Опубликовано 18 мая 2023, 07:33

Последний император: 11 фильмов о Николае II

Поделиться:
Последний император: 11 фильмов о Николае II

Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения Николая II. Он стал последним царем в российской истории, с его отречением в марте 1917 года закончилось трехсотлетнее правление династии Романовых. Чуть позже перестала существовать и сама Российская империя. Собрали картины, создатели которых попытались восстановить судьбу и трагедию государя и его семьи. Также предлагаем познакомиться с подборками фильмов про королевские семьи разных эпох и с подборкой российских исторических сериалов.

Николай II: Круг жизни

Жанры: Документальное, Историческое, Биографии
1998, 130
Россия, 16+
Режиссер: Сергей МирошниченкоГлавные роли: Георгий Жжёнов

«В такой же солнечный день 6 мая 1868 года, в день Иова Многострадального, родился будущий император Николай II», — документальный сериал «Николай II: Круг жизни» открывается сценой в Царском Селе. Зрителю рассказывают, как в колыбельку маленького Ники (так будет называть его позже жена) при крещении положили золотую цепь Ордена Андрея Первозванного, высшую награду Российской империи — знак государственного служения. Цикл из пяти документальных фильмов про императора Николая II «Круг жизни» снят в 1998 году к 130-летию со дня рождения монарха и к 80-летию расстрела царской семьи. 

Этот биографический цикл не только стал одним из первых проектов, посвященных судьбе последнего монарха, но и вывел на экраны ряд уникальных кинохроник, редких фотографий и документов. Сериал режиссера Сергея Мирошниченко транслировался на телеканале НТВ. В роли рассказчика выступал Георгий Жжёнов. Первая серия («Утро императора») рассказывает о промежутке между рождением Николая Александровича и закладкой им Транссибирской магистрали. Вторая серия («Любовь») посвящена взаимоотношениям с Александрой Фёдоровной. Третья серия («Царева дорога») отдельно сфокусирована на «главном деле Николая II» — Великом Сибирском пути, связавшем разрозненные земли в единую державу. Четвертый эпизод («Измена»), как подсказывает название, переходит к Первой мировой войне, революции и отречению. Финальная серия («Прощение») показывает, как жили Романовы после — в Александровском дворце, в Тобольске и в Екатеринбурге. Заканчивается она предсказуемо драматически: «6 мая 1918 года в Ипатьевском доме в день Иова Многострадального Николай записал в дневнике: „…дожил до 50 лет, даже самому странно!“ Через несколько дней царь перестал писать дневник».

Коронация Николая II

IMDb: 5.7
Жанр: Документальное
1896
Франция, 6+

Однако первым настоящим фильмом, снятым о Николае II, была его собственная коронация. В мае 1896 года в Москву, где венчали на царство российских царей, прибыли французские кинооператоры фирмы «Братья Люмьер». Московская газета «Новости дня» писала о них: «…в числе прибывших на коронацию Николая II корреспондентов г. Камилл Серф, направленный в Москву г. Луи Люмьером, вооружен очень интересным прибором — синематографом… Он будет снимать всё торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет увидеть. Но, во всяком случае, этим способом с документальной точностью будут воспроизведены все части кортежа и все его моменты».

Съемка коронации стала и первой киносъемкой в России, и одной из первых в мире политических хроник. Семья Николая II, по-видимому, полюбила камеру, потому что с 1896 по 1917 год специальные придворные кинооператоры то и дело снимали быт венценосных особ для специальной «царской хроники». Некоторые отобранные кадры потом транслировали в кинотеатрах — например, пребывание на яхте «Штандарт», открытие памятников, встречи глав государств, парады в высочайшем присутствии, смотры войск, Пасху, молебны.

Матильда

Рейтинг: 5.58IMDb: 5.3
Жанры: Драмы, Историческое
2017, 108 мин
Россия, 18+
Режиссер: Алексей УчительГлавные роли: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш

Художественный фильм «Матильда» Алексея Учителя привлек внимание широкой публики еще до непосредственного выхода на экраны. В основу ленты легла история балерины Матильды Кшесинской, примы Мариинского театра, известной в том числе своим предполагаемым романом с наследником престола Николаем Александровичем. Трейлер картины спровоцировал в обществе идеологический раскол. В ноябре 2016 года депутат Госдумы Наталья Поклонская направила в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить «Матильду» на предмет оскорбления чувств верующих. Свое негодование она прокомментировала так: «Государь Николай Александрович является святым, мучеником, причислен церковью к лику святых». Режиссер Алексей Учитель в ответ признал наличие в фильме некоторой доли вымысла — допустимой, впрочем, для любого художественного произведения.

В прокат, несмотря на протесты, фильм все-таки вышел, но финансово провалился: убыток ленты составил 1,28 млрд рублей. «Матильда» показывает зрителю Николая II таким, каким он в кино бывает редко, — юным, беспечным, терзающимся чувствами к женщине, с которой не может быть. По сути, «Матильда» вышла обычной костюмной мелодрамой: влюбленные большую часть экранного времени носятся друг за другом по барочным золотым дворцам. В съемках задействовали большое количество живых декораций — Мариинский и Большой театры, Елагин дворец, Юсуповский дворец, Большой Екатерининский дворец, Александровский дворец. Для фильма специально изготовили 5000 костюмов.

Роль наследника престола, будущего Николая II, исполнил немецкий актер Ларс Айдингер. Переозвучил его Максим Матвеев. Соперника цесаревича, влюбленного в Матильду офицера Воронцова, сыграл Данила Козловский (в чем совершенно не было необходимости). Главная роль досталась молодой польской актрисе Михалине Ольшанской. В октябре 2019 года фильм расширили до 4-серийного мини-сериала «Коронация». Если зрителя смущают намеки на неверность причисленного к лику святых Николая, можно включить кино как бы фоном — для погружения в атмосферу предреволюционного Петербурга с его шкатулочными театрами, золотыми аксельбантами и немецкими принцессами.

Последние цари

Рейтинг: 5.9IMDb: 7.3
Жанры: Историческое, Биографии
2019, 1 сезон
США, 18+
Режиссер: Гарет ТанлиГлавные роли: Роберт Джек, Сюзанна Херберт, Бен Картрайт, Оливер Димсдейл, Бернис Стиджерс, Стеффан Бойе

Сериал «Последние цари» стал для Netflix попыткой конкурировать в российском поле с HBO, выпустившим успешный «Чернобыль». Естественно, эти сериалы постоянно сравнивали, и не в пользу «Царей». Шестисерийный проект изобилует неточностями, ляпами и откровенно комическими пародиями. Главный исторический промах — мавзолей Ленина на Красной площади в 1905 году — зрители увидели уже во второй серии. 

Сериал не только искажает историю, но и значительно омрачает ее, выставляя, например, Николая II и его супругу Александру Фёдоровну наркоманами, готовыми ползать перед Распутиным на коленях ради новой дозы. Основная проблема венценосной семьи в «Последних царях» — трудности с зачатием наследника мужского пола, которую создатели сериала решают с помощью бесконечных эротических сцен. На их избыточность жаловались многие зрители. Кроме того, серии зачем-то разбавили параллельной линией: в ней девушка из клиники для душевнобольных выдает себя за великую княжну Анастасию.

По уровню исторического несоответствия сериал может конкурировать только с сериалом «Великая» (Hulu). Но там, где последняя себя позиционирует псевдоисторической лентой (а оттого смотреть ее хоть и кринжово, но всё же иногда захватывающе и забавно), «Цари» настаивают на своей верности фактам. Они сняты в жанре докудрамы, то есть игровое кино там соседствует с документальными атрибутами. Последние в сериале реализованы через «говорящие головы» экспертов, которые в случайных местах разрывают повествование, чтобы поделиться своим мнением касательно того или иного исторического события.

Романовы: венценосная семья

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
2000, 135
Россия, 6+
Режиссер: Глеб ПанфиловГлавные роли: Александр Галибин, Линда Беллингэм, Владимир Грачев, Юлия Новикова, Ксения Качалина, Ольга Васильева

Художественный фильм «Романовы: венценосная семья» — амбициозная попытка художественного, а не документального воплощения последних дней жизни царской семьи. Режиссер Глеб Панфилов описывал задумку так: «Фильм о любви с конкретным историческим фоном и точной материальной средой. Время действия: февраль 1917 года — июль 1918 года. Мы занимались исследованием характеров императора, его жены, его детей. Зритель, как правило, хорошо знает, что случилось с Российской императорской семьей, но что они были за люди, он знает слабо или не знает вообще. Мы надеемся, что, посмотрев нашу картину, люди скажут: «„Теперь мы знаем, как это было на самом деле…“»

Трогательная, почти целомудренная картина показывает императора в ключе часто приписываемого ему образа — человека, желавшего быть только отцом и мужем, но не государем. Благочестивый и искренний Николай II в ленте кажется не подходящим той ноше, что ему выпала. Конечно, «Романовы: венценосная семья» тоже не абсолютно достоверны, но с имеющимся у них историческим материалом они работают качественно и осторожно. Лента ориентируется прежде всего на человеческие взаимоотношения и почти не учитывает политический контекст.

Распутин

Рейтинг: 7.1IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Биографии
1996, 135
США, Венгрия, 12+
Режиссер: Ули ЭдельГлавные роли: Алан Рикман, Грета Скакки, Иэн Маккеллен, Дэвид Уорнер, Джон Вуд, Джеймс Фрейн

Старец Григорий Распутин, который, по преданиям, единственный мог лечить гемофилию цесаревича Алексея, — персонаж, пожалуй, еще более популярный, чем Николай II и его семья. Распутина выставляют то добрым лекарем, пытавшимся спасти Россию и последних Романовых, то злым мистиком, направившим их на неверный путь. Так или иначе, образ Распутина до сих пор завораживает и захватывает: «Анастасия», «Заговор», «King’s Man: Начало», «Григорий Р.» — и это лишь малая часть посвященных ему картин. В американской ленте «Распутин» образ старца воплотил Алан Рикман. Николая II сыграл Иэн МакКеллен.

Историческую драму хорошо встретили критики. Она получила три премии «Золотой глобус» в 1997 году и «Эмми» в 1996 году. Повествование в ленте ведется от лица цесаревича Алексея, а в титрах также дается перспектива: зрителю сообщают, что останки Алексея так и не были найдены. Больше чем через 10 лет после выхода фильма, в 2007 году, захоронение с останками наследника обнаружили. В 2020 году Следственный комитет РФ, проведя молекулярно-генетические экспертизы, подтвердил их принадлежность убитому наследнику.

Агония

Рейтинг: 7.4IMDb: 7
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
1981, 152
СССР, 18+
Режиссер: Элем КлимовГлавные роли: Алексей Петренко, Анатолий Ромашин, Велта Лине, Алиса Фрейндлих, Александр Романцов, Юрий Катин-Ярцев

Советский двухсерийный фильм режиссера Элема Климова тоже рассказывает историю Григория Распутина и его гибели. Климов рассказывал об изначальном замысле: «Фильм задумывался в фарсовом ключе. Причем у нас были сразу как бы два Распутина. Один — подлинный, поданный как бы в реалистическом ключе. Другой — Распутин фольклорный, Распутин легендарный. Образ этого фольклорного Распутина складывался из самых невероятных слухов и легенд, анекдотов, которые в свое время ходили про Распутина в народе. Тут всё было преувеличено, шаржировано, гротескно». Однако эту идею не утвердили. После многочисленных переработок ленту всё же сняли и выпустили на экраны весной 1985 года (через четыре года после международной премьеры за рубежом).

 «Агония», естественно, политически ангажирована: правление Николая II показано в ней исключительно плохим, деспотичным, глупым и недальновидным. Самого царя называют Николаем Кровавым, а Александра Фёдоровна в сердцах бросает: «Ненавижу эту страну». Роль Николая Александровича исполняет Анатолий Ромашин. Кинокритик Александр Фёдоров писал о его работе: «Здесь было очень легко сбиться на плакатный тон или гротеск. Но А. Ромашин сыграл человека, проигравшего страну, своим бездействием обрекшего ее на страдания и разрушения. Вокруг этих фигур — царя и Распутина — выстраивается сложная, многоплановая композиция фильма со множеством персонажей». Агония в сериале охватила не только «вымирающую» династию Романовых, но и саму Россию.

Российская империя. Николай II

Жанры: Документальное, Историческое
2000
Россия, 16+
Режиссер: Джаник ФайзиевГлавные роли: Леонид Парфенов, Алла Демидова

Документальный проект Леонида Парфёнова «Российская империя» шел на НТВ с ноября 2000 по май 2003 года и показывал историю российского государства с 1697 по 1917 год. Серия о Николае II вполне может рассматриваться как самостоятельный мини-фильм о нем. Автор начинает свой рассказ как раз с подробностей съемок коронации. Трагедия на Ходынском поле, женитьба на немецкой принцессе Алисе, реформы, Русско-японская война, Кровавое воскресенье — Парфёнов хронологически раскладывает жизнь и деятельность Николая Александровича.

Серия о Романове выпущена к 300-летию основания Российской империи и к 300-летию основания Санкт-Петербурга. Фильм отличается съемками с ведущим в совершенно неожиданных и редких локациях — во дворце, где росла Аликс, жена Николая II, у источников в Нижегородской области, где она купалась, надеясь излечиться от «бесплодия», на сопках Маньчжурии, в Цусимском проливе.

Дом Романовых

Жанр: Документальное
1992, 160
Россия, 12+
Режиссер: Виктор Семенюк

«Дом Романовых» режиссера Виктора Семенюка — это хроникально-историческое эссе, созданное на основе исторических киноматериалов. Фильм, по сути, «слеплен» из той самой царской хроники, которую еще при Николае II формировали операторы, среди которых были братья Патэ, А. Ягельский, А. Ханжонков. «Дом Романовых» предлагает зрителю без посредников познакомиться с повседневной жизнью последнего русского царя.

Многие раритетные документы и уникальная кинохроника для этого фильма были открыты заново. Кинохроники озвучены — диктор поясняет, что происходит или кто появляется на видео. «Дом Романовых» для настоящего поклонника Николая II должен стать, пожалуй, настольным фильмом. Самое трагичное в нем — смысл хроник. Их снимали, чтобы показывать народу, для семейного просмотра, на память. Конечно, заказывая эти съемки, Николай Александрович и его семья, иногда счастливо улыбающиеся в кадре, еще не знали, что их империи приходит конец.

Романовы

Рейтинг: 8.9IMDb: 8.3
Жанры: Документальное, Историческое
2013, 1 сезон
Россия, 12+
Режиссер: Максим БеспалыйГлавные роли: Андрей Шибаршин, Александр Горелов, Елена Александрова, Владимир Фролов, Владимир Егоров, Александра Титова

Масштабная докудрама «Романовы» в восьми сериях сжато рассказывает историю династии от Михаила Фёдоровича до Николая II. Поклонники последнего русского императора могут смело пропускать все серии и переходить к финальной восьмой, которую Николай II делит со своим отцом Александром III. Проект, для которого потом отсняли еще и приквел «Рюриковичи», тоже миксует игровое кино с закадровым голосом и анимацией. «Романовы» часто еще и поясняют термины, расписывают маневры при сражениях или выводят на экран важные карты. Так, например, сериал отдельно рассказывает, что входило в состав царского гостинца, раздаваемого на Ходынском поле: колбаса полукопченая (200 г), сайка «от Филиппова» (400 г), вяземский пряник (130 г), конфеты и орехи (300 г), эмалированная кружка с монограммой царя и двуглавым орлом.

Посмотрев весь цикл целиком, легко будет понять контекст и хронологию российской истории (создателям «Последних царей» хорошо было бы ознакомиться). Для образовательных программ этот проект режиссера Максима Беспалого, хоть он и содержит драматические условности, отлично подойдет. Недаром Первый канал стабильно транслирует его до сих пор.

Фандорин. Азазель

Рейтинг: 7.2IMDb: 5
Жанры: Приключения, Детективы
2023, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Нурбек ЭгенГлавные роли: Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко

В современной адаптации романа Бориса Акунина*(*признан Министерством юстиции России иноагентом) «Азазель» Николая II нет, но так кажется только на первый взгляд. Фантастический мини-сериал показывает нам Россию 2023 года, в которой монархия не только не пала, но и продолжила существовать и развиваться. Император с семьей всё еще живут в Зимнем дворце, по каналам Санкт-Петербурга туристов возят прогулочные кораблики, но теперь столица, кроме дворцов, сверкает небоскребами, у подданных империи есть своя социальная сеть, а пишут все по правилам дореволюционной орфографии.

Максим Матвеев играет в сериале Николая III, который, по сути, представляет собой копию Николая II. Тонкости мировосприятия монарха легко выдают, с кого именно его «рисовали». Матвеев похож на исторический прототип даже внешне — большим романовским лбом. Но, кроме того, его герой женат на говорящей с акцентом и преданной супруге, а любит певицу с сомнительной репутацией и от этого страдает. Царь в сериале никак не может принять верного решения, постоянно сомневается и увяз в собственных проблемах. Если решите устроить николаевские выходные, «Фандорин. Азазель» станет отличным финалом: какому монархисту не захочется увидеть, как расцвела бы Россия при сохранении династии. Ну, и на императора в домашних трениках в залах Зимнего, кажется, интересно посмотреть.

Новое в подписке

Лучшее в подписке