Жизнь — величайший дар, но есть люди, готовые от нее отказаться: 10 фильмов про самоубийство
Причин, по которым люди хотят покончить жизнь самоубийством, очень много. Но почти всегда в основе судьбоносного решения лежит страшное одиночество. Даже если рядом есть близкие люди. Даже если они готовы помочь. Поговорим о 10 фильмах, герои которых отказались жить дальше и выбрали смерть.
Если вам интересны темы, связанные с внутренним миром человека, предлагаем также посмотреть подборку лучших фильмов про психологию.
Эмилия была профессиональной гимнасткой, но не смогла добиться успеха и оказалась прикованной к инвалидному креслу. Наполеоне — лайф-коуч, который не верит в собственные речи, призванные вдохновлять других. У полицейской Арианы умерла дочь. Смерть привела женщину к тяжелейшей депрессии. А Даниэле — популярный блогер-подросток, чей внешний вид не вписывается в представления общества о красоте. Судьбы этих людей пересекаются в одну дождливую ночь, когда они решились навсегда попрощаться с жизнью. На пороге смерти некий незнакомец предлагает им посмотреть, как будет выглядеть мир, когда они умрут, и еще раз подумать, стоит ли это делать.
Режиссер Паоло Дженовезе в начале 2010-х снимал не особо заметные комедии, но всё изменилось благодаря международному хиту «Идеальные незнакомцы». На этот раз Дженовезе экранизировал собственный роман «Первый день моей жизни». Он перенес место действия из Нью-Йорка в Рим, изменил некоторые сюжетные линии, но основную мысль сохранил. Как и в предыдущем фильме, здесь также на первом плане человеческие судьбы и попытка разглядеть и понять, какие страсти поглощают души людей.
Жизнь Доминика на первый взгляд может показаться идеальной. В школе у него много друзей, а его родители — богатые и успешные карьеристы, так что деньги на развлечения и любые гаджеты у подростка всегда имеются. Но в глубине души Доминик не так уж счастлив. Ему не хватает родительского внимания, а излишняя вседозволенность только портит его характер. Однажды школьники смотрят видео, где незнакомка совершает самоубийство, порезав себе вены. Доминик оказывается настолько впечатлен, что пытается найти эту девушку и познакомиться с ней. Так он узнает о загадочном «Зале самоубийц», куда приходят люди, потерявшие волю к жизни и желающие избавиться от своих проблем.
Фильм польского режиссера Яна Комасы сочетает в себе живую актерскую игру и анимацию. В центре повествования — подростки, окруженные друзьями и близкими людьми, но чувствующие себя невероятно одинокими. Им кажется, что они нашли спасение — онлайн-мир, где можно почувствовать себя гораздо свободнее, чем в реальности. Но мир этот, несмотря на эфемерность, обладает огромной силой внушения и способен разрушить молодые жизни. Из несомненных плюсов фильма — блестящая игра Якуба Гершала, исполнившего главную роль, и хорошо подобранный саундтрек. Картина стала кассовым хитом в Польше и завоевала множество поклонников во всем мире.
Середина 1970-х годов, Мичиган. Семейство Лисбонов, состоящее из родителей и пяти дочерей, живет в пригороде и, пожалуй, ничем не отличается от других таких же семей. Пока однажды младшая дочь Сесилия не пытается вскрыть себе вены. Девочку спасают, но ей не удается избавиться от мрачных мыслей, и вторая попытка самоубийства становится успешной. После этого остальные сестры оказываются под пристальным надзором родителей. Ни единого шага без предупреждения, никаких занятий, о которых не знает мама или папа. Но жизнь в заточении дает обратный эффект — с каждым днем девочки-подростки всё больше задумываются о том, чтобы последовать примеру Сесилии.
«Девственницы-самоубийцы» — дебютный полный метр Софии Копполы. Режиссерка говорит, что даже не задумывалась о том, чтобы снимать фильмы, пока не прочитала одноименный роман Джеффри Евгенидиса. История сестер Лисбон настолько поразила ее, что она сразу же села за написание сценария. Картина погружает зрителя в идиллический мир Америки 1970-х, с аккуратными домиками и подстриженными газонами, легкой романтичной музыкой и сексуальной революцией, витающей в воздухе. И одновременно с этим задает сложные вопросы о причинах, которые толкают подростков на такой трагический шаг, как самоубийство. Несмотря на тяжелую тему, фильм получился светлым и даже оптимистичным. В финале он оставляет ощущение, что жизнь продолжается и она прекрасна.
Полубиографическая драма, снятая режиссером Гасом Ван Сентом, рассказывает о последних днях жизни Блейка, известного рок-музыканта. Большую часть времени Блейк проводит в одиночестве. Он гуляет в лесу, долго сидит у костра, дома бродит по комнатам и бормочет себе под нос строчки новой песни. Тем временем его разыскивают продюсеры — они ждут, что он будет участвовать в гастрольном туре. Некая женщина хочет знать, как складываются его отношения с дочерью. Несколько друзей жаждут решить какие-то личные проблемы. Блейком даже интересуется частный детектив. А он избегает встреч, выглядит слабым и измученным и готов совершить самоубийство.
В «Последних днях» явно угадываются отсылки к событиям из жизни Курта Кобейна, лидера группы Nirvana. Однако создатели фильма утверждают, что сюжет полностью вымышленный, хотя и вдохновленный биографией музыканта. Точный ход событий, которые происходят в картине, отследить довольно сложно — этому способствует эллиптическая манера съемки, которую Ван Сент часто использует в своих работах. Так, например, некоторые события зритель видит несколько раз, иногда с разных точек зрения. Режиссер привлекает зрительское внимание к наиболее важным эпизодам, всё же выстраивая из хаоса картину последних дней жизни музыканта.
Сестры Томпсон путешествуют по Европе. Эмили утверждает, что они едут в самое прекрасное место на земле, а Инес долгое время не знает, о чем речь. Наконец девушки приезжают в пансионат, и Эмили рассказывает сестре, что неизлечимо больна, ее ждет эвтаназия, а сюда они приехали, чтобы провести вместе ее последние дни. Инес не готова принять добровольный уход сестры, но Эмили не собирается менять свое решение. И теперь у них есть всего лишь неделя, чтобы разобраться со своими и без того сложными отношениями, наполненными старыми детскими травмами и обидами, простить друг друга и расстаться навсегда.
«Эйфория» — первый полностью англоязычный фильм шведской режиссерки Лизы Лангсет, а также первая картина, которую Алисия Викандер выпустила как продюсер. Путь, который проходят героини, ярко демонстрирует то, как мы, взрослые люди, обросли бесконечными защитами и боимся приоткрыть себя и показать всё то чистое и доброе, что в нас есть. Оказавшись перед лицом смерти, провожая близкого человека в последний путь, сестры постепенно понимают, что больше нет смысла что-то скрывать, придется набраться сил и быть честными и искренними.
В Японии, недалеко от горы Фудзи, есть печально известный Лес самоубийц, куда приходят люди, которые решили свести счеты с жизнью. Однажды в лес направляется американский профессор Артур, захватив с собой смертельную дозу таблеток. Там он знакомится с японцем Такуми, который пытался вскрыть себе вены, но передумал и теперь сожалеет об этом поступке. Мужчина хочет вернуться домой, однако не может найти дорогу и выбраться из зарослей. Артур решает отложить самоубийство и помочь новому товарищу по несчастью. Вместе они пытаются выбраться из леса, попутно вспоминая и рассказывая друг другу о своем прошлом.
Японский Лес самоубийц (он же Аокигахара) — реально существующее место. Каждый год в нем добровольно прощаются с жизнью около ста человек. Режиссер Гас Ван Сент снял картину в том числе в Японии, однако большая часть съемок проходила в лесах штата Массачусетс. Фильм получился медитативный, поэтичный, наполненный метафорами и впечатляющими видами природы. Мэттью МакКонахи, исполнитель одной из главных ролей, говорит, что сценарий «Леса самоубийц» — одно из лучших произведений из всех, что он читал. Согласны с актером и руководители крупных киностудий: в 2013 году сценарий картины был внесен в «Черный список» — список самых впечатляющих сценариев, которые пока не успели воплотить на экране.
1923 год, предместье Лондона — британская писательница Вирджиния Вулф страдает от депрессии, нервных срывов и навязчивых мыслей о самоубийстве. Помочь Вирджинии не может даже ее заботливый муж Леонард. Однако писательница продолжает работу над своим романом «Миссис Дэллоуэй». 1951 год, Лос-Анджелес — жизнь Лоры Браун близка к идеалу: у нее есть муж и сын, и она беременна вторым ребенком, но женщина очень несчастна и даже думает покончить с собой. Помогает ей держаться за жизнь только что опубликованный роман «Миссис Дэллоуэй». 2001 год, Нью-Йорк — Кларисса Вон, редакторка издательства, организует вечеринку в честь своего бывшего возлюбленного Ричарда, который болен СПИДом. Она то и дело возвращается мыслями в прошлое и всё больше напоминает главную героиню романа «Миссис Дэллоуэй».
В основе сценария — одноименный роман Майкла Каннингема. А еще «Часы» — первый вариант названия того самого романа Вирджинии Вулф, который объединяет героинь картины. Николь Кидман, сыгравшая Вулф, при подготовке к роли прочитала все письма писательницы, а вот Мэрил Стрип, наоборот, даже не перечитала роман Вулф перед съемками, чтобы максимально приблизиться к своей героине-редакторке, которая, скорее всего, читала его в юности и уже всё забыла. Каждая героиня пытается переосмыслить свои ценности и понять, как жить дальше (или не жить).
1980-е, Австрия. В центре сюжета — жизнь обычной семьи, состоящей из жены Анны, мужа Георга и дочери Эви. Каждый их день проходит примерно одинаково. Звенит будильник, включаются новости по радио. Дальше почистить зубы, покормить рыбок, позавтракать. Потом Эви отправляется в школу, а родители на работу. Не обходится и без волнений. У Георга случаются профессиональные проблемы, у брата Анны обостряется депрессия, а Эви однажды притворяется ослепшей. И вот однажды семейство решает всё бросить и уехать в Австралию — подальше от скучных и монотонных будней.
«Седьмой континент» — полнометражный дебют Михаэля Ханеке. В основе фильма — реальная история об австрийской семье, все члены которой одновременно покончили с собой. Ханеке при помощи простых образов показывает, как общество потребления медленно и незаметно уничтожает всё человеческое в людях. Во время премьеры возмущенные зрители покидали зал, не выдержав сцену, где герои уничтожают деньги, спуская их в унитаз. Это подтвердило мнение режиссера о том, что финансы в современном обществе являются чем-то священным. Финальные сцены картины некоторые критики назвали самыми страшными эпизодами современного кино. Весь их ужас именно в бессмысленности и спокойствии происходящего.
Гарольду 19 лет. Он сын состоятельной женщины, страдающий от одиночества и депрессии. Мать совершенно не обращает на него внимания, и Гарольд находит способ вызвать в ней хоть какие-то чувства. Парень решает инсценировать самоубийство. Потом еще одно. И еще. Но это не помогает — мама едва реагирует на его попытки свести счеты с жизнью. А Гарольд тем временем очаровывается темой смерти и начинает регулярно посещать кладбища. Однажды на похоронах он встречает Мод, женщину 79 лет. Мод выжила в концлагере и любит жизнь не меньше, чем Гарольд любит смерть. Однако это не мешает странной парочке стать лучшими друзьями.
«Гарольд и Мод» — черная комедия американского режиссера Хэла Эшби, основанная на одноименной пьесе Колина Хиггинса. Это одна из тех картин, к которым сложно остаться равнодушным. Одни зрители умиляются трогательными отношениями героев, а у других они вызывают отвращение. Но сложно поспорить с тем, что за похождениями Гарольда и Мод стоит нечто большее, чем просто смешные, абсурдные ситуации. Их дружба — вызов банальности и запретам, которые устанавливает общество. Вызов очень серьезный, но при этом мягкий, без эпатажа и скандала.
Жизнь сценариста Бена Сандерсона стремительно катится под откос. У него большие проблемы с алкоголем, жена от него ушла, а с работы уволили. Получив последний гонорар от голливудской фирмы, для которой он писал сценарии, Бен отправляется в Лас-Вегас. Там он собирается покончить со своими мучениями, напившись до смерти в самом прямом смысле. Но в первую же ночь Бен знакомится с секс-работницей Серой. Она обеспечена, живет в хорошем доме, регулярно посещает психотерапевта, но чувствует себя ужасно одинокой и не считает алкоголизм худшим пороком. Так начинается недолгая, но трогательная история любви, полная взаимного уважения и доверия.
Фильм Майка Фиггиса снят по автобиографическому роману Джона О'Брайэна. Через две недели после начала съемок писатель покончил жизнь самоубийством. Фиггис сначала хотел отказаться от дальнейших съемок, но потом передумал и решил, что снимет картину в память об авторе книги. В результате у него получилась психологическая драма об отношениях людей, которым, кажется, нечего терять в этой жизни. При подготовке к роли Николас Кейдж знакомился с алкоголиками, которые проходили лечение в больнице, а Элизабет Шу общалась с секс-работницами Лас-Вегаса и даже брала у них интервью.