Невидимое вечно: 10 фильмов про религию
Фильмы про религию сложно объединить в один жанр. Обычно режиссеры выражают свой взгляд в светском кино: эпосах, духоподъемных байопиках или в антиклерикальной публицистике. В этой подборке представлены и те и другие. Одни славят христианство и Бога, другие критикуют церковные институты, но практически никогда — саму веру_._
Убежденный католик Мел Гибсон представил на суд публики бескомпромиссный взгляд на последние двенадцать часов жизни Иисуса из Назарета. Фильм начинается со сцены молитвы Иисуса в Гефсиманском саду перед самым его арестом солдатами храмовой стражи первосвященников. Далее разворачивается небезызвестный сюжет: бичевание Христа, суд обезумевшей толпы, прокуратор Понтий Пилат умывает руки перед натиском первосвященников из Иудеи, и, наконец, скорбный путь Иисуса с крестом на спине к Голгофе.
Картина длится 126 минут. И большая часть экранного времени посвящена беспощадным пыткам Иисуса. Поставлены они более чем фактурно — без использования компьютерной графики, только грим и реальная реконструкция. Более того, исполняющий роль Иисуса актер Джеймс Кэвизел во время съемок прошел через настоящую боль. Его спину дважды полоснуло кнутом, он вывихнул плечо из-за веса креста. Чтобы добиться большей натуралистичности, в фильме все говорят на латинском и арамейском. Таким образом, работа Гибсона стала самым кассовым фильмом на иностранном языке в истории США.
Библейский эпос от Ридли Скотта, посвященный ветхозаветному сюжету о пророке Моисее и исходе еврейского народа из Египта. В начале Моисей (Кристиан Бэйл) сражается бок о бок с сыном фараона Рамзесом (бритоголовый Джоэл Эдгертон) и раздает ему советы в правительственных делах. Но когда раскрывается истинное происхождение пророка, его выгоняют из Мемфиса. В пустыне Моисею открывается его избранность, и он возглавляет восстание против египтян (не без помощи разъяренного Бога).
Если в своем более раннем пеплуме, «Гладиаторе», Скотт сделал ставку на противостояние характеров, драматизм событий, то в «Исходе» режиссер больше увлечен компьютерными технологиями (очень много CGI) и масштабностью сюжета. Здесь зритель увидит кровавую реку Нил, гигантских крокодилов, которые осаждают Мемфис, и встречу Моисея с Богом на горе Синай. В «Исходе» играют суперзвезды голливудского кино, помимо вышеперечисленных, здесь засветились Сигурни Уивер, Джон Туртурро, Аарон Пол и Бен Мендельсон. Хоть они не добавляют правдоподобности картине, Эдгертон с густым макияжем — очень впечатляющее зрелище.
В основу картины Даррен Аронофски положил библейскую легенду о Ное. Здесь режиссер начинает рассказ издалека: у изгнанных из рая Адама и Евы было три сына… Авель погиб, Каин дал начало порочным людям, а Сиф — всем хорошим, если точнее — семье Ноя, роль которого исполнил Рассел Кроу. Последний видит апокалиптическое видение и строит функциональный ковчег, чтобы вместить всех тварей по паре. Загвоздка в том, что Ной трактует волю Божью по-своему, радикально, и упрямо верит, что на их семье должен закончиться род людской.
Хоть Аронофски выбрал религиозный сюжет, фильм вышел светским. Его жанр легко определить: блокбастер о роли личности в истории. Если поначалу режиссер показывает Ноя как праведника, чьими действиями руководит божественное провидение, то во второй части герой Кроу превращается в одержимого, которого боится собственная семья. Тут-то и начинается триллер. В «Ное» зритель увидит удивительный мир: здесь есть как классические фэнтезийные элементы в духе Толкина, например каменные падшие ангелы, так и авторская фантасмагория, которая, как водится у Аронофски, неизменно удивляет.
Британское рассуждение на тему начала Реформации в Европе. В центре сюжета — Мартин Лютер (Джозеф Файнс), его путь от сомневающегося католического монаха до лидера и инициатора реформаторского движения в Германии начала XVI века. Режиссер Эрик Тилль собирает фильм из самых ярких исторических событий: прибитые к дверям «95 тезисов» Лютера, католические шоу с продажей индульгенцией простому народу, политическая борьба папы римского и Лютера, а также суд, который обвинил протестанта в ереси.
Работа Тилля заслуживает звания классики исторического байопика. Режиссер нашел удачный баланс между политическими играми и историей становления Лютера, остросюжетными поворотами и религиозными мотивами. Фильм будет полезен и понятен зрителю, даже совсем не знакомому с описываемыми событиями. В свою очередь, Джозеф Файнс оказался вполне убедительным, особенно в сценах религиозной экзальтации, а публичные прокламации в его устах не оставляют камня на камне от католической демагогии тех времен.
В 1990 году Павел Лунгин получил на Каннском фестивале приз за лучшую режиссуру. Его дебютная работа «Такси-блюз» стала визитной карточкой новой, перестроечной России — и режиссер умотал во Францию снимать «буржуазное» кино. В 2006 году Лунгин, видимо, ударившись в религию, неожиданно представил нам притчу с Петром Мамоновым в роли эксцентричного монаха и отшельника-целителя.
Во время Великой Отечественной молодой моряк, захваченный немцами, струсил и застрелил собственного капитана. Нацисты оставили его умирать, но тот выплыл на остров в Белом море, где его подобрали местные монахи. Много лет спустя главный герой и стал монахом. И теперь искупает вину аскетичной жизнью. Монашескую компанию ему составляют герои Виктора Сухорукова и Дмитрия Дюжева.
Второй фильм Джона Майкла МакДоны — брата режиссера и драматурга Мартина МакДоны. Хоть Майклу не удалось перещеголять Мартина в зрительской популярности и наградах, его «Голгофа» заслуженно входит в список лучших ирландских картин в истории. Перед нами «умная» черная комедия о священнике, которого играет Брендан Глисон, и странных жителях ирландского прибрежного городка.
Фильм начинается с исповеди, которую выслушивает отец Джеймс (Брендан Глисон) от скрытого перегородкой парня с мрачным голосом. Оказывается, что это не совсем исповедь: неизвестный не просит отпущения грехов, а делится детской травмой. Когда-то его изнасиловал священник. Теперь он хочет отомстить, но не виновному, а благочестивому — своему собеседнику. Ровно через неделю он намерен пристрелить отца Джеймса. А пока у последнего есть время помочь прихожанам, дочери и крепко напиться в баре.
В 2001 году The Boston Globe, одна из самых прогрессивных региональных газет Америки, формирует отдел под названием Spotlight, где команда занимается глубокими расследованиями. В центре внимания — скандальная история про католического священника, серийного педофила, который безнаказанно, лишь меняя приходы, гуляет по миру. Этот сюжет основан на реальном расследовании, которое принесло бостонской газете (и его репортерам) Пулитцеровскую премию, а экранизации Тома Маккарти — призы за лучший фильм и сценарий на премии «Оскар».
Конечно, перед нами антиклерикальный фильм, ведь по сюжету в растлении малолетних замешана чуть ли не вся католическая церковь. Также «В центре внимания» — старательная производственная драма, построенная на диалогах и пересказах. Для эффектности Маккарти набрал убедительный и яркий актерский ансамбль. Команду журналистов-идеалистов составили Лив Шрайбер, Марк Руффало, Майкл Китон и Рэйчел МакАдамс.
Сюжет картины Фернанду Мейреллиша рассказывает о поворотных событиях, происходивших в начале 2010-х годов в Ватикане, когда папа Франциск (Хорхе Бергольо) сменил на посту сложившего с себя обязанности Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера). На протяжении 600 лет ни один папа не оставлял папский престол по собственному желанию — а Ратцингер покинул Ватикан. Его преемник, аргентинский папа Франциск был первым папой-иезуитом и первым папой из Южной Америки. В фильме Бергольо играет Джонатан Прайс, а Ратцингера — Энтони Хопкинс.
Добрая половина фильма посвящена разговорам двух старцев — о религии, музыке, книгах и человеке. Здесь зритель увидит внутреннюю кухню папского двора и вплотную приблизится к личностям понтификов. Ратцингер, известный как «Божий ротвейлер», был крайне консервативен. А Бергольо, напротив, заслужил репутацию либерального богослова, а также прославился неприхотливым образом жизни. Режиссер забавно обыгрывает эту тему в самом начале, когда мы видим, как Бергольо, уже будучи папой, заказывает авиабилеты эконом-класса.
Джон Патрик Шэнли поставил фильм по собственной пьесе, получившей в 2005 году Пулитцеровскую премию. 1964 год, Америка. В католической средней школе в Бронксе заведует прогрессивный пастор (Филип Сеймур Хоффман). Он балует детей светскими хитами, играет с ними в баскетбол и популярным языком доносит слово Божье. Консервативная директриса (Мэрил Стрип) относится к нему с недоверием, которое оборачивается агрессией, после того как до нее доходят слухи о слишком близких отношениях пастора с новеньким темнокожим мальчиком. Помимо блестящих Хоффмана и Стрип, в фильме также появляется Эми Адамс в роли богобоязненной монашки.
Особенность работы Шэнли в том, что он избегает простой антиклерикальной позиции и предлагает этическую головоломку — многозначительную и, несмотря на камерность, остросюжетную. Достаточно ли улик против пастора, чтобы испортить его карьеру и репутацию? Нет ли у директрисы личных и политических причин, чтобы обвинить героя Хоффмана? За 14 лет с момента релиза проблемы, поднятые здесь, не потеряли актуальности.
Бельгийское комедийное размышление на тему вмешательства Бога в жизнь людей. Творец всего сущего (Бенуа Пульворд) живет в Брюсселе, спрятавшись от людей за стенами мещанской квартиры. Он сварлив и деспотичен, любит пиво и хоккей по телевизору. Его суперспособность — компьютер. Именно так, набивая по клавишам, он придумывает законы мироздания, в частности, законы подлости. Его дочь, уставшая прозябать взаперти, сперва высылает всем людям даты их смерти, а потом выбирается в мир, чтобы собрать шестерых апостолов.
Фильм Жако ван Дормеля, режиссера «Господина Никто», правильнее всего воспринимать как эксцентричную сказку для взрослых. Что-то в духе «Амели». «Завет», конечно, ироничен, но без язвительной желчи в сторону религии. Поэтому обижаться на такой образ Бога не приходится. Внимание приковывают новоиспеченные апостолы, в частности, героиня Катрин Денёв, которая, узнав дату своей смерти, ушла от опостылевшего мужа и нашла желанного сексуального партнера в лице гориллы.