Вечные изгнанницы: Новые фильмы и сериалы про ведьм
Ведьмы обречены на одиночество: их сжигала инквизиция, мучали соседи, уничтожала церковь. Тысячи женщин — неважно, увлекались они магией или нет — были изгнаны, причем зачастую буквально в иной мир. Во избежание людской расправы одни колдуньи уединялись, другие жили в одном обществе с людьми, но, независимо от местоположения, каждая ощущала месть. Фолк-хоррор, мистический триллер, фэнтези, детектив или даже комедийный фильмы ужасов — в каком бы жанре ни снимали кино о судьбе ведьм, так или иначе в сердце сюжета оказывается драма. Однажды мы уже собирали подборку фильмов про ведьм, а на этот раз решили объединить новые фильмы и сериалы о судьбе колдуний, выпущенные в последние годы. Спойлер: ведьмы стали еще несчастнее.
16-летняя Иззи (Зельда Адамс) страдает иммунной болезнью. Чтобы защитить здоровье дочери, мать решает жить с девушкой в безлюдном лесу далеко за городом. Однако изоляция не избавляет отшельниц от общения с другими людьми: однажды Иззи натыкается на ровесников, которые веселятся в доме неподалеку. Там она съедает червя, который будит в ней чувство голода, — с тех пор Иззи постоянно хочется крови. Откуда взялось это странное желание, девушка узнает из тщательно охраняемой семейной истории.
Во время локдауна члены семейства, состоящего из супругов (Тоби Поузер и Джон Адамс) и их дочерей (Зельда и Лулу), решили потратить время с умом и сняли собственный фильм. Между собой они поделили функции режиссеров, сценаристов, продюсеров, актеров, операторов, композиторов, художников по костюмам и сделали высококачественный фолк-хоррор о колдовстве и ведьмах. Фильм ужасов, переосмысляющий отношения отцов и детей, тепло приняли на жанровых фестивалях — даже не верится, что киноисследование метафизической связи между родством и потусторонними силами сделали на коленке.
Санни (Изабела Видович) готовится к свадьбе на исторической родине своего жениха — на Балканах. Вместе с будущим мужем девушка едет знакомиться с его семьей, члены которой сразу же начинают вести себя странно. Вскоре Санни выясняет, что облаченные в черное женщины из рода возлюбленного являются практикующими ведьмами. Все они относятся к сильнейшему клану, способному видеть прошлое и будущее. Но встреча пугает не только Санни — колдуньи взволнованы не меньше. С помощью черной магии они поняли, что невеста может освободить древнее зло и стать причиной уничтожения их рода. Чтобы выжить, придется действовать сообща — только так можно остановить распространение проклятия.
Как и «Хэллбендер», «Женщины в черном» — это семейное предприятие. Элижабета Видович, для которой фильм стал первым большим проектом, пусть и низкобюджетным, назначила на главную роль свою дочь Изабелу (она играет Санни). Любовное отношение к проекту чувствуется во всём: в кропотливо подобранных аутентичных деталях, в изобретательных ракурсах изображения балканских пейзажей, в амбициозном запутанном сюжете с неочевидными загадками. Тот случай, когда фолк-хоррор удачно встретился с мистическим триллером.
XIX век, затерянная в горах македонская деревушка. В попытке избежать проклятия женщина прячется с младенцем в священной пещере, но спустя годы их находят и ведьма забирает ребенка себе. Новая «мать» обращает подростка в подобную себе ведьму и демонстрирует прежде изолированной от общества изгнаннице большой мир. Изменения действуют на девушку одурманивающе: она начинает уничтожать селян и примерять на себя облики пострадавших. Таким странным образом юная колдунья познает свои возможности и желания.
Жестокие убийства, ультранасилие, жуткие ритуалы, вызывающий сатанизм — в режиссерском дебюте Горана Столевски, представленном на «Сандэнсе» в 2022 году, собраны самые мрачные паттерны фолк-хоррора. Уравновешивают кровавый реализм умиротворяющие пейзажи Восточной Европы, запечатленные ручной камерой. Обманчивый эффект, кстати, свойственен не только контрастной форме фильма, но и его содержанию: на самом деле за фильмом ужасов кроется чуткая экзистенциальная драма об одиночестве — вечном спутнике ведьм.
Тонущие в туманной дымке джунгли, спрятанные среди покрытых росой листьев домики для духов и растворенные в пещерах храмы — исключительный колорит тайской провинции, где местные жители искренне верят в потусторонние силы, настраивает на существование иного. Потомственная шаманка здесь — обычная швея, а принимать и изгонять духов для нее — такая же рутинная работа, как и шитье. Именно за ней и наблюдает съемочная группа документалистов, но привычный ритуал идет не по плану: после похорон мужа сестры шаманка чувствует пришествие ведьмы.
Аутентичный тайский хоррор в форме мокьюментари изящно сталкивает шаманскую неопределенность, когда человек до последнего не понимает, с кем имеет дело — с Богом или дьяволом, и мотив избранности. Авторы приходят к выводу, что торжество зла применимо к любой религии — будь то чуждое для тайцев христианство или понятное им обожествление духов. В итоге фильм сосредоточивается не столько на эпическом сеансе экзорцизма и свойственных ему ужасах, сколько на неудобных вопросах о вере. Богатой форме — богатое содержание.
13-летняя Нала чувствует себя обделенной: родители не уделяют ей должного внимания, поскольку заняты лечением младшего ребенка. Когда становится ясно, что помощи от местных врачей недостаточно, семейная пара отправляется на поиски иных вариантов, а детей оставляет у бабушки (Офелия Медина). До этого девочки ни разу не были в мексиканской деревне, более того — они впервые увидели свою бабушку. Приветливая и заботливая при родителях, она кардинально меняется после их отъезда. А когда младшая сестра начинает угасать, Нала окончательно убеждается, что бабушка — ведьма.
Фолк-хоррор о самых жутких каникулах в деревне стал дебютным полным метром мексиканца Исаака Эсбана. Прелесть фильма ужасов — в обыгрывании национальных традиций: в его основе — мексиканские и карибские страшные легенды про ведьм. Так, в центре сюжета оказывается кровососущая ведьма Лугару, которая по ночам обнажает свое истинное жуткое лицо. Эсбан объясняет поведение ведьмы семейным проклятием, в этом смысле оригинальное название фильма «Сглаз» куда лучше объясняет суть кино. Чем не повод задуматься о корнях?
В британском городке Санктуарий ведьмы веками мирно уживались и друг с другом, и с обычными людьми. Идиллию рушит трагедия, когда местный подросток погибает на вечеринке в результате несчастного случая. Убитая горем мать мальчика уверена, что в смерти парня виновны ведьмы — Сара Фенн (Элейн Кэссиди) и ее дочь. Обвинение раскалывает общество: некогда дружные горожане становятся врагами. Взаимные подозрения и обвинения приводят к ужасному результату — кажется, инквизиция в современном мире выглядела бы именно так.
Детектив о преследовании женщин — да, ведьм, но в первую очередь женщин — основан на романе Виктории Джеймс, ставшем бестселлером в Великобритании. «Санктуарий» — и книга, и мини-сериал — через мистические элементы рассуждает о реальном положении дел в патриархальном обществе, где женщина априори находится в слабой позиции. За эффектными оккультными практиками и фольклорными традициями искусно прячется буллинг, который, увы, существовал всегда — и сегодня, и сотни лет назад. Как вмиг превратиться из любимицы в изгоя, известно и без оглядки на «Санктуарий», но фильм помогает шире посмотреть на проблему, да еще и в эффектной форме.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
После смерти отца юная Айрис (Фрейя Аллан) становится хозяйкой старого кирпичного дома, который некогда был пабом. На месте она узнает, что в подвале здания заперта древняя ведьма, способная пропускать через себя любую умершую личность. Говорить с человеком с того света можно в течение двух минут: если превысить обозначенный лимит, ведьма завладеет сознанием того, кто потревожил дух погибшего. Кажется, пренебрежение этим правилом и погубило отца девушки. Задача Айрис — не стать следующей жертвой колдуньи.
Первый полнометражный фильм ужасов Альберто Корредора основан на его дебютной (и пока единственной) короткометражной работе «Голова в мешке». Не считая пола главного героя, картины практически идентичны: потайная комната в подозрительном пабе, ведьма с мешком на голове, попытка связаться с мертвыми и всепоглощающая боль утраты. Кстати, обнажением психологических проблем и переиспользованием сюжета собственных работ занимается и другой представитель постхорроров — Ари Астер. Именно его влияние особенно чувствуется в «Нечисти»: травмирующее прошлое Айрис напоминает состояние персонажей фильмов «Все страхи Бо» и «Солнцестояние».
Пережив утрату приемной матери, нейрохирург Роуэн Филдинг (Александра Даддарио) узнает, что является преемственницей сил таинственного клана ведьм Мэйфейр из Нового Орлеана. Погружаясь в запутанную историю влиятельной семьи, она обнаруживает в себе сверхспособности и пытается их контролировать. Но на этом открытия девушки не заканчиваются: прибыв в родовое поместье, она окончательно убеждается, что, как и все женщины из династии Мэйфейр, тоже является ведьмой, ведь она умеет убивать силой мысли.
Новый сериал Эсты Спэлдинг, работавшей ранее над «Мастерами секса», вышел на AMC в начале 2023 года, тем самым продолжив стратегию канала вкладываться в мистические истории ужасов. «Мэйфейрские ведьмы» стартовали после «Интервью с вампиром» — сериальной версии фильма Нила Джордана с Томом Крузом и Брэдом Питтом, причем оба проекта основаны на романах Энн Райс из книжного цикла «Вампирские хроники». Экранизации приняли тепло — сериалы продлены на второй сезон.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Полнолуние, Хэллоуин, Салем. Логичным продолжением ряда являются ведьмы. Казненные 300 лет назад сестры Сандерсон — Винни (Бетт Мидлер), Мэри (Кэти Наджими) и Сара (Сара Джессика Паркер) — воскресают в 2022 году, чтобы вновь вершить свои темные дела. Возвращают ведьм к жизни старшеклассницы, которые решили провести шуточный ритуал в лесу, где Сандерсон когда-то обучались магии. Зажженная в особенном для ведьм месте свеча призывает сестер на землю, но этого им мало — Сандерсон мечтают об абсолютной власти. Заполучить неограниченное влияние можно с помощью специального заклинания из книги, хранящейся в местном магазинчике. Удастся ли салемским школьницам защитить человечество?
Сиквел комедийного фэнтези 1993 года сняла Энн Флетчер, которой спустя 29 лет удалось воссоединить обаятельное трио ведущих актрис — Мидлер, Наджими, Паркер. Чувствуется, что новой встречи ждали не только зрители, но и сами исполнительницы главных ролей, которые веселятся в кадре пуще прежнего: знакомятся со смартфоном, уморительно болтают с умной колонкой, пытаются разобраться с роботом-пылесосом… Воистину, новые технологии мудренее колдовства.
В альтернативной Великобритании наших дней вместе с людьми живут Черные колдуны и Белые ведьмы. Борьбы между обычными людьми и магами нет — непримиримый конфликт существует исключительно между последними. Шестнадцатилетнему Натану (Джей Ликурго) не повезло. Его, как сына представителей враждующих кланов, считают непредсказуемым. Особенно лидеры Белых опасаются, что полукровка пойдет по стопам отца — кровожадного Черного колдуна. Натану предстоит доказать, что родители не определяют своих детей.
Сериал основан на серии young adult романов «Половинный код» Салли Грин, которую часто сравнивают с Джоан Роулинг. Фэнтези и правда напоминает знакомый сюжет избранности, но «Дьявол-полукровка» не в пример «Гарри Поттеру» буквально тонет в крови. Это не увлекательная сказка, а настоящий кошмар с жуткими сценами убийств, в которых авторы не стесняются демонстрировать вылезшие наружу кишки и размазанные по стенам человеческие конечности. Получился страшный вариант «Пацанов» для подростков и на британский манер.