Жесть, кринж, база: 10 российских фильмов про подростков
Прошлой весной герою Глеба Калюжного из «14+» стукнуло 18, и на экраны вышло продолжение подростковой лавстори. С окончанием лета, когда кто-то вернется в школу, а кто-то впервые отправится во взрослую жизнь, пересматриваем важные фильмы последних двух десятилетий о тревожной, но прекрасной подростковой поре. Рекомендуем вам также ознакомиться с подборками российских сериалов про подростков и лучших советских фильмов для детей и подростков.
Один из первых в России фильмов про поколение зумеров — нелепых, но свободных. История Ромео и Джульетты из спального района, в общем, элементарна и не требует особых комментариев. Пацан влюбился в девчонку из «вражеской» школы, а потом... всё у них было хорошо. Здесь нет трагедии или непрошенной морали, только драма о любви двух героев, готовящихся жить взрослой жизнью. Особенным фильм Андрея Зайцева сделала атмосфера, где всё подобрано одно к одному, от песни Creep в саундтреке до свитера, подаренного герою мамой и унаследованного, очевидно, от Данилы Багрова. Ну и, конечно, обаяние молодых актеров, тогда школьников-непрофессионалов — Ульяны Васькович и ставшего знаменитым Глеба Калюжного.
Фильм из простых ингредиентов, снятый чуть ли не на энтузиазме, понравился зрителю просто потому, что был честным. Характерно, что существовала опасность для «14+» со стороны моралистов — кому-то показался возмутительным более чем целомудренный намек на интимную связь между героями-школьниками. Скандала, однако, не вышло — возможно, потому, что за режиссера заступился Никита Михалков, у которого Зайцев долго работал монтажером.
А это уже фильм, в котором выверены все детали. История крайне неправдоподобная, но именно потому совершенно достоверная в рамках художественного пространства Кирилла Серебренникова. Сексуально фрустрированный старшеклассник перевоплощается в религиозного фанатика, который, вооружившись Библией, начинает кошмарить и однокашников, и учителей. А школьный «друг» (м)ученика — невиданное дело — при этом в него безнадежно влюблен. Череда ярких перформансов и нелепых ситуаций закончится трагедией.
Оглядываясь назад, думаешь, что в своей фабуле это какая-то «не наша» история. И то правда: снят фильм по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Сколько ни вводи в школах уроков православия, наши подростки крайне далеки от религиозной проблематики. Зато чувство оставленности, злость на мир вокруг и желание примкнуть к высшим силам для многих тинейджеров актуальны всегда и везде.
Рассказ о влюбленности подростков в дачном поселке — часто это чувство увядает вместе с концом лета, но не в случае Кости и Ники. Романтик Костя отдал свое сердце полупарализованной девочке-инвалиду: Ника прежде была уверена, что недостойна любви. Оставшаяся без матери и практически брошенная отцом героиня выросла в богатом доме, но в холодной атмосфере. Костя смог вернуть ей веру в себя, а потом и здоровье — с помощью спорта и нетрадиционной медицины. Наивно, конечно, но у детских мелодрам свои законы.
Экранизация книги Тамары Крюковой появилась в середине 2000-х, в довольно бедное на фильмы для подростков время. Еще более необычно, что происходят события в России в середине 1990-х, которые обычно ассоциируются у нас с криминальным кино. Получившийся фильм возник как бы в культурном вакууме, и принимать его всерьез довольно сложно. Но «КостяНика» не была забыта — в конце концов, молодым зрителям нужны фильмы о сильных эмоциях, жестах, поступках, и не важно, насколько это реалистичное кино.
Обладающие паранормальными способностями московские дети собираются на крыше заброшенной высотки, чтобы обменяться впечатлениями. Кто-то из них видит ауры людей, кто-то читает мысли или владеет телекинезом. А вот Андрей (Иван Янковский) на расстоянии чувствует, когда с кем-то из своих беда. И тяжело ему приходится, когда некий маньяк начинает разыскивать и убивать индиго по столице. Подозрения подростков падают на мутного профессора (Гоша Куценко), который обличает паранормальных детей по телевизору. Андрей решает вычислить убийцу, а для этого все индиго должны объединить усилия.
Не одним только суровым реализмом живо подростковое кино — нужна и фантастика. Впрочем, долгое время с ней именно в этом сегменте кино была большая напряженка. Вот почему ранний фильм Романа Прыгунова на безрыбье посмотрели многие. А сейчас это просто портал в другую эпоху, в навсегда ушедший 2007-й. В то время о поколении детей индиго, якобы необычайно умных и не поддающихся внушению взрослых, говорили всерьез. Сейчас понятно, что феномен был дутый и поколение выросло вполне обычное. Но взгляд на экранных «индиго», точнее, модных тинейджеров того времени со скейтами и эмо-челками, ненадолго возвращает во времена мечты.
Старшеклассники в провинции начала 1970-х заняты понятными делами — доказывают друг другу свою удаль, скучают в классах и всеми силами стараются добиться успеха у девчонок. Тяжелее всех главному герою Лёшке, которого угораздило влюбиться в первую красавицу и бывшую девушку покойного старшего брата. Брат порой является ему с того света укором совести, всегда на своем злополучном мотоцикле. В заботах и радостях юной поры троица друзей неизбежно идет к взрослению, а кто-то и к гибели.
Довольно редкий случай в современной литературе, когда книга при жизни автора была экранизирована дважды. Собственно, повесть Юрия Короткова «Американка» изначально приглянулась как раз режиссеру Ренату Давлетьярову, но по каким-то причинам его опередил Дмитрий Месхиев, поставивший свою «Американку» в 1997-м. Так, кстати, называется игра, в которой проигравший исполняет любое желание противоположной стороны, — в нее играет Лёшка со своей избранницей. В 2014-м Коротков сам стал сценаристом экранизации. Сюжеты очень похожи, но интересно сравнить эти два фильма, снятые в разные эпохи, — магический реализм Месхиева на фоне Пскова и ностальгическая поэтика Давлетьярова в Астрахани.
Если героиня фильма «Чучело» обрила голову ближе к кульминации своей истории, то Света, которая представляется Светлячком, пришла в новую школу уже с голой макушкой. Дело в том, что девочке пришлось спасаться из зоны радиационного заражения. Никакого сочувствия от новых одноклассников и даже от собственного родственника, учащегося в той же школе, она не встречает. Стервозные девочки и мальчики-мажоры делают Светлячка объектом насмешек, местные же аутсайдеры озлоблены и недоверчивы. Затем классическая влюбленность в плохого парня, жестокая шутка. Но Свете удается не только сохранить себя, но и помочь остальным, несчастным в своей жестокости или отверженности, — благодаря свету, который, как знает девочка, каждый несет в себе самом.
Фильм, символизировавший возрождение киностудии имени Горького, некогда известной в том числе по классическим детско-подростковым фильмам, от «Чудака из пятого „Б“» до «Вам и не снилось». Если трогательная современная история и не готова конкурировать с лучшими образцами жанра, то смотрится всё же достойно. Во многом благодаря дебюту Арины Фёдоровой в главной роли, с обезоруживающей улыбкой и пронзительным монологом о доброте.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Картине Оксаны Карас удалось и в самом деле стать новой классикой юношеского кино, а во многом и стандартом для последовавших работ в жанре. Звезда фильма — Семён Трескунов, действительно «хороший мальчик» и прекрасный актер, отчетливо напоминающий неприкаянных мечтателей из позднесоветской эпохи. А в пару к нему — Константин Хабенский, типичный чудаковатый интеллигентный папа. И образы, и история покорили публику, а главные призы «Кинотавра» тому порукой.
У Коли Смирнова в последнее время что-то не ладится. Точнее, все вокруг него точно сходят с ума, особенно взрослые. Отец помешался на ЗОЖе, директор школы (Михаил Ефремов) докапывается почем зря и крутит какие-то мутные дела, по городу ходит маньяк, помечающий людей своей мочой, а молодая учительница английского — неужели она и впрямь пытается соблазнить Колю? В довершение всего роковая красавица, она же дочь директора, уверена, что это Смирнов спалил компьютерный класс. Короче говоря, обыкновенная трагикомедия о взрослеющем юноше в растерянности перед этим безумным, безумным миром.
А в дебюте Ивана И. Твердовского по книге Екатерины Мурашовой всё максимально жестко. Ведь история про первую любовь, бунт и предательство разворачивается, как видно из названия, в коррекционном классе для подростков с различными диагнозами. В результате зритель вынужден невольно испытывать различный спектр чувств: от жалости до ужаса и отвращения. Вкупе с и без того мрачноватым сюжетом это делает фильм подходящим к просмотру только закаленным людям. Впрочем, порой обнаженный нерв — именно то, что нужно, когда хочется вспомнить школьную пору.
Колясочница Лена (Мария Поезжаева) приходит в выпускной класс коррекции после долгих лет домашнего обучения. Очень быстро местные мальчишки окажутся ею увлечены, а учителя возненавидят за въедливость и нонконформизм. За железной решеткой, отделяющей коррекционный класс от «нормальных», развернутся нешуточные баталии. Чтобы снять стресс, ученики ложатся под проходящие поезда, напиваются и, конечно, влюбляются. Вернее, Лена любит Антона (Филипп Авдеев), а ее любит Миша (Никита Кукушкин), и эта ситуация обернется для главной героини серьезным и жутким испытанием.
Один мальчик хорошо учился и стал неудачником. А другой, двоечник и лоботряс, вырос в обаятельного миллионера. Такое бывает сплошь и рядом, но немногие решаются попытаться обмануть судьбу. Когда Ваня (Павел Табаков) остался и без нелюбимой работы, и без неверной жены, ему уже было нечего терять. Узнав, что тот самый двоечник-одноклассник Коля (Данила Козловский) обещает миллионы талантливым школьникам, Ваня решает прикинуться подростком — благо внешне он к 30 годам хорошо сохранился. Сделав модный перманент, хитрец отправляется в детский лагерь для умных, чтобы получить, как Ваня полагает, принадлежащее ему по праву.
Довольно смешная авантюрная феерия от режиссера Александра Фомина, ранее писавшего сценарий «Караморы» и подружившегося во время работы над сериалом с Данилой Козловским. Последний, кстати, поет в «Молодом человеке» специально написанную песню — такое актер поставил условие. В целом многим из поколения сегодняшних тридцатилетних должна отозваться эта история, ведь столько великовозрастных кидалтов по-прежнему ощущают себя тинейджерами снаружи и внутри. Интересно при этом смотреть, как настоящие зумеры интуитивно догадываются, что среди них чужак, — молодость не проведешь.
Главная добрая сказка этого лета, рассказ о тревогах и горестях девочки по прозвищу Жесть (Варвара Володина). Такое прозвище у нее, конечно, за немягкий характер, еще испортившийся после ссоры с любимым мальчиком (Олег Чугунов) и некоего несчастного случая. Травмированная Жесть вынуждена ходить с тростью, но душа ее всегда в полете. Успокоиться ее сердцу помогает знакомство с кружком робототехники, где ребята в том числе учатся чувству ответственности. Будет пролито море слез, но рады сказать, что это еще один фильм с хорошим концом.
Повесть Серафимы Орловой была феерично поставлена Иваном Капитоновым как поток яркого сознания девочки-подростка. Одним из полноценных героев фильма можно по праву считать город Сочи, под южным солнцем здесь всё предстает как бы сочнее, правдивее, чем даже бывает в жизни. Подростки и взрослые веселятся и печалятся по полной, делают множество глупостей и скажут друг другу много лишнего, пока всё не излечит тепло любви.