Некоторые любят погорячее: 10 фильмов об Африке
Палящее солнце, золотые барханы, дикая природа, войны, геноцид — Африка многогранна, опасна и вместе с тем притягательна. Гремучая смесь языков, вкусов и красок. Африка вдохновляет режиссеров создавать фильмы настолько же противоречивые, как и она сама. От классики Золотого Голливуда и детского кино 90-х до современных боевиков и фестивальных драм — вспоминаем 10 фильмов об Африке.
Поближе познакомиться с Африкой и другими удивительными уголками планеты поможет подборка из 10 документальных фильмов о дикой природе.
Действие фильма разворачивается в первые годы Второй мировой войны в элитном ночном клубе «У Рика», расположенном в Касабланке на территории Марокко. Владелец клуба Рик Блейн — с виду равнодушный к политике циник, пропивающий остатки жизни в компании беженцев, нацистов и воров. Война как таковая остается за кадром: перед нами герои, застрявшие в Касабланке и томящиеся в ожидании. Разношерстная публика клуба мечтает поскорее добраться до нейтральной Португалии, а оттуда — в Америку, но для этого необходимы специальные документы. Ценные бумаги есть у мелкого преступника Угарте: вор приходит в заведение Рика с целью продать документы и разбогатеть. Внезапно полиция арестовывает Угарте, тот передает бумаги Рику и просит спрятать их в фортепиано. В этот момент в клуб и в жизнь Рика входит женщина, разбившая ему сердце, — Ильза Лунд с супругом Виктором Ласло, которого разыскивают нацисты. Узнав, что у Рика есть спасительные бумаги, Ильза требует помощи, угрожая бывшему возлюбленному пистолетом. Ссора оборачивается признанием в чувствах, и теперь Рику предстоит сделать самый сложный выбор в жизни.
Удивительно, но один из самых известных, цитируемых и любимых зрителями фильмов Голливуда создавался как проходная картина. В начале 1940-х главные американские киностудии выпускали по одному фильму в неделю, и Warner Bros. планировали снять очередную конвейерную картину с бюджетом не выше миллиона долларов. В основу сценария легла еще не дописанная пьеса Мюррея Бернетта и Джоан Элисон «Все приходят к Рику», которую аналитик студии тут же окрестил «заумной чушью». Сценаристы кромсали пьесу, дописывая диалоги прямо на съемочной площадке, и это создавало атмосферу хаоса и неразберихи. Ингрид Бергман, к примеру, переживала, что до конца съемок не было известно, кого из двух мужчин выберет ее героиня. «Любите обоих понемногу, пока мы не определимся», — ответили создатели картины. Работа в полевых условиях и вынужденная импровизация сценаристов и актеров были вознаграждены тремя премиями «Оскар» и вечной народной любовью.
«Маленькая страна» основана на реальных событиях, произошедших в Восточной Африке в начале 1990-х. Маленький Габриэль, которого все называют просто Габи, живет в престижном районе Бурунди. У мальчика есть всё, что нужно для счастливого детства: любящая мама, преуспевающий отец и затейливые друзья. Вот только в семье происходит разлад: мать Габи, уроженка Руанды, мечтает уехать на родину мужа во Францию и воспитывать детей в безопасной обстановке. Муж уезжать не хочет: его бизнес набирает обороты. Вслед за семейным конфликтом Габи ждет новое потрясение: в соседней Руанде участились беспорядки, а в Бурунди уже разгорается гражданская война. Безмятежное детство мальчика закончилось, впереди Габи ждут суровые испытания.
В основу сюжета лег одноименный роман французского рэпера Гаэля Фая, бежавшего из Бурунди в разгар кровавых событий. Книга была тепло встречена критиками и получила номинацию на Гонкуровскую премию. Впрочем, для восприятия фильма Эрика Барбье знакомство с первоисточником будет скорее бонусом, чем необходимостью. Картину не стоит воспринимать исключительно как экранизацию, это цельная и трогательная история, печальный архетип: детство, оборванное войной. Как канонические «Иваново детство» и «Империя солнца», так и недавние «Кролик Джоджо» и «Маленькая страна» показывают растерянность и беспомощность детей перед событиями, которые они еще не в силах осмыслить.
В последние дни Второй мировой войны над Сахарой сбит самолет с двумя пассажирами. После взрыва местным жителям удается спасти жизнь пилоту, но его спутница погибает. Тело мужчины покрыто шрамами и ожогами, пострадавший не помнит даже своего имени, и окружающие, заметив британский акцент, называют пилота «английским пациентом». Раненого перевозят в Италию, где за ним начинает ухаживать молодая медсестра Ханна, недавно потерявшая возлюбленного. Общение с живой и энергичной девушкой помогает английскому пациенту постепенно вспомнить прошлое, и мужчина рассказывает медсестре историю своей жизни. Ханна узнает, что пациент — исследователь Ласло Алмаши, занимавшийся картографированием Африки в конце 1930-х. Роман с замужней женщиной Кэтрин Клифтон перевернул жизнь Ласло и обернулся трагедией.
В основу трогательной мелодрамы Энтони Мингеллы лег одноименный роман Майкла Ондатже, лауреат Букеровской премии 1992 года и обладатель специальной премии «Золотой Букер» как лучшая книга последних 50 лет. Фильм тоже получился «золотым»: девять «Оскаров», два «Золотых глобуса» и шесть премий Британской академии кино и телевизионных искусств. Золотится и визуальный ряд: охристые пески Сахары, медовые локоны Кэтрин и солнечный свет, заливающий кадр. Двухчасовую картину упрекали в затянутости, в то время как первоначальный сценарий и вовсе предполагал метраж в четыре часа. Мингелла признавался, что не представляет, какими сценами романа готов пожертвовать, но после просмотра окончательного варианта Майкл Ондатже высоко оценил картину. Актерскому составу «Английского пациента» позавидовали бы многие фильмы, однако собрать звездный каст было непросто. На роль Кэтрин Клифтон претендовали сразу две звезды: кандидатуру Деми Мур активно продвигала студия, а Николь Кидман лично обратилась к режиссеру с просьбой принять участие в фильме. Мингелла отказал Николь, пообещав написать для нее «роль не хуже», и сдержал слово, пригласив актрису на главную роль в картине «Холодная гора» в 2003 году. С персонажем Ханны, наоборот, решение было принято быстро: Жюльет Бинош дала согласие на участие, прочитав сцену, где героиня раскачивается на веревке и рассматривает фрески на стенах церкви. Но настоящий ажиотаж развернулся вокруг роли Караваджо. Студия выдвигала кандидатуры Джона Гудмана, Дэнни ДеВито и даже Брюса Уиллиса (позже актер сожалел, что отказался), в итоге роль загадочного канадца досталась Уиллему Дефо.
События разворачиваются на фоне гражданской войны в Сьерра-Леоне в конце 1990-х. Скромная африканская страна охвачена хаосом, правительство пытается любыми способами погасить восстание, а революционеры ведут торговлю кровавыми алмазами — добыча этих драгоценных минералов необходима для покупки оружия. Главные герои — два африканца с нелегкими судьбами: добытчик алмазов Соломон Ванди, у которого в «детскую армию» забрали сына, и контрабандист Дэнни Арчер, попавшийся при перевозке груза в Либерию. Мужчины знакомятся в тюрьме и заключают сделку: предприимчивый Арчер поможет Ванди найти сына в обмен на редкий розовый алмаз, который тот нашел и спрятал у реки. Теперь героям предстоит совершить побег, выжить в кровавой перестрелке и переправиться через джунгли, чтобы спасти мальчика и найти заветный алмаз.
Торговля кровавыми алмазами — далеко не главная сюжетная линия, но именно она вызвала ажиотаж вокруг премьеры картины и бурную реакцию в прессе. Компания De Beers, контролирующая большую часть бриллиантового рынка, требовала указать в сценарии, что продажа конфликтных алмазов составляет не более четырех процентов. Дженнифер Лопес, Бейонсе и Сара Джессика Паркер приняли участие в благотворительной акции: звезды согласились надеть броские украшения с бриллиантами на церемонии вручения «Оскар» и «Золотой глобус» в обмен на внушительные пожертвования в помощь африканским странам. Шумиха помешала многим зрителям проникнуться творением Эдварда Цвика, в результате фильм провалился в прокате и запомнился скорее как инфоповод. Между тем «Кровавый алмаз» — не только солидный боевик с сильным актерским составом (одна из самых недооцененных работ Леонардо ДиКаприо и драматичный перформанс от Джимона Хонсу), но и трагедия циника, который сам себе бросает вызов: способно ли еще что-то в этом мире вызвать у меня сострадание?
Главная героиня Миа живет с родителями на львиной ферме в ЮАР. Семья переехала недавно, и девочка никак не может привыкнуть к постоянной жаре и диким животным, скучает по дождливому Лондону и старой жизни. Пытаясь подбодрить дочь и помочь ей адаптироваться на новом месте, родители вручают Мии необычный рождественский подарок: маленького белого льва по имени Чарли. Сперва девочка не проявляет к животному никакого интереса, но после очередной ссоры Мии с родителями любвеобильный котенок добивается взаимности и становится ее лучшим другом. Постепенно Миа привыкает к новой жизни: ей нравятся львы, она расспрашивает отца о работе на ферме. Так Миа узнает, что Чарли и другие львы не будут жить на ферме вечно: скоро приедут покупатели из зоопарков и заповедников и заберут животных. Девочка решает спасти Чарли, и друзья вместе сбегают из дома на поиски свободы.
Когда Жиль де Мэтр взялся за историю о дружбе девочки с диким зверем, режиссер обратился к знаменитому «заклинателю львов», бихевиористу из ЮАР Кевину Ричардсону. Тот ответил, что единственный безопасный способ создать такой фильм — вырастить животное рядом с ребенком. Так произошло знакомство одиннадцатилетней актрисы Дании Де Вилье и новорожденного львенка. В течение всего съемочного процесса девочка по несколько часов в неделю выстраивала отношения с диким животным под чутким руководством Ричардсона. По достижении львом полутора лет зверь начал представлять опасность для всех, кроме Дании, и членам съемочной группы пришлось продолжать работу в специальных клетках. В результате де Мэтр создал уникальное семейное кино, в котором нет отрисованных на компьютере животных и масштабных спецэффектов, зато есть настоящие дикие звери и захватывающие дух пролеты камеры над африканскими прериями.
Какие ассоциации возникают в голове, когда мы думаем об Африке? Жаркие зыбучие пески, палящее солнце, назойливые насекомые, жужжащие над липким от пота лицом, — так описал Марокко американский писатель Пол Боулз в романе «Под покровом небес». Автор взял за основу воспоминания о путешествиях с супругой, добавив несколько вымышленных персонажей и трагичный финал. Бернардо Бертолуччи мастерски передал настроение романа: герои томятся от жары и недосказанности, пьют мутную воду и ждут, когда будет достигнут пункт назначения — будь то очередная африканская деревня или смерть. Тем не менее Боулз раскритиковал экранизацию и даже переписал предисловие к новому изданию романа, призвав читателей не смотреть фильм. Возможно, Бертолуччи посягнул на святое, слишком близко подобравшись к личным воспоминаниям автора (жена Боулза умерла у него на руках). Также писателю не понравился избыток эротических сцен — впрочем, редкая картина Бертолуччи обходится без них.
Сюжет фильма переносит зрителей в Северную Африку середины ХХ века. Супруги Кит и Порт путешествуют по Алжиру, намеренно лишая себя всех благ цивилизации. Подвергаясь физическим и моральным испытаниям, герои надеются восстановить утерянное взаимопонимание. Увы, супругам редко удается остаться вдвоем: то назойливый британец выпрашивает деньги в долг, то друг семьи Таннер недвусмысленно засматривается на Кит. Порт шутит: «Только плохая еда позволяет нам побыть наедине». Постепенно избавившись от нежеланных попутчиков, супруги сталкиваются с проблемой посерьезнее: посреди Сахары Порт заражается тифом. Теперь Кит предстоит одной продвигаться вглубь Африки.
В 1970 году молодой шотландский врач Николас Гарриган отправляется в Уганду в поисках заработка и приключений. Здесь юноша знакомится с руководителями миссионерской клиники, Дэвидом и его очаровательной женой Сарой. Вскоре после приезда Николаса в Уганде назревает государственный переворот, в ходе которого президентом становится суровый генерал Иди Амин. Случай сводит Николаса с новым властителем страны, который, к удивлению доктора, обожает Шотландию и всё с ней связанное. Так юный врач из Эдинбурга становится личным доктором и доверенным Иди Амина. Сперва очарованный новым другом, Николас вскоре узнает о жестокости диктатора и начинает искать способы покинуть Уганду.
Иди Амин правил Угандой всего восемь лет, но за это время уничтожил около 300 тысяч соотечественников. С такими исходными данными лента легко могла стать очередным политическим высказыванием об ужасах диктатуры, но режиссер Кевин МакДональд выводит на первый план необычные взаимоотношения между Амином и молодым шотландским врачом (на самом деле у президента было несколько английских врачей, но не шотландских). Интересно наблюдать эволюцию персонажа Джеймса МакЭвоя: из амбициозного и эгоистичного протеже Николас становится милосердным спасителем, готовым встать на защиту слабых. Форест Уитакер в непривычном амплуа не просто отрицательного персонажа, но настоящего тирана вызывает смешанные чувства: где еще увидишь кровожадного монстра в килте, танцующего под волынку? Неудивительно, что роль Амина принесла актеру единственный на данный момент «Оскар».
Однажды в Африке встретились два очень разных подростка. Нонни Паркер выросла на черном континенте, она с детства знакома с саванной и умеет метко стрелять. Гарри Уинслоу — сын туриста, приехавший в дом к Нонни в качестве гостя. Парень заносчив и избалован, к тому же совсем не приспособлен к жизни в диких условиях. Казалось бы, у этих двоих нет ничего общего, но в один страшный день банда браконьеров устраивает на ферме резню, в которой погибают родители Нонни. На детей объявлена охота, ведь они — единственные выжившие свидетели произошедшего. Теперь Нонни и Гарри вынуждены объединиться: только вместе дети смогут преодолеть пустыню Калахари и добраться до ближайшего города.
В первой половине 90-х студия Disney не только подарила миру культовые мультфильмы вроде «Аладдина» (1992) и «Короля Льва» (1994), но и активно занималась выпуском семейных фильмов. «В плену песков» — это даже не семейное, а именно детское приключенческое кино. Конечно, большинство юных зрителей не жили в Африке и никогда не видели живого страуса, но каждый мог сравнить себя с Нонни и Гарри, позавидовать смелости детей и подумать: интересно, а я бы смог? Отношения главных героев эволюционируют в течение фильма, превращаясь из открытой неприязни в дружбу, способную спасать жизни. Либо вместе, либо никак — этот закон диктует пустыня, и дети следуют ему до конца. Приятно увидеть одну из первых работ Риз Уизерспун в кино, а также насладиться бескрайними пустынными пейзажами, дикими животными в кадре и воздушным фортепианным саундтреком от Джеймса Хорнера.
Действие фильма разворачивается в Кении в начале ХХ века. Датская баронесса Карен фон Бликсен-Финекке (Мэрил Стрип) приезжает в Африку вместе с мужем Брором (Клаус Мария Брандауэр), чтобы основать там ферму. Супруги — старые друзья, и в брак вступили не по любви, а ради дела. Увы, барон не умеет управлять финансами, и денег хватает только на кофейную плантацию. Сперва Карен паникует, так как ничего не знает о земледелии, да и от супруга помощи не дождешься: он целыми днями пропадает на охоте. Спасением для баронессы становится знакомство с местным охотником Деннисом Финч Хаттоном (Роберт Редфорд). Дружеские отношения между Карен и Деннисом быстро перерастают в романтические, но упрямый характер обоих усложняет и без того нелегкую ситуацию.
Экранизируя биографию Карен Бликсен, Сидни Поллак стремился к максимальной аутентичности: съемки проходили в 30 километрах от настоящей фермы писательницы в Найроби, где создатели фильма построили деревню с домами из глины и тростника. В эти аутентичные кенийские жилища заранее заселили местных жителей, чтобы к началу съемок дома выглядели обитаемыми. Для интерьерных съемок в доме баронессы Поллак использовал предметы мебели, принадлежавшие Бликсен в те годы, что она провела в Кении. Задумка режиссера сработала: фильм не просто изображает Африку, он позволяет ее почувствовать, при каждом просмотре обращая внимание зрителя на новые детали. Мэрил Стрип тоже пришлось непросто: во время съемок сцены, где Карен отгоняет льва хлыстом, животное оказалось непривязанным. Мэрил об этом решили не говорить, зато теперь зрители могут любоваться неподдельным испугом на лице актрисы. В сцене приезда Карен в Найроби героиня поочередно здоровается со слугами: в момент съемки этого длинного плана по Стрип ползло неизвестное насекомое, но актриса не потеряла самообладания и закончила сцену как ни в чём не бывало, за что получила от коллег прозвище Железная леди. Перфекционизм Поллака и труды съемочной группы принесли картине семь золотых статуэток «Оскара» и зрительское признание во всём мире.
В маленькой деревушке Малави, затерянной на просторах африканского континента, живет бедная крестьянская семья Камквамба. Младший сын Уильям увлекается электроникой: в свободное время ищет на свалках старые детали и ремонтирует радиоприемники для друзей и соседей. Родители Уильяма не в состоянии оплачивать школу, но мальчик шантажирует учителя — и тот разрешает ему посещать школьную библиотеку, где можно самостоятельно изучать физику. Когда на Малави обрушивается засуха, Уильям разрабатывает план по спасению родной деревни от неурожая. Маленький физик создает прототип ветрогенератора для питания водяного насоса, который нашел на свалке. Устройство работает, и теперь мальчик готов смастерить полноценный ветрогенератор: для этого Уильям просит отца разобрать на детали самую ценную вещь в доме — семейный велосипед. Сперва отец боится рисковать, но постепенно начинает верить в талант Уильяма, и вместе они создают устройство, которое спасет семью от голода.
Сюжет режиссерского дебюта Чиветеля Эджиофора напоминает сказку, но «Мальчик, который обуздал ветер» — это поэтичная драма о выживании и вере в себя. В основу картины лег автобиографический роман малавийского изобретателя Уильяма Камквамбы, который в 14 лет построил для родной деревни ветряной генератор, водяной насос и две ветряные турбины. Для режиссера было важно показать аутентичную обстановку, в которой рос Уильям, поэтому съемки проходили под палящим солнцем Малави. Несмотря на то, что история Уильяма получилась трогательной и воодушевляющей, авторам удалось избежать сентиментальности и пафоса. Здесь нет душещипательной демонстрации бедности, зато есть пустынные пейзажи с выжженными солнцем полями и тягучая атмосфера беспощадного африканского зноя.