Опубликовано 04 сентября 2023, 10:18
9 мин.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Поделиться:
Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Тяжела и многогранна жизнь музыканта. Букет проблем классический: нестабильность творческого порыва, карьерные спады, нервные срывы, психические расстройства, давление общества, постоянные соблазны и конфликты. Собрали 10 фильмов о разных сторонах музыкального призвания. Здесь вы найдете и вдохновляющие истории, и мрачные байопики, и эксперименты разной степени радикальности, и даже хорроры.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Школа рока

Рейтинг: 7.55IMDb: 7.1
2003, Комедии, Музыкальное, 109 мин
США, 12+
Режиссер: Ричард ЛинклейтерГлавные роли: Джек Блэк, Джоан Кьюсак, Майк Уайт, Сара Силверман, Адам Паскаль, Лукас Папаэлиас

Дьюи Финн (Джек Блэк) — гитарист-неудачник, которого недавно выгнали из рок-группы. На него обрушиваются гора долгов и депрессия. Сосед по квартире, работающий учителем на замену, предлагает Дьюи тоже попробовать себя на образовательном поприще. Непутевый музыкант оказывается в снобистской частной школе и вскоре становится кумиром местных учеников. Высняется, что большинство из них — талантливые музыканты, и у нового преподавателя возникает идея собрать рок-группу, чтобы выиграть 20 тысяч долларов на местном конкурсе талантов. Заветный приз может решить его финансовые проблемы и позволит полноценно вернуться к любимому делу.

То, что отличает «Школу рока» от многочисленных музыкальных комедий о лузерах, — серьезность режиссерских намерений и высочайшее качество постановки. Ричард Линклейтер, один из главных американских инди-авторов, снимает свой фильм с такой отдачей и искренностью, что ни о каком снисхождении к жанровым условностям здесь не может быть и речи. Дети — настоящие, герой Блэка — живой, любовь к року — неподдельная, такие константы задаются в начале, такими они и останутся к финалу. «Школа рока» — идеальный пример того, что должно получаться, когда большие и независимые режиссеры берутся за семейный фильм.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Легенда о пианисте

Рейтинг: 8.19IMDb: 8.1
1998, Драмы, Музыкальное, 120 мин
Италия, 16+
Режиссер: Джузеппе ТорнатореГлавные роли: Тим Рот, Прюитт Тэйлор Винс, Мелани Тьерри, Билл Нанн, Кларенс Уильямс III, Питер Вон

Разоренный музыкант Макс Туни (Прюитт Тэйлор Винс) заходит в магазин подержанных инструментов, чтобы выручить денег за свою трубу. Перед продажей он решает сыграть напоследок одну из любимых мелодий, которую внезапно узнает владелец лавки. Он показывает Максу сломанную пластинку, найденную в старом рояле, после чего на трубача обрушивается шквал воспоминаний. Макс начинает рассказывать «Легенду о пианисте посреди океана», которая берет начало в 1900 году. В центре невероятной истории о таланте и превратностях судьбы находится его друг и коллега Новеченто (Тим Рот), выросший на борту лайнера сирота, который впоследствии стал виртуозным пианистом.

«Легенда о пианисте» основана на театральном монологе Алессандро Барикко. Романтическая сказка Джузеппе Торнаторе, блестящего оскароносного автора «Нового кинотеатра „Парадизо“», посвящена не столько музыке, сколько феномену навязчивой идеи и тонкой грани между гениальностью и безумием. Некоторых это сбивает с толку — отсюда и жалобы на «сомнительный психологизм». Важно, что герой Тима Рота изначально является нам как поэтический образ и в этом качестве подчиняет себе всё устройство фильма.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Зеленая комната

Рейтинг: 6.6IMDb: 7
2015, Триллеры, Криминальное, 95
США, 18+
Режиссер: Джереми СолньеГлавные роли: Антон Ельчин, Имоджен Путс, Патрик Стюарт, Алиа Шокат, Джо Коул, Каллум Тернер

Андеграундная панк-группа колесит по Америке на своем минивэне и играет в различных забегаловках. Денег нет, бензин приходится сливать из чужих баков, но зато все искренне любят музыку, собственную маргинальность и друг друга. Организатор последнего провального выступления музыкантов в качестве жеста доброй воли дает им наводку на закрытый концерт «для своих». В данном случае «свои» — это группировка скинхедов, которые регулярно проводят подобные мероприятия в затерянном на лесной территории пакгаузе. Ради денег ребята решают рискнуть и принять участие в неофашистском сейшне. Поначалу всё идет гладко, но вскоре они находят себя запертыми в гримерке, осаждаемой бритоголовыми отморозками, и это только начало. Впереди — самая кошмарная ночь в их жизни, которую переживут далеко не все.

«Зеленая комната» — третий полнометражный фильм Джереми Солнье, автора брутальных гиперреалистичных триллеров («Катастрофа», «Придержи тьму») и третьего сезона «Настоящего детектива». Удивительный инди-слэшер, способный вызвать тошноту и головокружение своим будоражащим насилием, держится на двух вещах: панк-культуре, чьи атрибуты здесь всегда даются вскользь, но при этом имеют стилистически ключевое значение, и железной логике происходящего. Именно благодаря скрупулезной проработке каждого сюжетного элемента фильм действительно шокирует. Неожиданным и абсолютно фантастическим бонусом здесь является Патрик Стюарт в роли инфернального предводителя банды скинхедов.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Контроль

Рейтинг: 7.81IMDb: 7.7
2007, Драмы, Музыкальное, Биографии, 122 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Антон КорбайнГлавные роли: Сэм Райли, Саманта Мортон, Александра Мария Лара, Джо Андерсон, Джеймс Пирсон, Гарри Тредэвэй

Эстетский байопик солиста Joy Division Иэна Кёртиса (Сэм Райли) покрывает период его жизни со школьной скамьи (начало 1970-х) до самоубийства накануне первого американского тура в 1980 году. Процесс превращения зажатого юноши в икону пост-панка постепенно сменяется борьбой со страшным давлением обстоятельств (эпилепсия, неудачный брак, разлад в группе), которое заставило его переступить черту в 23 года.

«Контроль» — первый полнометражный фильм Антона Корбайна, прославленного фотографа и клипмейкера. Он снял выверенную и чуть ли не минималистичную картину, полную надрыва и сочувствия к объекту кинематографического исследования. Сцены концертов завораживают, как и актерская работа Сэма Райли, пугающе похожего на Кёртиса изначально. Кроме того, актер еще и филигранно имитирует голос и пластику лидера Joy Division.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Голос улиц

Рейтинг: 8IMDb: 7.9
2015, Драмы, Музыкальное, Биографии, 146 мин
США, 18+
Режиссер: Ф. Гэри ГрейГлавные роли: О'Ши Джексон мл., Кори Хокинс, Джейсон Митчелл, Нил Браун мл., Элдис Ходж, Марлон Йэтс мл.

В 1987 году музыка пятерых молодых людей стала выразителем разочарования и гнева большинства чернокожего населения американских трущоб. Всё благодаря смелым рифмам и хардкорным битам. Это правдивая история о том, как хип-хоп-бунтари, вооружившись своим талантом, пошли против власти и полицейского произвола. Это история становления N.W.A., одной из ключевых и самых злых рэп-группировок в истории. Это история социального и культурного бунта, отголоски которого не утихнут никогда.

«Голос улиц» всегда актуален и всегда вне времени, так как работает с темами осмысления и изменения реальности при помощи творчества. В данном случае таковым является свирепый речитатив прямиком из гетто. В 1988-м N.W.A. записали протестный гимн Fuck tha Police, ставший рубиконом уличной и протестной культуры. Фильм Ф. Гэри Грея — праздник для любителей хип-хопа, хоть и местами он чересчур академичен и драматургически выверен. Роль Айс Кьюба исполнил его сын О’Ши Джексон — младший, и одна его актерская работа уже делает весь фильм достойным внимания.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Асса

Рейтинг: 7.98IMDb: 7.9
1988, Советское, 144 мин
СССР, 16+
Режиссер: Сергей СоловьевГлавные роли: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Натан Эйдельман, Анатолий Сливников, Герман Шорр

Зима 1980 года, Ялта покрыта снегом. Юная медсестра Алика (Татьяна Друбич) вынуждена остаться на ночь в мокром и холодном курортном городе, ожидая своего взрослого любовника, цеховика и криминального авторитета Крымова. Она снимает комнату в доме мальчика Бананана (Сергей Бугаев), с которым недавно познакомилась на его музыкальном выступлении в одном из местных ресторанов. Постепенно Алика всё больше и больше увлекается этим странным юношей, живущим в «заповедном мире своих снов», где нет и намека на застойный дух окружающей действительности. Крымову не нравится, что девушка видится с Банананом, поэтому он решает принять радикальные меры.

«Асса» Сергея Соловьёва уже давно не воспринимается как причудливая греза свободных музыкантов, сбросивших оковы серого советского бытия. Это болезненный сон эпохи о самой себе. Контркультурщики-эскаписты, слушающие Бориса Гребенщикова и Ника Кейва, лилипуты, бандиты, спецслужбы, Виктор Цой и Павел I — все эти компоненты фильма сливаются в мрачный комментарий о крахе идеализма и несбыточных «Переменах», которых по-прежнему требуют наши сердца.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Экс-ударник

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.9
2007, Ужасы, Триллеры, Драмы, 104
Бельгия, Франция, 18+
Режиссер: Коэн МортьеГлавные роли: Дрис Ван Хеген, Норман Баэрт, Гюнтер Ламу, Сэм Лаувейк, Франсуа Букелаэрс, Бернадетт Дэмман

«Я могу быть абсолютно счастливым и в то же время больным», — говорит прямо в камеру звездный барабанщик и писатель Дриз. Как-то раз к нему в дверь позвонили три маргинала-калеки, чтобы пригласить в свою рок-группу. Первый — шепелявый женоненавистник, второй — глухой наркоман, третий — гомосексуал с негнущейся рукой. Дриз принимает предложение, но не из-за сочувствия, доброты душевной или интереса к их музыке. Во-первых, он видит в этой истории потенциальный материал для новой книги, а во-вторых, ему доставляет удовольствие осознание собственного превосходства. Экс-ударник погружается в мир безумия, насилия и ярости, чтобы причинить его обитателям еще большие страдания.

Фильм бельгийца Коэна Мортье — один из самых злых, жестоких и оригинальных дебютов в истории современного кино. Грязь, кровь, агрессивные гитарные риффы, эксперименты с монтажом и изображением оглушают с первых минут. При этом вскоре можно обнаружить себя хохочущим в голос от местного юмора, что лишь усилит чувство дискомфорта. Скандалы, которые сопровождали фильм из-за многочисленных непотребств в кадре и кажущейся (!) реакционной подоплеки, лишь укрепили его культовый статус в узких кругах. Эталонная шокотерапия.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Дорз

Рейтинг: 7.36IMDb: 7.2
1991, Драмы, Биографии, Музыкальное, 134 мин
США, Франция, 16+
Режиссер: Оливер СтоунГлавные роли: Вэл Килмер, Мег Райан, Кайл МакЛоклен, Фрэнк Уэйли, Кевин Диллон, Майкл Уинкотт

Кислотный байопик Джима Моррисона (Вэл Килмер) от Оливера Стоуна. Фильм следует за солистом-пророком со времен его учебы на кинематографическом факультете до смерти в Париже в 1971 году. По пляжам Южной Калифорнии бродит кудрявый мальчик с блокнотом в руках, куда он записывает свою шаманскую поэзию. Он пьет пиво, курит косяк, забирается в дом понравившейся девушки, наслаждается сладкими плодами бытия. Но в следующий момент он уже суперзвезда — без устали глотает наркотики, спит со всеми подряд, предает друзей и возлюбленных. Взлет и падение здесь, как обычно, — явления одновременные.

«Дорз» — тяжелый зрительский опыт. Жизнь легенды показана Стоуном как притягательная и нескончаемая вечеринка в аду — так музыка The Doors начинает звучать с первых кадров и больше не смолкает ни на секунду. Фильм напоминает шизофренический морок, окутывающий зрителей точно так же, как голос и слова Моррисона окутывали слушателей на концертах. Причиной тому во многом послужила работа Вэла Килмера, который дошел до пугающей идентификации с героем. Вокал солиста The Doors в фильме часто перемежается с вокалом актера, но разницу уловить почти невозможно.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Звезда на грани

Рейтинг: 5.55IMDb: 5.8
2018, Драмы, Музыкальное, 130 мин
США, Греция, 18+
Режиссер: Алекс Росс ПерриГлавные роли: Элизабет Мосс, Кара Делевинь, Дэн Стивенс, Агнесс Дейн, Гэйл Ранкин, Эшли Бенсон

Бекки (Элизабет Мосс) — солистка женской гранж-группы, чей пик славы остался позади вместе с 1990-ми. Сейчас ее обуревают многочисленные психологические проблемы, вызванные длительным употреблением наркотиков и частыми нервными срывами. От ее перепадов настроения страдает всё окружение: другие участницы группы, владелец лейбла, мать, муж, дочь. Бекки даже обращается за помощью к шаману, однако путь к просветлению тернист и неуютен. Переосмысление ключевых моментов своей жизни и карьеры — вот ее ключ к спасению.

«Звезда на грани» — экспериментальный байопик вымышленного персонажа. Режиссер и сценарист Алекс Росс Перри, почитаемый любителями мамблкора, в этот раз ставит гипнотический и изматывающий музыкальный трип по расколотому сознанию. Это уже третий совместный проект постановщика и Элизабет Мосс. Здесь она выдает фантастический перформанс — первобытная энергия ее героини входит в резонанс с тяжелыми гитарными запилами, постоянно звучащими на фоне. Компанию ей составили Кара Делевинь, Эшли Бенсон, Эмбер Хёрд и Эрик Столц.

Вдохновение, насилие и самоотречение: 10 фильмов о музыкантах

Последние дни

Рейтинг: 6.6IMDb: 5.7
2005, Драмы, Музыкальное, 97 мин
США, 16+
Режиссер: Гас Ван СентГлавные роли: Майкл Питт, Лукас Хаас, Азия Ардженто, Скотт Патрик Грин, Николь Вишус, Рики Джей

Музыкант-интроверт Блейк (Майкл Питт) бежит от славы и профессиональных обязательств во внутреннюю империю. Заточив себя в каменном особняке, лишь изредка выбираясь в ближайшие леса, он борется с навязчивыми мыслями. Блейк постоянно ведет диалог сам с собой, который звучит как нечленораздельный бубнеж во время героиновых отходов. Многие ищут его, звонят в двери, пытаются поймать — друзья, менеджеры и даже частный детектив, — но он неуловим и непроницаем. Словно тень, Блейк слоняется по коридорам в черном платье, готовит еду, иногда играет на гитаре, бормочет… А еще он очень похож на Курта Кобейна.

Режиссер фильма Гас Ван Сент планировал снять полноценный байопик лидера группы Nirvana, но решил не допускать конфликта интересов с его вдовой Кортни Лав. Отказ от однозначной привязки к реальным событиям в итоге превращает «Последние дни» во что-то эфемерное и пугающее, как шепот призраков. Когда герой Майкла Питта появляется в кадре в самом начале, сразу становится понятно, чем всё это кончится. Последующие «события» фильма складываются в медитативный отсчет до Избавления.

Новое в подписке

Лучшее в подписке