Почему у Энтони Хопкинса до сих пор только один «Оскар»: Все номинации актера на премию Американской академии
В ночь с 25 по 26 апреля мы наконец узнаем, кто получит «Оскар» за лучшую мужскую роль и будет ли это старейший из номинантов 2021 года — Энтони Хопкинс. Кинокритик Егор Беликов посмотрел все фильмы, за которые Хопкинс был номинирован на «Оскар», и разбирается, почему случилась такая вселенская несправедливость, что у него всего лишь одна статуэтка (для сравнения — у Мэрил Стрип три штуки).
Бывают такие актеры, которые никогда не хотели «Оскар» и даже не думали на него претендовать. Бывают иные, которые вроде бы на премии не наиграли, а все на что-то надеются (скажем, Адам Сэндлер буквально требовал себе статуэтку за роль в «Неограненных драгоценностях»). Случается и противоположное — когда артистов, вполне заслуженных и даже народных, оставляют без почестей. Так, Леонардо Ди Каприо всучили статуэтку за «Выжившего», хотя, судя по его лишенной энтузиазма наградной речи, она ему была не так уж нужна, для него кино — просто работа, а по-настоящему его увлекает только экология — во всяком случае, такой публичный имидж он старательно создает.
А есть, например, Энтони Хопкинс, для которого одного «Оскара» уже стало мало. Казалось бы, это величайшее достижение, которое только может случиться в жизни всякого кинематографиста (ну, разве что для режиссеров существуют еще призы важнейших фестивалей — «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой Лев», «Золотой Медведь», и то не факт, что все режиссеры бы предпочли награду Канн «Оскару»). Но Хопкинс к 83 годам наиграл явно на большее — этот артист уже в истории кино, его не забудут, и если премия Американской академии ставит одной из своих целей фиксировать какие-то фильмы или персоналии для вечности, то Хопкинс этого точно достоин.
Энтони Хопкинс — профессиональный артист с 1960-х, еще Лоуренс Оливье пригласил его в Королевский театр. В кино его впервые можно было заметить в, кстати, оскаровском фильме «Лев зимой», но по-настоящему узнаваемым он стал аж в 90-х — разумеется, после «Молчания ягнят». Это актер необычный, совершенно не героического типажа, скорее характерный, хотя к 50 годам, когда обрел заслуженную популярность, окончательно стал тотально амбивалентным: в его злодейских образах всегда виден персонаж, которому хочется сопереживать (тот же Ганнибал Лектер — не абсолютное чудовище, всё сложнее, и поэтому он такой страшный и притягательный), а в его положительных ролях всегда виднеется что-то мефистофелевское.
Вот все его номинации на «Оскар» — изучив эти картины, вы поймете, что актер явно заслужил все награды мира и, несмотря на уже имеющуюся у него на полке статуэтку, по-прежнему недооценен. А, учитывая его возраст, Американская академия скоро рискует оказаться в роли плакальщицы на чужих похоронах — недоглядела, недолюбила, а уже поздно.
«Молчание ягнят» (1992) — единственный «Оскар» для Хопкинса
Важнейшая роль для Хопкинса, один из лучших триллеров и один из важнейших представителей жанра кино о серийных убийцах — «Молчание ягнят» не нуждается в дифирамбах так же, как и хопкинсовский Ганнибал Лектер. Ничего сравнимого в этой роли не сыграл ни Брайан Кокс в «Охотнике на людей», ни Гаспар Ульель в приквеле «Ганнибал: Восхождение» (еще был Мадс Миккельсен в сериале «Ганнибал», но он играл все же совсем другого персонажа, хотя оглядывался датчанин во многом на образ, воплощенный Энтони). Хопкинс сыграл человека маниакального, но при этом дьявольски умного и хитроумного, поэтому в нем, вроде бы каннибале, который не может сдержать свою темную сторону, легко разглядеть живого человека, хотя общий троп всех фильмов о маньяках — режиссерская попытка дегуманизировать экранного антагониста. Словом, это нетипично, и роль прозорливого Хопкинса предвосхитила многие другие проекты на ту же тему (например, авторский сериал Дэвида Финчера «Охотник за разумом»). Вот как актер сам описывает своего персонажа:
«Ганнибал Лектер на самом деле весьма интересная фигура. Думаю, втайне мы им восхищаемся. Он воплощает собой невыразимую часть нас самих, желания, фантазии и темные стороны нашей души, и мы можем быть по‑настоящему здоровы, только если признаем их существование».
Это единственный в жизни «Оскар» Энтони Хопкинса, пока что. «Молчание ягнят» получило всего пять «Оскаров» — как лучший фильм, за обе главные роли (и мужскую, и женскую, для Джоди Фостер), а также за режиссуру Джонатана Демме и адаптированный сценарий. Ни «Ганнибал», ни «Красный дракон», где Хопкинс вернулся к своей роли, не заинтересовали Американскую академию, но, надо полагать, дело было не в Энтони, а в том, что в последующих экранизациях романов Томаса Харриса дважды сменили постановщика. Так или иначе, с тех пор у Хопкинса пока что были одни только номинации.
«На исходе дня» (1993) — номинация за лучшую мужскую роль
До обидного неизвестен в России что этот фильм, что режиссер Джеймс Айвори. Его, кстати, тоже всю жизнь игнорировали американские киноакадемии, хотя это действительно уникальный постановщик: он кропотливо, дотошно, с огромным тщанием экранизировал пропитанную психологизмом историческую прозу и классику. В этом американец преуспел намного больше, чем британцы: доверимся в этом вопросе критикам. При этом «Оскар» ему вручили аж в 89 лет (сейчас ему 92), за адаптацию сценария фильма «Назови меня своим именем».
В случае «На исходе дня» он перевел для широкого экрана роман, известный на русском под названием «Остаток дня», нобелевского и букеровского лауреата из Великобритании Кадзуо Исигуро. Дворецкий Стивенс (его роль и играет Хопкинс) руководит всеми процессами в богатой усадьбе лорда Дарлингтона. Тот самый лорд увлекается дипломатией и пытается собирать у себя дома международные конференции — а на дворе 30-е годы, в Европе идут процессы принятия и оправдания нацистской идеологии. Тем временем на глазах у Стивенса, бесконечно преданного хозяину и профессии, стареет его же отец, лакей в той же усадьбе. Попутно он, кажется, влюбляется в служанку (Эмма Томпсон), которую сам же и нанял на работу. Всё это раздирает сложного персонажа, блестяще и лаконично изображаемого Хопкинсом — он здесь одновременно и архетипический камергер, послушный и безукоризненно вежливый, и в то же время во всех его движениях, выражениях, фразах виден тщательно подавляемый эмоциональный перелом.
Впрочем, вполне предсказуемо, что «На исходе дня» на «Оскаре» оказался в тени других, более заметных и громких, не столь тихих и деликатных работ. В главной категории предсказуемо победил «Список Шиндлера», который заодно унес суммарно семь статуэток, а сам Хопкинс проиграл Тому Хэнксу. Он получил за роль в «Филадельфии» — это действительно была этапная картина в плане изображения последствий ВИЧ-эпидемии в США.
«Никсон» (1995) — номинация за лучшую мужскую роль
Оливер Стоун — один из ярчайших режиссеров США, антиамериканист по своим политическим взглядам (особенно в последние годы — это заметно хотя бы по его «Интервью с Путиным») и крайне внимательный исследователь истории родной страны и ее ментальности. У него был целый именной документальный сериал, «Нерассказанная история Соединенных Штатов Оливера Стоуна», а также дилогия байопиков о президентах XX века. В 1991 году выходит «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» с Кевином Костнером, и этот фильм-таки увез домой два «Оскара», правда, лишь в технических номинациях.
«Никсон», по сути, — его побратим. Этот президент — антипод Кеннеди, наверное, самый ненавидимый руководитель Штатов в истории (сейчас с ним в народном и медийном восприятии в борьбе за эту незавидную позицию конкурирует разве что Трамп), единственный, кто ушел досрочно со своего поста не вследствие смерти и даже не вследствие импичмента — республиканец сбежал на пенсию от последствий Уотергейта. Редкий случай, когда фильм хорошо описывается его же теглайном: «Он изменил мир, но потерял нацию».
Все детали его правления изображены в 210-минутной (хронометраж режиссерской версии) картине во всех подробностях, перечислить их лучше не получилось бы ни у кого, кроме как у самого Оливера Стоуна — он умудряется делать и стилизацию под эпоху, и реконструкцию настоящих событий, и драматизацию там, где она уместна, — и все на высочайшем уровне. Хопкинса здесь не узнать, и не только потому, что его загримировали и покрасили волосы — он на животном, физиологическом уровне перенимает повадки реального Никсона. В этом легко убедиться, если посмотреть, например, его последнюю публичную речь на посту президента.
На главный «Оскар» работа Оливера Стоуна и не претендовала, а Хопкинс проиграл одному из самых неожиданных конкурентов — Николасу Кейджу, который получил свою единственную в жизни статуэтку за «Покидая Лас-Вегас».
«Амистад» (1997) — номинация за лучшую мужскую роль второго плана
В 1998 году во время оскаровской гонки много «наших» полегло — в смысле, немало нашлось фильмов, которые недополучили наград из-за триумфального шествия по церемониям «Титаника». Одной из таких работ стал «Амистад», фильм Стивена Спилберга, который в качестве режиссера ерунды не снимал, кажется, вовсе. Четыре номинации на «Оскаре» и «Золотом глобусе» — и все мимо.
Загадочное название фильма совпадает с именованием испанского корабля La Amistad (переводится как «Дружба»). На нем в 1839 году из Африки пытались незаконно ввести в Америку чернокожих рабов, они захватили управление кораблем, поубивали торговцев и попытались вернуться на нем на родной континент, но стали подсудимыми в Верховном суде. Словом, «Амистад» — традиционная по духу, букве и стилю историческая драма с фирменной спилберговской доброй интонацией.
Это, наверное, единственная не вполне заслуженная номинация Хопкинса — он тут все же не так заметен в образе экс-президента США Джона Куинси Адамса, как Мэттью МакКонахи, который поразительно хорош в роли политика и юриста. Он вообще всегда примечателен именно в образе адвоката (см. «Время убивать» и «Линкольн для адвоката»). А «Оскар» вместо Хопкинса на той церемонии получил Робин Уильямс за «Умницу Уилла Хантинга».
«Два Папы» (2020) — номинация за лучшую мужскую роль второго плана
Эксклюзив Netflix, пролетевший по всем номинациям и на «Оскаре», и на «Золотом Глобусе» — пример того, насколько сегодня кинопремии, по сути, обманчиво устроены изнутри. Джонатан Прайс шел по сезону как претендент на премии за лучшую мужскую роль, а Энтони Хопкинс — как артист второго плана, хотя они оба играли двух протагонистов этого фильма, оба персонажа тут равноправны, как и упоминается в названии.
Это камерная картина о, кажется, никогда так и не случившемся приватном разговоре двух Пап Римских, предыдущего, Бенедикта XVI (Хопкинса), и текущего, современного, Франциска (Прайс). Первый из них решает отречься от Святого Престола ввиду собственной старости и надежды на то, что его преемник будет хорош на своем посту. По сути, двое пожилых артистов тянут на своих плечах весь фильм, смотреть тут особо не на что, это вам не «Молодой Папа» Паоло Соррентино. Впрочем, невыразительная режиссура в данном случае могла и не помешать актерскому дуэту получить «Оскары», но их домой вполне заслуженно увезли Хоакин Феникс за главную роль в «Джокере» и Брэд Питт за роль второго плана в «Однажды в… Голливуде».
«Отец» (2021) — номинация или статуэтка?
Лучшую из всех своих поздних ролей Энтони Хопкинс сыграл в фильме, который мог пройти незамеченным, благо год был, понятно, худший в истории кино — но повезло. «Отца», дебютный, что удивительно, фильм Флориана Зеллера номинировали в шести категориях, в том числе и в основной. Правда, шансы на премии у картины призрачные, но об этом позже.
Сюжет «Отца» вроде бы немудрящий, но все решают режиссура и актерские работы. Пожилой мужчина по имени Энтони (Хопкинс здесь играет во многом самого себя, обезоруживающе откровенно) доживает последние дни в собственной квартире, где живет, впрочем, со взрослой дочерью (Оливия Колман — тоже номинирована). Действие разворачивается неторопливо, но зритель довольно быстро понимает — что-то здесь не так. Обстоятельства вокруг Энтони меняются алогично: то его дочь, оказывается, выглядит иначе, чем он привык, то исчезают и появляются его личные вещи, то те же странности происходят с тестем (Марк Гэтисс). Хопкинс в образе настолько растерян, хотя и старается сохранять аристократическую степенность, что ему невозможно не сопереживать, даже более того, мы смотрим на происходящее его глазами — глазами ненадежного рассказчика. Энтони оказывается в западне собственного разума, страдающего от деменции — и это артист играет поразительно точно и убедительно. Нужно быть в сознании и своем уме куда больше, чем обычные люди, чтобы сыграть человека, страдающего от того, что реальность вокруг него разрушается окончательно.
К несчастью для гениального и уже довольного пожилого Хопкинса, у которого нового шанса может и не случиться, случилось крайне трагическое обстоятельство — Чедвик Боузман, всем известный по «Черной Пантере», очень рано ушел из жизни, умер вследствие осложнений от онкологического заболевания. Разумеется, его главная роль в картине Netflix «Ма Рейни: Мать блюза» едва ли останется без посмертной награды, ведь это традиция Американской академии: в загробном ряду имени Джеймса Дина (две номинации) уже стоит Хит Леджер («Оскар» за «Темного рыцаря»). Но все же сильней актерской игры среди мужчин, чем мэтр Хопкинс, так никто в фильмах 2020 года и не показал.
Забавно, что Хопкинс, получается, успел за свою жизнь сыграть в фильмах «Отец», «Хороший отец» и «Два Папы».
Еще три роли Энтони Хопкинса, за которые не жалко выдать «Оскар»
«Человек-слон» (1980)
Да, в этом самом зрительском и самом душераздирающем фильме Дэвида Линча героически играет главную роль Джон Херт — и за это его на «Оскар» номинировали. Но многие, завороженные живописным пластическим гримом на лице Херта, забывают о том, что на самом деле эмоциональным проводником в этой саге о благородстве человека, обреченного на страшную жизнь, становится персонаж Энтони Хопкинса, врач, впервые увидевший в Человеке-слоне человека, а не слона. Но даже номинации за эту роль ему не дали
«Страна теней» (1993)
Тихо прошедшая, в том числе и на «Оскаре» (всего пара номинаций), проникновенная и уютная биографическая мелодрама, где Хопкинс сыграл Клайва Стейплза Льюиса, писателя и автора «Хроник Нарнии». Кстати, актер и режиссер «Страны теней» Ричард Аттенборо, коллега Хопкинса по рыцарскому британскому титулу, снявший Энтони в своих пяти фильмах, еще в 1970-х провозгласил его одним из лучших актеров поколения — и был, как мы уже поняли, прав.
«Самый быстрый Indian» (2005)
Мощная возрастная работа, хотя эту роль Хопкинс, который, кажется, родился пожилым, сыграл аж 16 лет назад. Поразительная картина, которая опровергает сценарный канон, а именно положение о том, что во всяком киношном сюжете должен найтись конфликт. У героя Хопкинса, который на старости лет решает участвовать в автомобильных гонках, не возникает никаких препятствий вообще: все прочие герои ему помогают и поддерживают его, с машиной тоже постепенно спорится — но это совершенно не мешает фильму быть максимально духоподъемным, а Хопкинсу блистать в образе дедушки с сердцем и мечтой в нем.