Вернуться к корням: 10 фильмов про славян и Древнюю Русь
Древние славяне оставили после себя больше вопросов, чем ответов. Частично на них пытаются ответить не только историки, но и кинематографисты. Иногда, правда, картины далеко уходят от реальности и являются лишь фантазиями на тему. Представляем 10 фильмов о наших предках: исторических, сказочных и даже музыкальных, но неизменно очень интересных.
А если после нашей подборки вам захочется отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое, то предлагаем также посмотреть подборку фильмов о первобытных людях: «Дикие, но симпатичные: 10 фильмов о первобытных людях».
Согласно народным сказаниям, Евпатий Коловрат был полулегендарным рязанским богатырем XIII века, воевавшим с горсткой воинов против монгольского хана Батыя. Многотысячное войско захватчиков смогло утихомирить Коловрата только с помощью камнеметных машин, а сам хан воздал ратнику почести и велел соорудить в его честь курган.
В картине Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого Евпатий Коловрат (Илья Малаков) слегка отклоняется от исторической достоверности в пользу зрелищности. Батый (Александр Цой) и его орда выглядят сказочными злодеями, а русские воины во главе с Коловратом будто сошли со страниц комикса «300 спартанцев». «Легенда о Коловрате» вообще вплоть до концовки часто оглядывается на старшего брата. Схожи манера съемки, спецэффекты и некоторые сюжетные ходы. Но суть легенды передана верно: десятник Евпатий Коловрат преследует монгольскую орду, стоит насмерть и обрекает себя на вечную славу.
«Сердце Пармы» — экранизация одноименного романа Алексея Иванова («Географ глобус пропил», «Тобол», «Пищеблок»). В эпической драме с элементами фэнтези исторические факты сталкиваются с вымыслом, рождая историю любви, мести, долга и верности.
Молодой князь Михаил (Александр Кузнецов) стремится подчинить земли пермяков своей воле. Но сделать он это хочет не огнем и мечом, а миром и уговорами. Так, Михаил берет в жены местную девушку Тичерть (Елена Ербакова), в теле которой с самого детства обитает могущественный дух. Христианская и языческая культуры неминуемо сталкиваются, когда из далекой Москвы приезжает епископ, чтобы провести крещение жителей. А следом за ним из метрополии уже выдвигается московское войско — карать непокорную пермскую землю.
Исторический эпик «Александр Невский» считается одной из важнейших работ Сергея Эйзенштейна. Сам он в трудные для себя 1930-е годы выбрал сюжет о великом князе, защитившем русские земли от вторжения тевтонцев, по одной простой причине: во времена Эйзенштейна о Невском историкам было известно очень мало. «Как я сделаю, так оно и будет», — сказал Эйзенштейн и приступил к кропотливой работе над фильмом.
Режиссер не стал буквально экранизировать исторические события и вместо этого выстроил целую драматическую конструкцию вокруг подготовки и последующей битвы с рыцарями Тевтонского ордена русских дружинников под командованием Александра Невского и соперничества двух воинов из дружины новгородского князя за руку одной девицы. Впечатляющие для своего времени батальные сцены, выверенные сюжет и ритм и известный пропагандистский контекст, умело воплощенный Эйзенштейном в кинематографической форме, навсегда сделали фильм бессмертной классикой.
Андрей Тарковский снимал «Андрея Рублёва» около года, хотя вся работа над фильмом велась почти пять лет. Картина стала событием не только для советского кинематографа (до Тарковского никто не снимал настолько фундаментальные религиозно-философские работы), но и для всего мира в целом: многие именитые режиссеры со всего мира не раз признавались в любви к «Андрею Рублёву».
Сюжет картины повествует о жизни русского иконописца Андрея Рублёва (Анатолий Солоницын) в первой четверти XV века. История состоит из вступления и восьми новелл, каждая из которых посвящена определенному событию из судьбы Рублёва. Важные моменты формируют его личность и двигают по сюжету к развязке. Изначально Тарковский планировал назвать фильм «Страсти по Андрею», а его хронометраж превышал три с половиной часа, но советской цензуре работа не понравилась, вызвав массу возражений. «Андрея Рублёва» перемонтировали, а потом и вовсе положили «на полку», из-за чего до проката фильм в своем первоначальном виде добрался только в 1987 году.
Информации о скифах очень мало. Широкие массы знают только, что были они кочевым народом, обожали золото и имели «раскосые и жадные очи», если верить стихотворению Александра Блока. Поэтому режиссер Рустам Мосафир («Король и Шут») в боевике «Скиф» по полной использовал фантазию. В итоге получилось совершенно безумное кровавое фэнтези с ураганным экшеном.
Главный герой, боярин Лютобор (Алексей Фаддеев), служит в дружине у Тмутараканского князя Олега (Юрий Цурило). Однажды ночью неизвестные похищают новорожденного ребенка Лютобора, требуя от боярина убить князя. Лютобор честно докладывает обо всем Олегу, тот симулирует отравление и тайком посылает боярина искать заказчика убийства. В походе в далекие земли Лютобору поможет скиф Куница (Александр Кузнецов), один из участников нападения, плененный боярином и освобожденный в обмен на роль проводника.
«Когда солнце было богом» — польская экранизация романа «Старое предание» Юзефа Крашевского. Действие фильма разворачивается в IX веке на территории современной Польши. Славянские племена разделены, агрессивны и поклоняются различным языческим богам. А ритуалы, которые проводятся во славу этих богов, сплошь кровавые и варварские.
Молодой воин Земовит (Михал Жебровский), что жил и обучался среди викингов, возвращается в родные земли. Там его ждут любовь к прекрасной девушке Дзиве (Марина Александрова), коварство местного князя Попела (Богдан Ступка) и столкновение с традициями, по которым Дзива вместо свадьбы и счастливой жизни со своим избранником должна стать жрицей в святилище грозных богов.
Сказка Геннадия Васильева повествует о герое новгородского эпоса Василие Буслаеве — своевольном богатыре и просто приятном парне. Василий конфликтует с местными купцами, которые боятся его силы и удали. И когда он отправляется на поиски пропавшего князя Глеба Полоцкого, коварные толстосумы получают шанс вздохнуть спокойно. Путь Буслаева лежит в далекий Константинополь, где, по полученной от разбойников информации, и держат в плену Полоцкого. Василию предстоит пройти испытания византийского императора, найти любовь и вернуться с победой в родной Новгород. А там и с купцами поквитаться найдется время.
Режиссера Геннадия Васильева по праву можно назвать одним из главных специалистов 70–80-х годов прошлого века по переносу на экран сказочной и исторической атмосферы Древней Руси. Благодаря Васильеву на свет появились такие знаковые картины, как «Финист — Ясный сокол», «Русь изначальная» и «Царь Иван Грозный».
«Илья Муромец» навсегда отметился в истории как один из главных фильмов прекрасного режиссера и мультипликатора Александра Птушко. Благодаря новаторским техническим решениям картина значительно опередила свое время, оставив в недоумении десятки экспертов, пытавшихся разгадать то, как были сняты некоторые казавшиеся невозможными сцены.
Как нетрудно догадаться, сюжет повествует о похождениях былинного богатыря Ильи Муромца (Борис Андреев). Он, сперва немощный и больной человек, неспособный оторваться от печи, находит в себе великие силы, когда на Русь нападают тугары. Илья проходит все стадии богатырского становления, сражается с классическими врагами — Соловьем-разбойником и Идолищем Поганым, переживает боярское предательство, находит верных друзей и любовь.
Историческая драма Андрея Прошкина «Орда» — отнюдь не сказка. Действие фильма разворачивается во время задокументированной в летописях миссии митрополита Алексия в Золотую Орду. В середине XIV века мать хана Джанибека (Иннокентий Дакаяров) Тайдула (Роза Хайруллина) теряет зрение от неизвестной болезни. Никакие лекари не помогают, но до ордынцев доходит слух о святителе Алексии (Максим Суханов), молитвы которого имеют чудодейственную силу. Хан отправляет в Москву послов, которые под угрозой разрушения города вынуждают митрополита отправиться с ними.
«Орда» скрупулезно воссоздает атмосферу столицы Золотой Орды — города Сарай-Бату. Для пущей достоверности были проведены консультации с историками и археологами. Для фильма построили декорации города, сшили тысячи костюмов и наняли специалистов по карачаево-балкарскому языку, близкому к тому, на котором говорили ордынцы. Такой скрупулезный подход вкупе с актерской самоотдачей обеспечил «Орде» призы на 34-м Московском международном кинофестивале и ряде других важных смотров.
Один из главных памятников литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве» удивительно мало экранизировали как в прошлом, так и в настоящем. Пожалуй, главным художественным осмыслением «Слова» является опера «Князь Игорь» композитора Александра Бородина. За ее воплощение на экране взялся режиссер Роман Тихомиров, известный другими кинооперами — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Сюжет, понятное дело, повторяет знаменитый первоисточник. Князь Игорь собирает дружину и отправляется в самоубийственный поход на половцев. Всё близко к тексту: Игорь (Борис Хмельницкий) — героический и обреченный, Ярославна (Нелли Пшенная) — волевая и плачущая. Все поют, на фоне то затмения, то поля битвы. Финал мрачен, но не лишен робкой надежды.