Под сенью девушек в цвету: Фильмы и сериалы об Англии XVIII-XIX веков
Деревенские сплетни и соблазны больших городов, кройка и шитье, чопорные тетушки и прочие жадные родственники, несчастная любовь, веселые балы, таинственные незнакомцы и скелеты в их шкафах — из чего еще состояла жизнь английской женщины 200 лет назад? На самом деле, вариантов много: сочинение романов, детективные расследования, шпионаж, суфражизм, управление страной и научные открытия.
Смотрим лучшие фильмы и сериалы — экранизации, биографии и современные истории, действие которых происходит в Англии до и во время Викторианской эпохи.
Для расширения контекста советуем также подборку исторических британских фильмов.
Мир произведений Джейн Остин — очень камерный, очерченный географией жизни самой писательницы. Но его камерность — не ограничение, а скорее возможность подробно описать жизнь женщины в Англии начала XIX века со всеми повседневными радостями (обсуждение новых соседей, балы, поход в город за лентами да приезд военных) и горестями (здесь список непредсказуем). Внимательный и слегка ироничный взгляд автора особенно строг, когда дело касается богатых родственников по мужской линии, претендующих на наследство героинь, но к своим любимым героям бесконечно добр. Поэтому фильмы по книгам Джейн Остин всегда будут отличным планом на вечер, и «Гордость и предубеждение» Джо Райта — не исключение.
Фильм полон солнечного цвета, особенно яркого в начале и в конце, трудно не заметить цветник молодых британских актрис, музыку и природу, которые намного больше, чем просто фон. Но в центре всё равно одна героиня, и вся история вращается вокруг нее, а времена года проходят, пока Элизабет Беннет крутится на качелях во дворе. «Я простила бы ему его гордость, не задень он мою», — говорит она о герое своего романа, мистере Дарси, но на этом всё только начинается.
Оригинальное название экранизации (и романа Джейн Остин) — «Чувство и чувствительность», на самом деле именно они в этой истории и противопоставляются: чувственная и импульсивная младшая сестра не верит в чувства более сдержанной (но не менее любящей) старшей, зато готова доверить свое сердце первому встречному и не обратить внимание на настоящую любовь.
Любопытно, что картину снял не англичанин, а тайваньский режиссер Энг Ли, впоследствии трехкратный лауреат премии «Оскар». Именно этот фильм стал его первой западной работой. Размеренная, нежная, честная — эта интерпретация всё еще так хороша, что следующей экранизации романа «Разум и чувства» так пока и не случилось.
Фильм назван по строчке сонета поэта-романтика Джона Китса. Но акцент в нем сделан скорее не на самом поэте, а на женщине, его любившей. История Фанни Браун, снятая Джейн Кэмпион, начинается с крупного плана: иголка, нитка, шитье. Одна из первых фраз и характеристик героини, «одержимость оборками и стежками», обнажает и эстетику первых кадров Кэмпион. Светлые комнаты, гуси, белье на веревках в саду: всё в них словно с полотен малых (и великих) голландцев, так же внимательных к женской повседневности, всем ее штрихам и стежкам. В этом особенном мире исключительное внимание уделяется письмам и платьям, а черно-белого кота стоило бы записать в список важных действующих лиц.
Героиня любит взаимно поэта, чья жизнь, по его собственным словам, полна невозможностей. Тут и непонимание, и как всегда — финансовый вопрос, часто стоящий на пути героев XIX века. Острое чувство жизни делает для Китса невероятно прекрасным и жаркий летний полдень с цветами, сверчками и бабочками, и разницу температур за окном и у очага в рождественский вечер, но та же способность остро всё ощущать заставляет героев страдать еще сильнее. Повествование картины никуда не торопится, словно всеми силами оттягивая печальный финал. Наполненная светом и воздухом «Яркая звезда» — как будто антипод непростой и достаточно мрачной биографии других представителей английского романтизма «Красавица для чудовища»: о Мэри Шелли, ее муже Перси Биши Шелли и по касательной — о Джордже Гордоне Байроне.
Телесериал о вымышленном английском городке, основанный на трех произведениях Элизабет Гаскелл: романах «Крэнфорд», «Признания мистера Харрисона» и «Миледи Ладлоу». Жизнь Крэнфорда настолько спокойна, что главной новостью может стать столкновение повозки с кирпичами и телеги со свиньями, а если уж кошка вместе с молоком проглотила кружево (реальный эпизод из жизни писательницы) — то это вообще событие для многолетних пересказов. Основа (в том числе морально-нравственная) населения городка — крэнфордские амазонки в чепчиках, впрочем, очень милые, хоть и не всегда счастливые. Их вечный девиз: «Что подумают люди? И более того, что они скажут?»
Однако постепенно привычный ритм жизни обитательниц Крэнфорда нарушается приездом молодого доктора в цветном сюртуке и новых соседей. А также техническим и общественным прогрессом: необходимо ли образование для народа или железные дороги, для жительниц города всё еще под вопросом. Лица актеров сериала хорошо знакомы по экранизациям произведений Джейн Остин и серии фильмов о Гарри Поттере. Как у всех успешных проектов BBC, у «Крэнфорда» есть дополнительный рождественский эпизод.
Экранизация романа Шарлотты Бронте, одной из трех знаменитых сестер-писательниц («Грозовой перевал» Эмили Бронте с еще более насыщенной готической атмосферой тоже экранизировали не раз). Это история о сироте с пронзительным взглядом, устроившейся гувернанткой в поместье загадочного хозяина, где порой ее тревожат странные скрипы на чердаке. Впрочем, и сама женщина не так проста, хозяину, мистеру Рочестеру, порою кажется, что Джейн Эйр как-то связана с миром гномов, эльфов и колдовства. В режиссерском кресле — Кэри Фукунага, известный по сериалу «Настоящий детектив» и последней серии бондианы «Не время умирать».
Между героями Васиковски и Фассбендера не всё так очевидно, не хватает химии, но музыка Дарио Марианелли, работавшего над многими фильмами Джо Райта, в том числе и над «Гордостью и предубеждением», добавляет глубину там, где не получается сделать это другими средствами. Вместе с благородной сизостью картинки получается очень атмосферное воплощение этого романа воспитания, фильм о чувствах и выборах, с ними связанных.
В книгах Томаса Гарди в жизнь героев очень часто вмешивается трагическая случайность; эта экранизация книги «Вдали от обезумевшей толпы» — не исключение, и уже с самого начала истории. Молодой, симпатичный и перспективный фермер Габриэль Оак сватается к юной красавице Батшебе Эвердин, она ему отказывает, но как будто не окончательно. Однако волей случая они оказываются на разных ступеньках социальной лестницы: девушка получает неожиданное наследство, а фермер, наоборот, лишается всего и опять же случайно получает место управляющего в ее новом поместье. Если кажется, что дальше всё предсказуемо, то нет, будут еще случайности. Союз Кэри Маллиган и Маттиаса Шонартса (которого журнал «Искусство кино» считает новым архетипом настоящего мужчины, не без серьезного вклада этой роли) — просто загляденье.
Экранизация получилась почти в два раза короче предыдущих — но нет ощущения, что от сокращения потерялась какая-то сюжетная нить. Картина очень выделяется на фоне остальных режиссерских работ датчанина Томаса Винтерберга. Дания вообще для английской литературы — страна удивительно близкая: именно в образ принца датского Гамлета так внимательно всматривается Англия вот уже несколько веков, добавим к нему еще гаутского (формально датского) героя древней эпической поэмы «Беовульф». И образы природы в фильме тоже созвучны обеим странам и их языческому прошлому: и морские обрывы, и леса, и природные стихии вдали от городов и толпы неподвластны викторианской рациональности, это скорее территория случая, главного героя фильма.
Очень далекая от текста первоисточника экранизация единственного романа Оскара Уайльда, сильно смещающая авторские акценты (кажется, идеи эстетизма тут вообще рассеялись), нарушающая хронологию, а под конец и вовсе уводящая зрителя в неведомые края. Это всё еще история про прекрасного юношу и портрет, имеющий свойство стареть вместо своего хозяина, который влюбляет в себя весь Лондон и экспериментирует с разнообразными пороками и их отражением на волшебном холсте, но есть в нем существенный сдвиг.
«Суфражистки у тебя хорошей не было», — очевидно, решили создатели (режиссер Оливер Паркер уже работал с текстами пьес Уайльда, для сценариста этот проект стал первым в череде успешных криминальных сценариев). И придумали для Дориана феминистку (слегка), дочь лорда Генри, который в этой версии истории не кажется таким уж демоническим, как в книге. Героиня Ребекки Холл оказывается очень жизнеспособной и рифмуется со многими выдуманными и настоящими викторианками: она увлечена наукой и изобретениями, не доверяет патриархальной системе и верит в собственные силы. Оскару Уайльду и филологам такое может не понравиться, но этот образ всё равно ярче всего остального фильма.
Автор романа о Бекки Шарп Уильям Теккерей много раз подчеркивал, что не осуждает свою героиню: она и сама точно знает, что обязательно была бы хорошей, владей она пятью тысячами фунтов годового дохода. У режиссеров не осуждать мисс Шарп выходит не так успешно. И в этом сериале, и в фильме 2004 года Миры Наир с Риз Уизерспун в главной роли. Сходятся они с Теккереем иногда и лишь в том, что Бекки очаровательна и полна жизни, а еще с детства знает, как выживать и даже неплохо устраиваться в очень непростые времена.
Но это не повод не смотреть экранизацию истории о гувернантке, которая хотела большего от своей судьбы, тем более что формат сериала позволяет лучше раскрыть неоднозначность каждого из персонажей книги. А иногда и удачно сместить акценты на второстепенных героев, которых тоже хочется рассмотреть. Кастинг здесь подобран на отлично, никто же не будет жаловаться, что Джонни Флинн в образе майора Уильяма Добина слишком уж хорош собой относительно своего книжного воплощения.
Бодрая история от Netflix о младшей сестре Шерлока Холмса, которой если и не было, то выдумать ее определенно стоило. Впервые выдумали ее, кажется, еще в сериале «Шерлок», но совсем в другой тональности. Здесь героиней становится молодая викторианка, читавшая Теккерея и эссе Мэри Уолстонкрафт (матери Мэри Шелли и одной из первых английских феминисток). Девушка ищет пропавшую маму, в роли которой — невероятная Хелена Бонем Картер, и находит разные приключения, а еще смотрит в камеру и разговаривает со зрителем, чем очень напоминает героиню сериала «Дрянь».
Как и в версии историй о ее брате от Гая Риччи, здесь иногда даже больше экшена и драк, чем хотелось бы, но такой прекрасный актерский состав, что фильмам (недавно вышла вторая часть приключений Энолы Холмс) многое можно простить.
Современный взгляд на викторианскую Англию и попытки найти в ней зерна того, что мы сейчас пожинаем, волновали еще постмодернистов, например Дж. Фаулза и А. Байетт. Довольно свежий роман Сары Перри «Змей в Эссексе» тоже исследует эти вопросы. Экранизация запутанной истории о вере, науке, и любовных многоугольниках получилась атмосферной и яркой. По сюжету жители Эссекса напуганы морским змеем, легендам о котором несколько сотен лет. И только молодая вдова искренне надеется, что змей действительно существует: ведь это может быть настоящим научным открытием.
Одна из сильных находок создателей сериала: невольное визуальное сопоставление в кадре героинь Клэр Дэйнс и Клеманс Поэзи, между которыми разрывается сердце одного из самых привлекательных священников, когда-либо появлявшихся в кино. Змей в Эссексе здесь у каждого героя свой собственный, и на протяжении шести серий они будут как-то с этим справляться.