Голубая кровь: 10 фильмов про королевскую семью
Истории о представителях монархии на протяжении многих лет продолжают привлекать внимание кинематографистов. Пышные наряды, придворные интриги, роскошный уклад жизни — на первый взгляд всё это похоже на ожившую на экране сказку. Однако режиссеры не всегда стремятся романтизировать абсолютизм, а скорее предлагают взглянуть на закулисную жизнь исторических личностей. Собрали картины о жизни во дворце, которые познакомят вас с членами королевских семей в самую разную эпоху.
Занимая престол целых 70 лет, королева Елизавета II не могла остаться без внимания режиссеров. Немало талантливых актрис воплотили ее образ на экране: от романтической комедии с Сарой Гадон до успешного сериала Netflix с Клэр Фой. «Королева», в свою очередь, принесла Хелен Миррен премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль, а также приглашение на ужин в Букингемский дворец.
Фильм Стивена Фрирза вырисовывает очередной портрет правительницы в особенно темной главе британской монархии. Сюжет вращается вокруг трагедии, которая потрясла мир, — гибели принцессы Дианы в автокатастрофе. Постановщик заглядывает в покои Елизаветы, когда та скрывается от людских глаз в замке Балморал. Многочисленная толпа оплакивает всеобщую любимицу и выливает злость то на репортеров, то на Виндзоров. В это время королева не без помощи премьер-министра Тони Блэра пытается отыскать верное решение и выйти на публику ради сохранения репутации.
Отправимся в XVI век и взглянем на восхождение еще одной Елизаветы. Рыжеволосая наследница престола была дочерью Генриха VIII и Анны Болейн, а период ее правления называют золотым веком Англии. Династия Тюдоров, известная своими многочисленными интригами и конфликтами на религиозной почве, не раз была источником вдохновения для фильмов и телесериалов. Елизавета I, последняя из этой династии, у большинства зрителей ассоциируется именно с Кейт Бланшетт, которая открыла себе этой ролью дверь в Голливуд.
На дворе 1554 год. Ревностная католичка Мария переживает за будущее короны. Ее здоровье слабеет, а значит, следующей королевой по праву должна стать младшая дочь Генриха VIII Елизавета, которая исповедует протестантизм. В это время юная особа наслаждается счастливыми днями в компании друзей и любимого человека. Весть о смерти старшей сестры знаменует конец беззаботной молодости и начало правления целой страной. Давление советников, предательство близких, попытка сохранить независимость Англии и судьбоносный личный выбор — биографическая лента запечатлевает первые шаги королевы, которая по справедливости считается одной из самых влиятельных женщин в истории.
Историческая драма Жан-Марка Валле фиксирует ранние годы еще одной британки, чье имя определило целую эпоху, — королевы Виктории. Дочь Эдуарда, герцога Кентского, находилась на престоле целых 63 года. Ее рекорд смогла побить только Елизавета II. Канадский кинематографист с особой нежностью реконструирует викторианство и начальный этап властвования королевы. Старания были оправданы: фильм получил «Оскар» в категории «Лучшие костюмы». Над сценарием работал Джулиан Феллоуз («Аббатство Даунтон»), а главная роль досталась Эмили Блант, которая как нельзя лучше демонстрирует страхи и стойкость легендарной фигуры.
С раннего возраста Виктория осознавала свое предназначение и готовилась занять трон. Период ее правления характеризуется строгими моральными ценностями, расцветом империи и развитием страны в самых разных областях. Впрочем, Валле не собирается утомлять зрителя исторической хроникой. Куда важнее для него перенести на экран счастливое время молодой девушки — первые дни на престоле, когда та пыталась отыскать нужный баланс между личной жизнью и долгом перед страной. Именно тогда монархиня заключает брак с любимым человеком — принцем Альбертом. Супруг королевы поддерживает каждый ее шаг, пока многочисленное окружение и советники действуют в собственных интересах.
Оскароносная картина Тома Хупера рассказывает историю дружбы британского короля Георга VI и логопеда Лайонела Лога. Будучи младшим сыном и вторым претендентом на престол, герцог не был подготовлен к трону. Однако его старший брат стал причиной конституционного кризиса: король Эдуард VIII принял решение взять в жены американку Уоллис Симпсон, дважды разведенную женщину. Законы англиканской церкви не могли одобрить подобную связь, из-за чего монарх отрекся от престола.
Герою Колина Фёрта пришлось полностью изменить жизнь своей семьи — отныне судьба Елизаветы, нынешней королевы, была предрешена. Ко всему прочему, Георга мучили неуверенность в себе и нервное заикание. Эта проблема и привела его к неортодоксальному специалисту — мистеру Логу (Джеффри Раш). Накануне войны с Германией мужчина без особого энтузиазма ходит на занятия к логопеду, надеясь стать для своего народа примером стойкости. Уроки с Лайонелом не только помогли монарху избавиться от дефекта речи и превратиться в символ борьбы, но также стали для обоих джентльменов началом прекрасной дружбы.
Еще одна яркая точка в истории Британии — противостояние католички Марии Стюарт (Марго Робби), королевы Шотландии, и протестантки Елизаветы I (Сирша Ронан). Трон второй оказывается под угрозой, когда кузина возвращается в родные края из Франции после смерти мужа. 18-летняя Стюарт имеет право претендовать на английский престол, что не дает покоя нынешней правительнице. Елизавета решает не сидеть сложа руки и посылает к сестренке делегацию во главе с графом Дадли. Молодая Мария попадает в ловушку опасных козней, бросает вызов врагам и пытается остаться в живых.
Борьба не на жизнь, а на смерть двух влиятельных женщин выглядит чем-то невероятным во времена доминирования мужчин во всех сферах. Несмотря на ряд исторических недочетов, которые могут смутить аудиторию, у «Двух королев» как минимум два туза в кармане: безупречные костюмы и актерский дуэт мечты.
О принцессе Уэльской снято множество художественных и документальных фильмов, каждый из которых по-своему раскрывает ее фигуру и затрагивает определенный период жизни. Биографическая лента Оливера Хиршбигеля берет за основу книгу Кейт Снелл «Диана: ее последняя любовь» и изображает Диану за два года до трагической гибели, когда молодая женщина переживала разрыв с принцем Чарльзом и последствия скандального развода.
Создатели предприняли попытку воссоздать культовые образы леди Ди и сделать акцент на благотворительной деятельности монаршей особы. Однако куда важнее для Хиршбигеля было показать две истории любви Дианы: отношения с кардиохирургом Хаснатом Ханом и сыном египетского миллиардера Доди аль-Файедом. Голливудский байопик не особенно полюбился критикам и зрителям, но поклонники Дианы Спенсер едва ли могут пройти мимо этой картины: как-никак фильм запечатлевает последние мгновения всеобщей любимицы, а главную роль сыграла непревзойденная Наоми Уоттс.
«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса — самый необычный фильм в нашем списке. Вместо привычного исторического сюжета — трагикомедия в лучшем виде, вместо высокопарных слов во дворце — россыпь остроумных диалогов. Не нужно быть страстным поклонником греческого режиссера, чтобы оценить историю трех необычных женщин. Картина с первых минут помещает зрителя в котел страсти, демонстрируя одно из главных экранных трио за последние годы: Оливию Колман, Рэйчел Вайс и Эмму Стоун.
Сюжет перемещает нас в Англию XVIII века. Пока где-то идут сражения с французами, во дворце разворачивается война другого рода. Во главе страны — нестабильная королева Анна (Колман), которая не принимает ни одно решение без совета подруги леди Сары Мальборо (Вайс). Правая рука болезненной монархини практически управляет всем государством. Всё меняется, когда ко двору приезжает юная девушка Эбигейл (Стоун) — родственница Мальборо, любительница интриг и главная претендентка на звание новой фаворитки.
Генрих VIII известен своей любвеобильностью — у короля было шесть жен и несколько любовниц. Историческая мелодрама Джастина Чадвика — это иллюстрация соперничества двух сестер, которые боролись за внимание главного мужчины страны. Вопреки шаблонности, «Еще одна из рода Болейн» вобрала в себя всё, за что мы так любим костюмное кино: накал страстей и непростительно красивые одеяния.
Глава семейства Болейн вознамерился повысить свой социальный статус и решает для этого пристроить дочь Анну (Натали Портман) во дворец в качестве любовницы. Всё идет не по плану, когда Генрих VIII (Эрик Бана) обращает внимание на сестру претендентки — Марию (Скарлетт Йоханссон), замужнюю и лишенную амбиций девушку. Желание правителя — закон, а значит, скромной особе приходится стать фрейлиной. Анна же, будучи упрямой и расчетливой, готова пойти на всё, чтобы завоевать сердце короля. Так начинается череда романтических передряг, которая в конечном итоге приведет к началу Реформации в Англии и изменит ход истории.
Почти за 100 лет до эпохи интриг Генриха VIII трон занимал Генрих V — талантливейший полководец своего времени. Режиссер Дэвид Мишо построил фильм вокруг Столетней войны и битвы при Азенкуре. В начале XV века сражения между Англией и Францией набирали обороты, а будущий монарх (Тимоти Шаламе) проводил время в тавернах, развлекаясь с друзьями. Смерть брата и отца вынудила парня оставить беззаботную жизнь позади и взять на себя ответственность за управление страной. Выбрав имя Генрих V, новый король мчится через Ла-Манш, чтобы одержать победу над врагами и показать дофину Людовику (Роберт Паттинсон) истинную силу Англии.
«Король» — мрачное полотно о восхождении к власти юного правителя на фоне серии международных конфликтов. И пусть в фильме нет и намека на динамичный сюжет, недооцененная лента Netflix заслуживает внимания по другим причинам — из-за впечатляющих батальных сцен и отличных актерских работ.
Напоследок стоит наконец отойти от истории Туманного Альбиона и взглянуть на королевский двор другого государства. «Мария-Антуанетта» Софии Копполы была раскритикована СМИ и зрителями за чересчур вольную адаптацию биографии исторической личности. Французская королева (Кирстен Данст) бродит по Версалю под песни New Order и The Cure, а клиповая стилистика фильма и вовсе превращает байопик в нечто похожее на подростковое кино. Согласитесь, подобное выглядит революционным и спустя 16 лет после премьеры.
Со временем зарисовка о не вписывающейся в традиционные рамки юной леди, конечно, стала культовой, а метод постановщицы теперь кажется поистине новаторским. Коппола не стремится переписать «Википедию» и избегает политических игр. Вместо этого она обнажает эмоциональное состояние новоиспеченной королевы, которая на наших глазах из наивного ребенка превращается в глубоко одинокую женщину. Дополняет сюжетную линию культурный ландшафт, в котором жила Мария-Антуанетта, — закат версальской роскоши и начало перемен.