Не только битвы: 10 фильмов о Второй мировой войне
Картина «Нюрнберг» посвящена важному моменту в череде событий Второй мировой, который, как правило, остается за кадром — суду над нацистскими преступниками. Но не стоит забывать и о других картинах о крупнейшем конфликте в истории человечества. Выбрали еще 9 фильмов о войне — от современных голливудских блокбастеров до советской классики.
20 ноября 1945 года в Нюрнберге стартовал беспрецедентный военный трибунал над нацистскими военными преступниками. На суде собрались представители восьми стран антигитлеровской коалиции, за ним наблюдали журналисты и люди со всего мира. По воле судеб именно там и встречаются главные герои картины — капитан Игорь Волгин (Сергей Кемпо), переводчик из советской делегации, и русская девушка Лена (Любовь Аксенова). Это знакомство и зарождающееся между ними чувство изменит их жизни раз и навсегда.
Адаптация книги Александра Звягинцева «На веки вечные» стала очень важным проектом для Министерства культуры, которое с помощью фильма планировало «популяризовать объективное историческое знание» и показать важные события с новой точки зрения. Поставил картину знакомый зрителю по «Легенде № 17» Николай Лебедев, хотя среди возможных кандидатов на режиссерский пост были даже Никита Михалков и Оливер Стоун. В итоге на свет родилась захватывающая история любви, разворачивающаяся на фоне «процесса века».
Нежный еврейско-итальянский официант Гвидо Орефиче (Роберто Бениньи) встречает Дору (Николетта Браски), симпатичную школьную учительницу, и покоряет ее благодаря своему обаянию и юмору. В конце концов они женятся, и у них рождается сын Джозуэ (Джорджо Кантарини). Однако их счастье внезапно обрывается: во время очередной чистки еврейского гетто нацисты отправляют всех троих в концлагеря, разлучая Гвидо и Джозуэ с Дорой. Решив защитить своего сына от ужасов окружающей действительности, Гвидо убеждает Джозуэ, что их пребывание в лагере — всего лишь игра.
После выхода «Жизнь прекрасна» вызвала горячие споры из-за использования юмора в фильме о Холокосте. Но именно в этом суть главного героя. Бениньи, который не только исполнил роль Гвидо, но и написал сценарий и поставил картину, использует юмор и романтику, чтобы постепенно погрузить зрителя в историю, заставить его почувствовать контраст между столь разными этапами в жизни персонажей и продемонстрировать силу человеческого духа. Неординарный подход к трагическим событиям не остался незамеченным, и лента получила три премии «Оскар».
Пока нацисты загоняют польских евреев в Краковское гетто, в город прибывает Оскар Шиндлер (Лиам Нисон), член немецкой нацистской партии из Чехословакии, который рассчитывает по-быстрому разбогатеть. Он использует все возможные средства для достижения своей цели: подкупает чиновников, набирает к себе на фабрику евреев и использует бухгалтера Ицхака Штерна (Бен Кингсли), имеющего связи среди торговцев черного рынка и еврейского делового сообщества. Шиндлер старается не обращать внимание на происходящее вокруг, однако со временем ему становится всё сложнее закрывать глаза на нацистские зверства, и он понимает, что должен спасти своих работников.
«Список Шиндлера» — одна из лучших картин Стивена Спилберга и просто один из величайших фильмов в истории кино. Лента, получившая семь «Оскаров», в том числе в категории «Лучший фильм», представляет собой подлинную историю мужчины, который преодолевает свои слабости, чтобы стать спасителем сотен евреев. Спилберг, еврей по происхождению, использовал черно-белое изображение, чтобы воспроизвести настоящие нацистские кадры того времени, перенося зрителя в концлагерь и превращая его в свидетеля разворачивающихся перед глазами ужасов.
В мае 1940 года Германия вторглась во Францию, из-за чего войска союзников оказались в ловушке на пляжах Дюнкерка. Под прикрытием с воздуха и земли британские и французские войска медленно и методично эвакуировались с пляжа, используя все исправные военно-морские и гражданские суда, которые только можно было найти. В конце этой героической миссии было благополучно эвакуировано 330 000 французских, британских, бельгийских и голландских солдат, которые помогли переломить ход войны.
Если Спилберг заставляет прочувствовать на себе кошмары Холокоста, то Кристофер Нолан переносит зрителей на пляжи Дюнкерка, где происходит беспорядочная эвакуация союзных солдат. Картина фактически разделена на три части (сушу, море и воздух), а происходящее на экране намеренно сбивает с толку, заставляя при просмотре прочувствовать ту же дезориентацию, что герои картины. И хотя эти методы не всегда работают, в «Дюнкерке» достаточно потрясающих моментов, которые делают эпичную драму достойной внимания.
Адаптация автобиографии «Пианист: невероятная правдивая история выживания одного человека в Варшаве» рассказывает о Владиславе Шпильмане (Эдриан Броуди), пианисте польского еврейского радио, который проходит через все годы и ужасы Второй мировой. Он видит, как Варшава постепенно меняется с началом войны, оказывается с родными в местном гетто и попадает в трудовой лагерь Треблинка, откуда вновь сбегает в родной город. В одиночестве среди руин Варшавы Шпильман наблюдает, как местное сопротивление продолжает борьбу с захватчиком.
Еще один классический душераздирающий фильм о Холокосте. Несмотря на тяжелые сцены, картина Романа Полански уже два десятилетия остается честным и эмоциональным отображением человеческой жизни в условиях угнетения и служит безжалостным напоминанием о том, как быстро можно потерять свободу. «Пианист» получил семь номинаций на премию «Оскар» и одержал победу в трех категориях (за лучший сценарий, режиссуру и мужскую роль). В 2002-м картина также взяла «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Во время Второй мировой войны начальнику американского штаба генералу Маршаллу (Харви Преснелл) сообщают о смерти трех братьев по фамилии Райан и о том, что в скором времени их мать получит уведомление о гибели сыновей. Узнав о четвертом сыне женщины, Джеймсе (Мэтт Дэймон), генерал решает найти его и вернуть, несмотря на то что рядовой находится в самом сердце боевых действий во Франции. Спасти его поручают капитану Миллеру (Том Хэнкс) и его отряду, которым предстоит отправиться в самое пекло и пожертвовать собственными жизнями, чтобы вытащить парня.
«Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, полный кровопролития и внимания к деталям, заставляет зрителя на себе ощутить хаос вторжения в Нормандию. Воздерживаясь от прославления напыщенных сражений или очернения немецких солдат как безликих монстров, картина заставляет зрителей считаться с сильными и слабыми сторонами страшной ситуации, когда целое поколение молодых людей отправилось на войну (а многие в итоге так и не вернулись домой). До сих пор кажется странным, что лента проиграла «Оскар» за лучший фильм «Влюбленному Шекспиру», но проверка временем показала, что «Спасти рядового Райана» будет забыт еще не скоро.
Начало войны рушит мир молодой студентки Людмилы Павличенко (Юлия Пересильд), вынуждая ее вступить в армию в 1941 году. Девушка оказывается прирожденным снайпером, впечатляющие навыки и доблесть выделяют ее среди мужчин и женщин, и она быстро попадает на фронт. Там ей предстоит пройти пекло многочисленных битв, встретить свою первую любовь и получить несколько тяжелых ранений. Но даже будучи выведенной из боя, Павличенко продолжала стараться на благо Советского Союза и отправилась в США, чтобы убедить американцев открыть второй фронт.
На первый взгляд «Битва за Севастополь» производит впечатление лобового и однобокого фильма. На деле же это тонкая и завораживающая картина о человеке во время войны, а Павличенко, получившая прозвище Леди Смерть, стараниями Пересильд показана сложной личностью, которая была готова отдать жизнь за родину, но при этом не теряла человечности. Если закрыть глаза на некоторые исторические неточности, измененные в угоду драме, «Битва за Севастополь» остается одним из лучших фильмов последних лет о Великой Отечественной войне.
В 1939 году недавно созданное британское разведывательное агентство МИ-6 нанимает выпускника Кембриджа, математика Алана Тьюринга (Бенедикт Камбербэтч) для взлома нацистских кодов и непобедимой доселе шифровальной машины «Энигма». Команда Тьюринга анализирует сообщения немцев, пока он строит машину для их расшифровки. В итоге они наконец преуспевают и становятся героями, но в 1952 году тихий гений сталкивается с позором, когда власти обнаруживают, что он гей, и отправляют его в тюрьму.
«Игра в имитацию» доказывает, что математика может быть такой же напряженной и интересной, как и кровопролитное сражение. Основанная на книге Эндрю Ходжеса картина проливает свет на малоизвестную часть истории Второй мировой войны и показывает, как победа достигалась не только ценой жизни сотен тысяч солдат, но и стараниями людей в тылу. Дополняет историю отличный актерский состав: кроме Камбербэтча, который удостоился первой в карьере номинации на «Оскар», в фильме также снялись Кира Найтли, Марк Стронг, Рори Киннер и Чарльз Дэнс.
Действие разворачивается в первые годы Второй мировой войны в Касабланке, где американский экспат Рик Блейн (Хамфри Богарт) управляет самым популярным ночным клубом в городе. Однажды на пороге заведения появляется его бывшая любовница Ильза (Ингрид Бергман) с мужем Виктором Ласло (Пол Хенрейд), знаменитым мятежником, скрывающимся от немцев. Ильза знает, что Рик может помочь им выбраться из страны, и тот сталкивается с трудным испытанием, которое может разбить ему сердце.
Снятая во время войны в 1942 году «Касабланка» предлагает уникальный и пронзительный взгляд на Вторую мировую. События разворачиваются вдали от боевых действий, однако благодаря многонациональному составу съемочной группы, члены которой бежали от боевых действий в Европе, фильм отобразил на экране реальную борьбу и опыт того времени. На 16-й церемонии вручения премии «Оскар» «Касабланка» победила в номинации «Лучший фильм» и заняла свое заслуженное место в истории кино.
Действие картины режиссера Элема Климова «Иди и смотри» происходит в оккупированной нацистами Беларуси во время Второй мировой и показывает войну с точки зрения мальчика Флёры (Алексей Кравченко). Найдя старое ружье, Флёра присоединяется к белорусскому сопротивлению и на себе переживает всевозможные ужасы и злодеяния войны, которые постепенно меняют юношу.
Основанный на личном опыте Климова и соавтора сценария Алеся Адамовича «Иди и смотри» — поистине ужасающее зрелище и один из самых пронзительных антивоенных фильмов. Климов рассказывает душераздирающую историю в сюрреалистической и философской манере. Созданная им картина дарит изнурительный, но очень важный и неповторимый опыт.