Опубликовано 29 марта 2022, 19:16

Ришар, Фюнес, Маре и другие: 10 французских комедий, ставших классикой

Поделиться:
Ришар, Фюнес, Маре и другие: 10 французских комедий, ставших классикой

Над чем смеются французы? И какие классические комедийные сюжеты пришли к нам с родины кинематографа? Вспоминаем главные французские комедии за последние 60 лет.

Украденные поцелуи

Baisers volés
Рейтинг: 7.13IMDb: 7.8
Жанры: Комедии, Драмы
1968, 87 мин
Франция, 16+
Режиссер: Франсуа ТрюффоГлавные роли: Микаэль Лонсдаль, Жан-Пьер Лео, Дельфин Сейриг, Клод Жад, Гарри-Макс

Третий фильм из пенталогии Франсуа Трюффо, посвященной истории жизни Антуана Дуанеля, который уже появлялся в громком дебюте режиссера — ленте «Четыреста ударов» — и его короткометражной работе «Антуан и Колетт», вошедшей в альманах «Любовь в двадцать лет». На этот раз уже возмужавший Антуан в исполнении всё того же Жана-Пьера Лео, только что уволенный из армии из-за «неустойчивого характера», всячески пытается обуржуазиться и находит работу частным детективом, для которой совсем не годится. На одном из заданий Антуан знакомится с женой клиента, мадам Табар, и влюбляется в нее. Параллельно развиваются его отношения с юной Кристиной, с которой он прежде переписывался.

Невероятно легкая в самом хорошем смысле этого слова и ироничная комедия Трюффо окончательно примирила его с мейнстримом («Украденные поцелуи» получили приз Луи Деллюка как лучший французский фильм года) и рассорил с прежним соратником по критике «папиного кино» в Cahiers du Cinema Жаном-Люком Годаром, который обвинил Трюффо в предательстве идеалов.

Фантомас

Рейтинг: 7.8IMDb: 6.9
Жанры: Комедии, Криминальное, Приключения
1964, 104
Франция, Италия, 12+
Режиссер: Андре ЮнебельГлавные роли: Жан Маре, Луи де Фюнес, Милен Демонжо, Жак Динам, Робер Дальбан, Мари-Элен Арно

Фантомас — загадочный преступник с тысячью лиц, которые он меняет, чтобы подставлять ни в чем не повинных людей. Вызов ему бросают бесстрашный комиссар Жюв в исполнении Луи де Фюнеса и журналист газеты «Рассвет» Фандор, роль которого исполнил любимец Кокто Жан Маре. Сначала аки Фома, неверующий в существование неуловимого злодея, он публикует статью, которая очень злит Фантомаса, в то время как бдительный Жюв подозревает всех.

Анекдотичная экранизация романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена превращает замечательно написанный детектив в пародию на жанр. Режиссер Андре Юнебель заодно посмеялся и над прежними «серьезными» экранизациями Луи Фейада, обыгрывая сцены из них в своем фильме. Звездный состав и бесконечное количество ситуационных шуток сделали «Фантомаса» практически эталонной фарсовой комедией.

Игрушка

Рейтинг: 8IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Комедии
1976, 95 мин
Франция, 12+
Режиссер: Франсис ВеберГлавные роли: Пьер Ришар, Мишель Буке, Фабрис Греко, Жак Франсуа, Даниэль Чеккальди, Шарль Жерар

Франсуа Перрен (Пьер Ришар) — не слишком удачливый журналист, который с трудом находит работу в газете France Hebdo. По редакционному заданию он отправляется в магазин игрушек, который принадлежит холодному, властному и деспотичному миллионеру Пьеру Рамбалю-Коше (Мишель Буке), владеющему к тому же и газетой. Там он встречает его юного сына Эрика, который выбирает его в качестве подарка — своей новой игрушки. Эрик заставляет отвезти Перрена к нему домой, и постепенно между столь непохожими, но одинаково одинокими персонажами зарождается настоящая дружба.

Для Ришара это было уже второй ролью Франсуа Перрена. Впервые он сыграл его в «Высоком блондине в черном ботинке» (1971), автором которого был будущий постановщик «Игрушки» Франсис Вебер. Фильм при всем обаянии полон довольно жестокой иронии над властью капитала и в этом смысле действует куда эффективнее многих киноагиток того времени.

Ускользающая любовь

L'amour en fuite
Рейтинг: 6.98IMDb: 7.1
Жанры: Комедии, Драмы
1979, 91 мин
Франция, 16+
Режиссер: Франсуа ТрюффоГлавные роли: Жан-Пьер Лео, Клод Жад, Мари-Франс Пизье, Дани, Дороти

Фильм, завершающий пенталогию Трюффо. Антуану Дуанелю теперь 30, впрочем, это не значит, что он остепенился или стал мудрее. Тот буйный дух тревожной юности, что бился в нём уже в «Четырехстах ударах», по-прежнему жив. Антуан мирно разводится с Кристин (Клод Жад), начинает отношения с Сабин (ее сыграла популярная телеведущая Дороте) выпускает автобиографический роман и встречает в поезде ту самую Коллет из «Антуана и Коллет» — любовь, которая ускользнет от него в очередной раз.

Предыдущий фильм Трюффо — «Зеленая комната» — бесславно провалился в прокате и в прессе. Режиссер хотел продолжить серию фильмов о людях искусства, открытую «Американской ночью» (1973), — классическим фильмом о кино — картиной о мюзик-холле. Сценарий был уже готов, но Трюффо не нашел в себе сил на его реализацию, вернувшись в очередной раз к своему альтер-эго — Антуану Дуанелю, с которым хотел попрощаться и который позволил ему подбить итоги собственного пути. «Антуан должен остановить свой бег… насладиться настоящим», — сказал Трюффо в письме Алену Сушону, написавшему для фильма песню. Свой бег Трюффо остановит всего через несколько лет, уйдя в 1984 году, правда, успев снять еще один фильм о людях искусства — театральном «Последнем метро» (1980).

Мой американский дядюшка

Mon oncle d'Amérique
Рейтинг: 7.25IMDb: 7.9
Жанры: Комедии, Драмы
1980, 121 мин
Франция, 16+
Режиссер: Ален РенеГлавные роли: Жерар Депардье, Николь Гарсия

Фильм великого экспериментатора французского кино Алена Рене, широко известного такими картинами как «Хиросима, любовь моя» (1959) и «Прошлым летом в Мариенбаде» (1961). Он один из самых интересных и неповторяющихся в своем творчестве режиссеров, удивляющих каждой новой работой.

«Моя американский дядюшка» — комедия специфичная, она представляет собой своеобразный кинокомментарий к теориям французского ученого и философа Анри Лабори о схожести поведений крыс и людей в стрессовых ситуациях, который сам Лабори и зачитывает с экрана. Свои взгляды он иллюстрирует на примере трех героев самого разного социального происхождения: Жанин Гарнье (Николь Гарсиа), неудавшейся актрисе из рабочей семьи, которая постепенно превращается в буржуа; Жане Ле Галле (Роже Пьер) — добропорядочном чиновнике, а впоследствие писателе, пестующим свою нормальность; и, наконец, на примере Рене Рагено (Жерар Депардье) — выходце из крестьянской среды, который не получил нормального образования, но в конкурентной борьбе добился высокого поста на фабрике, пусть и ценой язвы желудка. У каждого из них есть еще и любимый актер, выражающий их идеалы — Жан Маре, Даниель Дарьё и Жан Габен, соответственно. Своих подопытных Рене и Лабори загонят в стрессовую ситуацию, из которой им придется выпутываться, так же, как и их далеким предкам, — бежать, сражаться или «замереть».

Невезучие

La chèvre
Рейтинг: 7.81IMDb: 7.4
Жанры: Комедии, Криминальное, Приключения
1981, 89 мин
Франция, Мексика, 12+
Режиссер: Франсис ВеберГлавные роли: Пьер Ришар, Жерар Депардье, Педро Армендарис мл., Коринн Шарби, Марица Оливарес, Андре Валарди

Мари Бенц, дочь президента крупной компании, известная своим умением попадать в неловкие ситуации, отправляется в путешествие в Мексику и бесследно исчезает. Отец Мари отправляет по ее следу профессионального частного сыщика Жана Кампана (Жерар Депардье) и обычного бухгалтера Франсуа Перрена, обладающего, как и пропавшая, необычайном даром притягивать неудачу.

Ришар снова играет вечного неудачника Перрена, но впервые делает это в союзе с Жераром Депардье. Вебер в этом фильме взглянул на классический сюжет по спасению дамы в беде под необычным углом — Мари спасает не мужественный Кампана, а нежный и деликатный Перрен. Впрочем, Перрен не столько спасает Мари, сколько присоединяется к ней в ее неудачах.

Папаши

Les compères
Рейтинг: 7.59IMDb: 7
Жанры: Комедии, Криминальное
1983, 87 мин
Франция, 12+
Режиссер: Франсис ВеберГлавные роли: Пьер Ришар, Жерар Депардье, Стефан Бьерри, Анни Дюпере, Мишель Омон, Филипп Хорсан

Юный Тристан сбегает из дома. Его мама, Кристиан (Анни Дюпре), видя бездействие мужа, обращается к учителю-неудачнику на грани самоубийства Франсуа Пиньону и успешному журналисту Жану Люка. С обоими она встречалась в юности и обоих убеждает в том, что Тристан является их сыном. Перрен и Люка направляются на поиски Тристана.

Снова Пьер Ришар в роли Пиньона или Перрена (этот получился самым ранимым), снова Жерар Депардье в роли его энергичного и маскулинного напарника, снова простая и живая история Франсиса Вебера, и снова чудесная музыка Владимира Косма — комбинация абсолютно беспроигрышная. Сюжет, к слову, обыгрывает фривольность бунтующей молодежи 60-х, к которой Кристиан, Перрен и Люка когда-то относились, превратившейся теперь во вполне добропорядочных буржуа. Также при желании в имени Тристана можно найти отсылку к одноименному кельтскому мифу, печальный герой которого также отправился в путешествие в поисках исцеления.

Беглецы

Les fugitifs
Рейтинг: 7.63IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Комедии, Криминальное
1986, 85 мин
Франция, 12+
Режиссер: Франсис ВеберГлавные роли: Пьер Ришар, Жерар Депардье, Жан Карме, Морис Барье, Жан Бенгиги, Ролан Бланш

Жан Люка (Жерар Депардье) — профессиональный грабитель, который только что вышел из тюрьмы. Не успел он войти в банк, чтобы открыть счет, как его тут же попытался ограбить нервно трясущийся Франсуа Пиньон (Пьер Ришар). Он взял Люка в заложники, но его старый знакомый комиссар Дюрок (Морис Борье) посчитал, что на самом деле это Люка взялся за старое и опять ограбил банк. Люка, Пиньону и его маленькой дочери Жанне (Анаис Бре), хранящей молчание с момента смерти матери, удается сбежать. Скрываясь от полиции, троица сближается, и Люка решает помочь Пиньону и девочке сбежать в Италию.

Пожалуй, самая сентиментальная история из всей трилогии, в центре которой оказывается трогательная архетипичная дружба между Люка и Жанной — великаном и малышом, воспроизведенная во многих фильмах (см. «Леон» Люка Бессона).

Такси

Taxi
Рейтинг: 7.5IMDb: 7.7
Жанры: Боевики, Комедии, Криминальное
1998, 86 мин
Франция, 12+
Режиссер: Жерар ПиресГлавные роли: Сами Насери, Фредерик Дифенталь, Марион Котийяр, Эмма Виклунд, Бернар Фарси, Мануэла Гурари

Даниэль Моралес (Сами Насери) — самый быстрый таксист во всем Марселе. Эмильен Кутан-Кордабек (Фредерик Дифенталь) — один из самых неспешно соображающих марсельских полицейских, который завалил уже 8 экзаменов на водительские права. Судьба сводит их вместе, чтобы они противостояли немецкой угрозе — банде грабителей, разъезжающих по городу на «Мерседесах». Франция против Германии, «Пежо» против «Мерседеса» (почти то же, что и «Форд против Феррари»), комиссар Жибер (Бернар Фарси), начальник Эмильена, против преступности.

Написанное Люком Бессоном «Такси» стало одним из главных хитов французского проката и первой частью пенталогии. Кроме неполиткорректного юмора, слаженного комического дуэта Насери и Дифенталя, ярких актеров эпизода и эффектных сцен погонь «Такси» примечателен еще и тем, что иронично обыгрывает национальную скрепу французов — ксенофобию. Даниэль — алжирец, а Эмильен — потомственный галл.

Поменяться местами

Mon inconnue
Рейтинг: 7.31IMDb: 7.2
Жанры: Фэнтези, Драмы, Мелодрамы, Комедии
2019, 113 мин
Франция, Бельгия, 16+
Режиссер: Юго ЖеленГлавные роли: Франсуа Сивиль, Жозефин Жапи, Бенжамен Лаверн, Камилль Лелуш

Фильм рассказывает историю отношений успешного писателя Рафаэля Рамиса (Франсуа Сивиль) и его жены, учительницы музыки, Оливии (Жозефин Жапи). Когда Рафаэль еще только начинал писать и учился в колледже, он встретил подающую надежды пианистку Оливию. Знакомство с ней вдохновило его на создание одного из самых сильных образов в его творчестве. Спустя годы, уже поженившиеся и уставшие от брака Рафаэль и Оливия ссорятся, и Рафаэль решает избавиться от литературного прототипа Оливии. Проснувшись, он обнаруживает, что его жизнь безвозвратно изменилась. Теперь парень работает простым школьным учителем, а девушка, в реальности пожертвовавшая своей карьерой ради него, стала знаменитой пианисткой и, что более важно, совсем его не помнит.

Один из нескольких фильмов последних лет, занимающийся переоценкой ценности вклада жен в успех своих мужей (см. «Колетт», «Он и она», «Жена»), но с элементами магии и юмора. Озорной характер комедии делает ее родственным скорее «Дню сурка»Харолда Рэмиса, к фамилии которого отсылает имя главного героя, чем к тяжелым, морализаторским драмам.

Новое в подписке

Лучшее в подписке