Проблемы отцов и детей, апокалипсис и творческий кризис: Лучшие фильмы ММКФ за всю историю фестиваля
46-й по счету Московский международный кинофестиваль в разгаре. Это один из старейших фестивалей мира, впервые проведенный в 1935 году. И пока жюри, кинокритики и другие счастливчики смотрят новейшие картины и готовятся вынести свой вердикт, вспомним о фильмах, участвовавших в программе ММКФ в предыдущие годы.
Также предлагаем вам подборку лучших фильмов «Кинотавра» за 10 лет.
Однажды Хулио услышал писк, доносящийся со свалки, и привел туда свою маму, уверенный, что они найдут котенка или щенка. А нашли там маленького мальчика. Так у Хулио появился брат Даниэль. Проходят годы, братья играют в футбол в любительской команде, а мама увлеченно болеет за своих сыновей. Но всё не так гладко, как может показаться. Даниэль вырос идеалистом, он мечтает о временах, когда они с братом станут известными футболистами и заработают на безбедное будущее себе и любимой матери. А вот Хулио футбол, конечно, любит, но денег хочет прямо сейчас, поэтому связывается с местной бандой и занимается какими-то криминальными делами. Даниэль переживает за брата, но до поры до времени их жизнь идет размеренно и гладко, пока однажды друг Хулио случайным выстрелом не убивает их мать.
Лента Марселя Раскина рассказывает о смутных временах, когда законы существуют только на бумаге, никаких четких ориентиров нет, а кровное родство — единственное, за что держится человек в этом зыбком мире. Всё это, кстати, роднит фильм венесуэльского режиссера с его русским тезкой Алексея Балабанова. Однако в истории о двух братьях значимую роль играют еще и спортивный азарт и сила духа, которую сложно, если не невозможно сломить.
Известный кинорежиссер Гвидо Ансельми застрял в творческом кризисе. Продюсер торопит его с запуском нового фильма и ждет очередных побед, сценарист готов придумывать диалоги и повороты сюжета, а сам Гвидо никак не может взяться за работу. Ему постоянно что-то мешает, сдерживает, он не может сосредоточиться и собрать воедино все идеи и образы, которые роятся в его голове. Отчаявшись, Гвидо решает погрузиться в мир воспоминаний и фантазий, чтобы найти там вдохновение и силы для новой работы. Там, в подсознании, живут все те, с кем он когда-либо сталкивался в жизни, кого любил, из-за кого страдал. Воссоединившись с ними, Гвидо начинает видеть очертания новой идеи, будущий фильм всё ярче проступает перед его глазами.
Картина Федерико Феллини «8 с половиной» стала настоящим переворотом в мире кинематографа. Это касалось и сюжета, и визуальной составляющей, и драматургии. Феллини расширил границы самого кино и показал, что оно может быть олицетворением эксперимента и ничем не ограниченной свободы художника. По словам режиссера, он хотел «показать человека во всей его совокупности, показать всю вселенную, которую представляет собой человек». При этом, если верить довольно известной байке, во время съемок фильма Феллини везде носил с собой лист бумаги с напоминанием «Опомнись, это комедия!», а на главную роль даже рассматривал Чарли Чаплина. Сразу после выхода на экраны лента получила огромное признание зрителей, завоевала две премии «Оскар» и главную награду Московского международного кинофестиваля в 1963 году.
СССР, 1957 год. Время, когда советские люди жили за «железным занавесом» и мечтали о полетах в космос и всемирном единении. Простой, наивный парень Конёк живет в закрытом портовом городке, работает поваром. У него есть девушка, официантка Лара. Однажды они знакомятся с Германом, бывшим политзаключенным. Герман мечтает сбежать из страны, а для своих новых приятелей — точнее, в первую очередь для Лары — придумывает историю о том, что он секретный агент и готовится к полету в космос.
В картине Алексея Учителя мастерски показан Советский Союз эпохи оттепели. Надежды и тревоги простых людей, их мечты, романтические порывы, взаимоотношения. После непростых и драматичных событий Конёк всё же встретит человека, который через несколько лет и вправду станет первым человеком в космосе. Когда это случится, парень будет счастлив вместе со всей страной, потому что этот полет станет для него символом прорыва той колючей проволоки, которой обнесена его жизнь. Фильм завоевал самые значимые российские премии, включая «Нику» (лучшему оператору — Юрию Клименко и лучшему актеру — Евгению Миронову) и специальный приз Московского кинофестиваля.
1940-е. Флёра, подросток лет пятнадцати, живет в белорусской деревне. Когда начинается война, он хочет стать партизаном, однако бойцы считают, что парень для этого слишком мал. Флёра решает вернуться домой, но знакомится с Глашей, и они уходят вместе. Между юношей и девушкой зарождаются романтические чувства. Вернувшись в деревню Флёры, герои обнаруживают, что там не осталось ни одного человека. Глаша случайно видит тела расстрелянных людей и ничего не говорит об этом Флёре. Но, когда подростки добираются до острова, где живут уцелевшие люди, юноша узнает, что его мать и сестры убиты фашистами. Как ни ужасны эти новости, это только начало страшных испытаний, которые ждут героев.
«Иди и смотри» Элема Климова — один из самых страшных фильмов о Великой Отечественной войне, и во многом это заслуга смелых экспериментов режиссера и невероятной игры Алексея Кравченко, для которого, кстати, это была первая роль в кино. Премьера фильма состоялась на ММКФ в 1985 году. Он участвовал в конкурсе и был удостоен «Золотого приза», а также получил Приз международной ассоциации кинокритиков. По словам Климова, когда фильм показывали в зарубежных кинотеатрах, перед ними дежурили кареты скорой помощи, готовые увезти слишком впечатлительных зрителей. А во время съемок Климов предлагал загипнотизировать Кравченко, чтобы сцены ужасных событий, в которых он снимался, не повредили еще юный разум. В итоге актер прошел специальный тренинг, но от гипноза отказался.
Тридцатилетняя Саша мчится в Петербург из Москвы, потому что ее младшая сестра Соня сбежала из дома и их маме требуется помощь с поисками. Беглянку находят быстро — недалеко от семейной дачи, куда уже давно никто не приезжал. Однако Соня ни в какую не хочет возвращаться домой. Дело в том, что девочка расстроена смертью своего отца-американца, который давно вернулся на родину. Вот только она еще не знает, что отец на самом деле жив и здоров, а его безвременную кончину выдумала ее мама, потому что решила, что нет отца — нет проблем. Ложь в итоге приводит не к благу, а к серьезному семейному конфликту. Тем более что Саше тоже есть за что обижаться на мать. Так три женщины оказываются в загородном доме, и им ничего не остается, как проговорить накопленные годами злость и обиду.
«Край надломленной луны» предлагает посмотреть на проблемы женщин, относящихся к разным поколениям. Объективности этому взгляду добавляет тот факт, что картину об отношениях матери и дочерей написали и сняли именно женщины: постановщица Светлана Самошина, сценаристка Наталия Мещанинова и операторка Яна Риц. Тяжелая тема не делает фильм трудным для просмотра. Впечатление от наполненного драматическими событиями сценария сглаживает медленная, медитативная съемка. Получилось легкое, но вдумчивое кино. На Московском международном кинофестивале 2023 года фильм получил главный приз в секции «Русские премьеры».
Никита и Максим только что окончили первый курс мореходного училища и отправляются на летнюю практику в мурманский порт. Там они попадают на рыбацкий траулер «Снегирь». Стажерам на судне никто не рад: рыбакам нужно наловить как можно больше рыбы и совершенно некогда следить за двумя юнцами, которые пока еще ничего не понимают и не умеют. Наставниками ребят становятся Гена и Юрец. Первый — ответственный и понимающий отец двух дочерей, второй — весельчак и балагур, снимающий ролики, благодаря которым надеется прославиться. Постепенно напряжение между опытными моряками и новичками нарастает, и это приводит к трагедии. А после корабль еще и попадает в шторм…
Зрелищную драму снял Борис Хлебников. Сценарий написала Наталия Мещанинова — на основе романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». До этого режиссер и сценаристка уже работали вместе — и результатом их совместного творчества стали картины «Аритмия» и «Сердце мира». Создавали «Снегиря» три года. Снимали в Петербурге, Мурманске и Териберке. Получилось впечатляющее сочетание экшена и драматической истории. Лента открывала ММКФ 2023 года.
Подросток Алтан ведет видеоблог и без конца снимает смешные ролики. Занятие не самое плохое, но, увы, кроме социальных сетей Алтана ничего не интересует. Родителям это не нравится, и они пытаются найти способ вернуть парня в реальный мир. Решение находится: Алтана отправляют на необитаемый остров, на песцовую ферму. Место это удивительной красоты, электричества на острове толком нет, но есть какой-никакой спутниковый интернет. Скоро Алтан знакомится с соседом, стариком Байбалом. Тот приехал на остров, чтобы в спокойствии встретить свою смерть. Когда выясняется, что у старика была дочь, потерявшаяся много лет назад, Алтан решает помочь новому другу найти ее.
Дебютная лента Любови Борисовой снята по повести «Каменный мыс» Николая Лугинова. Это жизнерадостная история, рассказывающая о разных поколениях, доброте и надежде. В ней соединились все яркие черты якутского кинематографа: лаконичный сценарий, умелое использование в кадре северной природы, искренние и талантливые актерские работы и, конечно, поразительное соединение комического и трагического. Картина была высоко оценена критиками, а на Московском международном кинофестивале 2019 года завоевала приз зрительских симпатий.
Апокалиптический мир, по которому путешествуют двое: отец и дочь. Непроглядную тьму освещают лишь несколько метеоритов. Однажды герои оказываются в новом городе, абсолютно кошмарном и абсурдном, появившемся в результате катастрофы. Гнетущая атмосфера усугубляется еще и тем, что жители города боятся увидеть бога ночи, — тот, с кем это произойдет, непременно погибнет. Чтобы остаться в этом странном месте, отец подписывает документ. Вскоре ему и его дочери нужно будет предстать перед судом. Но, кажется, здесь никто не подчиняется закону, а жители ведут себя всё более странно, пессимистично и агрессивно.
Драму «Ночной бог» снял казахстанский режиссер Адильхан Ержанов. Мир этого фильма погружен во тьму, иногда подсвеченную зловещим красным и синим цветом. Это место как будто существует сразу и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Неудивительно, что на идею картины автора вдохновило стихотворение Байрона «Тьма», в котором поэт описывает постапокалипсис. «Ночной бог» повествует о блуждании души — из тьмы к свету — и созидании. Человек создает новые миры, тем самым бросая вызов Богу, который, по сути, занимается тем же самым.
Елена Михайловна всю жизнь работала учителем литературы в маленьком провинциальном городке. Однажды во время обследования она узнает о заболевании сердца, из-за которого может умереть в любой момент. Возвращаясь домой с этой новостью, женщина встречает Валеру, своего ученика, и тот дарит ей только что пойманного, еще живого карпа. Елена Михайловна не находит в себе силы убить рыбу и кладет ее в морозилку. Когда сердечный приступ всё же случается и героиня попадает в больницу, к ней приезжает сын Олег, но у него нет времени на мать, и он быстро уезжает. А на кухне остается карп, которого Елена Михайловна достала из морозилки, чтобы приготовить для любимого сына. Ночью карп отмораживается и оживает. И женщина начинает заботиться о нем, как о домашнем питомце.
Трагикомедию «Карп отмороженный» снял Владимир Котт. В основе сценария — повесть Андрея Таратухина. Продюсер Никита Владимиров так проникся идеей, что, когда картина не получила финансовую поддержку, решил заложить собственную квартиру. Снимали фильм в Ленинградской области. За время съемок карп так привык к актрисе Марине Неёловой, что в последний съемочный день даже выпрыгнул из воды к ней на колени. На Московском международном кинофестивале в 2017 году «Карп отмороженный» получил приз зрительских симпатий.
1941 год, весна. Германия еще не воюет с СССР, поэтому на советском заводе по производству оптических линз работают немецкие инженеры — пытаются достичь высокого уровня чистоты стекла. Все попытки пока остаются безрезультатными. Однажды немец Ханс нарушает правила безопасности и на заводе происходит взрыв. Рабочий Петр оказывается единственным человеком, кто видел нарушение Ханса. Этот случай тесно связывает мужчин друг с другом, хотя из-за языкового барьера у них даже нет возможности общаться. Авария приводит к росту напряжения среди сотрудников, но это не сравнимо с ситуацией на границе двух стран — вот где атмосфера по-настоящему наэлектризована.
В 2015 году на экраны вышло много фильмов, рассказывающих о Великой Отечественной войне. К ним можно отнести и картину Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр». Однако вопросы, которые задает фильм, гораздо глубже, чем конфликт между двумя странами. Насколько каждый человек лично виноват в глобальной катастрофе цивилизации? Можно ли пойти на единичные жертвы ради могущества государства? Как относиться к изобретению или продукту, который создан благодаря гибели людей? А если создан для убийства людей? Лента поднимает множество глубоких философских вопросов. Она как та самая линза, которую пытались довести до совершенства русские и немецкие разработчики. И автор предлагает нам посмотреть через эту линзу на наше прошлое — давнее, но еще не пережитое, не отрефлексированное до конца.