«Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»: Фильмы и сериалы про Остапа Бендера
В декабре исполнилось 120 лет со дня рождения Евгения Петрова, который вместе с другом Ильей Ильфом создал романы о современном плуте Остапе Бендере, ставшем одним из самых известных аферистов литературы. Рассказываем обо всех значительных экранных воплощениях Великого комбинатора.
Также советуем обратить внимание на подборки о не менее знаменитых литературных героях: о Шерлоке Холмсе и Эркюле Пуаро.
Впервые роман Ильфа и Петрова экранизировали всего через пять лет после появления. Фильм сняли молодые кинематографисты Михал Вашиньский и Мартин Фрич, затеявшие первую в истории совместную польско-чешскую постановку. На главные роли они пригласили двух популярных комиков своих стран. Парикмахер Фердинанд Шуплатко (Власта Буриан) получает квартиру в Варшаве и мебельный гарнитур от скончавшейся тетушки. С ним знакомится торговец антиквариатом Камил Клепка, в роли которого снялся польский король комедии Адольф Дымша.
Чуть позже американский комик Монти Бэнкс снял в Великобритании «Пожалуйста, сидите!», где Остап Бендер предстал женщиной. Затем роман под именем «13 стульев» экранизировали в нацистской Германии (естественно, без упоминания авторов в титрах). А в 1957 году ремейк истории о парикмахере и наследстве появился в Бразилии. Бендер снова оказался дамой, на этот раз обворожительной танцовщицей варьете Ивонной (Рената Фронци). Главным героем скорее был «Киса» по имени Бонифасио (Банзе). В этой роли снялся популярный актер Оскарито, натурализованный андалусиец, большая бразильская звезда 1950-х. Вскоре и роман Ильфа и Петрова стал известен в Латинской Америке, и назвали его «Приключения Банзе в России».
Вновь актуальную экранизацию советского романа поставил кубинец Томас Гутьеррес Алеа после революции на острове. Здесь Оскар (!) Бендер сидит в кино, где показывают киножурнал «Новости дня» о том, как революционеры находят в буржуйских особняках сокровища. Великий комбинатор служит садовником и тоже пытается отыскать клад. Дом его бывших хозяев стал богадельней, а учитывая размеры — настоящим «замком для престарелых». И тут возникает бывший владелец дон Ипполито.
В картине смешиваются разные приемы и стили. С одной стороны, здесь много эксцентрики немого кино, например, в сценах со священником, тоже идущим по следу стульев. В какой-то момент наши герои даже окажутся в цирке, где со стульями работают эквилибристы и укротитель льва. С другой стороны, есть много сцен, снятых прямо на бурлящих улицах современной Кубы, как поступали в том же году парижские режиссеры «новой волны». А прячущая сокровища в стуле тетушка дона Ипполито — и вовсе рисованная анимация прямо поверх фотографий. И поскольку «солнцу свободы над Кубой гореть», здесь, конечно, невозможно оставаться несознательным негодяем, так что в финале Оскар Бендер примет революцию.
В конце шестидесятых экранизации романа Ильфа и Петрова посыпались как из рога изобилия. Первую голливудскую экранизацию предложил Мэл Брукс, ведь романом о похождениях Остапа Бендера в последние годы он буквально бредил. Режиссер по своей привычке сочинил заглавную песню для фильма «Верьте в лучшее, но ждите худшего». Картина же скорее не оставалась советской сатирой, а играла на стереотипах того, как видят Россию в Америке. Тем не менее снята она с большой любовью, ведь Брукс был сыном киевлян, уехавших за океан после революции.
Съемки проходили в Белграде и хорватском Дубровнике. Роль Остапа Бендера сыграл дебютант Фрэнк Ланджелла, который посоветовал на роль Кисы актера Рона Муди из мюзикла Кэрола Рида «Оливер!». Режиссер от результата остался в восторге и всю жизнь считал эту провальную по сборам картину любимой в своей карьере.
Первую экранизацию Ильфа и Петрова на отечественном экране в 1966 году сделал Александр Белинский, который еще не стал одним из главных мастеров фильма-балета. Здесь чувствуется увлечение Брехтом: герои существуют в мире схематично нарисованных декораций и комбинированных кадров, нарушая правила фильма-спектакля. Из романа Белинский выбрал некоторые главы, а слова от Ильфа и Петрова передал Остапу (Игорь Горбачёв) и Кисе (Николай Боярский). Их герои часто ломают четвертую стену и обращаются к зрителям по ту сторону телеэкрана, что было очень эффектно для того времени.
Остальных персонажей здесь играют также знаменитые ленинградские актеры в расцвете своей карьеры: Рэм Лебедев в роли отца Фёдора, Алиса Фрейндлих блестяще перевоплощается в Эллочку-людоедку, а Гликерия Богданова-Чеснокова изображает бывшую красавицу-прокуроршу, возлюбленную Кисы. И окажется так прекрасна в этой роли, что несколько лет спустя Леонид Гайдай позвонит Белинскому с просьбой «позаимствовать» его актрису в свою версию истории.
Роман Ильфа и Петрова был многие годы «застольной» книгой Леонида Гайдая. Каждый раз, когда он садился обедать, то открывал роман и перечитывал отрывки, хохоча. Когда режиссер завершил «Бриллиантовую руку» и вырезал чудовищный атомный взрыв, приклеенный специально для отвода цензорских глаз, ему стало ясно — больше актуальных комедий он снимать не хочет. И почти на десять лет ушел в экранизации классиков, начав, конечно, с «12 стульев».
Режиссер собрал прекрасный актерский ансамбль, который включал Юрия Никулина, сыгравшего дворника Тихона, и Михаила Пуговкина в роли отца Фёдора. Воробьянинова доверили Сергею Филиппову, поскольку актера считали смертельно больным: режиссер решил дать ему сыграть первую главную роль. В результате то ли съемки так повлияли на актера, то ли мастерство врачей, но он прожил еще долгую жизнь. На роль Остапа Бендера пробовались 15 актеров, в том числе Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Никита Михалков и даже Владимир Высоцкий. Последний прямо перед началом съемок запил, и срочно пришлось искать замену. И тут кто-то рассказал Гайдаю об Арчиле Гомиашвили, который уже больше десяти лет тогда выступал в моноспектакле по мотивам «Золотого теленка». Это был знак судьбы, и так прежде малоизвестный актер на всю жизнь связал себя с героем Ильфа и Петрова.
Когда Григорий Козинцев посмотрел гайдаевские «12 стульев», то оставил в дневнике запись: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей». Неизвестно, что сказал бы Козинцев о следующей версии, но вот Гайдай фильм Марка Захарова раскритиковал. Его не устраивало то, что картина растянута на четыре серии, что режиссер совершенно не умеет снимать на натуре, а потому даже небо сделал из картона, а также что на главные роли Захаров пригласил Андрея Миронова и Анатолия Папанова, которые неубедительно пробовались и в его фильм. В общем, «Арчил, можете включить телевизор и увидеть уголовное преступление, фильм Марка Захарова», — с таким комментарием однажды вечером Гайдай позвонил Гомиашвили.
Но Захаров просто представил кардинально другой взгляд на роман, превратив его в оперетту с музыкой Гладкова на стихи Юлия Кима, с проникновенно поющим страстное танго Мироновым-Бендером. И после первого показа по телевидению фильм не вызвал никакого ажиотажа. Зрители оказались еще не готовы к такой «варьетешной» трактовке превратившегося уже в неприкосновенную классику романа. Но позже слава к картине пришла, и теперь вопроса о превосходстве одной или другой версии уже не стоит.
Если «12 стульев» были избалованы экранизациями, то следующий роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» впервые был экранизирован именно на родине. Михаил Швейцер, едва ли не единственный ученик Эйзенштейна, у которого сложилась счастливая режиссерская карьера, сразу задал такую планку, что превзойти ее, кажется, пока не получилось ни у кого. Швейцер добивался разрешения на фильм пять лет. Успев за это время снять «Время вперед» (1965), где показал себя выдающимся мастером ретро-стилизации. В главной роли режиссер заранее готовился снимать Сергея Юрского, но руководство убедило провести пробы. Зиновий Гердт попал в фильм случайно, когда пришел по просьбе режиссера отсматривать материал проб и так активно включился в фантазирование персонажа, что в итоге был взят на роль вместо Ролана Быкова. А Николай Боярский, сыгравший Козлевича, раньше был Кисой в телеспектакле.
По итогам 1969 года картина заняла в прокате 17-е место по посещаемости — ее посмотрело почти 30 миллионов зрителей. Остап Бендер Юрского остался, может быть, самым удачным из канонических: это ироничный интеллектуал в поисках не столько денег, сколько освобождения от советского мира, обреченный на поражение.
Чешская экранизация Ярослава Маха вышла в пик яростных репрессий и борьбы с формалистами в кино. Она наглядно показывает, как яркость предыдущего кинематографического десятилетия сменится серостью «нормализованного социализма». Действие вновь переносится в современность: Фольта (Карел Хёгер) — немолодой юрист, узнавший в одном из участников телевикторины подпольного миллионера пана Дртилека (Честмир Ржанда). В финале Дртилек побеждает в суперигре и вместо поездки в Соединенные Штаты выбирает колыбель русской революции Ленинград.
На границе его сокровища изымает государство, но он улетает. А вот Фольту обманули и обобрали до нитки свои же подельники. Свободный бывший подпольный миллионер присаживается напротив Медного всадника и винтом выпивает бутылку водки, после чего конь под Петром встает на дыбы. Дртилек встает со скамейки и, счастливый, растворяется в пространстве, отправляясь прямиком к финской границе.
К 1993 году Остап постарел, надел широкополую американскую шляпу и сделался довольно неприятным типом. Это уже не великий комбинатор, но потрошитель кооператоров, нахрапистый и хамоватый. Режиссер Василий Пичул пригласил на роль Остапа Бендера популярного певца Сергея Крылова, чей хит «Девочка моя» звучал едва ли не из каждого утюга. Это был принципиальный ход постановщика, который хотел вывернуть наизнанку стереотипы о героях «Золотого теленка» Швейцера: Станислав Любшин стал потрепанным жизнью интеллигентом Паниковским, Шура Балаганов оказался панком с железными зубами (Евгений Дворжецкий), а музейный работник Корейко (Андрей Смирнов) больше напоминал смотрителя общака и тихого вора в законе. Фильм антизрительский, который добился тогда невозможного: оказался под запретом на телевидении, ведь Остап Бендер наравне с крылатыми фразами из романа еще и крепкое словцо любит ввернуть.
«Мечты идиота» — это памятник девяностым, китчевый, анархически-свободный и окончательно разрушающий всё святое, что осталось от недавнего советского прошлого. А там уже и до знаменитых «Кукол» было недалеко. Эпизод «Великие комбинаторы», вышедший в январе 1996-го, рассказывал о подготовке к президентским выборам, словно о концессии в стиле Ильфа и Петрова. В роли Остапа Бендера здесь выступает Владимир Жириновский: «Русь тронулась, господа присяжные заседатели! Тронулась, и это однозначно!»
Вскоре Бендера кто только не переиграл. В 2006-м на экраны выйдет сериал «Золотой теленок». С альтернативной концовкой, взятой будто бы из черновиков писателей. В роли Остапа здесь выступает Олег Меньшиков. Ну а в последние годы Остап Бендер появится как самостоятельный персонаж в приключенческом трехсерийном спин-оффе «Бендер: Начало» о похождениях молодого Остапа и его предполагаемого отца Ибрагима в исполнении Сергея Безрукова. Герои больше напоминают диснеевских пиратов, нежели настоящих людей времен Гражданской войны.
Удивительно, но самая свежая и интересная интерпретация Ильфа и Петрова в начале века принадлежит немецкой режиссерке, соратнице Фассбиндера Ульрике Оттингер, снявшей «12 стульев» в 2004 году в Украине. Кису сыграл одесский актер Геннадий Скарга, а в роли Остапа Бендера появился несравненный Георгий Делиев из «Маски-шоу». Делиев сохранит от этого Бендера некоторые черты для своей следующей роли в «Настройщике» Киры Муратовой. Другой навеянной Ильфом и Петровым картине, где действуют уже двое комбинаторов, а вторым Бендером предстает Рената Литвинова с косой. Первый фильм об Остапе Бендере, снятый женщиной-иностранкой, с лихвой перекрыл всю последнюю эксплуатацию образа Великого комбинатора на родине. Именем которого обязательно теперь называют ресторан в любом городе России. А памятников ему уже и не сосчитать. Так что заседание продолжается, господа эксплуататоры!