Дети турецкоподданного: Все экранные Остапы Бендеры
В марте свой день рождения отпраздновали бы сразу два значительных советских актера — Сергей Юрский и Андрей Миронов. Кроме популярности, объединяет их роль великого комбинатора Остапа Бендера. А еще оба предложили самые романтичные версии героя-трикстера. К знаменательной дате вспоминаем всех остальных Остапов — от немецких звезд тридцатых годов до современных комиков.
Сергей Юрский
Юрский сыграл не просто Остапа — он исполнил его роль в первой экранизации «Золотого теленка». До него комбинатор появлялся на экране только в новых версиях куда более легкомысленных «12 стульев». «Теленок» все-таки сложнее и разнообразнее — и как книга, и как сюжет для картины. Здесь куча ответвлений и побочных линий (чего стоит хотя бы вставная новелла о Васисуалии Лоханкине, который от горя начал говорить пятистопным ямбом). Сам Остап и влюбляется, и разочаровывается, и привязывается — в общем, переживает весь мыслимый спектр эмоций и оказывается живым, настоящим, трогательным человеком.
Сложнейший материал Михаил Швейцер мастерски сжал до двухсерийного формата. Пожертвовал даже уже снятым эпизодом про того же Лоханкина в исполнении Анатолия Папанова, правда, тот сохранился и теперь живет своей жизнью в качестве ютубовского ролика.
Но главный залог успеха — конечно, Юрский. Никто из советских актеров не смог бы сыграть Остапа таким. С заграничным лоском, хотя и одетым в тряпье. Элегантным и лихим, влюбленным и страдающим. Впервые и, кажется, в последний раз Бендер предстал не жуликом и пройдохой, а ироничным романтиком, в которого влюбляешься с первого взгляда. За белозубую улыбку и ироничные шуточки. За высокомерие, разбавленное аристократизмом и чувственностью. Он был современником зрителя — смешливым весельчаком-шестидесятником. Не больше, но и не меньше.
Андрей Миронов
В 1976 году Марк Захаров снял свой первый фильм — самостоятельный, многосерийный, для малых экранов. Эти «12 стульев», конечно, очень театральные и телевизионные. Тут много условностей и формальностей, нет попыток превратить действие во что-то достоверное и осязаемое. Но Захаров придумал универсальное оправдание такой манере, как раз более чем достоверное. «12 стульев» — мюзикл, пестрый и эффектный, вполне бродвейского формата. К тому же не лишенный фрондерства: автором текстов песен значится некий Ю. Михайлов, но за этим псевдонимом скрывался бард и диссидент, близкий к Московской хельсинкской группе, Юлий Ким.
Для такого формата лучшего исполнителя роли Остапа, чем Андрей Миронов, быть не могло. Других претендентов сложно придумать: ну а кто еще умеет с легкостью существовать в жанре мюзикла, оставаясь при этом первоклассным актером и создавая характер в каждой мелочи. Его Остап пел, плясал, кружился с незнакомками в ритме танго и тут же переходил к яростным комическим гэгам, а от них молниеносно перескакивал к трюкам в стилистике немой комедии. Такой Остап оказался едва ли не самым народным — легким, смешным, музыкальным, а потому навсегда вошел в массовую культуру.
Ханс Мозер
Как это ни удивительно, Остап появился на экране впервые вовсе не в СССР. Роман Ильфа и Петрова с его авантюрным сюжетом про стулья мадам Петуховой пришелся ко двору в европейском кино тридцатых годов и идеально соответствовал его представлениям о сюжете, обреченном на зрительский успех. В 1933 году на свет появилась первая лента по мотивам «12 стульев» — польско-чехословацкая. Правда, в ней сюжет претерпел изменения: героев наградили польскими именами, действие тоже перенесли в Восточную Европу. В 1938 году по той же схеме роман Ильфа и Петрова экранизировали в Германии. Но главное, что эти ранние картины объединяло, — в них Остапа практически не было. Он отходил на второй план, пропуская вперед Ипполита Матвеевича. В немецкой картине роль Воробьянинова (вернее, тут его зовут Рабе) досталась главному комику нацистской Германии Хайнцу Рюману, а местную версию Остапа сыграл малоизвестный Ханс Мозер. Во многом этим и объясняется далеко не великий успех картин тридцатых годов: похождения старичка — охотника за сокровищами мало чем отличались от прочего ширпотреба.
Шэрон Тейт
Быть может, самая смелая из экранизаций Ильфа и Петрова — настолько, что следов романа тут и не найти. Имена героев изменены, действие перенесено в Нью-Йорк, Лондон и Рим. Но главное — тут изменены и пол, и характер Остапа. Как и в лентах тридцатых годов, он здесь лишь второстепенный персонаж — девушка-антиквар, очаровательная и, в общем, не лишенная авантюрной жилки, хотя это качество не назовешь самым важным для ее характера. Играет эту авантюристку Пат Шэрон Тейт, суперзвезда эпохи. Ипполита Матвеевича — Витторио Гассман, кроме них, в картине отметились ни много ни мало Орсон Уэллс и Витторио Де Сика.
Картине была гарантирована успешная судьба — сюжет Ильфа и Петрова адаптировали к стилю и тематике конца шестидесятых, что должно было обеспечить фильму хотя бы кассовый успех. Но ему помешала трагедия. Сразу после окончания съемок Тейт прервала карьеру, чтобы родить ребенка от своего мужа Романа Поланского, а летом того же года погибла от рук банды Чарльза Мэнсона в Лос-Анджелесе. Так что эти «Стулья» остались в истории как последняя работа суперзвезды шестидесятых и предвестник одной из самых страшных трагедий своего времени.
Фрэнк Ланджелла
Единственная в своем роде буквальная экранизация Ильфа и Петрова за рубежом — комедия классика жанра Мэла Брукса, снятая в 1970 году. Мало того что Брукс, в отличие от своих предшественников, строго следовал сюжету романа и сохранил всех остальных героев (а сам сыграл дворника Тихона). Он еще и снимал ленту не в Штатах, а в Финляндии и Югославии, на близкой к русской натуре.
Но главное — тут наконец был настоящий Остап, и он был в центре повествования. Дебютант Фрэнк Ланджелла попал в точку: сыграл комбинатора ровно таким, чтобы он был понятен самой широкой аудитории. Персонажем плутовского романа. Пройдохой в каком-то кителе несуществующей армии и с рокерской шевелюрой. И, если Ипполит Матвеевич с отцом Федором тут карикатурные и смешные (ну, а какими еще могут быть русские во время холодной войны), то Остап — находчивый и страшно обаятельный. Одно слово — турецкоподданный.
Арчил Гомиашвили
После успеха «Операции Ы» и «Кавказской пленницы» Леонид Гайдай взялся за, казалось бы, сомнительный и опасный материал — классику русской литературы. Он перевел «12 стульев» на свой фирменный язык гэгов, стиль немой комедии двадцатых годов с ее галопирующим ритмом и фонтаном трюков. Что-то из романа, конечно, исчезло, зато на месте потерянного выросла фирменная гайдаевская комедия, и этого вполне достаточно.
Поиски Остапа для этой наглой и рискованной затеи — отдельный сюжет в истории советского кино. На эту роль пробовались примерно все актеры Союза: от Высоцкого до Фрунзика Мкртчяна и от Александра Белявского до Николая Губенко. Но остановил свой выбор Гайдай в итоге на совершенно безвестном грузинском театральном актере Арчиле Гомиашвили (пусть и озвученном Юрием Саранцевым). Тот не подвел и сделал Остапа абсолютно гайдаевским. Находчивым, с молниеносной реакцией, настоящим хищником. К тому же этот Остап, в отличие от примерно всех прочих, — командный игрок. Он особенно выгодно смотрится рядом с сутулой и тощей фигурой Ипполита Матвеевича в исполнении Сергея Филиппова. Так что получился едва ли не самый цельный и ансамблевый вариант сюжета Ильфа и Петрова.
Сергей Крылов
Пожалуй, эта версия похождений Остапа на конкурсе самых оригинальных победила бы за неявкой противника. В начале девяностых один из самых ярких авторов перестроечного кино Василий Пичул решил экранизировать «Золотого теленка», перенеся действие в современность и поменяв название на «Мечты идиота» (отсылка к фразе Остапа — «Ну вот я и миллионер, сбылась мечта идиота»). Перекроил он и сюжет: подпольный миллионер Корейко стал эстетом-мафиози, Шура Балаганов — мелким городским гопником. Наконец, Пичул до неузнаваемости изменил финал: разделил его на две части, каждая из которых казалась бы в равной степени нереалистичной, если бы режиссер изначально не выбрал для картины формат яростного фарса в духе «Ширли-мырли».
Но, пожалуй, главная революция, которая впечатляет и теперь, — то, как Пичул здесь обошелся с образом Остапа. Он отдал его роль вовсе не актеру, а ресторанному певцу Сергею Крылову, которого теперь «Википедия» исчерпывающе определяет как «вице-президент Всемирной благотворительной организации теоретиков профессионального модного секса». Фильмография Крылова к тому моменту состояла лишь из короткого появления в телевизоре в одной из сцен «Круга второго» Александра Сокурова. Пичул пошел ва-банк: снял в роли Остапа пародию на героя, современную версию самого мелкого из прототипов персонажа. Итог оказался более чем предсказуем. «Мечты идиота» — памятник времени, ранним девяностым, но никак не упражнение в трактовке классического текста.
Олег Меньшиков
Казалось бы, беспроигрышная партия. Кто может сыграть Остапа, если не Олег Меньшиков? Он обладает редчайшей музыкальностью и умением порхать в кадре, он принял в этом смысле эстафету у Андрея Миронова. Он актер экстра-класса, который легко справляется с самыми трудными задачами. Наконец, он настолько редко снимается, что любая лента или сериал с его участием — уже событие.
Но сериал по мотивам «Теленка» доказал, что никаких формул успеха и беспроигрышных партий не бывает. Даже если актер родился для роли Остапа (или так только кажется), даже если в роли Корейко — образцовый злодей и мощнейший театральный актер Алексей Девотченко, даже если в сценарий ухитрились уместить вообще все сюжетные линии и эпизоды романа (включая самые незначительные, вроде изложения рецепта табуретовки) — итог может быть плачевным. Что и произошло. Кажется, этот «Теленок» — единственный безусловный и общепризнанный провал, что никак не отменяет горечи от того, что верная затея кончилась ничем.