Вторник, изменивший мир: 10 фильмов о теракте 11 сентября
Четыре самолета, 19 террористов-смертников, обвал башен-близнецов, удар по Пентагону, 2977 жертв и еще тысячи пострадавших. Теракт 11 сентября 2001 года стал одним из крупнейших в мировой истории, привел к ужесточению мер безопасности США, положил начало двум военным операциям — в Афганистане и Ираке — и превратился в неиссякаемый источник сюжетов для кинематографа. Вспоминаем 10 фильмов, предлагающих разные способы осмыслить, понять и пережить эту трагедию.
Также рекомендуем ознакомиться с подборкой напряженных фильмов о террористах.
Фильм рассказывает историю полицейских Джона МакЛофлина и Уилла Химено, которые вместе с другими коллегами направляются во Всемирный торговый центр для проведения спасательной операции во время теракта 11 сентября. Большая часть их команды погибает под завалами резко обрушившейся одной из башен, едва успев войти в здание, а единственные выжившие, герои Николаса Кейджа и Майкла Пеньи, оказываются придавлены неподъемными обломками. Вокруг темно, бесконечные руины то и дело сотрясаются, тело снова и снова пробивает болью, мучает жажда, надежды на спасение практически нет. В этих нечеловеческих условиях офицерам предстоит провести много тягостных часов.
Фильм Оливера Стоуна является одним из первых, посвященных событиям 11 сентября. Он избегает демонстрации насилия и фокусируется на основанном на реальных событиях камерном сюжете: национальная трагедия здесь сводится к опыту столкновения с ней двух конкретных людей и их семей. Драма «Башни-близнецы» получила награду «Свобода выражения» от Национального совета кинокритиков США.
В разгар теракта 9/11 пять незнакомцев оказываются заперты в одном из лифтов Северной башни. Среди них — курьер, уборщик, наконец решившая порвать с нелюбимым партнером девушка, бизнесмен и его жена на пару с документами о разводе. В параллельной вселенной их пути разойдутся и они вряд ли когда-нибудь вспомнят друг о друге, но в этой здание сотрясается внезапным взрывом, лифт замирает и их судьбы оказываются переплетены.
Сюжет картины Мартина Гиги основан на пьесе Патрика Карсона «Лифт». Напряженный фильм-катастрофа заглядывает в самое жерло событий 11 сентября 2001 года и предлагает поразмышлять о том, как по-разному проявляют себя люди, находящиеся на волоске от смерти. Как и «Башни-близнецы» Оливера Стоуна, «9/11» предпочитает камерность масштабу, а драматический накал — зрелищности.
Альманах состоит из 11 новелл, снятых талантливыми режиссерами из самых разных уголков планеты. Хронометраж каждого фильма составляет символичные 11 минут 9 секунд: в остальном авторы были абсолютно свободны в выражении. Потому сборник получился предельно разнородным: в нём есть и забавная история о мальчишках, которые пытаются заработать 25 миллионов долларов на захвате Усамы бен Ладена, и причта о вернувшемся со Священной войны человеке-змее, и жуткая документальная аудиозапись, иногда дополняемая вспышками кадров обрушения башен-близнецов и прыгающих вниз людей.
«11 сентября» является одной из первых попыток осмыслить произошедшую трагедию средствами кинематографа. Из-за отчетливо протестного лейтмотива, направленного в сторону администрации США и прочих «сильных мира сего», фильм не имел успеха у американских прокатчиков, однако получил две награды на фестивале в Венеции: призы ЮНЕСКО и ФИПРЕССИ.
Помимо трех самолетов, врезавшихся во Всемирный торговый центр и Пентагон, в событиях 11 сентября также участвовал United 93 — четвертый и единственный лайнер, не долетевший до цели (предположительно, Белого дома или Капитолия). Фильм поминутно восстанавливает реальные события, которые происходили на борту, в диспетчерской аэропорта и в Центре управления воздушным движением, и прослеживает, как не предвещающий беды будний день превращался в пышущий хаосом кошмар.
Чтобы насколько возможно точно рассказать историю United 93, режиссер Пол Гринграсс обращается к родственникам погибших и вместе с актерами расспрашивает их о вкусах в еде, о манере говорить и одеваться, о характерах жертв теракта. Некоторые из очевидцев и участников произошедшего — например, глава Федерального управления гражданской авиации Бен Слини — играют самих себя. Для еще большего эффекта достоверности манера съемки имитирует документальную: камера чувствительна, подвижна и словно переживает разворачивающийся ужас вместе с находящимися на борту людьми. Публика к такой степени аутентичности была не готова и возмущалась картиной: слишком тяжело оказалось заново столкнуться с произошедшим. Лента, однако, получила две номинации на «Оскар» и выиграла две премии BAFTA: в категориях «Лучший режиссер» и «Лучший монтаж».
Ироничный закадровый голос кинопамфлетиста Майкла Мура комментирует кадры с растерянным лицом Джорджа Буша: президенту США, прибывшему в одну из школ Флориды с официальным визитом, только что сообщили о повторной атаке на башни-близнецы. Он остается на месте и еще семь минут вместе с американскими школьниками слушает сказку о домашнем козлике. Мур язвит: может, он задумался о том, что зря урезал бюджеты контртеррористической программы, или жалеет, что не прочитал отчет о возможности теракта внимательнее и вместо этого отправился рыбачить? Режиссер усердно собирает в единую картину разнородные данные о причастности Буша к теракту и сосредоточивает внимание не на ужасах набирающего обороты исламского радикализма, а на бездарной политике Белого дома, позволившей этим ужасам проникнуть на территорию США.
«Фаренгейт 9/11» в привычной Муру манере собран из документальных кадров, смешанных с вырезками из телепередач, рекламы и преимущественно второсортного художественного кино. Едкая, отрезвляющая картина стала самым кассовым документальным фильмом в истории и имела сокрушительный успех в Каннах: легенды гласят, что восторженные аплодисменты длились 25 минут. Майкл Мур стал обладателем «Золотой пальмовой ветви», а виновник торжества Джордж Буш удостоился «Золотой малины» в категории «Худшая мужская роль».
Сюжет фильма закручивается вокруг журналистов бюро Knight Ridder, расследующих причины предстоящего вторжения США в Ирак. Пока большинство СМИ, вторя Белому дому, убеждают страну в том, что режим Саддама Хусейна занимается производством оружия массового уничтожения и сотрудничает с афганскими террористами, репортеры Джонатан Ландэй и Уоррен Стробел пытаются привлечь внимание к бездоказательности этих заявлений. Отстаивая принципы независимой журналистики, они оказываются в антивоенном меньшинстве: их статьи игнорируются крупными изданиями, а «антипатриотическая» позиция встречает непонимание со стороны сограждан.
«Опасное расследование» Роба Райнера сочетает в себе жанровые элементы детектива, драмы и триллера. Снятая на основе реальных событий картина наглядно демонстрирует влияние теракта 11 сентября на американскую внешнюю и внутреннюю политику, гражданские настроения и положение свободной журналистики.
«Расширенные методы допроса» — деликатный эвфемизм, призванный завернуть термин «пытки» в более гуманную обертку. Именно его ЦРУ использовали в докладах о ходе провозглашенной войны с терроризмом. Дэниэл Джонс, помощник сенатора Дайаны Файнстайн, на протяжении семи лет тщательно штудирует их архивы и в результате создает отчет на семь тысяч страниц. В нём описываются не только методы пыток, но и абсолютная их неэффективность — если не контрэффективность, — стоившая госбюджету сотни миллионов долларов. Казалось бы, проект удался на отлично, но теперь Джонсу предстоит нелегкая битва за возможность обнародовать свои труды — большой вопрос, кто в ней окажется победителем.
Картина режиссера Скотта З. Бёрнса, будто вторя профессиональной специфике своего героя, выдерживает суховатую, почти бюрократическую интонацию. Она отказывается и от драматичности, и от назидательности, и от развлекательности, вместо этого шаг за шагом фиксируя процесс проверки в дотошном стремлении докопаться до правды. Ценителям детальных фильмов-расследований и любителям внимательно следить за на первый взгляд не динамичным, но насыщенным сюжетом такое кино точно придется по вкусу.
Еще один фильм, в гораздо более эмоциональной манере рассказывающий об обратной стороне войны с терроризмом: на этот раз через историю Мохаммеда Ульд Слахи, который из-за чудовищной ошибки американских властей безосновательно удерживался в тюрьме Гуантанамо долгие 14 лет. Он пережил многочасовые допросы и жестокие пытки, прежде чем получил возможность отстоять свою невиновность. В этом заключенному помогали государственный адвокат и поначалу твердо намеренный добиться его казни военный прокурор.
«Мавританец» Кевина МакДональда основан на ставших бестселлером мемуарах «Дневник Гуантанамо» Мохаммеда Ульд Слахи. Он выходит за рамки привычной судебной драмы, исследуя сложные отношения героев с часто безжалостной политической системой, собственными убеждениями и друг другом.
Идеальное детство девятилетнего Оскара Шелла обрывается рано и трагично — так же, как жизнь его отца, который погибает во время атаки на Всемирный торговый центр. Тот всю жизнь учил сына преодолевать многочисленные страхи (ездить на метро, разговаривать с незнакомцами, кататься на качелях) и с азартом придумывал для этого целые квесты. Оскар забывает об их традиции, пока случайно не обнаруживает в отцовском шкафу очередную загадку — конверт с ключом без замка, подписанный именем Блэк. В нём же лежит вырезка из газеты: фраза «не переставай искать» обведена настойчивым красным. Оскар начинает поиски, в ходе которых встречает каждого жителя Нью-Йорка по фамилии Блэк, знакомится с их маленькими и большими несчастьями и находит неожиданного друга в лице угрюмого немого старика.
«Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри является экранизацией одноименного романа Джонатана Сафрана Фоера и предлагает необычный ракурс на переживание утраты: маршрут горевания здесь предстает как изнурительное, но захватывающее приключение.
Адвокат Кеннет Фейнберг берется за непростое и неблагодарное дело — организацию фонда помощи пострадавшим и близким погибших в теракте 11 сентября. Ему предстоит перевести чужое горе в долларовый эквивалент и посчитать, сколько стоит каждая из потерянных жизней. Заручившись специальной формулой, Фейнберг решает подойти к проблеме с холодной головой. Однако его циничность дает трещину, когда статистика превращается в реальных людей, готовых поделиться своими трогательными историями.
Фильм Сары Коланджело — это обнадеживающее и сдержанное кино, основанное на одноименной биографии адвоката Кеннета Фейнберга. Картина была впервые представлена на фестивале «Сандэнс» и получила теплый прием от кинокритиков и зрителей.