Волшебник страны ОЗ: Фильмы Василия Сигарева
Приближается Новый год, а значит, снова хочется пересматривать «Страну ОЗ» Василия Сигарева. Кстати, замечательный уральский режиссер и драматург сам не снимает полнометражное кино последние восемь лет. Правда, в этом году случилась маленькая радость — на экраны вышел комедийный сериал по сценарию Сигарева «Бэби-тур». Вспоминаем не очень обширную, но очень насыщенную фильмографию постановщика. Также предлагаем вам познакомиться с подборкой лучших современных российских драм.
Свой путь в кино Василий Сигарев, как и положено, начал с короткого метра, который срежиссировал, снял и смонтировал сам. В основе 14-минутного «Сахара» — стихотворение Поля Элюара «Она переодевается». Собственно, сюжет фильма проще описать словами из литературного первоисточника: главная героиня в исполнении Яны Трояновой*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) «поправляла свою наготу, странную, белую и прямую, оживляла ленивые волосы. И во вдовье платье скользнула». Для клаустрафобичности актриса разве что не по тексту стальным голосом приговаривает: «Сахар… Да не нужен мне этот сахар больше никогда», — и тревожно орудует на кухне.
Видеосонет (такую неофициальную, хотя и вполне подходящую жанровую формулировку можно встретить в Сети), хоть и сделан довольно сумбурным и неряшливым — куда без этого на первых порах? — тем не менее помогает определить особенности содержания и формы, от которых Сигарев отталкивался в своей дальнейшей карьере. Мотив чувства вины, аскетичные декорации, выверенные планы с потрясывающейся камерой — всё это мы увидим у постановщика и в будущем. И, конечно, харизматичная Троянова, появившаяся впоследствии почти во всех фильмах режиссера.
К слову, именно Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) вдохновила Сигарева на написание сценария полнометражного дебюта — фильма «Волчок». Она же помогала режиссеру на разных стадиях работы: ездила с ним выбирать натуру, отбирала с ним претенденток на главную роль (в итоге семилетнюю девочку сыграла Полина Плучек). Повествование ведется с точки зрения ребенка, отчаянно нуждающегося в матери. Впервые дочь увидела ее в седьмой день рождения: женщина вернулась из тюрьмы, а в подарок привезла девочке игрушку-волчок. Позже мать, не особенно довольная присутствием дочери в жизни, рассказала ей сказку — будто девочку она нашла на кладбище в пакете и вся она была покрыта шерстью, будто дикий волчонок.
Сигарева часто ругают за «чернушность» и неоправданный выбор слишком мрачных сюжетов. О «Волчке» Сигарев говорил, что хотел максимально отойти от так называемой чернухи (что бы это ни значило) и сосредоточиться на детских ощущениях, так или иначе знакомых любому зрителю. Неокрепшее восприятие скрашивает действительность, и какими бы трагическими ни были события вокруг ребенка, в моменте они не кажутся такими ужасными. В «Волчке» в центре сюжета оказывается крайне несчастный ребенок, так что многие сцены кажутся пугающими и слегка сюрреалистичными — как, например, история с кладбищенским мальчиком или ассоциации настольной лампы с маяком. Метафоричная и по-своему невыносимая картина удостоилась в 2009 году на «Кинотавре» сразу нескольких наград — за лучший сценарий, лучшую женскую роль и лучший фильм.
В своей, пожалуй, наиболее известной работе Василий Сигарев остается в декорациях серой российской глубинки, но поднимается на более универсальный с точки зрения тематики уровень. Сюжет драмы «Жить» разбивается на три истории, объединенные одним обстоятельством: главным героям приходится продолжать жить, несмотря на смерть близких людей. Центральные персонажи — мать (Ольга Лапшина), потерявшая дочерей-двойняшек, мальчик, оставшийся без отца (Евгений Сытый) с нелюбящей его матерью (Анна Уколова), и девушка (Яна Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов))), у которой погибает возлюбленный (Алексей Филимонов).
События, с которыми столкнулись герои фильма, приобрели трагический оборот по случайности — оттого их истории и универсальны, они могли произойти с каждым. Режиссер не дает ответ на вопрос, как жить дальше, если близкого человека настигла смерть, — напротив, он почти антитерапевтично отдаляется от своих персонажей и зрителя и лишь сухо запечатлевает, как они сами справляются с утратой. Без тоскливых воскрешений — галлюцинозных или весьма «реальных», когда покойники оказываются у живых в гостях, — не обходится. В распаде психики Сигареву при этом удается найти и свою поэтику: обстоятельства заставляют горюющую мать, впечатлительного мальчика и безрадостную девушку выйти за порог реального и под давлением утраты приблизиться к потустороннему.
За свою карьеру Сигареву удалось попробовать себя и в непростом жанре новогодней комедии (причем даже, можно сказать, целых полтора раза — об этом ниже) — сделал он это в неповторимом смелом стиле. «Страна ОЗ» (рабочее название — «Занимательная этология», то есть занимательная наука о людском поведении) собрана из абсурдных эпизодов, произошедших с несколькими жителями Екатеринбурга. Непутевая Ленка Шабадинова (Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов)) из села Малая Ляля пытается добраться до улицы Торфорезов, чтобы выйти на работу в ларьке, а попутно встречается с парой-тройкой странных мужчин (Евгений Цыганов, Гоша Куценко, Владимир Симонов) и собачкой. Продавец на смене в этом ларьке (Андрей Ильенков) не самым приятным образом проводит Новый год с приятелем (Александр Баширов), а сестра Ленки ломает копчик, будучи в очередной раз сброшенной с балкона горячим и страстным бойфрендом.
Новый год у Сигарева — фантасмагорическое время, когда возможно практически всё: чудесное спасение из машины, которую ведет парень под наркотическими веществами, побег из квартиры через окно (почти успешный!), уход от шальной пули. Этот Новый год по-своему полон чудес, но он совершенно не похож на тот, который публика привыкла видеть в тех же замыленных «Елках». При этом в фильме праздник за счет черного налета комедии кажется куда более реальным. Сигарев пришел в кино из театра и пишет комедийные пьесы — так что с иронией у него проблем нет. Дополняет безумную палитру Троянова — фирменным говором и ошарашенно-наивным видом.
17-минутная короткометражная работа Z снята в качестве рекламы жилого комплекса «Зиларт»: у съемочной команды было 30 миллионов рублей и десяток съемочных дней. Конечный продукт в итоге получился довольно далеким от чего-то коммерческого в обычном понимании. Что интересно, ролик снимался вслед за другим — заказчик попросил снять новый короткий метр, «чтобы все забыли про неудачный первый с Киркоровым и Басковым». Басков так и перекочевал к Сигареву.
По сюжету Москву накрывает зомби-апокалипсис — и начинается всё с укуса певца рабочим сцены прямо в эфире шоу. Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) играет мать, которая пытается вернуться в Москву с двумя детьми, — на их дом нападают полумертвые соседи. Женщина предпринимает буквально всё, чтобы оказаться в уюте своей квартиры в «Зиларте».
Продолжая новогоднюю тематику: Сигарев принял участие в экспериментальном фильме-альманахе, посвященном главному празднику, вместе с такими режиссерами, как Павел Бардин, Михаил Местецкий, Клим Шипенко и Михаил Сегал. У Сигарева в ленте небольшой сегмент: озорная зарисовка, наполовину сделанная в формате скринлайф. Двое детей (Хлоя Буажоли, Артём Нимазов) спасаются бегством от воспитательниц детского сада (Альбина Тиханова и, конечно, Яна Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) в костюмах Деда Мороза и Снегурочки), после того как уронили елку. Параллельно они ведут стримы.