Опубликовано 13 апреля 2023, 09:09

ПТСР, шизофрения и другие беды: 10 фильмов про психологию человека

Поделиться:
ПТСР, шизофрения и другие беды: 10 фильмов про психологию человека

Кино — отличное средство, с помощью которого можно больше узнать о психических заболеваниях и состоянии человека в целом. И пусть часто показанное в фильмах не полностью соответствует клинической картине, кинематографисты всё же проливают свет на состояния, варьирующиеся от ПТСР до шизофрении, от диссоциативного расстройства личности до амнезии и различных промежуточных состояний. Предлагаем посмотреть картины про психологию.

Пролетая над гнездом кукушки

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.7
1975, Драмы, 133 мин
США, 18+
Режиссер: Милош ФорманГлавные роли: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Брэд Дуриф, Уильям Редфилд, Дэнни ДеВито

Изучаемые термины: психологические методы лечения, расстройства настроения, расстройства личности.

Плохое лечение в психиатрической больнице лучше, чем хороший срок в тюрьме. Так решает Рэндл Патрик Макмёрфи (Джек Николсон), свободолюбивый и болтливый аферист, и симулирует безумие, чтобы избежать заключения. Но, оказавшись в клинике, он обнаруживает, что в пенитенциарных учреждениях свободы больше, чем в медицинских. Почти весь фильм происходит в лечебнице, где главного героя держат, чтобы оценить, действительно ли он страдает психическим заболеванием или притворяется, поскольку его обвиняют в изнасиловании. Основанный на бестселлере Кена Кизи, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана получил все пять главных наград «Оскара» 1975 года.

Фильм считается обязательным к просмотру студентам, получающим профессию психолога. Его ценность, во-первых, в иллюстрации психиатрических больниц в США 1960-х годов, включая электрошоковую терапию как форму лечения и дисфункциональную форму групповой психотерапии. Кроме того, картина рассказывает о различных формах психоза и демонстрирует, как один человек может изменить жизнь целой группы.

Не в себе

Рейтинг: 6.78IMDb: 6.4
2018, Ужасы, Триллеры, 93 мин
США, 18+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Клэр Фой, Джошуа Леонард, Джей Фэро, Джуно Темпл, Эми Ирвинг, Эйми Маллинз

Изучаемые термины: газлайтинг, схема манипуляции.

Недавно Сойер Валентини (Клэр Фой) пришлось полностью перевернуть всю свою жизнь, уволиться с работы и переехать в новый город, чтобы сбежать от преследователя. Придя на консультацию в психологическую клинику, она случайно подписывает бумагу, по которой врачам разрешено ее удерживать 24 часа. Осознав ошибку, Сойер просит отменить договор, но медработники отказываются ее выпустить, а затем запирают еще на неделю из-за якобы агрессивного поведения. Позже выясняется, что путаницы не было, — так клиника мошеннически выкачивает деньги из страховых компаний. На каждое утверждение Сойер, что она здорова и адекватна, ее усмиряют с помощью транквилизаторов и прикроватных ремней. Ситуация усугубляется, когда главная героиня узнает в одном из санитаров своего сталкера.

Что происходит, когда мы не можем доверять окружающей нас реальности? На этом глубинном ужасе и основана картина «Не в себе». История продолжает традицию легендарного фильма Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (1944), демонстрируя, как целые институты могут подавлять мнение одного человека, требуя, чтобы он подчинялся официальной версии действительности. Режиссер Стивен Содерберг через призму психологического триллера подробно исследует газлайтинг в чистом виде.

Комната

Рейтинг: 7.71IMDb: 8.1
2015, Триллеры, Драмы, 116 мин
Ирландия, Канада, 18+
Режиссер: Леонард АбрахамсонГлавные роли: Джоан Аллен, Уильям Х. Мэйси, Шон Бриджерс, Бри Ларсон, Джейкоб Тремблей, Том МакКэмус

Изучаемые термины: посттравматическое стрессовое расстройство, психологическая адаптация, исследование травмы.

Пронзительный фильм Леонарда Абрахамсона рассказывает о пятилетнем Джеке (Джейкоб Тремблей) и его матери Джой (Бри Ларсон), которую еще подростком похитил мужчина, называющий себя Старым Ником. Вот уже семь лет он держит ее в специальном бункере, появляясь только иногда, чтобы насиловать, пока мальчик (его биологический сын) спит в шкафу. Родившийся в неволе Джек никогда не видел внешний мир, и для него эта комната — единственная существующая вселенная. Здесь есть телевизор и световой люк, через который виден кусочек неба. Однако вся реальность Джека подвергается сомнению, после того как он и его мать сбегают. Мальчик сталкивается с многогранным миром, о существовании которого он никогда не подозревал.

«Комната» показывает глазами ребенка жизнь по ту сторону травматического опыта, долгий путь к психологическому и эмоциональному выздоровлению уже после того, как сцена воссоединения с родителями Джой закончилась и слезы радости высохли. Джек и его мать испытывают гнев, сомнение и замешательство относительно того, как принять незнакомый мир. Временами кажется, что эти двое жаждут относительной безопасности и закрытости, которые предоставляла им ненавистная, но привычная комната.

С широко закрытыми глазами

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.4
1999, Триллеры, Драмы, 158 мин
США, Великобритания, 16+
Режиссер: Стэнли КубрикГлавные роли: Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак, Мария Рихардсон, Раде Шербеджия, Тодд Филд

Изучаемые термины: психология супружеской измены, исследования любовных отношений, уровень самооценки.

Основной сюжет фильма начинается с того, что жена главного героя Уильяма Харфорда (Том Круз) Элис (Николь Кидман) признается, что фантазировала о сексе с другим мужчиной в первые годы их брака. Чтобы оправиться от шока, Уильям выходит в ночной Манхэттен, где встречает странных персонажей и видит другую сторону жизни. Во время фантасмагоричной одиссеи он встречает влюбленную в него дочь своего пациента, уличную проститутку, с которой герой готов переспать, и джазового музыканта, приглашающего на тайную оргию. И это только начало.

Почему же разговор с женой так расстраивает Уильяма и какова природа его эмоционального состояния после ее откровений: неуверенность в себе как в любовнике или крах иллюзий о семейном счастье? В своем последнем фильме Стэнли Кубрик не просто показывает, а разбирает на молекулы психологические проблемы, возникающие даже в самой идеальной паре. И сегодня, спустя более 20 лет после выхода фильма, постоянно появляются всё новые его трактовки. Но главный вопрос, который лежит на самой поверхности психологического триллера: как, укрепляя привязанность в браке, сохранить страсть в отношениях?

Управление гневом

Рейтинг: 7.03IMDb: 6.2
2003, Комедии, 100 мин
США, 12+
Режиссер: Питер СигалГлавные роли: Луис Гузман, Мариса Томей, Адам Сэндлер, Джек Николсон, Аллен Коверт

Изучаемые термины: подавление гнева, пассивно-агрессивное поведение.

Внезапный эмоциональный срыв приводит к тому, что молчаливого тихоню Дэйва Базника (Адам Сэндлер) суд отправляет на курсы управления гневом. И хотя главный герой фильма и все окружающие его люди уверены, что он скорее малоэмоционален, чем агрессивен, назначенный ему доктор Бадди Райделл (Джек Николсон) совсем иного мнения и, кажется, проверяет героя на прочность. Психиатр решает, что помочь пациенту он сможет, только находясь с ним 24 часа в сутки. 

До встречи с Райделлом Дэйв во многом испытывал те же проблемы, которые преследуют большинство современных мужчин. Он подавил свой гнев до такой степени, что теперь способен выразить свое недовольство только пассивно-агрессивным бормотанием с тонко завуалированным сарказмом. Герой понятия не имеет, как обрабатывать или выражать чувства здоровым способом, чем очень часто пользуются окружающие. А Дэйв меж тем позволяет своей ярости кипеть внутри, не выпуская ее на поверхность. Райделл сразу же чувствует внутреннюю борьбу Дэйва и решает заставить его понять тонкую, но важную разницу между вредным и праведным гневом.

Мастер

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.1
2012, Драмы, 137 мин
США, 18+
Режиссер: Пол Томас АндерсонГлавные роли: Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Джесси Племонс, Эмбир Чилдерс

Изучаемые термины: боевая психическая травма, созависимость, фанатизм.

Фредди Куэлл (Хоакин Феникс) — моряк, только что вернувшийся со Второй мировой. Травмированный войной, одинокий, он жаждет любви и секса, но боится боли, которую могут принести настоящие чувства. У него не получается завести роман или дружбу, но получается приготовить алкогольный коктейль из любых подручных средств. С этим талантом он скитается по Америке, перебиваясь подработками и ввязываясь в пьяные неприятности. Неожиданно Фредди оказывается на яхте, принадлежащей странному Мастеру — Ланкастеру Додду (Филип Сеймур Хоффман), который берет его под свое крыло.

Пол Томас Андерсон снял очень сложное кино на трудную тему привлекательности культов, обещающих людям избавление от страданий. Но, несмотря на название, «Мастер» — в первую очередь история Фредди, а не проповедника. Секта или церковь здесь — всего лишь удобный для режиссера контекст для разговора о психологических проблемах. История показывает, как глубоко травмированный герой оказывается под влиянием Додда, до практически животного послушания. Оба персонажа придуманы, но они архетипичны и составляют неразрывную пару: отец — сын, учитель — ученик, хозяин — слуга. И они и равноправны, и созависимы.

Древо жизни

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.8
2011, Фантастика, Драмы, 138 мин
США, 16+
Режиссер: Терренс МаликГлавные роли: Брэд Питт, Шон Пенн, Джессика Честейн, Хантер МакКракен, Ларами Эпплер, Тай Шеридан

Изучаемые термины: проживание горя, логотерапия, психология взросления.

Место действия — Уэйко, город в Техасе, где родился сам режиссер Терренс Малик. В 1960-х годах супружеская пара из пригорода (Брэд Питт и Джессика Честейн) узнают, что их средний ребенок умер при загадочных обстоятельствах. Старший сын Джек (Хантер МакКракен) наблюдает, как родители меняются после перенесенного горя. Спустя десятилетия он, будучи солидным архитектором (Шон Пенн), по-прежнему пытается примириться с разрушенной жизнью и пересмотреть сложные отношения с отцом-тираном.

Терренс Малик 30 лет разрабатывал этот фильм, а после съемок еще три года посвятил монтажу. Результат — один из самых амбициозных фильмов XXI века, который из-за блистательной работы оператора Эммануэля Любецки называют «визуальной симфонией». Это и философское размышление, и глубокая психологическая драма, изучающая, как О’Брайены переживают травму, вызванную неожиданной смертью одного из сыновей. Утрата необратимо меняет всех членов семьи, нарушает процесс взросления и заставляет каждого из них усомниться в вере и миропорядке.

Мой парень — псих

Рейтинг: 7.19IMDb: 7.8
2012, Драмы, Комедии, Мелодрамы, 117 мин
США, 18+
Режиссер: Дэвид О. РасселлГлавные роли: Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Роберт Де Ниро, Джеки Уивер, Крис Такер, Анупам Кхер

Изучаемые термины: биполярное расстройство личности, нимфомания.

Пэт Солитано (Брэдли Купер) возвращается в родительский дом после восьми месяцев пребывания в психиатрической больнице. Принудительное лечение ему назначили после того, как он застукал свою жену Никки занимающейся сексом с другим мужчиной под музыку, которая играла на их свадьбе. Тогда в ярости Пэт чуть не убил любовника, но теперь настроен вернуться к нормальной жизни. Страдающий биполярным расстройством герой желает продемонстрировать всем, а особенно бывшей жене, что он всё преодолел и настроен позитивно. Это оказывается не так-то просто, но герою помогает встреча с Тиффани (Дженнифер Лоуренс), необычной девушкой, у которой свой букет психических расстройств. 

Оскароносная драма Дэвида О. Расселла позволяет посмотреть на трудности и эмоциональные конфликты всех ее персонажей, а не только главного героя. Посчитаем количество отклонений от нормы: Пэт — диагностировано сумасшедший, воспитанный сумасшедшим отцом, подружившийся с сумасшедшей девушкой, всё это происходит в сумасшедшем городе Филадельфия среди сумасшедших футбольных фанатов. Хотя конец вполне предсказуем, его посыл не менее важен: в каждой туче есть просвет, на что и указывает оригинальное название фильма (silver lining — английский фразеологизм, означающий «луч надежды»).

Планета Ка-Пэкс

Рейтинг: 8IMDb: 7.4
2001, Фантастика, Драмы, 115 мин
США, Германия, 12+
Режиссер: Иен СофтлиГлавные роли: Кевин Спейси, Джефф Бриджес, Мэри МакКормак, Элфри Вудард, Дэвид Патрик Келли, Сол Уильямс

Изучаемые термины: шизоаффективное расстройство, диссоциативная амнезия, кататония.

Пациентом психиатрической клиники Прот (Кевин Спейси) стал не потому, что не помнит прошлого и у него нет документов, а из-за странного психоза. Прот уверяет, что прибыл с другой планеты и в какой-то момент покинет Землю. Он привлекает внимание доктора Пауэлла (Джефф Бриджес) странной реакцией на наркотики, невероятными научными знаниями и поразительно рациональным интеллектом. Психиатр пытается вернуть пациента в реальность, но после каждого общения с Протом убеждения Пауэлла начинают давать сбои.

Психологическая драма режиссера Иена Софтли запутана и не дает прямых ответов. Любая версия истории главного героя имеет свои подтверждения: Прот может быть как травмированным человеком, который придумал себе инопланетную личность, так и пришельцем из космоса, обладающим невероятными знаниями. Экранная история станет интересной методичкой для изучающих психологию, которые захотят поставить диагноз герою, ведь доктор Пауэлл так и не смог выяснить, чем болен пациент и есть ли необходимость его лечить.

Человек дождя

Рейтинг: 8.3IMDb: 8
1988, Драмы, 128 мин
США, 16+
Режиссер: Барри ЛевинсонГлавные роли: Дастин Хоффман, Том Круз, Валерия Голино, Джералд Р. Молен, Джек Мёрдок, Майкл Д. Робертс

Изучаемые термины: расстройства аутистического спектра, синдром саванта, семейная динамика.

Жизнь Чарли Бэббита (Том Круз) и так была непроста, а стала еще сложнее, когда он узнал, что у него есть брат Рэймонд (Дастин Хоффман) с расстройством аутистического спектра. Когда их отец-миллионер умирает и оставляет состояние попечителю Рэймонда, Чарли придумывает план. Чтобы получить опеку над братом и контроль над деньгами, он похищает Рэймонда из пансионата, и они отправляются в путешествие по Америке. Поневоле выполняя прихоти брата, Чарли замечает, что тот обладает гениальными способностями.

Дастин Хоффман великолепен в роли человека с аутизмом, особенно если учесть, что в момент съемок эта особенность не была так хорошо изучена, как сегодня. Эволюция отношений между Рэймондом и Чарли также является интересным исследованием семейной динамики. По мере того как младший брат начинает лучше понимать старшего, он учится справляться со стрессом, связанным с уходом за ним, и эмоционально растет, развивая в себе эмпатию.

Новое в подписке

Лучшее в подписке