«Убить Билла», «Бой с тенью» и «Идентификация Борна»: 10 отличных боевиков 2000-х
Расцветом боевиков принято считать 1980-е и 1990-е: именно тогда зрители открыли для себя западных звезд вроде Жан-Клода Ван Дамма, Арнольда Шварценеггера и Киану Ривза, а также новых азиатских мастеров: от Джеки Чана до Брюса Ли. Но на фоне этого яркого периода легко забыть о величии боевиков 2000-х, которые привнесли в жанр визуальный лоск и постмодернистские заигрывания. Рассказываем о 10 фильмах 2000-х годов, которые стоит пересмотреть: среди них — как признанные шедевры, так и недооцененные отечественные картины.
А поклонникам жанра рекомендуем также ознакомиться с подборкой лучших китайских боевиков и лучших зарубежных боевиков 2022 года.
Бывшая женщина-киллер по кличке Черная Мамба (Ума Турман) хочет остепениться и начать новую жизнь. Но на ее свадьбу врывается бывший босс Билл (Дэвид Кэрредин) и убивает всех присутствующих. Выживает только главная героиня: после пулевого ранения в голову она впадает в кому на четыре года. А когда все-таки приходит в сознание, решает отомстить обидчику. Сделать это непросто: чтобы добраться до Билла, ей нужно устранить всех его приспешников и друзей, который владеют множеством боевых техник и точно не станут легкой добычей для Черной Мамбы.
Современный классик Квентин Тарантино вдохновился японским триллером о мести «Госпожа Кровавый Снег» и дешевыми американскими боевиками 1980-х. Поэтому живописные экшен-сцены с кровавыми убийствами и философствованиями о жизни то и дело сменяются ироничными размышлениями о комиксах, черным юмором и платиновыми хитами западных поп-групп. Ума Турман в роли безжалостной Черной Мамбы методично убивает мини-боссов одного за другим с помощью острых мечей, огнестрельного оружия и ядовитых животных, а во второй части справляется с заклятым врагом с помощью смертоносного восточного удара: большего разнообразия боевых сцен фанаты экшена и желать не могут.
Российский боксер Артём Колчин (Денис Никифоров), известный также как Большая Белая Надежда, претендует на чемпионский титул. Но решающий бой против американца Ларри Палмера (Гас Редвуд) заканчивается неудачно: мужчина проигрывает и слепнет. Вернуться в строй ему помогает медсестра Вика (Елена Панова): девушка помогает возлюбленному искать деньги на лечение — в том числе с помощью ограбления инкассаторов.
«Бой с тенью» мастерски чередует любимые зрительские жанры. Фильм начинается как спортивная драма о взлетах и падениях, но стремительно перетекает в криминальный триллер о наркоторговле и экшен об ограблении. Звезда картины Денис Никифоров в роли незрячего боксера на грани нервного срыва превращает сломленного героя в упрямого бойца со смертью. Он не сдается ни перед одним препятствием и идет до победного конца.
Спецагент подразделения «Пираньи» Кирилл Мазур (Владимир Машков) и его коллега Ольга (Светлана Антонова) отправляются в тайгу под видом семейной пары. Им нужно уничтожить затопленную лабораторию химического оружия — ведь скоро эта территория отойдет Китаю. На агентов объявляет охоту садист и преступник Прохор (Евгений Миронов): вместе со своей преступной бандой он выслеживает героев и пытается их убить. В глухой тайге законы цивилизованного мира не имеют смысла — так что Кириллу и Ольге придется пойти на крайние меры, чтобы избавиться от преследователей.
Российский боевик «Охота на пиранью» основан на одноименном романе Александра Бушкова. Но западная культура на фильм повлияла не меньше, чем отечественная литература. Герои выживают в диких условиях, словно Рэмбо, а злодей в исполнении Евгения Миронова напоминает карикатурных психопатов из фильмов со Шварценеггером и Сталлоне. Авторы смешивают американский жанр с нетипичной эстетикой безлюдной тайги — и в итоге фильм всё еще выглядит стильно и оригинально.
Наемный убийца Чев (Джейсон Стэйтем) узнает, что его отравили смертоносным китайским ядом. Как только пульс героя достигнет определенного минимума, средство начнет действовать и убьет мужчину. Пытаясь выжить, Чев идет на крайние меры: опасно гоняет на машинах, встревает в случайные уличные драки и калечит себя. А попутно ищет недоброжелателей, которые попытались его отравить.
Авторы «Адреналина» вовремя поняли, что публика с каждым днем всё сильнее устает от серьезных и пафосных боевиков. Поэтому заставили героя заниматься сексом на улице, судорожно принимать наркотики между экшен-сценами и сознательно попадать в автомобильные аварии. Жестокий боевик со сломанными конечностями и кровавыми перестрелками чередуется с абсурдистским слэпстиком: Джейсон Стэйтем в «Адреналине» — всё равно что Чарли Чаплин XXI века, только на кокаине.
480 год до нашей эры. Персидский царь Ксеркс вторгается в Грецию с многомиллионной армией. Но спартанцы отказываются складывать оружие и преклонять колено перед завоевателем. Царь Леонид (Джерард Батлер) бросает вызов неприятелю вместе со своим отрядом в несколько сотен человек. У смелых героев нет никаких шансов на победу, и все-таки воины сражаются до конца. Они идут на смерть, лишь бы защитить свою честь и славу.
«300 спартанцев» — не историческое кино, а разудалый кинокомикс со слоу-мо, кровавым экшеном и пафосными перекачанными героями. Режиссер «Человека из стали» Зак Снайдер превратил графический роман Фрэнка Миллера в яркую спартанскую «клюкву»: главные герои сбрасывают неприятелей в глубокий колодец одним толчком ноги и не погибают даже после десятков смертельных ранений — ведь в их жилах течет неубиваемая спартанская кровь.
Легендарный мастер кунг-фу Ип Ман (Донни Йен) живет в городе Фошань — местечко славится школами единоборств и постоянно притягивает любителей помахать кулаками. Но даже здесь не найдется ни одного человека, который мог бы одолеть Ип Мана: мужчина шутливо и легко разбирается с самыми лучшими бойцами. Годы спустя Китай захватывают японцы. Мастер использует свои навыки, чтобы сражаться с оккупантами и вершить справедливость.
Ип Ман — реальный человек. Он преподавал стиль вин-чун, действительно пережил японскую оккупацию и был наставником Брюса Ли. Фильм о мастере единоборств удивляет не только реалистичной постановкой экшена (Донни Йен месяцами готовился к роли и учил эффектные приемы), но и историческим сеттингом. Из довоенного Китая зрителя переносят в полуразрушенную страну, реалии которой то и дело испытывают героев и их моральные принципы на прочность.
Молодой агент 007 Джеймс Бонд (Дэниэл Крэйг) впервые сталкивается с врагом мирового масштаба — крупным банкиром и преступником Ле Шиффром (Мадс Миккельсен). Чтобы заставить злодея сотрудничать с МИ-6, Бонд едет на секретный турнир по покеру. Эта миссия принесет ему первые душевные раны и научит, что доверять нельзя никому — даже близким людям.
«Казино Рояль» чередует напряженный шпионский триллер с трогательной драмой о том, на какие жертвы идут секретные агенты. За первое отвечает оригинальный экшен вроде паркур-погони по гигантским строительным кранам или остросюжетные сцены покера: от них задание Бонда зависит не меньше, чем от драк и перестрелок. Для чувствительных же натур припасена история о первой трагичной любви агента 007: она объясняет, почему герой ни к кому не привязывается и никому не верит.
Рыболовы находят тело мужчины (Мэтт Дэймон) с двумя огнестрельными ранениями в Средиземном море. Он не помнит ни своего имени, ни работы — ни уж тем более почему его хотели убить. Постепенно герой узнает о себе много нового: например, что его зовут Джейсон Борн и что он работает на американскую агентуру. В этот момент на него неожиданно открывают охоту полицейские, киллеры и правительство США.
Боевик с Мэттом Дэймоном в главной роли совершил революцию в жанре: фильм задал моду не только на уязвимого героя, за чью жизнь невозможно не переживать, но и на сумбурную съемку драк с ручной камерой и резкими склейками. Благодаря этому приему авторы отлично передавали ощущения самого Борна: он не знает, почему стал целью номер один для американской разведки, и вспоминает забытые навыки прямо на ходу. Например, устраняет врагов с помощью ручки и прячется от преследователей на обвесах старых зданий.
Древний Китай, 859 год. Династия в упадке, в стране процветают взяточничество и чиновничий произвол. С несправедливостью сражается таинственный клан летающих кинжалов. Капитан местной полиции Цзинь (Такеши Канеширо) понимает, что слепая девушка из публичного дома по имени Сян Мэй (Чжан Цзыи) — дочь одного из влиятельнейших людей сопротивления. Страж порядка помогает ей бежать из тюрьмы, но лишь затем, чтобы выйти на след подпольного сообщества.
Китайский визионер Чжан Имоу облагородил и без того эстетский жанр уся — это восточный вид экшена, в котором герои взмывают в воздух и владеют фантастическими боевыми приемами. Брутальный сюжет о войне кланов то и дело разбавляется любовной мелодрамой: фанаты сражений насладятся драками в сказочных декорациях и с летающими ножами, нарушающими законы физики, а любителям авторского кино остается пристально следить за историей запретной любви посреди красивейших лугов и лесов.
В деревушке на востоке Таиланда пропадает голова статуи Будды — Онг Бак. Молодой, но очень талантливый боец Тин (Тони Джа) едет в город, чтобы найти воров. Там он встречается с опасным преступным миром, могущественными врагами и новыми верными друзьями.
Тайский кинохит о путешествии деревенского простачка в Бангкок. Главное достоинство «Онг Бака» — не сюжет, а богатство экшена. Например, в адреналиновой сцене погони на рынке герой отбивается от неприятелей всем, что попадает под руку, начиная со специй и заканчивая сковородками. А эпизоды с подпольными боями, наоборот, радуют лишь рукопашными ударами, но из-за разнообразия приемов и техник происходящее на экране напоминает увлекательную файтинг-игру в духе Mortal Kombat. После «Онг Бака» вы окончательно убедитесь, что хорошие боевики существуют за пределами Америки и Китая с Гонконгом.