«Оскар-2022»: Лучшая женская роль
В этом году на «Оскаре» в номинации «Лучшая женская роль» царит хаос: букмекеры потихоньку подсчитывают коэффициенты, но каждая новая премия вроде Гильдии киноактеров путает карты. Еще недавно чуть ли не главной фавориткой премии считалась Пенелопа Крус, но уже сегодня ее шансы минимальны. Что будет завтра, предположить почти невозможно. Слишком разные роли и хорошие актрисы в одной номинации.
Джессика Честейн, получив премию Гильдии киноактеров как лучшая актриса, автоматически стала фавориткой номинации. Так уж сложилось, что американцы ужасно любят перевоплощения в настоящих людей и с радостью «благодарят» артистов за сходство всеми возможными наградами. Среди пяти номинанток на «Оскар» в этом году — трое сыграли реальных женщин.
Джессика Честейн благодаря ежедневному подвигу гримеров перевоплотилась в Тэмми Фэй — культовую христианскую миссионерку и жену телепроповедника Джима Беккера. Супруга сыграл Эндрю Гарфилд: он тоже отмечен в актерской номинации, но за роль в мюзикле «Тик-так… БУМ!». Тэмми Фэй — фигура пусть и значительная в медиаландшафте США, но незнакомая русскому зрителю, поэтому фильм и миновал наш прокат. Лента поэтапно проходит по ве(р)хам биографии Тамары Месснер — детство, набожная мама, первая любовь, брак, проповеднические гастроли, etc. Помимо прочих навыков публичного выступления, Тэмми Фэй полюбилась американцами и за то, что поддерживала ЛГБТ-сообщество и больных СПИДом — Бог ведь любит всех одинаково.
«Глаза Тэмми Фэй» — довольно энциклопедический и прямолинейный байопик, который оставляет привкус ЖЗЛ после просмотра. Картина Майка Шоуолтера отмечена на премии всего в двух номинациях: «Лучшая женская роль» и «Лучший грим и прически». Но едва ли это может помешать Джессике забрать заветный «Оскар»: ровно из такой же расстановки кинематографических сил в 2019 вышла победительницей Рене Зеллвегер, получив «Оскар» за роль артистки Джуди Гарленд («Лучший грим и прически» тогда так и остались номинацией для «Джуди»). Дальнейшая расстановка сил очень условна.
Пока достижения в наградном сезоне у Николь Кидман измеряются триумфом на «Золотом глобусе», где актриса была удостоена приза за лучшую женскую роль в фильме «В роли Рикардо». Еще недавно статуэтка могла считаться путевкой к победе на «Оскаре», но за последние пару лет премия окончательно себя дискредитировала. Тем не менее, как и Честейн, Кидман сыграла невыдуманную личность — звезду американского телевидения Люси Болл, которая прошла через обвинения в коммунистической деятельности. Режиссер и сценарист Аарон Соркин сконцентрировался именно на этом этапе жизни актрисы, а также закулисье съемок ситкома «Я люблю Люси», где Болл исполняла главную роль.
Кидман выпала удивительная возможность сыграть своего рода «матрешку»: помимо того, что на экране Николь перевоплотилась в любимицу Америки, она стала и героиней шоу Люси Рикардо. Болл то ли страдала, то ли радовалась тому, что личная жизнь и карьера слились в одно: Дези Арназ был мужем Люси и на экране, и за его пределами, к тому же руководил производством шоу. Кидман играла похожую роль в «Колдунье» Норы Эфрон, но, в отличие от легковесной романтической комедии, «В роли Рикардо» куда болезненней фокусируется на механизмах индустрии и подноготной женских типажей в кино и на ТВ.
В этом году на премии «Оскар» картина Аарона Соркина обошлась лишь актерскими номинациями (отсутствие фамилии автора в категории «Лучший сценарий» как минимум дискуссионно): помимо Кидман, номинированной на лучшую женскую роль, академики отметили Хавьера Бардема и Дж.К. Симмонса. Вполне вероятно, что один из трех актеров уйдет с церемонии не с пустыми руками.
Оливия Колман постепенно приближается к тому, чтобы перенять почетный орден голливудской славы у Мэрил Стрип. Британская артистка, которая по мерками индустрии довольно поздно перебралась из театра и сериалов в крупные международные проекты, за 4 года уже третий раз отмечена номинацией на «Оскар» за лучшую женскую роль, а в 2019 году с первой попытки получила статуэтку за роль в фильме Йоргоса Лантимоса. Как и «Фаворитка», «Незнакомая дочь» была впервые показана на Венецианском кинофестивале, где была удостоена приза за лучший сценарий.
Справедливо будет сказать, что дебютный фильм Мэгги Джилленхол, несмотря на награду Мостры — кино в первую очередь актерское. Оливия Колман исполнила роль профессора литературы, который проводит каникулы на греческих островах, знакомится с другими туристами, ужинает с управдомом и вспоминает свою молодость и материнство. Сценарий основан на романе Элены Ферранте, и именно литературный первоисточник обусловил приемы киноязыка. Очень многие сцены проходят в тишине — здесь и проступает неповторимое мастерство Колман: даже когда событие вынесено за периметр кадра, от актрисы невозможно оторвать взгляда. Кроме того, благодаря «Незнакомой дочери» случилась редкая для премии «Оскар» комбинация, когда две актрисы номинированы за одну роль: помимо Оливии Колман, за исполнение Леды отмечена Джесси Бакли в категории «Лучшая женская роль второго плана». Обе более чем заслуживают победы, но, к сожалению, обе, вероятнее всего, останутся без «Оскара».
Темная лошадка предстоящей церемонии «Оскар» — лента Пабло Ларраина о принцессе Диане, а точнее об одних Рождественских выходных 1991 года в Сандрингемском дворце. Роль чужачки в королевской семье досталась бунтарке Кристен Стюарт, и это первая номинация на «Оскар» для актрисы. По-человечески хочется пожелать победу в категории именно Кристен: «Спенсер» порой незаслуженно рьяно ругали в прессе, обвиняли в посредственности, в сентиментальности и манипуляциями фактами. При этом Ларраин и не собирался ставить биографическую драму в привычном понимании, а пытался ухватить слепок ощущений: каково это, быть леди Дианой? Отчуждение, тотальное одиночество, бесконечно давление фамилии и нелюбовь мужа.
В интервью режиссер и актриса рассказывали, что иногда у них не было точного плана на съемочный день: Ларраин включал музыку, а Стюарт импровизировала, танцевала, уходила из кадра, садилась на пол — из таких наблюдений и сложилось беззастенчиво эмоциональное полотно. В сравнение с остальными работами в наградном сезоне — Стюарт получила действительно уникальный опыт, помноженный на колоссальную ответственность. Как бы не любили американцы Люси Болл — леди Ди в сердцах людей по всему миру стала практически святой. Чтобы взяться за эту роль, нужна неподдельная храбрость, которая у Кристен, несомненно, есть.
Пенелопа Крус уже больше 25 лет идет рука об руку с режиссером Педро Альмодоваром. «Возвращение» принесло ей приз за лучшую женскую роль на фестивале в Каннах, «Параллельные матери» — кубок Вольпи в Венеции, обе роли отмечены номинациями на премию «Оскар».
В этот раз Пенелопа сыграла женщину на перепутье: с одной стороны, Дженис — модная фотографка с надписью на футболке «Мы все должны быть феминистками» и независимая мать-одиночка, с другой — дочь своей семьи и своей страны, а тому она старается уберечь наследие родины. Дженис инициирует эксгумацию братской могилы жертв режима Франко в родной деревне. Альмодовар, обратившись к довольно бесхитростному языку мыльных опер, сочиняет полотно об исторической памяти и о том, как прошлое и будущее ложатся на одни хрупкие плечи.
Феминность и материнство — магистральная линия в фильмографии режиссера, женщина для постановщика всегда больше, чем женщина, будь она святой или падшей. Едва ли кто-то из современных артисток мог сыграть роль Дженис более тонко и точно, сплавив материнство и сестринство как идейность и привычный быт.
«Параллельные матери» — несомненно, крупный и важный фильм в карьере Пенелопы Крус. Она совершенно заслуженно получила свою номинацию на «Оскар»: если ставки вновь переменятся, то никто от этого не проиграет.