиста привлекли моменты, схожие с его собственной биографией.
Некогда самый высокооплачиваемый и любимый актер Голливуда в последние годы не радовал поклонников особыми успехами. Даже роль Джинна в «Аладдине»Гая Ричи не обернулась грандиозным камбэком. Нынешняя номинация для Смита отчасти уже победа и шанс, который нельзя упускать.
Мы видим прежнего плейбоя и супергероя погрузневшим, седобородым, играющим вечно униженного маленького человека, для которого талантливые дети — единственная гордость. Нельзя сказать, что игра Смита преподносит много сюрпризов, но ведь и жанр не тот. Главное — тронуть сердца и дотянуть до катарсиса.
Эндрю Гарфилд
Еще один байопик в списке — и чудесная, и печальная история Джонатана Ларсона, роль которого исполнил Эндрю Гарфилд. Писатель и композитор, всю жизнь сочинявший мюзиклы «в стол», пришел к славе после тридцати лет, но наслаждался ей недолго, скоропостижно скончавшись от последствий синдрома Марфана. Фильм бродвейского постановщика Лин-Мануэля Миранды показывает будни бедного творца в Нью-Йорке — это адаптация мюзикла самого Ларсона о его жизни. Композитор живет с друзьями, влюбляется, работает официантом, обивает пороги агентств, годами добиваясь призвания. При этом герой сочиняет по песне в день на любую тему, заражая мир вокруг музыкой.
Гарфилду было где развернуться в этой роли. Как оказалось, актер прекрасно поет и танцует, но это не главное (хотя может добавить Гарфилду бонусов в глазах академиков). Важно, что ему выпала довольно сложная задача — исполнить роль хорошего и доброго человека. Куда понятнее, как изображать злодея или хотя бы амбивалентную персону. Джонатан Ларсон, изображаемый в фильме, не то чтобы лишен недостатков, но они лишь слегка оттеняют его светлую личность.
И такого положительного парня Гарфилду играть не впервой — можно вспомнить его предыдущую номинацию на «Оскар» за роль религиозного солдата-пацифиста Десмонда Досса (также реального человека) в фильме Мела Гибсона«По соображениям совести». В своем роде нынешний успех укрепляет репутацию Гарфилда как самого позитивного актера поколения.
Бенедикт Камбербэтч
В отличие от остальных актеров списка, у Камбербэтча не было ни реального прототипа своего персонажа, ни возможности обратиться к традиции воплощений героя, как в случае «Макбета». Его Фил Бербэнк создан Камбербэтчем целиком и полностью самостоятельно, лишь на основе романа Томаса Сэвиджа и сценария Джейн Кэмпион. Прошлый раз номинировавшись на премию «Оскар» за роль «хорошего» компьютерного гения Алана Тьюринга из фильма Мортена Тильдума«Игра в имитацию», теперь актер играет человека откровенно плохого, но столь же несчастного.
Бербэнк живет на ранчо вместе с родным братом и терроризирует его слабовольную супругу и сына-подростка, которого считает неженкой. Домашний тиран с патриархального Дикого Запада Америки в исполнении Камбербэтча в самом деле похож на дворового пса. Погладишь — укусит. Внутри это, конечно, клубок неврозов, переплетенных крепко и неотвратимо, как роковая веревка. Особенно важно Камбербэтчу было создать персонажа, избегая, сколь возможно, ковбойских штампов вроде табачных плевков и клинтиствудовского прищура. Пожалуй, удалось — неосторожный зритель может и пожалеть бешеного пса.
Дензел Вашингтон
По скромным подсчетам Дензел Вашингтон стал примерно сто тридцатым экранным Макбетом. Шекспировская история шотландца, который по зову пророчества убил множество людей на пути к трону и сошел с ума из-за мук совести, с первых дней существования кинематографа привлекала режиссеров. За минувшее десятилетие Макбета играли, например, Майкл Фассбендер и Кеннет Брана. Чем же удивляет в этом ряду работа Вашингтона под руководством Джоэла Коэна в его первом сольном фильме?
Конечно, уж не тем, что средневекового шотландского персонажа играет черный актер — даже упертые консерваторы почти привыкли к таким решениям, а Вашингтона едва ли можно обвинить в неубедительности. Тем более, что он давно и успешно играет разных шекспировских персонажей. Вашингтон произносит архаичные реплики пьесы с натуралистическими бытовыми интонациями, точно много лет живет в причудливом мире Шекспира. И в экспрессионистской постановке Коэна именно герой Вашингтона — самый «нормальный», даже в своем кровавом безумии.
Надо сказать, свой предыдущий «Оскар» за главную мужскую роль америакнский актер получил, также сыграв отрицательного персонажа (в «Тренировочном дне»Антуана Фукуа), что с ним бывает редко. Есть шанс, Вашингтону повезет и в этот раз, несмотря на некоторую традиционность образа.
Хавьер Бардем
Телешоу «Я люблю Люси» годами оставалось главным хитом ранних лет американского телевидения. Люсиль Болл и Дези Арназ, игравшие экранных супругов Рикардо, были мужем и женой в реальной жизни. Второплановые актеры благодаря сериалу превратились в национальных любимцев. Изобразившие их Николь Кидман и Хавьер Бардем оба претендуют на «Оскар».
Арназ в исполнении Бардема — сладкоголосый певец, бонвиван и одновременно цепкий менеджер. В особо жаркую неделю съемок сериала он пытается спасти супругу, которую обвинили в связях с коммунистами, а параллельно убедить Люсиль, что он ей не изменял. Первое Арназу удается, второе — нет.
Критики сразу отметили, что внешне Бардем неособенно похож на своего персонажа (как и Кидман — на Люси), но хорошо передает всепобеждающую харизму Арназа. Актер-тяжеловес, уже с «Оскаром» за «Старикам тут не место» братьев Коэн, Бардем показывает амбивалентного героя. Парня обаятельного и милого, но резкого, заносчивого, порой деспотичного. Каким и должен быть человек, бежавший в Америку с Кубы от переворота Батисты, мигрант, ставший суперзвездой. Кубинское происхождение самого Бардема придает образу аутентичности — в лучших традициях голливудского реализма. Но для награды этого маловато.