Старикам здесь не место: Лучшие российские молодежные фильмы
Голливудская кузница фильмов активно снабжала рынок молодежными комедиями и мелодрамами в 1990-е и 2000-е, создавая такие хиты, как «Американский пирог», «Дрянные девчонки», «Спеши любить» или «Шаг вперед». Но и российские режиссеры тоже не лыком шиты! Собирая по крупицам работающие сюжетные ходы и типичных персонажей своей эпохи — дерзких студентов, забитых ботаников, красавиц курса, а также героев-нонконформистов, — им удавалось создавать самобытные произведения. Собрали 10 атмосферных фильмов про молодежь, которые способны вызвать неподдельные эмоции у зрителей — как смех, так и горькие слезы отчаяния.
А еще вы можете познакомиться с подборкой фильмов про подростков.
Помните мемы про то, на сколько килограммов похудел или поправился Кристиан Бэйл ради очередной роли? Так вот, у нас в стране существует достойная его самоотдачи актриса — Саша Бортич, которая для молодежной комедии «Я худею» набрала 20 кг. Ее героиня Аня работает в кондитерской и совершенно перестала следить за весом, а зря. Ее парень (Роман Курцын) — настоящая фитоняшка и тестостероновая бомба в одном флаконе. Долго такой союз просуществовать не мог, поэтому они расстаются. Аня впадает в депрессию и готова сделать всё, чтобы вернуть парня. Даже похудеть!
В Клубе анонимных обжор она знакомится с Колей (Евгений Кулик), который помогает ей обрести мотивацию, а верная подруга Наташа в исполнении Ирины Горбачёвой разгоняет тучи руками и дает живительный пинок. И если первую часть фильма зритель чаще хихикает над героями и ситуациями, в которые они попадают, то вторую половину смотрит как неожиданно серьезную драму о принятии себя, борьбе идеальности с самобытностью, поиске семьи и друзей. Неудивительно, что сценарий к «Я худею» писался больше двух лет, а создатели опросили многих девушек, желающих похудеть, психологов и тренеров, чтобы сделать историю максимально достоверной и искренней.
Фильм доступен по подписке «Премиум».
Молодой актер ныне уже закрытого «Гоголь-центра» Александр Горчилин, творчески воспитанный Кириллом Серебренниковым, снял дебютный фильм «Кислота». Это история 20-летних ребят, родившихся вскоре после развала СССР в новой России. Главные герои — лучшие друзья Саша (Филипп Авдеев) и Петя (Александр Кузнецов). Они живут в неполных семьях (что очень типично для нашей страны), увлекаются музыкой и совершенно не знают, кем будут, «когда вырастут». Они чувствуют себя совершенно потерянными в бесконечном потоке тусовок, пьянок и случайных встреч, ведь внутри них словно растекается какая-то кислота, которая разъедает всё живое и настоящее.
Критики благосклонно отнеслись к режиссерскому опыту Горчилина, самая крупная из наград — это «Лучший дебют» на «Кинотавре» 2018 года. Продюсерами выступили Сабина Еремеева (она, например, поддержала первую картину Анны Меликян «Марс») и неожиданно Нателла Крапивина — в широких кругах ее знают в первую очередь как создательницу «Орла и решки», а также продюсера Светланы Лободы. Вдохновением для «Кислоты» послужила трагическая история из жизни режиссера, но мы не будем ее озвучивать, дабы избежать любых спойлеров. Лента действительно получилась одним из самых честных и искренних отражений молодежи, чья юность пришлась на тот самый 2007-й, который все в интернете так отчаянно хотят вернуть.
Спросите у любого человека, кто жил и смотрел телевизор в 80-е, кто такая Ника Турбина, и он вам обязательно расскажет про невероятно талантливую девочку, которая читала стихи с серьезностью человека, прожившего десяток взлетов и падений. К сожалению, сейчас о ней все позабыли, и «Ника» дарит этой рано ушедшей из жизни девушке шанс на ренессанс. В главной роли снялась наследница известной актерской династии Лиза Янковская, а роль ее мамы-художницы исполнила Анна Михалкова, представительница не менее прославленной киносемьи. У зрителей появляется возможность узнать, как говорила Анна Ахматова, «из какого сора рождаются стихи» у Турбиной.
Дети-звезды редко превращаются во взрослых звезд. У 27-летней Ники за плечами словно несколько жизней, но она чувствует, что слишком многое не успела. У нее есть буквально один шанс, пока она не стала совсем взрослой, поступить в актерский вуз, но непростая личная жизнь, вечеринки и пьянки, проблемы с матерью не дают ее крыльям расправиться. Создатели фильма выбрали необычный подход к его созданию — они выдернули буквально несколько недель из жизни Ники, но через разговоры и тончайшие детали эпохи смогли передать весь путь юной поэтессы. По ленте раскидано множество кинематографических отсылок «для своих», а на фоне играют «Гости из будущего» и Шура.
Первый художественный фильм самобытной и скандальной Валерии Гай Германики, который в 2008 году успел побывать в Каннах и даже получить приз «Золотая камера» за лучший дебют. Три старшеклассницы — Жанна, Вика и Катя (их играют Агния Кузнецова, Ольга Шувалова и Полина Филоненко соответственно) — мечтают о трех вещах: найти парней, выпить алкоголь и попасть на дискотеку. Но из-за ссор с учительницей всё рискует сорваться, поэтому девушки клянутся друг другу в вечной дружбе и пытаются придумать своеобразный «план-перехват». К сожалению, им придется столкнуться не только со своими комплексами и юношеским максимализмом, но и с жестокой реальностью, которой нужны только «хорошие девочки».
По сегодняшним временам картина Германики выглядит даже скандальнее и откровеннее, чем была в момент выхода. Где это видано — молоденькие актрисы действительно почти во всех сценах пили алкоголь (видимо, сказывается документальное прошлое Валерии, которая выступает за максимальную подлинность), а также дрались до крови. Местом съемок выступил московский район Строгино, а камера почти всегда находилась в руках оператора, поэтому ни о какой стабилизации и плавной картинке не может идти речь. Если вы понимаете, что молодость — это не всегда самое светлое время в жизни человека, то здесь точно найдете отдушину.
Все молодые люди вынуждены подрабатывать. Кто-то берется раздавать листовки у метро, кто-то встает на кассу в сети фастфуда, кто-то устраивается в колл-центр. А вот у обычного московского парня Вани (Василий Буткевич) собственный путь — после школы он отправляется работать «живой рекламой» памятников-надгробий. На новом месте он заводит знакомство с троицей парней (Александр Паль, Иван Янковский, Павел Чинарёв), которые объединились в некий «Тряпичный союз». По доброте душевной (и из желания стать Д’Артаньяном среди этих мушкетеров) он пускает их пожить к себе на дачу на месяц, даже не понимая, участником какой странной игры невольно становится.
«Тряпичный союз» — дерзкая и сумасшедшая трагикомедия на тему того, всё ли прощает молодость и есть ли место радикалам в нашем обществе. Для режиссера Михаила Местецкого, который приложил руку как сценарист к прекрасному байопику «Легенда № 17», а еще снял безумную короткометражную комедию «Ноги — атавизм», дебютный режиссерский фильм стал практически автобиографией. Всё дело в том, что в молодости он был близок к экстремальной арт-группе «Общество Радек», которая для многих просто «валяла дурака». Если вы не боитесь слез (порой — от смеха), то «Тряпичный союз» рискует попасть вам в сердце.
Вы точно когда-либо смотрели фильм «Амели» или хотя бы слышали о нём. Так вот, если на свете существует отечественная картина, максимальная похожая на него по атмосфере и тональности рассказа, то это однозначно «Похитители книг». Мечтательная Катрин (Юлия Агафонова) решает найти друзей, которые спасут ее от грусти и тоски, и знакомится по объявлению с забавной троицей: парикмахером Ритой (Марина Орёл), мажором Пашей (Максим Максот) и боксером Сашей (Евгений Сергеев). Для нее они становятся Ангелами Любви, Надежды и Молчания, и вместе герои отправляются в путешествие на автомобиле по Москве, попутно воруя книги и вдохновляясь сюжетами из них.
Настоящим украшением «Похитителей книг» стали песни Ильи Лагутенко из группы «Мумий Тролль» — он выступает здесь в качестве рассказчика. Параллельно с фильмом, кстати, вышел одноименный музыкальный альбом. Многие скажут, что это кино не для всех, оно, как пазл, собирается из кусочков, отрывков романов и повестей, аккордов и нот, слез и смеха. Его хорошо смотреть в меланхоличном настроении и в тоске по настоящей дружбе и любви, ведь оно дарит ощущение сказки в реальной жизни и оставляет легкую недосказанность в конце: «А что это было и было ли вообще?..»
Мы уже вспоминали дебютную ленту Анны Меликян, но особое внимание хочется уделить ее фильму «Русалка» про сказочную героиню, которая оказалась в наше время среди людей, давно забывших, что такое вера в чудо. У Алисы Титовой (Мария Шалаева) из маленького приморского города есть удивительная особенность — она умеет исполнять собственные желания. Переехав в Москву с мамой и бабушкой, героиня пытается быть как все и поступить в вуз, но у нее ничего не получается. И тогда она решает задействовать свой дар. Словно русалка, Алиса превращает улицы Москвы в волшебный лес, в котором вместо деревьев и опушек — вывески, киоски, дороги, машины и много людей, проносящихся мимо и глядящих с рекламных щитов… Но принесет ли девушке это счастье и поймет ли ее кто-то по-настоящему?
У «Русалки» был невероятный успех что в России, что за ее пределами: она стала отечественным претендентом на премию «Оскар» в 2008 году, получила премию за лучшую режиссуру на «Сандэнсе», приз критиков на Берлинском фестивале, а Мария Шалаева стала лучшей актрисой на «Нике». Картина Анны Меликян также не избежала сравнений с «Амели» — в первую очередь из-за героини, которая словно не от мира сего, а также из-за общего настроения, цветовой гаммы и пристального, порой чрезмерного внимания к деталям. Жанр фильма трудно определить — тут найдутся элементы магического реализма, социальной драмы, комедии и мелодрамы. Но всё в нужных пропорциях и крепкой сцепке!
Кирилл Серебренников — не только выдающийся театральный режиссер, в кино у него есть также множество успешных картин. В черно-белом фильме «Лето», посвященном Виктору Цою и группе «Кино», постановщику прекрасно удалось передать дух времени. Главную роль исполнил корейский актер Тео Ю, «обычный» голос ему подарил Денис Клявер, а «музыкальный» — Пётр Погодаев. «Лето» подробно рассказывает о становлении андеграундной рок-культуры в Ленинграде в начале 80-х. Здесь скромный юноша Витя знакомится со звездой подпольной сцены Майком Науменко (Роман Билык) и его супругой Натальей (Ирина Старшенбаум). Впереди у Цоя — дружба, романтика, любовь, запись альбома, первое выступление на сцене и бесконечная свобода.
Картина была представлена в 12 номинациях на церемонии «Ника» и победила в 4 из них, получила приз Каннского фестиваля за лучший саундтрек, а Ирина Старшенбаум удостоилась премии «Золотой Единорог» за лучшую женскую роль. По первоначальной задумке Серебренникова фильм должен был состоять из игровых, музыкальных и документальных сцен. Но при монтаже картина получалась хронометражем более 3 часов, поэтому неигровые эпизоды были вырезаны и смонтированы в отдельный фильм «После лета». Интересный факт: перед съемками актер Тео Ю для того, чтобы вжиться в роль, не только учил русский язык и слушал «Кино», но и жил в петербургской коммуналке, питаясь популярной в 1980-е едой — сосисками и вареными яйцами.
Девушка Лера (Анастасия Красовская) из провинциального города ведет двойную жизнь — днем учится в университете на социолога, а по вечерам превращается в танцовщицу под псевдонимом Герда в стриптиз-клубе. Своей скромностью и какой-то чужеродностью она заметно отличается от коллег по цеху, чем часто вызывает у них приступы ярости. Сбежать от реальности Лере помогают сны — причем не такие, как у всех людей, а действительно сказочные. В них она свободна, ни о ком не должна заботиться и волноваться. Сюрреалистический лес дарит ей ощущение счастья и веры в собственные силы, но никто не знает, как долго еще у нее получится прятаться в нём от правды жизни. Возможно, в нашем мире она гораздо нужнее, чем в волшебном.
Фильм отличает выдающаяся операторская работа Василия Григалюнаса, эпизодами напоминающая о картинах Николаса Виндинга Рефна («Драйв», «Неоновый демон»). Съемки лесных снов Герды на самом деле проходили под водой. Для режиссера Натальи Кудряшовой лента стала второй в карьере, премьера ее прошла на фестивале в Локарно, где она получила несколько наград, а на «Кинотавре» была отмечена специальным призом жюри. Почти все роли танцовщиц клуба исполнили непрофессиональные актрисы и профессиональные стриптизерши. Единственной профессиональной актрисой, игравшей в фильме танцовщицу, была Серафима Красникова. За саундтрек к «Герде» отвечала британская певица и исполнительница электронной музыки Emika. А еще Гаспар Ноэ посмотрел картину Кудряшовой в Локарно и написал постановщице письмо, в котором восхищался ее работой.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Самый свежий фильм из нашей подборки, «Император», вышел в 2022 году. Драма посвящена важной для современного общества теме школьного буллинга. 15-летний Арс (Владимир Сарапульцев) после смерти отца переезжает с матерью-невротичкой из Москвы в провинциальный город, где семье предстоит начать жизнь заново. Парень интересуется японской философией и пытается связаться с мертвыми. Новым одноклассникам он кажется задумчивым и тихим, но при этом рассудительным и интересным. Вот только главный хулиган класса Неженка (Данил Тябин) сразу же начинает издеваться над ним, желая показать свое превосходство. Долго его «приколы» продолжаться не могут, и конфликт обязательно выльется в открытую ссору. Но вот только кто из нее выйдет победителем и должно ли добро быть с кулаками?
Премьера дебютного фильма Альфии Хабибуллиной состоялась в конкурсной программе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Он удостоился приза «Выбор критиков» и особого упоминания жюри за «дуэт антагонистов». В ленте снялись всего лишь три профессиональных актера: Владимир Сарапульцев (Арс), Данил Тябин (Неженка) и Анна Матюшенская (мама Арса), но кто сказал, что для хорошего кино этого мало? У Хабибуллиной получилась сильная история, которая говорит с молодыми зрителями на понятном им языке, но в то же время совершенно прозрачная и понятная взрослой аудитории. Почему? Потому что мы все родом из детства.