С верой по жизни: 10 увлекательных фильмов о монахинях
Образ женщины, решившей посвятить себя Богу, всегда притягивал кинематографистов. Однако в монашках и послушницах видели не только праведниц, на которых надо равняться другим. В разные эпохи и в разных странах они становились искусительницами, фанатичками, а иногда и служительницами дьявола. В нашей подборке — 10 лучших фильмов о героинях, чья вера — во Всевышнего или в собственную непогрешимость — подвергается серьезному испытанию.
Также предлагаем вам посмотреть самые лучшие фильмы про религию и веру.
Четыре монахини и одна послушница из небольшого французского монастыря хотят совершить благое дело и отремонтировать обветшавший хоспис. Но денег на это нет, и тогда героини решаются на необычный поступок: они регистрируются на велосипедную гонку с денежным призом в 25 тысяч евро. Проблема в том, что крутить педали они толком не умеют, а в соперницы им достаются другие, куда более опытные в велосипедных делах монахини, собирающие средства на похожий проект — реабилитацию вчерашних заключенных.
Название фильма отсылает к американскому хиту начала 90-х «Сестричка, действуй» с Вупи Голдберг в роли эстрадной певички, прячущейся от гангстеров в стенах монастыря. Однако французская картина никакого отношения к голливудской не имеет, это не ремейк и даже не подражание. Режиссер Лоран Тирар, опытный комедиограф, снимавший «Холостяка на свадьбе» и «Астерикса и Обеликса в Британии», вдохновляется куда более близким материалом — эксцентричными комедиями с Луи де Фюнесом (здесь его традиционную роль вспыльчивого, гиперэмоционального и неловкого персонажа исполняет фанатичная настоятельница). До французских комедийных шедевров 60-х и 70-х «Сестра, действуй!» все-таки недотягивает, но столь амбициозную задачу авторы себе, наверное, и не ставили.
Габриэль ван дер Маль (Одри Хепберн), дочь известного бельгийского хирурга, в конце 1920-х принимает постриг и получает новое имя — сестра Люк. Девушка мечтает уехать в Конго, чтобы лечить местных жителей, но попасть туда не так просто. Героиню ждет множество испытаний. Она отправится на работу в психиатрическую больницу, столкнется с последствиями колониализма, а после начала Второй мировой встанет перед непростым выбором: нацистам, оккупировавшим ее родную Бельгию, монашки должны помогать так же, как соотечественникам.
Фильм основан на истории реальной бельгийской медсестры Мари Луизы Хабетс, о жизни которой в середине 1950-х выпустили книгу, ставшую бестселлером. В отличие от многих других картин о монахинях и монастырях, в ленте голливудского классика Фреда Циннемана нет отчетливо антиклерикальных мотивов. Вся борьба разворачивается в душе главной героини, которой явно не хватает кротости и смирения. «История монахини» получила восемь номинаций на премию «Оскар», но, увы, ни одной статуэтки ей не досталось. Сама Хепберн — уроженка Брюсселя, семью которой преследовали нацисты, — называла эту работу лучшей в карьере. И тем, кто знает актрису только по «Римским каникулам» и «Завтраку у Тиффани», пропускать ее точно не стоит.
Разорившиеся родители заставляют свою дочь Сюзанну (Полин Этьен) принять постриг. По воле обстоятельств несчастная девушка перемещается из одной монашеской обители в другую, но вместо святости и благочестия находит там лишь разнообразные человеческие пороки. Одна настоятельница оказывается садисткой и морит ее голодом, вторая (Изабель Юппер) питает к ней отнюдь не сестринские чувства.
Роман Дени Дидро «Монахиня» во Франции экранизировали дважды. В 1966 году вышла мрачная картина Жака Риветта с Анной Карина в главной роли. Сейчас она смотрится тяжеловесно и не слишком актуально, хотя и остается безусловной классикой. Картина Гийома Никлу, в юности мечтавшего о поступлении в семинарию, — другой случай. По атмосфере, настроению и внутреннему наполнению это абсолютно современное и очень умное кино. Лишенный легкости текст эпистолярного романа XVIII века заменен на хлесткие, емкие диалоги, модная короткая стрижка актрисы Полин Этьен намеренно выдает в ней эмансипированную жительницу одной из европейских столиц, а феерическая роль Юппер прямо отсылает к ее героине из «Пианистки» Михаэля Ханеке.
Польша, холодная послевоенная зима 1945 года. Врач Матильда Болье (Лу де Лааж), сотрудница Французского Красного креста, вместе с коллегами занимается репатриацией соотечественников, уцелевших в освобожденных концлагерях. Однажды за помощью к девушке обращается монахиня из близлежащего польского монастыря. Матильда едет в обитель и раскрывает его страшную тайну: местные монашки подверглись массовому изнасилованию, многие из них беременны, и их захлестывает чувство вины и стыда.
Прототипом Матильды стала Маделин Поляк, участница французского Сопротивления, после окончания Второй мировой служившая в Польше. Историю монахинь она описала в своих воспоминаниях. Режиссер Анн Фонтен сознательно противопоставляет раскрепощенную молодую француженку ее целомудренным польским ровесницам, однако никакого осуждения ни в ту, ни в другую сторону здесь нет. Монастырь показан и как учреждение, угнетающее свободу своих обитательниц, и как место женской солидарности и духовного единства. Кроме того, героини, несмотря на религиозность, совсем не похожи на фанатичек, какими часто изображают монахинь. Как мудро замечает одна из них: «Вера — это 24 часа сомнений и одна минута надежды».
Медитативная и почти лишенная диалогов драма о любви. Действие картины происходит в знаменитом монастырском комплексе Метеора, построенном на вершинах высоких скал. Главные герои — греческий монах и русская монахиня, между которыми вспыхивает вполне земная страсть. На протяжении полутора часов они решают, стоит ли противостоять этому искушению.
В пересказе сюжет выглядит крамольно, но на самом деле на экране нет ни следа пошлости или попытки затеять ссору с православной церковью. У фильма не было никаких проблем в прокате: после успешной премьеры в конкурсе Берлинского кинофестиваля права на его показ были проданы в большинство европейских стран, включая Россию. «Метеора» — настоящая визуальная поэма, ее герои словно «зависли» между небом и землей, любовью к Богу и влечением друг к другу, эросом и агапэ, и фильм посвящен их внутренней борьбе и душевным метаниям. Съемки впечатляющих горных пейзажей (оператором выступил сам режиссер Спирос Статулопулос) разбавлены чудесными анимационными вставками, выполненными в стилистике византийских икон. В роли русской монахини Урании — уроженка Баку Тамила Кулиева-Карантинаки, выпускница ВГИКа, давно живущая и работающая в Греции.
Прилежная экранизация блестящей театральной пьесы. Нью-Йорк, 1960-е годы. В католической школе св. Николая начинают невидимую войну два персонажа в черном: строгая директриса, сестра Элозиус (Мэрил Стрип), и жизнерадостный отец Флинн (Филип Сеймур Хоффман), мечтающий о прогрессивных реформах и переменах. Конфликт достигает своего пика, когда сестра обвиняет своего противника в «особых отношениях» с одним из учеников.
Режиссер картины — именитый американский драматург Джон Патрик Шэнли. Пьеса «Сомнение», по которой поставлен драматический фильм, принесла ему с десяток различный премий, включая Пулитцеровскую, а выпущенный на Бродвее спектакль в свое время был признан лучшей постановкой сезона и удостоен нескольких статуэток «Тони», высшей театральной награды Америки. С точки зрения кинорежиссуры тут мало интересного. Шэнли, которому ближе театр и большая литература, полностью отдает действие на откуп актерам. Но зато их работа выше всяких похвал. Получившие за свои роли номинации на «Оскар» Стрип и Хоффман дают настоящий профессиональный мастер-класс, а главное — оставляют во вроде бы понятном и на первый взгляд очевидном сюжете пространство для вынесенного в заглавие сомнения.
Румыния, 1952 год. После загадочного самоубийства монахини в отдаленном аббатстве Ватикан отправляет расследовать происшествие экзорциста Энтони Берка (Демиан Бичир) и молодую послушницу Айрин (Таисса Фармига). По прибытии они находят тело погибшей, которое с момента смерти таинственным образом изменило положение: теперь монашка сидит, как живая. Дальше героев ждет встреча с жутковатой настоятельницей, скрывающей свое лицо, с местными призраками и демоном, которого разбудили бомбы Второй мировой.
«Проклятие монахини» — спин-офф «Заклятия 2» и часть успешной франшизы, придуманной австралийским вундеркиндом Джеймсом Ваном, создателем «Пилы» и «Астрала». Правда, в этом случае Ван ограничился лишь ролью сопродюсера и соавтора сценария. Снял картину Корин Харди, режиссер куда более скромных талантов. Никаких жанровых открытий от его творения ждать не стоит, выразительны тут скорее не хоррор-сцены, а пейзажи (съемки проходили в Бухаресте и Трансильвании). Однако для фанатов вселенной «Заклятия» просмотр фильма обязателен: хронологически он идет первым в серии и связывает все остальные части воедино.
Послушница Виридиана (Сильвия Пиналь), перед тем как полностью посвятить себя Богу, отправляется в мирское путешествие к дяде, дону Хайме (Фернандо Рей), который много лет оплачивал ее содержание. Тот поражается сходству девушки с покойной женой, начинает к ней приставать, а потом неожиданно кончает с собой. Доставшееся от родственника наследство Виридиана решает использовать в благих целях. Она открывает в доме дяди приют для нищих, не подозревая о том, насколько неблагодарными окажутся ее новые подопечные.
Сейчас фильм классика Луиса Бунюэля признан безусловным шедевром, но в момент его выхода разразился грандиозный скандал. Картину запретили на родине режиссера, во франкистской Испании, и прокляли в Ватикане, окрестив богохульством. Это, кстати, не помешало «Виридиане» завоевать «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Мизантропия и цинизм в ленте и правда зашкаливают. Вопреки поговорке, бедность у Бунюэля — порок, в религии нет ничего святого, а доброта никогда не вознаграждается. Философ Жиль Делёз проницательно заметил, что в этой картине «каждый человек совмещает в себе хищного зверя и паразита». Третьего не дано.
Группа монахинь-миссионерок отправляется в Гималаи, чтобы открыть школу и больницу в старом дворце индийского раджи. Задача не из легких: дворец расположен высоко в горах, а местное население не горит желанием сотрудничать с чужаками. В результате у героинь начинаются психологические проблемы. Обостряет ситуацию одержимость одной из монашек симпатичным молодым англичанином, помощником группы. Тот сразу предсказывает женщинам, что долго они здесь не продержатся.
«Черный нарцисс» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера вышел на экраны в 1947 году, когда Великобритания еще не до конца оправилась от последствий Второй мировой. Серому послевоенному Лондону режиссеры противопоставили яркую Индию — страну живописных гор, зеленых лесов и цветочных полей (всё это изобилие, впрочем, было создано в павильонах, художник-постановщик заслуженно получил за свою работу «Оскар»). В момент выхода картина воспринималась как прощание с британской колонией, только что получившей независимость. Дворец, который некогда служил пространством для пиров и оргий, сопротивляется задуманной приезжими монахинями трансформации и испытывает на прочность их веру в Бога и империю.
Анна (Агата Тшебуховская), послушница католического монастыря, перед постригом по указанию настоятельницы едет навестить свою единственную живую родственницу — тетку Ванду (Агата Кулеша). Та при виде девушки не проявляет никаких теплых чувств, а потом еще и ошарашивает племянницу неожиданным признанием: настоящее имя Анны — Ида Лебенштейн, по происхождению она еврейка, а ее родители были убиты во время войны польскими крестьянами. Вместе с теткой Ида отправляется в родную деревню на поиски их могилы.
Черно-белый фильм Павла Павликовского, действие которого происходит в 1960-е годы, поднял одну из самых тяжелых для современной Польши тем — участие граждан страны в Холокосте. Однако успех картины, завоевавшей десятки наград по всему миру, объясняется не только злободневностью. Это потрясающе красивое и почти математически выверенное кино. Каждый его кадр совершенен, каждый диалог выписан и сыгран с мастерской точностью (за нее, впрочем, отвечает не дебютантка Тшебуховская, а опытная кинодива Кулеша). У российского зрителя есть и еще один важный повод посмотреть «Иду»: это та самая картина, которая в 2015 году отобрала «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» у общепризнанного фаворита — «Левиафана» Андрея Звягинцева.