Лучшие турецкие фильмы 2023 года: От фестивальных драм до зрительских комедий
Рассказываем, какие турецкие фильмы 2023 года стоит посмотреть всем фанатам национальной кинематографии. В этом списке мы собрали картины на любой вкус. Ценителям европейских фестивалей — новая работа Нури Бильге Джейлана. Любителям стриминговых мелодрам — фильмы о любви с Netflix. А также много комедий, документального кино и триллеров.
Молодому учителю Самету (Дениз Джелилоглу) осталось работать в ненавистной захолустной школе в Анатолии еще полгода: после этого мужчина должен переехать в Стамбул. На протяжении четырех лет педагога держали здесь друзья и не по годам талантливая ученица Севим (Эдже Бачы). Но все мечты Самета об отъезде в одночасье рушатся, когда самого преподавателя и его коллегу-товарища Кенана (Мусаб Экиджи) обвиняют в связях со школьницами. Герою предстоит переосмыслить свое прошлое, а заодно задуматься, чего он ждет от будущего.
Завязка нового фильма Нури Бильге Джейлана напоминает триллеры в духе «Охоты» Томаса Винтерберга, где оболганный герой-аутсайдер вынужден доказывать некогда близким людям свою невиновность. Однако у турецкого современного классика другой подход. Вопреки провокационному сюжету, «О сухой траве» — очень медленное диалоговое кино. И размышляет оно не столько о педофилии или харассменте, сколько о кризисе среднего возраста, одиночестве и угасшей жизни. Хмурый и вечно недовольный учитель Самет — типичный герой времени: человек без идеалов, надежд и сил бороться с несправедливым миром. Через этого персонажа Джейлан показывает ментальные травмы не только современной Турции, но и, кажется, всего XXI века.
Молодой прокурор Эмре (Селахаттин Пасали) приезжает работать в вымышленный турецкий городок Балкая. Местные чиновники сразу же тепло встречают гостя и пускают ему пыль в глаза. Лишь независимый журналист Мюрат (Экин Коч) может рассказать правду. Оказывается, место давно погрязло в коррупции, а на фоне местных выборов подковерные игры, воровство и обман выходят на новый уровень. Эмре нужно решить, на чьей он стороне. Даже если это будет стоить ему жизни и репутации.
Турецкое кино очень напоминает российское, и «Пылающие дни» — очередное тому доказательство. Эмин Элпер — мастер реалистичной социальной драмы, чем-то напоминающий Юрия Быкова: герои двух этих режиссеров часто оказываются перед сложным моральным выбором между правдой, законом и справедливостью — и не реже вынуждены платить за свою принципиальность. А в сюжете неизменно фигурируют криминал, продажные политики и маленькие люди. Авторы сходятся даже в пессимистичных выводах: система всегда сильнее человека, и победить ее почти невозможно.
Медсестра Аслы (Мэрвэ Диздар) переезжает в маленькую турецкую деревню. Она не объясняет свое решение ни близким, которые всеми силами пытаются вернуть дочь, ни угрюмым старожилам. Скоро в поселке, отрезанном от цивилизации снегопадом, происходят странные вещи. Посреди ночи пропадает местный житель, и постепенно обитатели деревни находят козла отпущения: они подозревают странноватого соседского дурачка. Правда, сама Аслы знает совсем другую правду.
Как и новый фильм Джейлана, это кино разрушает несколько стереотипов о Турции: действие происходит в заснеженной провинции, рядом с населенными медведями лесами. Здесь нет места любовным интригам и пылким страстям — вокруг героев царят беспробудное отчаяние и грусть. Режиссерка Сельджен Ергун предпочитает не раскрывать все карты и мотивы: персонажи редко объясняют свои поступки и уж тем более пересказывают собственное прошлое — поэтому и без того холодный триллер становится еще отстраненнее. Даже если вам не близок напряженный сюжет, фильм выделяется актерской работой Мэрвэ Диздар. После этой картины и роли в «О сухой траве» ее наверняка ждет большое будущее.
Документальный фильм о музыке турецких иммигрантов в Германии. Многие приезжие начали новую жизнь в Берлине и других немецких городах, а вскоре породили целое течение молодых артистов: звуковые национальные мотивы они смешивали со злободневными текстами об утрате дома, равнодушии властей, расизме и сложностях интеграции в европейское общество.
«Любовь, дойчмарки и смерть» — это идеальное кино для тех, кто устал от однообразной музыки в плейлисте. Документальный фильм не только напоминает о таких знаковых турко-немецких артистах, как, например, Таркан, но и открывает новые имена: после финальных титров вы точно добавите треки Дердийоклар, Джема Караджи или Гюльджан Опель. Не меломаны тоже останутся в восторге: ведь картина очень ужимисто и красочно объясняет, как в современной Германии слились воедино культуры со всех уголков мира.
История разворачивается вокруг четырех людей, которые живут в Стамбуле. Девушка Зейнеп (Мелиса Бостанджиоглу) грустит на фоне плохих новостей и не знает, что делать со своей жизнью. Ее соседка Айше (Мелис Севинч) мечтает уехать из Турции и строит из себя иностранку на улице. Замужний инженер Мехмет (Мерт Джан Севимли) разочарован тем, как развернулась его судьба: он хотел быть врачом, а свою супругу и ребенка совсем не любит. А молодой человек Али (Ибрагим Арыджы) живет с родителями и никак не может найти работу.
Трагикомедия, чем-то напоминающая ранние ироничные хиты Вуди Аллена, показывает изнанку турецкого общества: все герои — представители среднего класса. Они живут относительно комфортно, но никак не могут справиться с комплексами и нерешенными экзистенциальными вопросами. Четверка обманывает друг друга и добровольно лишает себя права на счастье: Айше говорит на английском и в общении с новым возлюбленным представляется афганкой, а Али врет о своем знаке зодиака (да, это тоже может стать проблемой). Маленькие трагедии то и дело чередуются с самоиронией: в большом городе очень легко остаться одиноким — но даже в такой ситуации не стоит корчить серьезную мину.
Переводчик Кава Немир несколько лет идет к невыполнимой цели — он пытается адаптировать книгу Джеймса Джойса «Улисс» под курдский язык. На пути встают не только очевидные преграды вроде сложной лексики первоисточника, но и бытовые и даже политические проблемы. У писателя заканчиваются деньги, ведь жизнь в Европе дорожает с каждым годом. А вернуться на родину Кава не может: репрессии против курдов становятся всё более масштабными и жестокими.
Минималистичный док — фильм длится чуть больше часа — успевает объять необъятное. С одной стороны, это краткий экскурс в работу переводчиков: Немир объясняет, как настоящие профессионалы адаптируют не только сюжет, но и даже цвета и звуки. С другой, картина раскрывает противостояние курдов и турецкого государства: начиная с политических репрессий и культурной цензуры и заканчивая борьбой национальных меньшинств за целостность собственного языка. Тема может прозвучать занудно и заумно, но безудержный авантюрист Кава Немир превращает трагедию в эксцентричное драмеди: жизнь стоит того, чтобы за нее бороться, — даже если она сама напоминает один модернистский роман.
Успешная театральная актриса Дилара (Неслихан Атагюль) живет с парнем-красавцем Серканом (Серкан Чайоглу) в роскошном доме. Во время съемок рекламы шампуня «Белинда» девушка осознает, что превратилась в героиню ролика: она попала в обычную семью и стала домохозяйкой, которая ухаживает за детьми и нелюбимым мужем Неджати (Неджип Мемили). Диларе нужно во что бы то ни стало выбраться из новой реальности, однако никто не верит, что она известная актриса.
Ремейк классического фильма 1986 года не дотягивает до оригинала: эксклюзивный проект Netflix блекнет из-за телевизионной картинки и упрощенных характеров. Но это неплохой порог для вхождения в старое турецкое кино: современная «Ах, Белинда» тоже рассуждает о патриархате, семейных ценностях и положении женщины в современном обществе. После просмотра можно ознакомиться с более остросоциальным и сюрреалистичным фильмом Атыфа Йылмаза.
Ялын (Кыванч Татлытуг) и его супруга Бейза (Фунда Эрйигит) переезжают в городок на Эгейском побережье. Мужчина в спешке покинул Стамбул: он вышел из тюрьмы после скандала с финансовыми махинациями и решил начать всё по новой. Однако местные жители, которые лишились денег и надежд из-за Ялына, не спешат прощать героя. Противостояние с соседями оборачивается чередой смертей и преступлений.
«Удушающий захват» собрал все фишки круто сваренного триллера о жизни в захолустье: от брутального сюжета о противостоянии городских и местных до мрачных природных пейзажей, которые лишь усиливают нависшую тревогу. Если бы братья Коэн позднего образца добрались до теплых побережий, они бы непременно сняли что-то в духе этого фильма. С серой моралью, минимумом юмора и с разоблачением алчной человеческой природы.
Сахра (Айча Айшин Туран) и Дениз (Экин Коч) знают друг друга с подросткового возраста, но отношения парочки постоянно буксовали от любви до ненависти и обратно. Бабушки пытаются примирить и свести внуков, для этого они придумывают хитрый план. Два карьериста при всем желании не смогут снова поругаться, ведь от их отношений будут зависеть успехи на работе.
Незатейливый ромком в декорациях солнечного приморья — лучший способ морально подготовиться к приближающемуся палящему лету. Сюжет «Заставь меня поверить» вряд ли кого-то удивит неожиданными поворотами: это классическая история о том, насколько бессмысленно сдерживать любовь. В финале будут счастливы все: одинокие герои найдут вторую половинку, их бабушки добьются желаемого, а зритель вновь получит надежду на то, что мир не так уж и плох.
Девушка Рейхан (Дефне Каялар) уже 30 лет живет вместе с мужем в Гамбурге. Ненадолго они возвращаются в Стамбул, где героиня обнаруживает неожиданное — она больше не чувствует запахов. Пытаясь самостоятельно справиться с недугом, Рейхан задерживается в городе и пытается вспомнить свое прошлое.
Тихая драма «Внезапно» не пытается казаться умнее, чем есть: авторы довольно просто, но метафорично размышляют об эмиграции и потере родных корней. Каково это — оказаться на родине, которая изменилась до неузнаваемости? И можно ли вернуться в давно утраченное время? Следуя за Рейхан, зритель сам переоткрывает для себя Стамбул с шумными и тихими улочками, чудаковатыми жителями и яркими красками.