Смерть поправ: 10 фильмов об Иисусе Христе
Фильмы о религии часто становятся поводом для скандала, но со временем их оценка меняется. В самый светлый христианский праздник обратимся к картинам о Сыне Божьем. Страсти — это события последней недели земной жизни Иисуса Христа и центральный сюжет биографии Мессии, ставший основой всего древа христианских религий и описанный в четырех Евангелиях, а также многочисленных апокрифах, дополняющих канонические тексты. Разные прочтения и трактовки Писания до сих пор вызывают ожесточенные споры, вплоть до вооруженного кровопролития. Такие же споры (равно как и грандиозный успех) часто возникают и вокруг фильмов. Собрали 10 картин, которые позволят увидеть «величайшую из рассказанных историй» с разных сторон.
Картина стала независимым производством Мэла Гибсона, поскольку, как говорил режиссер, «никто не желал браться за фильм, где говорят на древних языках». Диалоги в фильме звучат на иврите, латыни и реконструированном арамейском. Этим Гибсон хотел подчеркнуть аутентичность происходящих событий и даже пытался выпустить картину без субтитров, но его вовремя отговорили. События сосредоточены на последних 12 часах жизни Христа, а центральное место занимают остановки Крестного пути. Картина начинается в Гефсиманском саду предательством Иуды Искариота, воспоминаниями о Тайной вечере и Нагорной проповеди, продолжается бичеванием у столпа (сцена длится почти 15 минут), страданиями Марии, несением креста, распятием и смертью Христа. А заканчивается видениями о последующем воскрешении.
На протяжении работы Гибсон постоянно советовался с консультантами от различных конфессий, а также ежедневно приглашал церковных служителей на съемочную площадку для проведения ритуалов. Фильм режиссера-католика получил активную поддержку американского евангелического общества и объединенной методистской церкви. После премьеры Гибсон уступил просьбам религиозных зрителей, не желавших шокировать чрезмерными мучениями на экране своих близких, и вырезал из фильма пять минут. Несмотря на присвоенный рейтинг R, «Страсти» стали одной из самых прибыльных независимых картин, заработав более 600 миллионов долларов при бюджете в 30.
Картина рассказывает про отшельничество Иисуса в пустыне, когда он держал сорокадневный пост и подвергался искушениям Сатаны. На протяжении всего фильма враг является Иисусу, принимая его же собственный облик и задавая Мессии сложные богословские загадки.
Лента снята независимым мексиканским режиссером Родриго Гарсией (сыном писателя Габриэля Гарсии Маркеса) и оператором Эммануэлем Любецки (трижды лауреатом «Оскара» за «Гравитацию», «Выжившего» и «Бёрдмена»). В двойной роли Христа и Сатаны выступил Юэн МакГрегор. Съемки проходили незадолго до смерти Маркеса, и фильм полон его идеями, которые сын сознательно или нет перенес в свою картину. С другой стороны, видно безусловное вдохновение режиссера и фильмами Луиса Бунюэля, снятыми в Мексике, в частности «Симеоном столпником» (1965).
Эпическая драма Мартина Скорсезе, основанная на одноименном романе Никоса Казандзакиса, который спровоцировал серьезные споры во время первой публикации в 1955 году. Этот роман подарила режиссеру актриса Барбара Херши, когда снималась в одной из первых картин Скорсезе «Берта по прозвищу товарный вагон». Здесь же Херши сыграла роль Марии Магдалины. В роли Иисуса выступил Уиллем Дефо (получивший номинацию на «Оскар»), а Иудой Искариотом предстал Харви Кейтель (выдвинутый, напротив, на «Золотую малину»). Также во второстепенных ролях снялись рок-музыканты Дэвид Боуи, Майкл Бин и Джон Лури.
Экранизация также вызвала ряд скандалов, поджог кинотеатра в Париже и протесты особо верующих христиан, в результате чего Скорсезе был вынужден несколько лет ходить с телохранителями. В Греции, Турции, Мексике, Южной Африке, Чили и Аргентине в течение нескольких лет фильм пытались запретить, и до сих пор он не выпущен на Филиппинах и в Сингапуре. А вот в России картину в свое время показывали по телевидению, несмотря на возражения церкви. На самом деле, спустя годы очевиден глубоко религиозный смысл ленты: альтернативная земная жизнь Иисуса с любимой женщиной и детьми, вместо Жертвы, оказывается как раз дьявольским искушением.
Живущий отшельником недалеко у моря последний оставшийся в живых ученик Иисуса Христа Иоанн рассказывает историю жизни Учителя. Начиная со дня, когда тот приходит в Галилею и начинает собирать своих последователей ― Иоанна и Иакова, сборщика податей Матфея и рыбака Петра. Рассказ старика касается всех канонических событий Нового Завета, а когда заканчивается, пожилой Иоанн говорит, что все ученики в итоге были убиты за свои убеждения, кроме него. Его же участь ― жить одному на необитаемом острове до самой смерти. И тут с Иоанном случается видение ― ему является Христос и успокаивает: Иоанн будет иметь жизнь вечную.
Фильм стал версией для большого экрана мини-сериала «Библия», снятого для телеканала History. Его распространением в кинотеатрах занималась 20th Century Fox: «Сын Божий» стал первым христианским фильмом, выпущенным компанией. Он занял седьмое место в списке самых кассовых картин этого жанра.
В те годы, когда Иисус из Назарета (Хоакин Феникс) принял таинство крещения и стал проповедовать, Иудея находилась под гнетом Римской империи. Мария из города Магдала (Руни Мара) решает последовать за Учителем, а также креститься по его примеру. Это желание вызывает конфликт с родными, а также учениками Иисуса, главным образом со стороны апостола Петра (Чиветел Эджиофор). Тем не менее Мария следует за Иисусом до самого конца, а когда приносит скорбящим ученикам весть о воскрешении, Петр принимает ее как равную. В заключительных титрах говорится, что многие годы Мария Магдалина ошибочно считалась кающейся блудницей, но в третьем тысячелетии наконец-то была признана равноапостольной мироносицей.
Фильм Гарта Дэвиса был задуман как попытка реабилитации образа Марии Магдалины, которая многие годы воспринималась как падшая женщина, но на протяжении последних десятилетий (особенно в феминистском богословии) ее статус изменился. Саундтрек к фильму стал последним для исландского композитора Йохана Йоханнссона, скоропостижно скончавшегося во время работы. Музыку завершила виолончелистка Хильдур Гуднадоуттир, с которой они много лет работали рука об руку.
Экранизация нашумевшей рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера появилась вскоре после мюзикла. Режиссер Норман Джуисон, автор другой адаптации бродвейской постановки, «Скрипач на крыше», загорелся замыслом, когда услышал концептуальную пластинку с Яном Гилланом из Deep Purple, поющим за Иисуса. Съемки проходили в 1972 году в Израиле. Фильм начинался как театральное шоу, которое в библейской пустыне разыгрывает приезжая труппа. Многие из актеров массовки когда-то были хиппи и превратили съемочную площадку рок-оперы в действительно почти религиозное действо. Они без конца слушали альбом, читали мистическую книгу «Евангелие Иисуса Христа Водолея», а также устраивали волейбольные матчи между командами «Иисус» и «Иуда». Во время съемок финального эпизода распятия участники массовки испытали реальное религиозное потрясение, так что на экране глаза у актеров блестят не от глицерина и ярких софитов, но от подлинных слез.
Как и премьеру мюзикла, особо радикальные католики и иудаисты встретили выход фильма враждебно. Однако Джуисон смог показать картину папе римскому Павлу VI, который, несмотря на преклонный возраст, с большим энтузиазмом воспринял постановку, полагая, что она привлечет большое количество новых молодых людей к христианству, а особо полюбилась понтифику ария Марии Магдалины «Я не знаю, как Его любить» (I Don’t Know How to Love Him).
В 1947 году будущий эпос был сериалом на радио, который через пару лет был переработан автором Фултоном Оурслером в роман, а кинокомпания 20th Century Fox приобрела права на экранизацию. Спустя десять лет безуспешных попыток режиссера Джорджа Стивенса запустить фильм в производство кинокомпания отказывается от этой идеи, ведь на экраны готовился выйти «Царь царей» (1961) Николаса Рэя. Стивенс попытал счастья в кинокомпании United Artists и снимал древнюю Иудею в Аризоне, чтобы можно было легче привлекать актеров к съемкам.
На главную роль был приглашен никогда до этого не снимавшийся в англоязычных фильмах Макс фон Сюдов, в остальных ролях появляется несколько десятков ведущих голливудских актеров, на которых ввиду эпичности часто, к сожалению, почти не хватает экранного времени. В феврале 1965 года Стивенс представил на суд публики эпическое четырехчасовое полотно, подробно охватывающее жизнь Христа от рождения и изгнания до возвращения назад и распятия на кресте. Картина стала самым на тот момент дорогим фильмом в истории кино, а после первых показов несколько раз редактировалась и была сокращена до 2,5 часов. Тем не менее это не уберегло ленту от провала, что на многие годы отбило желание у киностудий снимать эпические библейские полотна.
Папа Павел VI был не только поклонником мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда», но и старым другом ревностного католика Франко Дзеффирелли. Когда появилась идея экранизации Евангелия, папа лично попросил Дзеффирелли заняться ответственной режиссурой. И в 1977 году классик итальянского кино («Ромео и Джульетта», «Брат Солнце, сестра Луна») снял четырехсерийный фильм для итальянского телевидения.
Сценарий написал Энтони Бёрджесс (автор ранее экранизированного Стэнли Кубриком «Заводного апельсина»), который много лет спустя опишет работу над проектом в ироничном эссе «Телеиисус, или Медиахристос»: «Идея создания шестичасового телевизионного фильма о жизни Иисуса Христа была предложена знатным британским евреем с благословения американской автомобильной корпорации General Motors. Одним проект показался кощунственным, другим — экуменическим». Здесь евангельские тексты складываются в гармоничное повествование, которое вряд ли возможно было вынести в кинотеатре, но которое с интересом посмотрели миллионы телезрителей, устроившись на мягком диване дома. Через два года Бёрджесс выпустит одноименный роман «Иисус из Назарета». После съемок часть декораций была передана труппе «Монти Пайтон», вскоре представившей свое «Житие Брайана» ― историческую сатиру о человеке, на свою беду родившемся одновременно с Иисусом в соседнем доме. Дзеффирелли тогда страшно разозлился, ведь посчитал это богохульством, но, как вспоминает Бёрджесс, папа Павел решил не волновать друга и от греха подальше запретил картину «Пайтонов».
Прием, когда в евангельские времена помещается сторонний наблюдатель, который должен проводить расследование чудесных событий, впервые был предложен итальянцем Дамиано Дамиани в картине «Дело назаретянина» («Расследование», 1987). Режиссер Кевин Рейнольдс («Робин Гуд: Принц воров», «Водный мир») же задумалэту картину как нечто вроде продолжения «Страстей Христовых» Мэла Гибсона: «Я всегда хотел рассказать историю, наполненную эпическим дыханием великих голливудских постановок. Конечно, мы хотели, чтобы все верующие чувствовали себя справедливо представленными. Но сюжет также мог заинтересовать и неверующих».
Римский трибун Клавиус наблюдает за распятием Иисуса. Он приказывает солдатам охранять мертвое тело, но оно исчезает. Солдаты утверждают: его выкрали последователи Иисуса, чтобы все поверили, что тот действительно воскрес. Понтий Пилат приказывает трибуну отыскать тело, стремясь подавить неминуемое восстание в Иерусалиме до прибытия римского императора. Клавиус со своими помощниками допрашивают людей, но в их рассказы трудно поверить. И тут римский следователь обнаруживают воскресшего Иисуса и переживает в себе зарождение веры в христианское чудо.
Впервые в кино образ Христа появляется у Пазолини в эпизоде альманаха «РоГоПаГ» (1963), что приводит режиссера к тюремному заключению за богохульство. Вскоре скандальный автор довольно неожиданно объявляет о создании фильма по Евангелию от Матфея («Потому что у Луки получилось слишком сентиментально, Марк чересчур вульгарен, а Иоанн склонен к мистицизму», — так объяснил режиссер свой выбор). Учитывая известную репутацию Пазолини как атеиста, гомосексуалиста и марксиста, конечный результат вызвал шок. Никто не ожидал, что Пазолини сможет снять благоговейную религиозную картину, еще и посвященную «памяти моего дорогого друга папы Иоанна XXIII», скончавшегося во время съемок. Папа происходил из бедной семьи и пользовался репутацией человека, особенно близкого к народу. Пазолини очень настороженно относился к новому понтифику Павлу VI и считал, что тот осудит его работу, но вместо этого получил продолжительные аплодисменты участников 2-го Ватиканского собора в 1964 году. А в 2015 году официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano назвала «Евангелие от Матфея» лучшим фильмом о Христе из когда-либо созданных.
На главную роль Пазолини всерьез рассматривал советского поэта Евгения Евтушенко, которого впервые увидел на фестивале в Финляндии. Группа итальянских кинематографистов — в том числе Антониони,Дино Ризи и братья Тавиани — написала Хрущеву письмо с просьбой отпустить поэта на съемки к настоящему коммунисту Пазолини, но Никита Сергеевич был не в духе и отказал, так что вместо Евтушенко в картине сыграл испанский коммунист Энрике Иразоки. В актерский состав также вошли известные интеллектуалы — писатели Энцо Сичилиано и Альфонсо Гатто, поэты Наталья Гинзбург и Родольфо Уилкок, а также совсем молодой философ Джорджо Агамбен. Наконец, следует отметить, что Пазолини в роли Мадонны снял собственную мать.