От порнографа до батюшки: 10 фильмов с Сергеем Маковецким
Сергею Маковецкому — 65. Его карьера на экране длится более 40 лет, на счету более 100 ролей и работа с выдающимися отечественными постановщиками. В честь дня рождения Маковецкого собрали отличные фильмы с выдающимся актером. Также рекомендуем вам ознакомиться с подборкой лучших фильмов Никиты Михалкова.
Начав карьеру на Одесской киностудии в начале 1980-х, Сергей Маковецкий проходит свой актерский путь шаг в шаг с современным русским кинематографом. За 40 лет в кино он работал с Владимиром Хотиненко, Сергеем Ашкенази, Сергеем Урсуляком, Алексеем Балабановым, Кирой Муратовой, Никитой Михалковым. Его персонаж, часто маленький человек, поруганный интеллигент, но с двойной экспозицией: слабак — мудрец, властный — жалкий, убийца — добрая душа, униженный — несломленный. Образ главного героя всегда мерцает, и трудно сказать определенно, каков он. Одержимый поэт, врач космической медицины, порнограф, батюшка или директор советского гастронома — его персонажи выписаны вкрадчиво, сработаны мастерски.
Александр Сергеевич Макаров — перестроечной поры поэт в расцвете лет, муж и молодой отец. Случайно он покупает у ночного прохожего пистолет системы Макарова. Не раз битый гопниками, Александр Сергеевич мечтает припугнуть обидчиков. Но покупка переворачивает жизнь главного героя.
Параноидальный триллер-гротеск Владимира Хотиненко снят в натурных декорациях конструктивистского Свердловска. В кадр попадает и место производства фильма — образчик функционализма, корпус Свердловской киностудии, на углу которого героя Маковецкого радостно избивают, средь бела дня затолкав в телефонную будку. Холодная безжизненность архитектуры 1920-х, подернутая дымкой весенней пыли, контрастирует с мягким образом Александра Сергеевича, интеллигента-простачка в шейном платке и пальто «в елочку». С умильной улыбкой скачет он, декламируя Бродского, по ночной мостовой. Дома за чтением новейших стихов Тимура Кибирова ждет его молодая жена (Елена Майорова), маленький сын в кроватке, кабинет с зеленой лампой на дубовом столе и портретами русских поэтов. Идиллия эта поблекнет в один вечер, когда Александр Сергеевич откроет для себя радость обладания пистолетом Макарова. Маковецкий, награжденный за эту роль премиями «Ника» и «Золотой овен», великолепно передает трансформацию своего героя — или проявление его альтер эго. Трусоватый и истеричный юродивый становится властным любовником, одержимым не столько новой пассией (Ирина Метлицкая), сколько символом и гарантом своей страсти — пистолетом. Последний, чувствительная и лелеемая часть тела Александра Сергеевича, в конце концов берет верх над разумом поэта.
Квадриптих от четырех режиссеров на тему рождения кино из духа индустриальной революции. Новелла Балабанова представляет короткий эпизод из жизни русского мужика Трофима. Непримечательная криминальная история с налетом достоевщины приобретает объем и значение, оказавшись рамкой короткого мокьюментари «Прибытие русского поезда». Ее оператор Сергей Астахов, к слову сказать, снял на оригинальную старинную отреставрированную им камеру.
Такого Маковецкого, пожалуй, больше не увидеть нигде. Обычно его образ — интеллигент, хотя и в самом широком диапазоне. Но здесь он простой мужик, выбитый из привычной жизненной колеи, с наивной и лучистой улыбкой на заросшем лице и с глухим клокотом мрачных страстей в груди. Трофим — фантом русского следа в истории кино, из нее начисто вымаранного сто лет спустя русскими же кинематографистами. И в этом ракурсе репрезентации национальной идентичности образ Трофима в исполнении Маковецкого ярче, чем сыгранная им пятнадцать лет спустя большая роль первосвященника православной миссии.
Три новеллы — три убийства. В первой дело уже сделано: Тихомиров (Сергей Маковецкий) привозит шкаф с трупом в котельную к другу, чтобы сжечь тело. Во второй новелле, кульминационной и самой длинной, зритель наблюдает, как главная героиня (Рената Литвинова) убивает, и так знакомится с ней всё ближе. В третьей новелле до конца неясно, случится ли убийство: разве может им кончиться разговор старика (Олег Табаков) и девочки?
Хотя фильм состоит из трех не связанных между собой сюжетов, их объединяет место съемок — летняя Одесса с обшарпанными, оплетенными зеленью стенами домов, с белыми колоннадами, с высокими окнами в затейливой расстекловке, и от экрана словно бы веет теплом, запахами, влагой. Одесса — особый город для Маковецкого. На Одесской киностудии началась его карьера артиста и сложилась семейная судьба: он снялся здесь в трех первых фильмах и познакомился с будущей женой.
Маковецкий за роль в «Трех историях» получил звание лучшего актера года на Фестивале русского кино в Онфлёре. Здесь, как в «Макарове», снова поэзия, на этот раз устами кочегара. Да и герой Маковецкого очень похож: те же пальто «в елочку», шейный платок, брезгливость, истерика. Но нет в Тихомирове ни маскулинной энергии, сообщенной Макарову пистолетом, ни силы вырваться из обыденности, «отбросив ногою горшочек с геранью». Он просто вспотевший, невнятно бормочущий маленький человек. Как и Трофим из балабановской короткометражки, Тихомиров убил, но если у Трофима в том была своя «правда», то у Тихомирова правды нет, есть только обстоятельства.
Иностранец Иоганн прибывает в дореволюционный Петербург и становится владельцем подпольного ателье, где организует съемку порнографических карточек, необыкновенно популярных среди городской интеллигенции начала XX века. Именно в такие семьи благодаря своему мастерству Иоганн оказывается вхож и потакает порочному увлечению взрослых, а заодно вовлекает их отпрысков.
Персонаж Сергея Маковецкого здесь представлен в двойной экспозиции. На первом плане этот человек — бизнесмен, импотент, извращенец, наглый, немногословный, с холодным лицом и колючим взглядом (актер уговорил Балабанова снять его в линзах — и не зря). На втором плане персонажа проступает не личность, но некая стихия или рок, во многом благодаря этим смолянистого, неестественного тона глазам. В этом плане Иоганн не кажется омерзительным, он — всего лишь явление природы или эпохи, мягкая черная вуаль, парящая над Невой. Он как проявочный раствор: ставит по местам черное и белое. И омерзительными оказываются поступки трепетных и наивных петербургских интеллигентов, не способных защитить от надвигающейся стихии ни себя, ни своих детей. Сам же Маковецкий говорил о персонаже: «Иоганн не черт и не дьявол, он первый режиссер, у которого украли работу».
Экипаж российской подводной лодки получает учебное задание и уходит в воды одного из северных морей. Фильм снят вскоре после гибели подлодки «Курск», и нетрудно догадаться, что ждет экипаж. Но в кино всегда есть шанс, и вместе с подводниками на учения идет врач по космической медицине Черненко (Сергей Маковецкий), оставшийся без работы из-за свернутых государством космических программ.
Действие фильма разворачивается параллельно в настоящем, на борту лодки и в прошлом, на суше. Флешбэки — про любовь, про дружбу и даже про украинский вопрос — разбавляют напряжение подводного путешествия и дают понять, что членов экипажа связывают давние и крепкие отношения. Доктор Черненко на этом фоне — совершенный чужак. Всё, что узнают о нем зритель и экипаж, в общих чертах повторяет биографию актера. В каюте Черненко ставит фотографию матери, Анны Григорьевны Маковецкой, а экипажу цитирует слова актера из многих интервью: «Мама украинка, папа неизвестно кто». О подводной службе Черненко не знает ничего: «Я в Турции дайвингом занимался». Когда же начинаются трудности, доктор заявляет, что спасать первым делом нужно его, так как он единственный на борту человек без погон. То ли мудрец, то ли слабак — подноготная доктора Черненко так и остается загадкой, но плавание оборачивается для него инициацией.
Присяжные заседатели в составе 12 мужчин решают судьбу 18-летнего чеченца, обвиняемого в убийстве отчима, русского офицера. Заседание проходит в спортзале школы, откуда присяжные не могут выйти до вынесения единогласного решения.
Никита Михалков позаимствовал сюжет из фильма Сидни Люмета«12 разгневанных мужчин» (1956). В отличие от американского предшественника, у Михалкова с самого начала ясно, что чеченский парень невиновен, и интрига заключается лишь в том, каким путем присяжные придут к оправдательному приговору. Фильм состоит из выразительных монологов героев — маленьких исповедей. К выходу из лабиринта клубок первым бросает присяжный Маковецкого, причем делает это ужасно нелепо, но в то же время и мудро: к чему доставать из рукава все карты сразу? Роль изначально была написана для Олега Меньшикова, но он отказался, и сейчас с трудом можно представить на месте Маковецкого кого-то иного. Вместе с другими артистами, сыгравшими присяжных в «12», Маковецкий получил «Золотого орла» за лучшую мужскую роль.
Андрей (Иван Стебунов) живет в Одессе, Саша (Илья Иосифов) — в Горьком. Они единокровные братья, впервые знакомятся уже будучи взрослыми и быстро сближаются, хотя из общего у них только отец-художник (Маковецкий).
Камерный фильм одессита Сергея Ашкенази очень напоминает телеспектакль, причем советский — настолько выразительными оказываются обстановка и интонации героев. (Еще большего правдоподобия в реконструкции позднесоветской атмосферы Ашкенази добьется в сериале «Дело гастронома № 1».) В «Искушении» Маковецкий играет одного героя в нескольких совершенно разных состояниях души и ума, и именно на их контрасте держится драматургия фильма. Артист мастерски передает почти шизофреническую многоплановость личности художника.
В основе сценария — реальная историческая ситуация. В годы Великой Отечественной войны на оккупированной вермахтом территории РСФСР работала Псковская православная миссия. Она была инициирована несколькими местными епархиями как поддержка народу в тяжелые годы («Как жить под немцами, да еще без веры», — говорит один из героев «Попа»). При этом миссия пользовалась поддержкой оккупационных властей, поскольку по-своему противоречила социалистической идеологии. Советские же власти расценивали инициативу пораженных в правах священнослужителей скорее как предательство.
В «Попе» первосвященником миссии избран отец Александр Ионин. В занятое немцами псковское село Закаты он приезжает с женой Алевтиной (Нина Усатова), чтобы возродить угнетенную в первые десятилетия советской власти церковно-приходскую жизнь. Ионин имеет дело с немецкими офицерами, членами карательных отрядов, сиротами, пленными, красноармейцами; последние полны презрения по отношению к «попу». И всех он жалеет, но фильм не о добром батюшке. Ионин оказывается между молотом и наковальней: немецкой стороной — вражеской, но в меру лояльной и советской — родной, но настроенной вовсе не дружественно. Маковецкий аккуратно и терпеливо ведет своего героя по узенькой тропке через долгое минное поле — и Ионин преодолевает его.
Маковецкому, исполнившему роль Ионина, на съемках напутствовал отец игумен Кирилл: помогал прочувствовать умения священнослужителя и научил пользоваться деталями облачения, которые специально для съемок предоставили музеи Сергиева Посада.
1982 год. Уже десять лет Георгий Беркутов служит директором знаменитого Елисеевского гастронома в Москве. Его любят сотрудники и сотрудницы от замов до кассирш, клиенты, поставщики и даже личный водитель. Беркутов накормит деликатесами, напоит грузинскими винами, если надо, раздобудет путевку в Сочи, билет в «Современник» с местом в первом ряду, книгу репродукций Босха и бог знает какую еще дефицитную диковинку. Но есть один нюанс: Беркутов ведет дела по давно заведенным правилам, то есть дает и берет взятки, а в ЦК тем временем проходят перестановки, и правила меняются.
Директор Беркутов по-своему напоминает батюшку Ионина: герой в неоднозначных, сложных обстоятельствах, бегущий по лезвию бритвы. Вокруг него паства — посетители, и для каждого у него есть доброе слово — или кусок буженины. Он всех окружает заботой, как умеет. Как Ионин — и даже пуще него, — Беркутов долготерпит, милосердствует, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит и никогда не перестает.
Сериал снят по мотивам реального дела, которое вел КГБ — на момент съемок гриф секретности так и не был снят. Перед просмотром о «елисеевском деле» не стоит читать ничего: спойлеры. Создатели мастерски реконструируют позднесоветскую эпоху и эстетизируют ее, что не так просто сделать: застой — не оттепель, и, казалось бы, любоваться там нечем, но Ашкенази любуется, и зритель вместе с ним.
Командиру отряда партизан Николаю Киселёву (Александр Яценко) дают боевое задание: вывести 200 евреев через оккупированные немцами белорусские земли за линию фронта. Киселёв, скрепя сердце, соглашается.
Роль Маковецкого в фильме Сергея Урсуляка небольшая: представившись как Рувим Янкель, певчий, он первым просит Киселёва взять с собой в отряд его, Тову (Мария Золотухина), Аббу Ровнера (Максим Севриновский) и еще двоих («а это даже не обращайте внимания»). Затем подопечных у отряда Киселёва прибывает, и Рувим Янкель уходит на четвертый-пятый план, лишь изредка возникая как воплощение еврейского жизнелюбия и юмора: «Вы знаете, господин, жаль, что жена не пекла вам халы. Может быть, вы были бы чуточку умнее». Роль Маковецкого здесь — символическая («Оперитесь об меня, товарищ Киселёв!»). Его испуганное лицо первым вспыхивает в центре кадра в свете фар немецкого автомобиля, случайно осветивших кусты, где спрятался отряд. Образ артиста в этой скромной роли работает иконографически, как символ, как лик — униженного и несломленного маленького человека.