Служить, но не прислуживаться: 10 фильмов про священников
Тема религии в кино всегда вызывала неоднозначные реакции. Режиссеры сталкивались с угрозами анафемы, а активисты даже поджигали кинотеатры. Несмотря на все последствия, фильмы о религии продолжают активно сниматься и находить своего зрителя по разные стороны баррикад. Предлагаем ознакомиться с 10 картинами про священников.
Также предлагаем посмотреть подборку фильмов про религию и веру.
Матвей (Денис Власенко) — молодой алтарник, сын священника (Алексей Розин). Герой Власенко готовится возглавить новый приход, стать настоятелем, для чего ему необходимо получить духовный сан и жениться. Отец представляет ему православную девушку, но Матвей знакомится с дерзкой художницей Агатой (Валери Зоидова), с которой у него образуется духовная связь. На правильный ли путь встал вчерашний выпускник семинарии?
Для режиссера Сергея Ильина это дебютный проект, и весьма успешный. В юности автор сам был алтарником, и это позволило ему с теплотой и уважением подойти к такой непростой теме, как церковь. Ильин не стремится к показушным разоблачениям и модному бунтарству, а сама история больше напоминает романтические комедии. Еще одна особенность: возрастные священники активно используют современный молодежный сленг — и это смотрится эффектно на фоне их общей ауры святости.
Даниэлю (Бартош Беленя) 20 лет. Он мало чем выделяется среди бритых наголо юнцов, отбывающих наказание в серых стенах тюрьмы. Однако именно здесь он обретает веру. Ничто так не радует его, как служба Богу и ежедневные молитвы. Сможет ли он осуществить свою мечту и стать священником, или же судимость навсегда оставила отпечаток не только в его документах, но и в душе?
В 2019 году фильм был представлен на престижных европейских премиях и смотрах. Премьера прошла в Венеции. У картины также были серьезные шансы получить премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» — грандиозный результат для малоизвестного на Западе режиссера Яна Комасы. Польские кинокритики отмечают, что фильм производит более сильное и правдивое впечатление, чем западные картины на похожую тему. Комаса дает более разностороннее представление о проблемах польского общества и намекает на то, что второй шанс на исправление нельзя упускать.
Отец Джеймс Лавелль (Брендан Глисон) во время таинства узнает, что исповедуемый подвергался насилию со стороны священника с семилетнего возраста. Хотя преступник уже давно мертв, жертва планирует убить ни в чём не повинного служителя церкви — того самого, кто сейчас слушает исповедь. Однако это произойдет не сразу, а в следующее воскресенье. Изменится ли жизнь сельского священника, который знает, что ему осталось жить не больше недели?
Самая успешная работа Джона Майкла МакДоны — брата режиссера и драматурга Мартина МакДоны. В 2014 году «Голгофу» наградили призом экуменического (христианского) жюри на Берлинском фестивале. Центральный прием фильма — сохранность тайны исповеди вплоть до развязки: ни зритель, ни отец Джеймс не знают, кто готовит расправу. Такая интригующая форма взаимодействия со зрителем — ожидание неминуемого убийства — подталкивает нас прожить эту неделю вместе с героем и погрузиться в мир депрессивной сельской Ирландии.
1633 год. Япония. Христианские миссионеры в попытках обратить местное население в свою веру сталкиваются с жестокой расправой. Власти пытают католиков, вынуждая их предать собственную религию. Молодые священники Себастьян (Эндрю Гарфилд) и Франсиско (Адам Драйвер) узнают из письма своего учителя, что он отрекся от веры и живет жизнью обычного японца. Герои предполагают, что случилось нечто ужасное, и не верят сообщению. Они отправляются в Японию, чтобы выручить наставника.
Фильмография Мартина Скорсезе давно стала синефильской сокровищницей: никогда до конца не знаешь, что в ней можно найти, и всякий раз удивляешься, когда открываешь для себя новое. «Молчание» основано на реальных событиях, но редко появляется в рейтингах лучших работ голливудского мэтра. Возможно, всё дело в тяжеловесности картины. Примерно три часа мы наблюдаем за столкновением средиземноморской католической цивилизации с загадочной японской культурой, разворачивающимся на фоне средневековых нравов. Фильм также балует детективной интригой и душераздирающей человеческой драмой.
В 1942 году в северных морях немцы перехватывают советское грузовое судно, перевозившее уголь. Испугавшийся матрос (Тимофей Трибунцев) выдает капитана (Алексей Зеленский), который смело принимает свою участь. Захватчики заставляют матроса застрелить своего командира и взрывают корабль. Тело предателя находят островные монахи. Проходит 30 лет. Бывший краснофлотец принял монашество и теперь носит имя Анатолий (Пётр Мамонов). Но забыть прошлое не получается: грех не отпускает его в уединенной обители.
Фильм Павла Лунгина считается одним из главных критических высказываний в отношении современной православной церкви. Герой Мамонова напоминает мученика, который один противостоит целому институту. Однако, если не вдаваться в детали этого конфликта, нельзя не отметить, насколько натуралистично удалось создать образ отшельнической жизни на северных островах. Чтобы выбрать подходящие локации, съемочная группа Павла Лунгина совершила пять экспедиций.
Действие происходит в течение одного дня. У священника Томаса (Гуннар Бьёрнстранд) умерла жена, и вместе с ней он потерял свою веру. Он больше не может проповедовать людям, так как сам практически отказался от Бога. В Томаса влюблена школьная учительница Марта (Ингрид Тулин), которая заботится о нём и надеется на взаимность. Однако священник остается глух как к своим, так и к чужим чувствам.
Второй фильм «Трилогии веры» Ингмара Бергмана, пожалуй, лучше всего отражает всепоглощающую тоску, свойственную творчеству режиссера. Чеховские детали, раскрывающие темные стороны персонажей, местами вызывают улыбку и даже смех. За 80 минут экранного времени фильм погружает зрителя во внутренний мир главного героя. Согласно распространенной легенде, после этого фильма режиссер вновь уверовал в Бога.
Эрнст Толлер (Итан Хоук) — священник в старинном храме. Он пользуется уважением прихожан и всегда ответственно подходит к каждой службе. Эрнст много читает, размышляет и старается помочь каждому, кто обращается к нему за помощью. Однако, несмотря на свою кротость и стремление служить другим, герой не может найти личного покоя. Тогда он решает провести эксперимент: в течение года записывать все мысли в дневник, который станет для него своеобразной исповедью.
Удивительно, но именно за этот фильм сценарист таких культовых фильмов, как «Бешеный бык», «Таксист» и «Последнее искушение Христа», Пол Шредер впервые получил номинацию на «Оскар». «Дневник пастыря» встает в один ряд с классическим кино о духовной жизни. Не обращайте внимания на зрительский рейтинг на агрегаторах. Перед нами отличная история, доказывающая, что за невозмутимым образом священника может скрываться очень много боли.
В разгар опричнины и Ливонской войны Иван Грозный (Пётр Мамонов) решает сделать митрополитом своего давнего друга Филиппа, игумена Соловецкого монастыря. Смелый и праведный священник соглашается, надеясь, что сможет повлиять на русского царя, который днем устраивает жестокие казни, а ночью замаливает свои грехи. Однако в решающий момент Филипп отказывается поддерживать царя в его бесчинствах и рискует сам стать жертвой его террора.
Иван Грозный — частый герой как зарубежного, так и российского кино. Лишь в редких случаях персонаж не подвергался критике. Павел Лунгин — не исключение. В последнем совместном проекте Лунгина и Петра Мамонова к актерской игре сложно придраться, но образ царя не убедил ни патриотов, ни священников. Иначе дело обстоит с Олегом Янковским. Роль святого Филиппа стала последней в его карьере, и, кажется, это было самое убедительное воплощение великого митрополита на экране.
1920 год. С фронтов Первой мировой войны возвращаются в родную итальянскую деревню раненые и покалеченные солдаты. Они верят в Италию и избранные ими идеалы, верят своему королю. Тем временем избежавшие мобилизации пролетарии планируют победить на муниципальных выборах. Им предстоит противостоять не менее жестоким и безжалостным землевладельцам, которые не готовы к любым переменам. В центре жестоких событий оказывается молодой священник Пио (Шайа ЛаБаф), который ведет собственную войну — с самим дьяволом (Азия Ардженто).
Культовый актер Голливуда Шайа ЛаБаф когда-то был звездой подростковых «Трансформеров», а сейчас снимается у независимых американских режиссеров. К роли священника он подошел настолько ответственно, что в процессе съемок даже принял католичество. К слову, падре Пио был реальным человеком, а демонстрация социалистов, расстрелянная карабинерами в Сан-Джованни-Ротондо в 1920 году, не выдумка Абеля Феррары.
Дима (Виктор Хориняк) и Олеся (Аглая Тарасова) снимают видео с розыгрышами: притворяются полицейскими, разбивают чужие машины и, к удивлению владельцев, тут же дарят им новые. После провокационной акции в церкви на Диму заводят уголовное дело. Чтобы скрыться от полиции, Дима направляется в монастырь, где он хочет спрятаться, выдавая себя за послушника.
Всегда приятно посмеяться над пранкерами. Тарасовой идет роль рассудительной девушки, а Хориняк в очередной раз справился с образом глуповатого авантюриста (вспомним, например, «Последнего богатыря»). Съемки проходили в реальном монастыре, а в обмен за услугу команда внесла свой вклад в реставрацию здания и территории.