Водитель на скорости: Все части франшизы «Такси» по порядку
26 лет назад Люк Бессон решил, что очень быстрая поездка в такси вполне может быть зрелищным шоу, — и не прогадал. А 20 лет назад вышел на экраны самый коммерчески успешный фильм серии — третий по счету. Время показало, что скорость — неисчерпаемый источник трюков и вдохновения, а дух у зрителей от этого шоу захватывает едва ли не больше, чем у пассажиров. Вспоминаем все фильмы легендарной французской франшизы.
Кроме этого, предлагаем вспомнить все фильмы франшизы «Чужой», а также все фильмы и сериал франшизы «Зловещие мертвецы».
Люк Бессон вообще технарь. Его завораживают любые средства передвижения: поезда метро в «Подземке», летающие футуристические машины в «Пятом элементе» и «Валериане и городе тысячи планет», сойдут даже телеги в «Жанне Д’Арк». Так что идея снять кино про очень быстрый автомобиль пришла к режиссеру сама по себе — легко. Правда, произошло это в самый загруженный период его карьеры, когда после «Леона» Бессон получил мировую славу, культовый статус и, как следствие, огромные возможности и бюджеты. Надо было срочно ковать железо, а сил и времени просто не хватало — так что пришлось работать на площадке «Пятого элемента» и одновременно запускать «Такси» в качестве продюсера.
Поначалу в проект никто не верил: актеры обещали перезвонить, компания Gaumont, которая прежде была рада любой идее Бессона, на сей раз вежливо предложила отдохнуть и здраво оценить всю абсурдность затеи. В итоге Бессон наскреб копейки на проект и привлек в качестве режиссера Жерара Пиреса, основным занятием которого до сих пор были съемки рекламы для Peugeot.
Из этой череды неудач и вытекающих из них трудностей фильм и сложился как успешный продукт. На крохотный бюджет не разгуляешься — так что снимать пришлось в Марселе, для которого «Такси» стало главным элементом брендинга наравне с замком Иф. Отказ звезд участвовать в затее позволил открыть генерацию новых актеров — главная роль досталась Сами Насери, а Фредерик Дифенталь сыграл друга главного героя, робкого и стеснительного полицейского. Наконец, фильм открыл новую звезду не только французского, но и мирового кино — юная Марион Котийяр здесь впервые предстала перед широкой аудиторией и больше из-под ее пристальных взоров уже не уходила. Главное — стесненные обстоятельства заставили Бессона сочинить максимально напряженный и насыщенный экшеном сценарий: тут и авантюрный характер таксиста, и друг-полицейский, и немецкая мафия, орудующая на улицах портового города (конечно, противостояние таксиста с полицейским и бандитов выражается в битве автопромов Peugeot и Mercedes).
Громогласный мировой успех первого фильма стал неожиданностью и испытанием для всех: Бессон никак не думал, что картина сравняется по культовости с дорогущим «Пятым элементом» и, конечно, не мог подозревать, что публика потребует продолжения банкета. А как продолжать, когда все составляющие успеха уже невоспроизводимы? Рекламщик Пирес с проекта ушел и взялся за другие, менее успешные блокбастеры. Пришлось менять его на мастеровитого тезку — Жерара Кравчика. Кинокомпании и коллеги уже не считали «Такси» бредом сумасшедшего — наоборот, очень хотели поучаствовать в такой успешной затее. Пришлось фактически перепридумывать похождения таксиста Эмильена и полицейского Даниэля.
Бессон и Кравчик взялись воспроизвести золотой стандарт французской комедии — с эксцентрикой, большой политикой, бурей и натиском в ритме и визуальном решении. Размах тут сильно шире — якудза похищает из такси целого японского министра обороны, а французская полиция оказывается, в лучших традициях национальной комедии, бессильна. Психу Эмильену и тихоне Даниэлю приходится защищать честь страны и доказывать, что француз всегда француз — находчивый, быстрый и уморительно смешной. Шалость удалась — получилось дороже, но ничуть не хуже, чем в первый раз.
Бессон убедился, что его затея, которую еще недавно считали безнадежной, не только жизнеспособна, но и может иметь более чем товарный вид. Под формат французской комедии «Такси» подверстали — едем дальше. Создаем новый канон.
В третьем фильме дух захватывает уже не столько от скорости и приключений, сколько от гонора создателей. Бессон поймал бога за бороду, и третья часть — празднование этого радостного факта. Жерар Кравчик закрепился на должности режиссера и тоже явно кайфует от того, что руки развязаны и творить можно что угодно. Можно в первые же минуты засовывать в такси Сильвестра Сталлоне. Можно перепрыгнуть от прибрежного и знойного Марселя в снег и превратить историю в зимнюю, а значит, сорвать куш с рождественского проката. Можно выкрутить на максимум абсурдность и эксцентрику, а мир криминала представить уже не немцами или японцами, а Санта-Клаусами, причем тоже экзотически иностранными. Можно выдвинуть на первый план второстепенного комиссара-дуралея Жибера в исполнении Бернара Фарси, достойного продолжателя дела Луи де Фюнеса, лучшего полицейского-кретина мирового кино. Можно гонять не только по улицам и набережным, но и по горам, а само такси превращать почти в гаджет — не хуже, чем у Бонда. Триумф, гонор и напор превращают третье «Такси» в высшую точку развития франшизы. Здесь история в самом расцвете сил: фантазии уйма, наглости и средств для ее реализации еще больше.
Свидетельством громогласного и глобального успеха бессоновской саги стало долгожданное обращение к ней американского кинобизнеса. Сразу после третьего фильма вышла голливудская версия. Она же оказалась первой ласточкой, предвещавшей скорый финал.
Бессон, написавший сценарий, понимает вкусы заокеанской публики и хорошо знает, чем ее можно удивить. Им, кажется, приглянулось наше европейское внимание к женским персонажам, полюбили они и Натали Портман в «Леоне», и Миллу Йовович в «Пятом элементе». Пусть тогда будет не таксист, а таксистка. Тем более есть возможность снять Нью-Йорк и признаться ему в любви. Но эта формула успеха оказалась не особо воспроизводимой. Полномочия Бессона оказались максимально ограничены: сценарий переписали, а в качестве продюсера у него было только право совещательного голоса, не больше. Так что его разлапистый абажур здесь натянут на максимально неприглядную и скупую структуру. История приключений девушки-таксиста и ее друга-полицейского не тянет на мощное феминистское высказывание. Перекрыть столицу мира и снять ее со всех сторон, как это было с Марселем, задача абсурдная — нельзя. Каждый кадр и каждое действие подчинены каким-то иным задачам, далеким от художественных или фантазийных. В итоге получилось примерно такое «Такси», которое бы вышло, если бы Бессон ненароком всё же уговорил кинозвезд и большие студии взяться за первую ленту. Пресное, скучное, выверенное по линеечке и абсолютно провальное — сейчас об этом стыдном опыте Бессона в Штатах и вспоминать-то совестно.
Как бы то ни было, кризис в любой, тем более внезапно сложившейся и незапланированной франшизе неминуем и не зависит ни от воли авторов, ни от их фантазии. К четвертому «Такси» команда стала распадаться. Котийяр из проекта выбыла — это был уже не ее уровень, на носу были «Оскар» и участие в фильмах Кристофера Нолана. Одного богатства и фантазийности стало не хватать, чтобы вытянуть большой проект, — публику надо удивлять, так что Бессону пришлось в спешном порядке переставлять все фигуры сюжета и собирать из имеющихся элементов нечто впечатляюще свежее.
Был придуман топос «камео в самом начале»: в предыдущей ленте был Сталлоне, здесь — футболист Джибрил Сиссе. Переставлены местами персонажи — таксист Даниэль и полицейский Эмильен уже не так важны, на первый план выдвигается комиссар Жибер. Как следствие, прежде бывшая лишь оммажем классике традиция французской кинокомедии стала форматом. История крутится вокруг дуралеев-полицейских, которые никак не могут совладать с попавшим к ним в руки опасным преступником, — готовый мемориал «Фантомасу» и фильмам о жандарме. В итоге четвертая часть пережила то, чего избежать нельзя: стала не событием и радостным возвращением любимых героев, а просто данностью.
После сдержанного успеха четвертого «Такси» казалось, что проект прикрыт. В общем, в том виде, в каком он был прежде, он правда закончился. Над пятой частью, вышедшей аж через десять лет после четвертой, работала совсем другая команда. Бессон остался только продюсером, к сценарию не притрагивался, отдав его вместе со всей остальной работой над картиной комику Франку Гастамбиду, до тех пор работавшему на телевидении и в рекламе. Сами Насери и Фредерик Диффенталь тоже покинули проект. Из старой команды остался один Бернар Фарси в роли дослужившегося до мэра Марселя отставного комиссара Жибера. В центре сюжета уже не таксист, а полицейский в исполнении всё того же Гастамбида. Peugeot по наследству досталось племяннику Даниэля.
Гастамбид честно воспроизводит основные правила игры: переезд парижского полицейского в провинцию выступает вполне в духе оммажей французской комедии, а в городе, как и у Бессона, орудует заезжая автомобильная мафия — китайцы были, японцы были, немцы были, теперь настало время итальянцев на Ferrari. Но из всего этого инструментария Гастамбиду удается собрать лишь сомнительный мемориал культовой саге рубежа тысячелетий. Сомнительный — потому что не бывает таких комплиментов, в которых в главной роли оказывается сам произносящий, получается слишком нарциссическая по инструментарию и альтруистическая по форме затея. Противоречивость и стала главным послевкусием этого послесловия. Наверняка не последнего — такие острые ощущения, как те, что дарило «Такси», не забываются, соблазн воспроизвести их еще раз всегда остается у тех, кто что-то подобное переживал. Так что будут еще продолжения, о качестве которых гадать, наверное, не стоит. Всё может произойти — от возвращения Насери и Котийяр до самых смелых экспериментов.