Лучшие фильмы 2020 по версии премии «Оскар»: Кто получил золотую статуэтку, и что нужно знать о номинантах главной категории
Ночью с 25 на 26 апреля прошла 93-я церемония вручение премии Американской киноакадемии OSCARS. И несмотря на то, что главный фаворит был известен заранее, было трудно говорить о его безоговорочной доминации над конкурентами.
Смотрите полный список номинантов на «Оскар» — 2021
Ночью с 25 на 26 апреля прошла 93-я церемония вручение премии Американской киноакадемии OSCARS. И несмотря на то, что главный фаворит был известен заранее, было трудно говорить о его безоговорочной доминации над конкурентами. Чтобы понять с кем боролся лауреат «Оскара» за лучший фильм, рассмотрим сперва всех номинантов отсортированных в порядке убывания шансов по нашей субъективной оценке, а в конце расскажем кто победил, и что мы об этом думаем.
_ Что за фильм? _
Очерк из новейшей истории, неглубоко стилизованный под шпионский триллер: дотошная реконструкция не самого известного эпизода про чикагских «Черных пантер», в рядах которых обнаружился предатель. Но предатель ли он? (В целом да, но есть нюансы.)
_ Выиграет? _
Почти наверняка нет.
_ Почему? _
Любой латентный расист на этом месте скажет, что «Иуда и черный мессия» протиснулся в основную категорию по «черной» квоте. Так думать, конечно, не стоит — для Америки сейчас действительно важно выявить причины регулярно проявляющегося полицейского произвола по отношению к афроамериканцам. А тут еще и такая хорошо подходящая история о перверсивных взаимодействиях активизма и ФБР. Так что фильм, допустим, пришелся ко двору, но только потому, что это действительно актуальная картина — в хорошем смысле слова. Впрочем, не слишком-то визуально экспрессивная. Может, поэтому, судя по букмекерам, шансов выиграть главный «Оскар» у «Иуды и черного мессии» не будет.
_ Что за фильм? _
Воинственная драма, фиксирующая рост женского самосознания: фантазия режиссерки-дебютантки Эмиральд Феннел о том, что было бы, если бы нашлась возмущенная горожанка (Кэри Маллиган), которая разыскивает потенциальных насильников и учит их жизни.
_ Выиграет? _
Вероятность минимальная, но ненулевая.
_ Почему? _
Чтобы «Девушке, подающей надежды» не только подавать надежды, но еще и победить на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм», нужно каким-то образом обогнать «Землю кочевников», «Суд над чикагской семеркой» и «Минари», что звучит довольно нереально, и, кажется умозрительно, такого еще не бывало. Но год особенный, и ожидаются всевозможные сюрпризы (в том числе и неприятные). Так или иначе, уже даже номинация для «Девушки» — впечатляющее достижение, это аж третий дебют в этой категории для мастодонтов, что, конечно, говорит о многом — «Оскар» явно повернулся лицом к молодому кино.
_ Что за фильм? _
Автобиография и ностальгия по эмигрантскому детству на одной грядке. Свои воспоминания о том, как его семья из Южной Кореи переехала в Штаты, а отец (Стивен Юн) пытался заработать на жизнь плодами собственной фермы в Арканзасе, режиссер Ли Айзек Чун превратил в воздушную и трепетную драму, солнечную и укутанную зеленью полей и лесов.
_ Выиграет? _
Пусть шансов откровенно мало, но все же и такое возможно.
_ Почему? _
«Минари», как, кстати, и «Земля кочевников», и «Звуки металла», — не совсем оскаровское по типажу кино, не арт-мейнстрим, который в академии любят и ждут, а скорее фестивальное, родом с какого-нибудь Sundance, чистокровное инди. Обычно такое вдоволь награждают на церемонии Independent Spirit Awards, которая проходит за несколько дней до «Оскара» (впрочем, в этом году и там победила все та же небезызвестная картина Хлои Чжао). Победа «Минари» будет неожиданной, но все еще возможна — если фильм окажется повыше по результатам преференциального голосования, и дихотомия «Земля кочевников» — «Суд над чикагской семеркой» действительно сильно расколет академиков.
_ Что за фильм? _
Ностальгическое кино о золотой эпохе Голливуда и ее обратной стороне: скачущее по хронологии повествование завязано вокруг биографии сценариста Манкевича, оскаровского лауреата за «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, его жизни в искусстве и в индустрии.
_ Выиграет? _
Вряд ли.
_ Почему? _
К сожалению для Дэвида Финчера, у которого до сих пор нет ни одного «Оскара» за режиссуру (да и в номинации за лучший фильм его картины не побеждали), это не самая сильная его работа. Плохое кино он по определению снять не может (ну, со времен «Чужого 3»), и лучшие его картины совершенно зазря не наградили основным «Оскаром». Даже более того, «Манк» — это первая номинация для финчеровского фильма, хотя до того были оставлены без внимания великие картины «Бойцовский клуб» и «Социальная сеть». Как жаль, что не вовремя: замысловатую работу, полную рефлексии кинотворца, профессионалы, может, и оценили, но статуэткой не обрадуют.
_ Что за фильм? _
Сверхскоростная в плане быстроты произнесения реплик и при этом классическая по исполнению судебная драма, как водится, основанная на реальных событиях. Дело чикагской семерки, один из важнейших инфоповодов эпохи хиппи и войны во Вьетнаме, разыгрывают лучшие артисты под управлением Аарона Соркина (сценарист «Социальной сети»).
_ Выиграет? _
Есть шансы — победа «Суда над чикагской семеркой» будет не такой уж неожиданной.
_ Почему? _
Дело в том, что в главной категории «Оскара» академики голосуют по преференциальному методу. Этим сложным словом обозначается следующий механизм: респонденты сортируют все фильмы в порядке уменьшения симпатии к ним (так же составлен этот материал). Дальше ведется сложный подсчет, по которому на первом месте может оказаться не тот фильм, который много ставили на первое место, а тот, который еще чаще появлялся на втором — короче, компромиссный кандидат. И именно таким и выглядит «Суд над чикагской семеркой» в сравнении с «Землей кочевников» — умеренный, правильный фильм, не сильнейший, но политически более устойчивый. Впрочем, не все еще решено, и совершенно неожиданно может победить не тот и не другой флагман, а что-то с третьего места.
_ Что за фильм? _
Пронзительная драма о барабанщике из метал-группы (Риз Ахмед почему-то регулярно стал играть разных бедовых музыкантов — только в этом году был «Откуда ты родом?»), который во время концерта неожиданно теряет слух. Тут выясняется, что это психосоматический симптом, и корни проблем завязавшего наркомана лежат в бесконечно подавляемых эмоциях.
_ Выиграет? _
Предпоследнее место по котировкам букмекеров — однозначный аутсайдер.
_ Почему? _
Любопытно, что все три сильнейших оскаровских фильма — все о потере: дома и родного человека («Земля кочевников»), памяти и разума («Отец»), наконец, восприятия, показаний от одного из органов чувств. Хочется сделать вывод, что таким образом мировой кинематограф, вознеся именно эти картины аж в шорт-лист ключевой премии мира, отрефлексировал год мора и болезни, которая как раз отнимает ощущения, правда, не слух, а запах. «Звук металла» очень мощно бьет по голове зрителя, по-настоящему оглушает его — но вот черствым академикам этот дебют, к сожалению, не приглянулся.
_ Что за фильм? _
Чрезвычайно камерная, клаустрофобическая драма о старике (Энтони Хопкинс), который понемногу теряет ощущение реальности, контакта с собственной памятью и разумом вообще. Точнейшие реплики, идеальные мизансцены, поразительное художественное решение.
_ Выиграет? _
Точно нет — идет по букмекерским прогнозам на самом последнем месте.
_ Почему? _
Фильм дебютный, очень неамериканский (снят французским драматургом по мотивам своей же пьесы), неактуальный — считай, о проблемах богатых белых людей. Тем не менее, это один из сильнейших и при этом самых неожиданных участников наградной гонки. Совершенно очевидно, что, получив аж 6 номинаций на «Оскар» за свой чрезвычайно скромный и при этом эмоционально мощный фильм, Флориан Зеллер еще многого добьется. Собственно, он уже закончил работу над сценарием своей следующей картины «Сын» — по пьесе из той же трилогии, что и «Отец». Будем ждать на «Оскаре» через год-два — уже наверняка в другом статусе, не отстающего и начинающего, а серьезного кандидата на победу.
_ Что за фильм? _
Поразительная молчаливая постдокументальная поэма о путешествии без начала и конца. Вдова по имени Ферн (Фрэнсис МакДорманд) уезжает из вымершего города и теперь живет в доме на колесах, как и другие кочевники новой эпохи, которых на дорогу привел не столько внутренний зов, сколько финансовая нужда. В фильме только два профессиональных актера, сценарий адаптирован собственноручно режиссеркой Хлоей Чжао из нехудожественной книги Джессики Брудер.
_ Выиграет? _
С большой, но не стопроцентной вероятностью — да.
_ Почему? _
«Земля кочевников» так бодро идет по наградному сезону, что почти ни у кого уже не осталось сомнений в том, что эта волнующая картина должна победить. И все же для сомнений этих можно найти почву. «Суд над чикагской семеркой» выглядит хорошим протестным кандидатом в академических бюллетенях: это менее артовая, вопиюще авторская работа, в привычном жанре и тоже на важную тему. «Земля кочевников» находится сейчас примерно в том же положении, что и «Рома» Альфонсо Куарона в 2019: тот фильм тоже победил на Венецианском фестивале, но тогда «Оскар» за лучший фильм унесла привычная, ладно сделанная и универсально понятная «Зеленая книга». Впрочем, возможно, настало время перемен и в головах оскаровских респондентов, и они поймут, что искусство важнее. Если по-честному, искренне и откровенно — победы достойна только «Земля кочевников». Остальные авторы, при всей к ним любви или нелюбви, еще поднатореют и возьмут.
Каких фильмов не хватает в основной оскаровской номинации
-
«Душа». Фильм Pixar однажды уже получал номинацию и в основной категории — это был «Вверх». Собственно, не будет лишним сказать, что их флагманские релизы и, отдельной строкой, работы режиссера гениального Пита Доктера часто бывают лучше всех оскаровских высокопарных картин-кандидатов. «Душа» однозначно метила бы на верхние позиции описанного выше списка — самая философская, считай, недетская картина, ни много ни мало — о смысле жизни
-
«Фрагменты женщины». Очень странно, что эту лирично-трагичную картину Netflix на такую незатертую тему, как выкидыш и его психоэмоциональные последствия для несостявшихся родителей, прозевали. У фильма всего одна номинация — для Ванессы Кирби за ее женскую роль (действительно героически сыгранную), что само по себе отдельная несправедливость
-
«Борат 2». В итоге главная категория оказалась излишне серьезной — одна социальщина, драматизация и прочее заламывание рук. После 2020 года хочется не этого, а как следует посмеяться над собой — и Саша Барон Коэн, который вместе с дебютанткой в американском кино Марией Бакаловой достиг нового для себя и жанра уровня величия, рад стараться. Блестящий пранк, наиболее точно и точечно подсветивший все проблемы и лаги самого передового общества планеты.
Награждение
Приз за главный фильм забрала картина «Земля кочевников». Не то чтобы сюрприз, но согласитесь, конкуренция была сильной. Подробнее о результате читайте в полном списке лауреатов премии «Оскар» в 2021 году.