Глаза блестят: Все части франшизы «Хроники Риддика»
Несмотря на то, что имя Вина Дизеля в первую очередь ассоциируется с франшизой «Форсаж» и мемами про важность семьи, именно роль Ричарда Б. Риддика принесла актеру всеобщее признание. Истории про космического преступника в следующем году исполнится уже 25 лет, а ее главный герой до сих пор ищет себя, свое место во Вселенной и родную планету. Попробуем проследить его путь: представляем все проекты франшизы «Хроники Риддика».
Также предлагаем почитать про лучшие фильмы с Вином Дизелем.
После попадания в метеоритный дождь космический корабль The Hunter Gratzner совершает на пустынной планете М6-117 аварийную посадку. Среди выживших — опасный преступник Ричард Б. Риддик (Вин Дизель), обладающий особым зрением, позволяющим видеть в темноте. Поначалу группа концентрируется на добыче воды и поиске укрытия, однако вскоре обнаруживает, что планета со дня на день переживет редкое полное затмение, которое погрузит ее в длительную ночь. Не успев как следует к этому приготовиться, выжившие встречаются с выбравшимися на поверхность агрессивными монстрами, чувствительными к свету и чрезвычайно опасными в темноте. Группа понимает, что единственный шанс на выживание — прибегнуть к помощи Риддика. Напряжение между персонажами нарастает: всё это время преступника считали угрозой номер один, но многие начинают в этом сомневаться. Используя уникальное зрение, Риддик становится важной частью группы, сопровождая выживших в кромешной темноте. В какой-то момент сам герой оказывается перед дилеммой, стоит ли бороться за чью-то еще жизнь, кроме своей. Ситуация из раза в раз усложняется личными конфликтами и тотальным недоверием, когда каждый из героев в той или иной степени оказывается вынужденным выбирать между собственным выживанием и безопасностью всей группы.
Легендарный научно-фантастический триллер умело сочетает ужасы космической неизвестности с темами выживания и морали. Аварийная посадка на пустынной планете становится лишь поводом для более серьезного разговора, который не ограничивается проблемой поиска ресурсов и сложности выживания цивилизации без привычного оборудования. Оригинальность фильма заключается не только в остросюжетной линии с элементами ужасов, но и в построении характеров персонажей, среди которых особенно выделяется Риддик — закоренелый преступник с уникальной способностью, настоящий антигерой, вызывающий одновременно страх и уважение. Персонаж привносит в фильм интригу: зритель и сам до последнего сомневается, стоит ли ему доверять. Именно благодаря сложному характеру Риддика картина выходит за рамки обычного хоррора, заставляя зрителей задуматься о собственных моральных принципах. Визуальный стиль «Черной дыры» отлично передает атмосферу мрака и безысходности. Цветовые контрасты подчеркивают зловещий характер не только планеты или населяющих ее монстров, но и самих главных героев: яркий и ослепительный дневной свет резко сменяется глубокой пронизывающей тьмой, скрывающей бесконечные опасности. Монстры действительно пугают, но еще лучше с этим справляется тема борьбы за выживание и вопрос цены собственного эгоизма. Для режиссера Дэвида Туи фильм стал прорывом в кинокарьере, которая, по сути, и сосредоточилась на истории космического преступника.
19 недель спустя на планету М6-117 на поиски The Hunter Gratzner прибывает спасательное судно. Команда быстро обнаруживает останки корабля и трупы некоторых пассажиров. Подозрения падают на Риддика (Вин Дизель), но в скором времени спасателей настигает смертоносная песчаная буря. Череда странных событий запустила непростое расследование, во главе которого оказался неизвестный офицер. Чтобы найти и задержать Риддика, он нанимает безымянную охотницу за головами (Лиза Сом). Расследование приводит девушку к получению полного списка группы выживших и информации о предыстории каждого из них. В конце концов она предает нанимателя, но узнает жуткие подробности о встрече группы выживших с монстрами.
Вторую по порядку часть сложно назвать полноценным сиквелом или даже короткометражным фильмом: до сих пор среди фанатов не утихают споры, зачем его вообще решили снять. Хаотично смонтированный из кадров оригинала и дополнительных сцен, рассказывающих как предысторию «Черной дыры», так и ее небольшое продолжение, фильм встретил негативную реакцию интернет-пользователей. Изначально он был выпущен в качестве дополнения на ограниченном количестве DVD с первой частью франшизы — даже сейчас найти его на просторах интернета не так-то просто. Подчеркнутая вторичность ленты может вызвать интерес лишь у самых преданных поклонников и любителей фильмов категории B. Ни пиратских переводов, ни субтитров на русском языке — поиск и просмотр этого фильма станет своеобразным исследованием для любителей досконального изучения той или иной франшизы.
Сразу после побега с планеты М6-117, полной хищных существ, выжившие герои на космическом корабле попадают в плен межгалактических охотников за головами, которые захватывают их и доставляют на огромное судно, переполненное заключенными. Оказывается, на его борту собирают самых отъявленных преступников со всей Вселенной, чтобы в любой момент использовать их в качестве рабов. Риддик (теперь Дизель озвучивает главного героя) со своими уникальными способностями и навыками выживания сразу привлекает внимание захватчиков, которые видят в нём опасного, но ценного бойца. Он решает бороться за свою свободу, несмотря на превосходящее количество врагов. Проявив изобретательность и бесстрашие, Риддик делает всё возможное, чтобы сбежать с корабля, подтверждая свою репутацию неуловимого воина.
«Темная ярость» связывает события фильмов «Черная дыра» и «Хроники Риддика». Мультфильм рассказывает о том, что произошло с Риддиком сразу после его побега с планеты М6-117. Хотя производством занималась другая съемочная группа, Вин Дизель вновь озвучивает своего персонажа. «Темная ярость» погружает зрителя в многоликий космический мир, где Риддик сталкивается с куда более хитрыми соперниками, чем голодные монстры. Красочная и мрачная анимация удачно передает жестокую атмосферу всей вселенной франшизы, полную опасностей и неизведанных миров. Короткий хронометраж в 35 минут не позволяет углубиться в детали, но захватывающие сцены и проработка стиля поддерживают напряжение на достойном уровне. Мультипликация становится отличным способом повысить планку в представлении боевых сцен. «Темная ярость» окончательно доказывает сложность характера Риддика, которого нельзя назвать преступником или злодеем в привычном понимании. Мультфильм раскрывает его бесстрашие и навыки выживания, соседствующие с понятием чести и мужества. Для поклонников франшизы это удачное дополнение, расширяющее вселенную, а для новых зрителей — динамичное приключение, подогревающее интерес к продолжению всей истории.
Риддик (Вин Дизель) противостоит охотникам за головами, после победы над которыми узнает, что заказ на его поимку был сделан анонимом с планеты, где живет его старый знакомый Имам (Кит Дэвид) — еще один выживший после событий на М6-117. Оказывается, он хочет попросить Риддика о помощи. Вся Вселенная находится под угрозой: воинственная раса некромонгеров стремится обратить все цивилизации в свою религию. Риддик узнает, что является последним представителем расы фурианцев, которая, согласно преданию, способна противостоять некромонгерам. Их лидер, Лорд-Маршал (Колм Фиор), видит в Риддике угрозу, но признает в нём достоинства великого воина, предлагая тому занять почетное место в армии. Тот отказывается, желая остановить распространение культа некромонгеров. Параллельно Риддик ищет их общую с Имамом знакомую — девочку по имени Джек, которая теперь называет себя Кирой (Алекса Давалос), — она находится в тюрьме на непригодной для жизни планете. Друзья ненадолго воссоединяются, но вскоре на эту территорию врываются некромонгеры. Преодолев множество испытаний, Риддик наконец получает шанс сразиться с Лорд-Маршалом.
Сиквел «Черной дыры» значительно расширяет мир мрачной киновселенной, превращая достаточно камерную историю в эпическое научно-фантастическое приключение. Фильм увлекает масштабными сражениями, разнообразными локациями и мирами, каждый из которых имеет свой образ. Отчетливо прослеживается влияние древних мифов и культовых фильмов про космос. Режиссер Дэвид Туи развивает сюжет, приоткрывая некоторые из тайн главного героя: мы узнаем о его происхождении и уникальной роли во вселенском мироздании. Однако картина не забывает наследие первой части франшизы: это всё еще мрачный триллер, содержащий зрелищный экшен. Харизма Вина Дизеля находит свое место и здесь, в череде многочисленных твистов и интриг, значительно усложняющих весь сюжет. Философия борьбы за свободу и собственную непохожесть придает истории уникальный оттенок, выгодно отличающий сиквел от оригинала. Лента привлекает своей визуальной составляющей, предлагая зрителям захватывающее и динамичное продолжение, которое отходит от канонов космических фильмов ужасов, но раскрывает Риддика с новой стороны — как настоящего лидера.
На убийство Риддика (Дизель), нового предводителя некромонгеров, совершено покушение. Неизвестный киллер — лишь часть запутанных дворцовых интриг, в центре которых оказался бывший преступник. Как он считает, нахождение на троне сбило его с верного пути, и теперь, поквитавшись с неудачливым исполнителем несовершенного убийства, он решает вновь отправиться на поиски себя и своего места в бескрайней Вселенной.
Шестиминутный мультфильм является официальным приквелом к третьему фильму о приключениях Риддика — космического преступника и профессионального убийцы. Создание небольших анимационных проектов в качестве связок между полнометражными частями франшизы — удачный ход, позволяющий значительно сократить финансовые затраты и сделать из разрозненных частей единую историю. На этот раз анимация напоминает оживший комикс, где скорость смены кадров напрямую зависит от настроения происходящих событий. Никакого сюжетного напряжения — исключительное удовольствие от поиска новых форм в представлении полюбившегося персонажа.
Риддик (Дизель), добровольно оставивший трон некромонгеров, решает вернуться на родную планету, но сталкивается с предательством бывших подданных, которые бросают его на пустынной и крайне опасной территории. Риддик борется за выживание в суровых условиях против смертельных хищников: пытаясь адаптироваться к их яду, герой становится сильнее и находит способ выбраться с планеты. Обнаружив заброшенную станцию наемников, Риддик активирует аварийный маяк, рассчитывая привлечь внимание охотников за головами, чтобы выкрасть их корабль для побега. На сигнал прилетают две группы наемников с разными целями: предводитель одних (Хорди Молья) хочет получить награду за голову великого преступника, а его визави (Мэтью Нэйбл) — узнать о судьбе своего сына, который 10 лет назад вместе с Риддиком потерпел крушение на злополучной М6-117. Смертоносные существа в скором времени становятся общей угрозой. В экстремальных условиях охотники вынуждены объединиться с Риддиком, чтобы выжить. Он постепенно получает контроль над ситуацией, демонстрируя свои выдающиеся боевые и тактические навыки.
«Риддик» возвращает франшизу к ее истокам, сосредоточившись на мрачной атмосфере недружелюбной планеты и теме выживания. Связь с первым фильмом серии «Черная дыра» воплощается и сюжетно: призраки прошлого не отпускают главного героя даже спустя десятилетие. Вин Дизель снова великолепно воплощает харизматичного и жестокого антигероя, который, с одной стороны, похож скорее на опасного преступника, но, с другой, напоминает о прошедших испытаниях своей приверженностью к понятию чести. Картина погружает зрителей в напряженную атмосферу, балансируя между экшеном и научно-фантастическим хоррором. После более масштабного сиквела «Хроники Риддика», который был отмечен критиками как эпическая космоопера, режиссер Дэвид Туи решает сделать акцент на саспенсе, который развивается в камерных условиях: герой лично противостоит непростым климатическим условиям, угрозам нападения монстров и наемников.