Самый обаятельный и привлекательный чудак: 10 лучших фильмов с Пьером Ришаром
Французскому актеру, режиссеру и продюсеру Пьеру Ришару уже 89 лет. Возраст совсем не шуточный. Ему удалось стать легендой еще при жизни и влюбить в своих чудаковатых и нелепых героев не только родную Францию, но и весь мир. Ришар продолжает сниматься в кино и радовать зрителей. Не так давно, например, вышла драма «Вкус счастья», в которой компанию Ришару составил Жерар Депардье. Представляем самые яркие роли гения — те, что стали эталоном классических французских комедий.
Любителям французского кинематографа также предлагаем познакомиться с подборками фильмов с Жераром Депардье и старых французских комедий.
Вряд ли можно встретить более рассеянного человека, чем скрипач Франсуа Перрен. Музыкант живет в своем мире и не слишком следит за тем, что происходит вокруг и с его внешним видом. Тем не менее именно этот недотепа оказывается в эпицентре разборок спецслужб. Полковник Луи Тулуз, почувствовав, что против него готовится заговор, решает спутать карты коллегам и пускает слух о приезде суперагента из-за рубежа. За него-то и принимают горе-скрипача. Более того: французские агенты уверены, что перед ними профи, потому что Перрен фантастическим образом выходит сухим из воды, когда сталкивается с изощренными ловушками.
Фильм Ива Робера — классический образец французской комедии — игривой, легкой и обаятельной. Пьер Ришар сыграл здесь одну из своих самых известных ролей, окончательно закрепившую за ним образ харизматичного недотепы. Всего за полтора часа картина погружает зрителя в динамичный круговорот событий, в котором находится место и абсурдным ситуациям, и остроумным диалогам, и эффектным каламбурам. Мораль здесь тоже есть: на примере главного героя зритель понимает, что честность и порядочность — это не всегда просто, однако именно эти качества помогают в жизни и даже могут быть выгодными.
Из-за своей рассеянности Пьеру Малаке нелегко найти работу. Без связей тут точно не обойтись, поэтому на помощь великовозрастному сыну спешит мама и устраивает его в рекламное агентство «Жерико», директор которого давно в нее влюблен. Однако вскоре шеф начинает пожинать плоды своего необдуманного поступка, поскольку бредовые идеи Пьера и его способность попадать в курьезные ситуации вызывают недоумение даже у самых спокойных сотрудников. Но, когда герой предлагает кардинально пересмотреть все существующие бизнес-стратегии, это, на удивление, начинает работать и приносить хорошую прибыль.
Фильм 1970 года стал режиссерским дебютом Пьера Ришара и подтвердил старую истину «талантливый человек талантлив во всём». Актер предстает в роли узнаваемого чудака, чья невнимательность, возведенная до абсурда, становится отправной точкой для развития бесчисленных комических ситуаций. Главный герой влюбляет в себя зрителя непосредственностью и способностью нестандартно мыслить. Эти черты характера помогают герою не только прийти к карьерным успехам, но и встретить любовь. Мораль проста: всегда оставайтесь собой.
Мари — дочь известного бизнесмена. На этом ее везение заканчивается: девушка — патологическая неудачница. Где бы она ни была, неприятности и курьезные ситуации тут как тут. Но самое страшное случилось в Мексике, куда Мари отправилась отдыхать: она попала в плен. Безутешный отец не находит себе места, а психолог компании предлагает оригинальный способ поисков пропавшей дочери: нужно, чтобы такой же невезучий человек, как и Мари, помог выйти на ее след, ведь, согласно ее теории, невезучие люди могут попадать в похожие ситуации. И такого человека быстро нашли среди сотрудников компании — им стал бухгалтер Франсуа. Решено: руководить операцией будет опытный детектив Жан Кампан, который вовсе не в восторге от перспективы работать с неуклюжим горе-напарником.
В 1981 году Франсис Вебер, сам того не зная, принял решение, которое не только повлияло на его карьеру, но и поспособствовало зарождению длительной дружбы непохожих друг на друга актеров — Пьера Ришара и Жерара Депардье. Изначально в фильме должны были принять участие Жак Вильре и Лино Вентура, но из-за капризов последнего пришлось срочно искать замену дуэту. Однако качество фильма от этого не пострадало, скорее, наоборот — 7 миллионов зрителей в одной только Франции служат убедительным аргументом. Более того, «Невезучие» даже смогли обойти в прокате «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга.
Семнадцатилетний Тристан сбегает из дома, и его мать Кристин находится в крайней степени отчаяния — даже позвонила настоящему отцу ребенка. Вернее, отцам, потому что наверняка женщина не знает, кому из двух мужчин, с которыми она встречалась, на самом деле обязана своим материнским счастьем — Франсуа или Жану. Мужчины с готовностью откликнулись на просьбу бывшей и с энтузиазмом принялись за поиски, даже не подозревая о существовании друг друга. Однако мест для развития бурной детективной деятельности у них не так много, поэтому столкновение — во всех смыслах — папаш неизбежно.
После ошеломительного успеха тандема Ришар — Депардье режиссер Франсис Вебер выпускает новый фильм с полюбившимся актерским дуэтом. Пьеру Ришару досталась роль робкого человека, впадающего в меланхолию по любому поводу, а Жерару Депардье — брутального журналиста, знающего себе цену. Характерная контрастность становится динамичным комедийным двигателем — наблюдать за противостоянием героев уморительно. Единственное, что объединяет персонажей, — внезапно нахлынувшие отцовские чувства, которые привнесли в их жизнь то, что оба так мучительно искали, — смысл.
Франсуа Перрен — талантливый, но временно безработный журналист. К счастью, поиски работы увенчались успехом, и теперь он штатный сотрудник солидного издания. Первое задание Франсуа — написать статью о магазине игрушек Пьера Рамбаля-Коше — деспотичного миллионера, который, к слову, является и его шефом. Прибыв на место, журналист сталкивается с сыном начальника Эриком, который приехал выбирать себе подарок. И он-таки выбрал «игрушку» — Франсуа. Отец не может не выполнить просьбу своего избалованного сына, потому что боится его истерик, как огня, и уговаривает своего сотрудника отправиться прямиком в комнату Эрика в подарочной коробке. Франсуа в безвыходном положении, поэтому соглашается на унизительную роль игрушки для десятилетки, однако с течением времени его отношение и к ситуации, и к своему «хозяину» начинает меняться.
В 1977 году фильм был номинирован на кинопремию «Сезар» в трех категориях, однако так и не получил заветную статуэтку. Родная Франция прохладно приняла дебютную режиссерскую работу Франсиса Вебера: зрители ожидали увидеть легкую и смешную комедию с нелепым героем, а вместо этого получили сеанс глубокого погружения в социальные и семейные проблемы. Парадокс, но в СССР французский фильм, напротив, был принят очень тепло, а со временем и вовсе стал культовым. В наше время «Игрушка» также не потеряла актуальности и наглядно показывает, что происходит с людьми, которые стремятся к материальным благам и пренебрегают духовным развитием. Композитором фильма выступил Владимир Косма, и его музыка является лучшим проводником в мир светлой ностальгии.
Актеру и ловеласу Грегуару Леконту не везет: он грезит о славе и богатстве, а довольствуется съемками в рекламе корма для собак. Но однажды удача все-таки ему улыбнулась, и он получил приглашение на пробы. Если всё пройдет хорошо, то роль наемного убийцы у него в кармане. Однако на месте Грегуар ошибается дверями и попадает на встречу с мафиози Барберини, как раз ожидающим важного гостя, — киллера, который в скором времени убьет торговца оружием из Сен-Тропе. Мужчины договариваются о нюансах, даже не подозревая, что разговаривают на самом деле о разных вещах. Получив в качестве орудия убийства зонтик с капсулой яда в наконечнике, Леконт отправляется в Сен-Тропе, уверенный, что это часть кинопроизводства.
В основу картины легла реальная история убийства болгарского писателя Георгия Маркова «ядовитым» зонтиком (именно поэтому Барберини называет зонтик болгарским), случившаяся в 1978 году. Режиссер Жерар Ури, услышав эту историю, посчитал ее поистине кинематографичной и через два года снял фильм. Главную роль в картине предложили Пьеру Ришару, и актер блистательно справился с ней, вновь представ перед зрителями в характерном амплуа простофили, и даже продемонстрировал свои спортивные таланты — в одной из сцен 46-летний актер сел на шпагат. Фильм по достоинству оценят любители классических французских комедий: здесь есть и бурлеск, и колоритный юмор, и масса абсурдных ситуаций, из которых герой мастерски выходит как ни в чём не бывало.
Грабитель банков Жан Люка, отсидевший 5 лет в тюрьме, наконец-то выходит на свободу. Мужчина полон решимости начать жизнь с чистого листа и навсегда покончить с преступным прошлым. Он отправляется в банк, но на этот раз чтобы открыть счет, как законопослушный гражданин. Однако в банке в это время находился человек, доведенный до отчаяния и решившийся на ограбление. Это Франсуа Пиньон, и он остался после смерти жены единственным кормильцем маленькой дочери. Мужчина давно без работы, поэтому решился на преступление. В банке он берет заложника, и им оказывается Жан Люка. Полиция же уверена, что на самом деле заложник — Франсуа. Начинающий вор и его пленник вынуждены бежать с места преступления, однако их приключения только начинаются.
В совместной фильмографии Ришара и Депардье картина не стала финальной точкой, но много лет актеры не снимались вместе на экране. Так было до драмы «Вкус счастья». В «Беглецах» Франсис Вебер увековечил имена звездного тандема не только во французском кинематографе, но и во всём мире. На этот раз Ришару досталась роль отчаявшегося безработного отца, а Депардье — отсидевшего в тюрьме грабителя, решившего встать на путь исправления. В итоге получилась убийственно смешная комедия, которая не раз заставит смеяться до слез, однако в какой-то момент слезы могут быть спровоцированы и драматичными событиями. Несмотря на высокую концентрацию юмора, перед нами прежде всего трогательная история о силе отцовской любви, приправленная едкой сатирой на социальную тему.
Ян и Борис — художники, живущие по соседству. Мужчины очень разные: Ян застенчив и вежлив, а Борис темпераментен и циничен. Ян давно влюблен в блондинку Флоранс и в один из дней всё же решается пригласить ее на свидание. Однако в день встречи всё пошло не так: полураздетая жена Бориса Ева выбежала вслед за мужем, чтобы отдать ему забытый кейс, дверь в квартиру в это время захлопнулась, и девушка была вынуждена обратиться за помощью к Яну. Он с готовностью откликается на просьбу и пытается пробраться в соседскую квартиру, куда в это время возвращается Борис. В квартиру Яна тем временем звонит Флоранс, а трубку снимает Ева. С этого момента начинается череда курьезных ситуаций, превративших жизнь двух парочек в настоящий абсурд.
«Налево от лифта» — классическая комедия положений с колоритным французским шармом. Из-за того, что действие происходит в двух соседних квартирах, картина получилась поистине камерной. За весь поток курьеза и абсурда отвечают всего четыре персонажа: Ришару снова выпала роль чудака-простофили, Ришар Боренже восхитительно справился с ролью ревнивого мужа, доведенного до сумасшествия, а прекрасные Эммануэль Беар и Фанни Коттансон убедительны в своих очаровательных образах и привнесли в фильм львиную долю эстетики. Каждый из актеров прекрасен и удерживает зрительское внимание до самого финала: очень уж интересно, чем закончится эта невероятная история.
Пьер Дюруа — скромный учитель математики в лицее для девочек. Кроме таланта в точных науках, герой хорош в искусстве написания статей, чем не прочь воспользоваться его отец, планирующий вновь побороться за кресло мэра. Однако помимо отца к герою обращается еще и знакомый папарацци, которому удалось сделать провокационные снимки звездной киноактрисы Джеки Логан. Если сопроводить фотографии колкой статьей, то можно получить неплохие деньги за публикацию в местной газете. Пьер соглашается, однако после случайного знакомства с кинодивой меняет свое мнение о ней и делает всё возможное, чтобы скандальная статья не вышла в печать.
И вновь Пьеру Ришару в образе скромного интеллигента приходится без конца попадать в курьезные ситуации, чудом избегая опасности. Напарницей актера по съемочной площадке стала блистательная Джейн Биркин. Актриса была настоящим секс-символом в 70-х, и потому комфортно и гармонично чувствовала себя в смелых образах. До СССР картина добралась только лишь спустя 10 лет после премьеры, да и то в урезанном на 10 минут варианте: советского зрителя оградили от сцен, способных пошатнуть моральные устои, и сцен с «излишне» черным юмором.
Пенсионер Пьер после смерти жены чувствует себя потерянным и одиноким. Дочь переживает за отца, однако у нее нет возможности постоянно быть рядом, поэтому она дарит ему компьютер. Пьер — убежденный консерватор, к новой «игрушке» относится скептически, однако сайт знакомств вызывает у него любопытство. Постепенно герой входит во вкус и понимает главное достоинство интернета: тебя никто не видит и не знает, сколько тебе лет на самом деле. Он с удовольствием переписывается с молодой женщиной Флорой, и дело логично движется к свиданию, но открыть свой настоящий возраст герой боится. Вместо себя он отправляет на встречу педагога по компьютерной грамотности, но это только еще больше запутывает и без того пикантную ситуацию.
В основе сюжета комедии лежит вольная интерпретация «Сирано де Бержерака», перенесенная в актуальную реальность: пусть герой Ришара и знакомится со своей возлюбленной в интернете, но очаровывает он ее изысканной речью и старомодной грамотностью так же, как и его литературный предшественник. Любовный треугольник, вокруг которого крутится всё действие картины, всегда провоцирует массу неожиданных сюжетных поворотов, однако в данном случае он играет новыми красками: в нем попросту нет заведомо лучших и худших вариантов, а значит, концовку невозможно предсказать.