Опубликовано 30 июня 2024, 18:56
10 мин.

Скандалы, интриги, расследования: 10 американских триллеров 1990-х

Поделиться:
Скандалы, интриги, расследования: 10 американских триллеров 1990-х

Голливуд в 1990-е накрыло волной детективных триллеров. Жанр стал пристанищем для историй о сломленных людях, рассуждений о человеческих грехах и пороках. В то десятилетие режиссерам удавалось снимать чувственные, эмоциональные ленты, часто простые по форме, а порой до немоты изобретательные. В этой подборке мы собрали самые яркие триллеры 90-х годов, которые одинаково интересно смотреть впервые и пересматривать.

А следом советуем обратить внимание на лучшие триллеры 2000-х.

Топ лучших триллеров из 90-х

Власть страха

Рейтинг: 7.4IMDb: 6.7
1999, Триллеры, Криминальное, Детективы, 113 мин
США, 16+
Режиссер: Филлип НойсГлавные роли: Дензел Вашингтон, Анджелина Джоли, Куин Латифа, Майкл Рукер, Майк Макглоун, Луис Гусман

В заброшенном тоннеле метро Нью-Йорка находят труп. Пытаясь пробраться к месту преступления, криминалист и писатель Линкольн Райм (Дензел Вашингтон) получает тяжелые травмы и просыпается уже парализованным. Тем временем начинающая полицейская Амелия Донаги (Анджелина Джоли) приезжает на вызов: у железнодорожных путей обнаружена торчащая из-под камней окоченевшая рука, вблизи убийца оставил ряд посланий полиции. Райм подозревает, что в Нью-Йорке орудует маньяк, и приглашает Донаги присоединиться к его команде следователей. Загадки множатся, кровь новых жертв растекается по улицам города. Маньяк искусно играет на нервах Райма и Донаги. Наконец пазл складывается: Донаги понимает, что каждым своим преступлением убийца адаптирует главу пугающей книги «Собиратель костей».

Фильм снят по мотивам романа Джеффри Дивера — автора десятка остросюжетных детективов. Благодаря параллельному монтажу режиссер Филлип Нойс наращивает напряжение с каждым новым поворотом. Периодически зрителю позволяют увидеть убийцу в действии, что дает более осознанное включение в ход событий. Несмотря на изощренные преступления и запутанную детективную линию, за драматизм отвечают главным образом динамичные отношения Донаги и Райма. На наших глазах юная полицейская преодолевает себя и матереет, становясь проницательным детективом.

Список лучших триллеров 90-х годов

Основной инстинкт

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.1
1992, Триллеры, Драмы, Детективы, 123 мин
Франция, США, 18+
Режиссер: Пол ВерховенГлавные роли: Майкл Дуглас, Шэрон Стоун, Джордж Дзундза, Джинн Трипплхорн, Дэнис Арндт, Лейлани Сарелл

Импульсивный и страстный детектив Ник Каррэн расследует убийство рок-звезды. Тот был жестоко зарезан ножом для колки льда в разгар секса. Главной подозреваемой становится его бывшая возлюбленная — привлекательная писательница Кэтрин. В ее романах детектив находит описание похожего преступления, а среди бывших подруг — женщин-убийц. В ходе встреч и допросов в героях просыпается нездоровое влечение друг к другу: Кэтрин тонко манипулирует Каррэном, изучая его характер и копаясь в его прошлом, а он охотно соблазняется вступить в этот болезненный союз, где сексуальное желание и влечение к смерти становятся неразличимыми.

Харизматичный эротический триллер Пола Верховена стал классикой десятилетия. Сюжетно и визуально фильм во многом подражает Альфреду Хичкоку и, по сути, опирается на нуарную традицию. Правда, в отличие от фильмов 1950-х, «Основной инстинкт» ничего не скрывает. Верховен балансирует между высокой и низкой изобразительностью, умудряясь высечь из пошлой истории, больше подходящей для фильмов категории B, завораживающее кино о человеческих страстях, животных инстинктах и склонности к насилию. Откровенность фильма становится инструментом для манипуляций: Верховен постоянно обманывает зрительские ожидания, оставляя кульминации детективной и сексуальной линий за кадром. Впрочем, каким бы прорывным ни был замысел Верховена, надо отдать должное кастинг-директорам. «Основной инстинкт» вписался в историю кино благодаря блистательной Шэрон Стоун, чья энергетика заполняет каждый кадр, почти уничтожая экран, и агрессивному перформансу невротичного Майкла Дугласа.

«В постели с врагом»

В постели с врагом

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.2
1991, Триллеры, Драмы, 93 мин
США, 18+
Режиссер: Джозеф РубинГлавные роли: Джулия Робертс, Патрик Бергин, Кевин Андерсон, Элизабет Лоуренс, Кайл Сикор, Клодетт Невинс

Лора (Джулия Робертс) вышла замуж за успешного финансиста Мартина (Патрик Бергин). Обманчиво влюбившись в нежного и заботливого мужчину, героиня оказалась взаперти с монстром. Со стороны их брак выглядит как предел мечтаний. Оба молоды и красивы, да еще и безбедно живут в роскошном доме на побережье. Но за закрытыми дверьми Лоре приходится терпеть удары и унижения. Боясь получить очередное наказание от мужа, девушка исполняет все его прихоти и подчиняется его правилам. Однажды пара отправляется на ночную прогулку на яхте. Судно попадает в шторм, и Лора оказывается за бортом. Мартин бросает все силы на ее поиски, не подозревая, что всю жизнь боявшаяся воды женщина втайне научилась плавать. Таким нетривиальным способом Лоре удалось сбежать. Отринув прошлое, она начинает новую жизнь в тихой глубинке. Встречает настоящую любовь, прорабатывает травмы. Но ее враг не дремлет. Раскрыв обман жены, Мартин в ярости нанимает частного детектива и готовит жестокую месть.

Режиссер Джозеф Рубин и сценарист Рональд Бэсс образцово экранизировали эмоциональный роман Нэнси Прайс. Получилась честная драма, показывающая все нюансы абьюзивных отношений и объясняющая, почему так тяжело «собраться и уйти». Джулия Робертс сыграла одну из лучших ролей в карьере — испуганную, раздавленную жизнью, но не сломленную женщину, готовую взять судьбу в свои руки.

«Семь»

Семь

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.6
1995, Триллеры, Боевики, Детективы, 121 мин
США, 18+
Режиссер: Дэвид ФинчерГлавные роли: Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси, Р. Ли Эрми, Джон К. Макгинли

Детективу Уильяму Сомерсету (Морган Фриман) осталось семь дней до пенсии, ему на смену уже заступает молодой и нетерпеливый Дэвид Миллз (Брэд Питт). Как назло, именно в эту неделю обоим выпадает самое сложное дело в их карьерах. В Нью-Йорке объявился маньяк — религиозный фанатик, совершающий символичные убийства: по одному на каждый смертный грех христианского учения. Считающему себя гением убийце не терпится найти подходящего по уму собеседника. Он приглашает двух детективов к диалогу, оставляя послание в подсказках. Вопрос в том, какие грехи маньяк приписывает сыщикам.

Клипмейкер Дэвид Финчер каждым своим фильмом поражал аудиторию. Он никогда не действовал по канону, вдумчиво (или интуитивно) реформировал жанры, даже умудрился «Чужого» вывернуть наизнанку — из американского сай-фай-блокбастера про космическую тюрьму и инопланетного монстра хоррор в руках Финчера превратился в европейский фильм. «Семь» — тоже не совсем типичная полицейская драма, а тревожащий, грязный детектив, зловеще проникающий в воображение зрителя и переворачивающий там всё вверх дном. Финал картины и вовсе стал ярчайшим примером работы эффекта Манделы. Что показал убийца нам и героям? Всё это не главное, ведь для самого Финчера «Семь» — это «размышление о том, как зло овладевает человеком». Вот и Миллз в исполнении Питта, поначалу добрый и «самый веселый парень», за семь дней покрывается синяками и ссадинами снаружи и злобой, желчью и яростью внутри.

Лучшие фильмы-триллеры 90-х годов

Молчание ягнят

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.6
1991, Триллеры, Криминальное, Детективы, 118 мин
США, 18+
Режиссер: Джонатан ДеммеГлавные роли: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс, Брук Смит, Скотт Гленн, Тед Левайн, Энтони Хилд

Легендарный психологический триллер Джонатана Демме, повлиявший не только на жанр, но и на всю поп-культуру (например, на образ Скалли из «Секретных материалов»). Это экранизация одноименного романа Томаса Харриса, чья серия книг о Ганнибале Лектере прожила на больших и малых экранах не одно десятилетие — от «Охотника на людей» Майкла Манна до «Ганнибала» Ридли Скотта и сериала Брайана Фуллера с Мадсом Миккельсеном. «Молчание ягнят» получило пять премий «Оскар» в самых престижных номинациях, сравнявшись с рекордом «Это случилось однажды ночью» и «Пролетая над гнездом кукушки». Демме пленил зрителей историей необычного союза добра и зла, порядочности и коварства. Для подготовки к ролям Джоди Фостер и Энтони Хопкинс изучали материалы дел о маньяках. Сочетание актерской игры, атмосферных неуютных локаций и драматичной съемки оператора Така Фудзимото сложились в пугающую и гипнотическую постановку, безупречно работающую на эмоциях зрителей.

По сюжету молодая агент ФБР Клариса Старлинг (Джоди Фостер) пытается поймать серийного убийцу по прозвищу Буффало Билл. Он жестоко убивает женщин, сдирает с них кожу, а во рту оставляет высушенного мотылька. Из-за отсутствия улик Клариса вынужденно обращается за помощью к хитрому и проницательному Ганнибалу Лектеру — заключенному убийце-каннибалу и психиатру. Между Лектером и Старлинг завязывается психоаналитическая игра: он обещает помочь героине выйти на след преступника, если та поделится с ним сокровенными воспоминаниями о детстве.

«Джеки Браун»

Джеки Браун

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.5
1997, Триллеры, Драмы, Криминальное, 154 мин
США, 16+
Режиссер: Квентин ТарантиноГлавные роли: Пэм Гриер, Сэмюэл Л. Джексон, Роберт Форстер, Бриджит Фонда, Майкл Китон, Роберт Де Ниро

Восхитительный комедийный триллер Квентина Тарантино, организованный как бульварный детектив. Режиссер отчасти повторяет стратегию «Криминального чтива» 1994 года. «Джеки Браун» тоже делится на главы и ведет параллельное повествование. Но формальное повторение не мешает Тарантино быть непредсказуемым по части ведения сюжета и раскрытия характеров. В «Джеки Браун» режиссеру удалось создать необычайно яркий женский образ, да еще и поиграть с амплуа именитых актеров. Роберт Де Ниро, например, исполняет здесь совершенно нетипичную для него (в 1990-х) роль бывшего тюремщика и ленивого бандита, который половину фильма бездействует, а затем внезапно берется за пистолет. На главную роль синефил-Тарантино взял звезду своего любимого блэксплотейшна «Наемный убийца» — Пэм Гриер, чья слава к концу 1990-х пошла на спад. А роль второго по важности персонажа режиссер отдал Роберту Форстеру — актеру из его любимого «Аллигатора».

Стюардесса Джеки Браун работает на торговца оружием Орделла Робби (Самуэл Л. Джексон). Она помогает ему перевозить наличные из Мексики в США. Долгое время всё шло гладко, вот только Орделл стал слишком подозрительным. Еще бы! У него на хвосте сидят легавые — только и ждут, когда бандит совершит осечку. Когда арестовывают его наемника Бомона (Крис Такер), Орделл нанимает поручителя Макса Черри (Роберт Форстер), чтобы тот помог его освободить — только для того, чтобы убить тем же вечером. В другой раз уже Джеки Браун не повезло оказаться в руках агентов бюро по контролю оборота алкоголя и оружия — детективов Марка Даргуса (Майкл Боуэн) и Рэя Николетта (Майкл Китон). После знакомства с Максом Черри Джеки понимает, что Орделл в любой момент может заподозрить ее в предательстве. Поэтому вместе с поручителем и детективами она придумывает хитроумный план, как поскорее подставить Орделла и сбежать с его деньгами.

«Свидетель»

Свидетель

Рейтинг: 6.7IMDb: 4.9
1999, Триллеры, Драмы, Детективы, 100 мин
Канада, Великобритания, 16+
Режиссер: Стефан ЭллиоттГлавные роли: Юэн Макгрегор, Эшли Джадд, Патрик Бергин, Женевьев Бюжо, к.д. лэнг, Джейсон Пристли

Начало «Свидетеля» Стефана Эллиотта можно спутать с «Убийцей» Дэвида Финчера или «Окном во двор» Альфреда Хичкока. Только вместо киллера или журналиста здесь агент британской разведки Стивен Уилсон (Юэн МакГрегор) с фоторужьем, направленным в окно соседнего дома. Герой недавно потерял опеку над дочерью, а после начал слышать ее голос у себя в голове и видеть галлюцинации. Начальник поручает Уилсону следить за его сыном. В ходе выполнения задания детектив замечает, что объект слежки встречается с серийной убийцей Джоанной Ирис. В одну из ночей она жестоко убивает юношу, а Уилсон становится свидетелем преступления. Но вместо того, чтобы вызвать полицию, одинокий герой проникается к отчаянной женщине сочувствием. С тех пор он не может оторвать от нее взгляд и следует за ней по пятам, то заботливо, то с опаской собирая улики с мест преступлений Джоанны по всей стране.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Марка Бейма 1980 года. В свое время картину Стефана Эллиотта разругали кинокритики, но время лечит: сегодня «Свидетель» смотрится как интересный коллаж, сочетающий специфику разных киноэпох. От 1990-х Эллиотт взял помешательство на технологиях, а от 1940-х — концептуальных персонажей. Детектив-романтик, теряющий нравственные ориентиры, пытается спасти жадно убивающую фам фаталь.

«Первобытный страх»

Первобытный страх

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
1996, Триллеры, Драмы, Криминальное, 125 мин
США, 18+
Режиссер: Грегори ХоблитГлавные роли: Ричард Гир, Эдвард Нортон, Лора Линни, Джон Махони, Элфри Вудард, Фрэнсис Макдорманд

Послушника чикагской церкви и сироту Аарона (Эдвард Нортон) обвиняют в убийстве архиепископа. Парню грозит смертная казнь. За громкое дело берется опытный адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир). Герой движим не то чтобы идеей правосудия, а желанием прославиться. Общаясь с подзащитным, Мартин понимает, что у того не то раздвоение личности, не то одержимость. Составить линию защиты — та еще задача. Доказать невменяемость парня в суде практически невозможно. Усугубляют процесс вскрывшиеся грязные подробности о коррумпированности окружного прокурора и деяниях убитого архиепископа. Последний насиловал детей, одной из жертв стал несчастный Аарон.

«Первобытный страх» — экранизация закрученного романа Уильяма Дила, поражающая уровнем психологической нестабильности, непредсказуемостью и обезоруживающим финалом. Режиссер Грегори Хоблит хорошо подружил на экране красавца Ричарда Гира и дебютанта в кино — нервного и вспыльчивого Эдварда Нортона. Нортон буквально растворился в роли психически нестабильного героя, за что заработал номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» — немало для восходящей кинозвезды.

«Адвокат дьявола»

Адвокат дьявола

Рейтинг: 8.1IMDb: 7.5
1997, Триллеры, Драмы, Детективы, 138 мин
США, Германия, 16+
Режиссер: Тейлор ХэкфордГлавные роли: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон, Джеффри Джонс, Джудит Айви, Конни Нильсен

Мистический триллер Тейлора Хэкфорда является экранизацией романа Эндрю Найдермана. Это кино черпает вдохновение из «Ребенка Розмари» Романа Поланского, но сосредоточивает внимание не на женщине, которая стала жертвой мужских амбиций, а на сложностях и недосказанностях в семейных отношениях эгоистичного мужчины, который поддался сладостным речам сатаны.

По сюжету провинциальный адвокат Кевин Ломакс (Киану Ривз) набивает руку в суде, добиваясь оправдательного приговора даже самым отпетым негодяям. Его слава доносится до Нью-Йорка. Глава крупнейшей юридической фирмы Джон Милтон (Аль Пачино) предлагает Ломаксу завидное положение, богатство, новое жилье и самореализацию. Недолго думая, Ломакс вместе с женой Мэри-Энн (Шарлиз Терон) переезжают в новую жизнь. Тут же начинают происходить паранормальные вещи и загадочные совпадения: свидетели на суде теряют дар речи, сотрудники Милтона умирают, а Мэри-Энн постепенно сходит с ума от страшных видений. Тем временем Ломакс до последнего игнорирует интуицию запуганной жены, предаваясь порочным наслаждениям и взращивая свое эго.

«Целуя девушек»

Целуя девушек

Рейтинг: 7.1IMDb: 6.6
1997, Триллеры, Драмы, Криминальное, 110 мин
США, 18+
Режиссер: Гэри ФледерГлавные роли: Морган Фриман, Эшли Джадд, Кэри Элвес, Алекс МакАртур, Тони Голдуин, Джей О. Сэндерс

У судебного психолога и инспектора Алекса Кросса (Морган Фриман) пропадает племянница Наоми. Кросс подозревает, что в ее исчезновении виновен маньяк-коллекционер по прозвищу «Казанова», орудующий в студенческом городке Северной Каролины. Преступник похищает молодых и талантливых девушек, держит их взаперти, а особо разговорчивых жестоко убивает и подвешивает трупы на деревьях. Однажды в лапы к маньяку попадает перспективная выпускница медицинского колледжа Кейт Мактирнан (Эшли Джадд), но ей удается сбежать. Придя в себя, Кейт подключается к расследованию Кросса, надеясь успеть спасти всех заключенных маньяком девушек.

Чуть ли не каждый остросюжетный детектив 1990-х оказывается экранизацией не менее успешного романа. Режиссер Гэри Фледер («Чем заняться мертвецу в Денвере») и сценарист Дэвид Класс адаптировали одну из книг Джеймса Паттерсона, который написал с десяток произведений о расследованиях инспектора Алекса Кросса. Фильм не удивляет новизной, но само повествование устроено здесь как тикающая бомба. И за счет личного мотива Кросса в расследовании дела похищенной племянницы уровень кортизола при просмотре поднимается до критических отметок.

Новое в подписке

Лучшее в подписке