Великий сказочник: Лучшие фильмы Стивена Спилберга
Сегодня Стивену Спилбергу исполнилось 76 лет. Фильмография американского режиссера насчитывает более 30 картин, и выбрать из них 10 лучших — дело совершенно неблагодарное. С одинаковым уровнем мастерства он снимает как триллер об акуле-убийце, так и трогательную историю о мальчике-роботе. Спилберг никогда не зацикливается на одном жанре и всегда готов попробовать себя хоть в дорогостоящем блокбастере, утопающем в ностальгии, хоть в классическом мюзикле. Но мы все-таки смогли выбрать для вас 10 лучших фильмов режиссера (которые расположены в случайном порядке, не от худшего к лучшему или наоборот).
Миллиардер Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо) приглашает трех экспертов, математика Иэна Малкольма (Джефф Голдблюм), палеонтолога Алана Гранта (Сэм Нил) и палеоботаника Элли Сэттлер (Лора Дерн), осмотреть первый в мире заповедник динозавров. Однако на месте, на изолированном острове Исла-Нублар, восхищение при виде динозавров сменяется на ужас, когда неисправность в электросети выпускает на свободу первобытных рептилий, заключенных в клетки. Вскоре свирепый тираннозавр, идеальный хищник, вырывается на волю и начинает свою охоту.
Благодаря Спилбергу динозавры прочно заняли свое заслуженное место в современной поп-культуре. Древние ящеры всегда привлекали ученых и поклонников фантастики, но «Парк Юрского периода» сделал их по-настоящему популярными. Теперь это были не просто какие-то рептилии из прошлого, но допотопные титаны, неподвластные времени и человечеству. И не важно, что зачастую наши фантазии о динозаврах мало связаны с реальностью. «Парк Юрского периода» стал настоящим хитом проката и породил множество продолжений и спин-оффов, не говоря уже о сопутствующих товарах.
Фильм «Челюсти» принес первую настоящую известность Спилбергу, однако картину часто обвиняют в создании современной культуры блокбастеров и одержимости прибылью. Принято считать, что триллер об акуле-людоеде перевел кино Голливуда из дерзкой эпохи конца 1960-х и начала 1970-х в более безличную эпоху мультиплексов. Однако не стоит забывать, что Спилберг создал свой блокбастер исключительно благодаря личному таланту режиссера и рассказчика. Он мастерски нагнетает напряжение, скрывая монстра в глубинах, с математической точностью раскидывает по фильму пугающие моменты, прежде чем превратить всё в захватывающую сагу о противостоянии человека и природы. На успех фильма указывают не только кассовые сборы, но и многочисленные отсылки и пародии, которые можно найти в самых разных произведениях, от видеоигр до мультфильмов.
Когда во время купания нагишом возле туристического городка Новой Англии на острове Амити девушку убивает акула, начальник местной полиции Мартин Броди (Рой Шайдер) хочет закрыть пляжи, но мэр Ларри Вон отказывает ему, опасаясь, что потеря доходов от туризма нанесет ущерб городу. Ихтиолог Мэтт Хупер (Ричард Дрейфусс) и побитый жизнью капитан корабля Квинт (Роберт Шоу) предлагают помочь Броуди поймать акулу-убийцу, и троица вступает в эпическую битву с подводным монстром.
Отбившись от группы тайных пришельцев, безобидный инопланетянин оказывается на Земле, в странном и неизвестном мире. Одинокий и напуганный, он встречает 10-летнего мальчика по имени Эллиот, который после первоначального шока решает взять его к себе. Приведя инопланетянина в свой дом в калифорнийском пригороде, Эллиот представляет инопланетянина своим брату и младшей сестре Герти, и дети решают сохранить его существование в секрете. Однако вскоре пришелец заболевает, и Эллиот с командой должны найти способ воссоединить инопланетянина с его потусторонней семьей. Даже если это означает, что Эллиот потеряет близкого друга.
История о встрече мальчика и инопланетянина — один из самых любимых фильмов Спилберга. Картина может похвастаться множеством незабываемых локаций, знаковых образов (пролет на велосипеде при лунном свете), моментально узнаваемой музыкой Джона Уильямса и чудесной игрой детей-актеров. Но что действительно заставляет зрителя снова и снова возвращаться к «Инопланетянину» спустя десятилетия, так это искреннее изображение связи через взаимное одиночество: оказавшееся на Земле испуганное существо и хрупкий юноша находят друг друга. В этом фильме Стивену удалось продемонстрировать свою неприкрытую любовь к детству, создавая на экране настоящее чудо.
В своих фильмах Спилберг не только создает культовых киномонстров, но и демонстрирует вполне реальных чудовищ, которые совсем недавно обитали на Земле. С помощью «Списка Шиндлера» режиссер прорабатывает поколенческую травму, нанесенную еврейскому народу Холокостом. В мрачной черно-белой картине Спилберг рассказывает реальную историю немецкого бизнесмена и члена нацистской партии, спасшего более тысячи евреев от гибели во время Холокоста. Для душераздирающих, отрезвляющих эпизодов режиссер использует свой фирменный стиль: Амон Гёт, расстреливающий еврейских заключенных из винтовки, или безжалостная ликвидация еврейского гетто. Лишь иногда в фильме просачивается сентиментальность, словно напоминание, что среди всех ужасов найдется место для добра.
Бизнесмен Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) прибывает в Краков в 1939 году, чтобы разбогатеть на только что начавшейся Второй мировой войне. Вступив в нацистскую партию в первую очередь из политической выгоды, он укомплектовывает свою фабрику еврейскими рабочими по тем же прагматическим причинам. Когда СС начинает истреблять евреев в Краковском гетто, Шиндлер принимает меры для защиты своих рабочих, чтобы его фабрика продолжала работать, но вскоре понимает, что таким образом он также спасает невинные жизни.
В начале 1980-х Стивен Спилберг вместе с приятелем-киноманом Джорджем Лукасом решил отдать дань уважения классическим приключенческим картинам. Так на свет появился бесстрашный археолог Индиана Джонс — отчасти Шерлок Холмс (ум), отчасти Джеймс Бонд (харизма), отчасти Человек без имени (крутость) и, естественно, отчасти Хан Соло (милый мошенник). Первые приключения этого героя в «В поисках утраченного ковчега» — идеальное сочетание потрясающего экшена и классических моментов Золотой эпохи Голливуда. Это совершенный образец чистого, незамутненного развлечения, который пытаются воссоздать уже много десятилетий. При этом сам Индиана Джонс не теряется среди идеальных экшен-сцен: всё это построено вокруг его центральной фигуры, всё происходящее посвящено исключительно ему. Неудивительно, что Индиана Джонс до сих пор считается одним из самых популярных киногероев и в 2023 году вновь вернется на экраны в пятой части знаменитой франшизы.
1936 год. Третий рейх вовсю набирает силу, а Адольф Гитлер занят поисками легендарного Ковчега Завета — места упокоения Десяти заповедей, чьи сверхъестественные силы, как гласит легенда, могут уничтожить целые армии. Чтобы помешать нацистам, правительство США обращается к профессору археологии Индиане Джонсу (Харрисон Форд). Безжалостно преследуемый гитлеровскими приспешниками, Инди должен как можно быстрее найти Колодец душ, где Ковчег пролежал нетронутым на протяжении веков.
После высадки в Нормандии в 1944 году отряд капитана Миллера (Том Хэнкс) отправляется с миссией найти и вернуть домой рядового Джеймса Райана (Мэтт Дэймон). Окруженные жестокими реалиями войны, они должны преодолеть оккупированные нацистами территории, чтобы установить контакт с подразделением Райана. Во время поисков каждый человек из отряда Миллера отправляется в личное путешествие и обнаруживает в себе силы, чтобы победить неопределенное будущее с честью, порядочностью и отвагой.
Военная драма «Спасти рядового Райана» известна в первую очередь благодаря сцене высадки американцев в Нормандии. Спилбергу не хотелось показывать персонажей героями. Вместо этого он пускается во все тяжкие и демонстрирует, как обычные парни и мужчины угодили в мясорубку войны, кровавую и беспощадную. Однако фильму есть что предложить и за пределами экранной жестокости. Картина может похвастаться самой недооцененной и сдержанной игрой Хэнкса — Спилбергу мастерски удалось разбавить захватывающие боевые сцены более тихими эпизодами, чтобы зритель мог получше узнать всех персонажей. И в конечном счете это делает финал эмоциональнее, интимнее, словно умирают не просто какие-то солдаты, но наши близкие товарищи по оружию.
Фрэнк Абигнейл — младший (Леонардо ДиКаприо) работал врачом, юристом и вторым пилотом крупной авиакомпании — и всё это до своего 18-летия. Мастер обмана и блестящий фальшивомонетчик, чьи навыки сделали его по-настоящему знаменитым: в возрасте 17 лет Фрэнк стал самым успешным грабителем банков в истории США. Агент ФБР Карл Хэнрэтти (Том Хэнкс) ставит своей главной задачей поймать Фрэнка и предать его правосудию, но Фрэнк всегда опережает его на шаг.
Если «Индиана Джонс» воссоздает старые приключенческие картины, то «Поймай меня, если сможешь» обыгрывает классические фильмы об очаровательных аферистах и мошенниках. Даже открывающие титры сделаны в стиле картин 1960-х. Спилберг играется с легкой тематикой, как Фрэнк скачет от одной аферы к другой, но не позволяет себе расслабиться. Как только история начинает казаться слишком веселой, он уравновешивает ее присутствием сурового агента ФБР в исполнении Хэнкса. Это увлекательный диалог двух характеров, двух образов жизни и двух Спилбергов — специалиста по поп-культуре и серьезного художника.
Мучимый странными видениями после контакта с неизвестным, семьянин из Индианы Рой Нири (Ричард Дрейфусс) изо всех сил пытается найти ответы. Тем временем когда новости о беспрецедентных явлениях и проявлениях НЛО распространяются со скоростью лесного пожара, мир матери-одиночки Джиллиан Гуйлер (Мелинда Диллон) переворачивается с ног на голову. Правительство США берет контроль на себя, а французский ученый Клод Лакомб (Франсуа Трюффо) надеется пообщаться с инопланетянами. Но Рой должен знать, насколько реальны преследующие его образы.
Один из двух фильмов, сценарий которых Стивен Спилберг написал лично (вторым считается «Искусственный разум»), и, возможно, самое чистое, незамутненное выражение артистического голоса режиссера. Спилберг рисует в воображении беспокойный, беспорядочный мир, в котором ученые, военные, правительственные чиновники и простые американцы изо всех сил пытаются примириться с моментом, когда мы вступаем в контакт с необъяснимым. А в финале устраивает световое представление, которое спустя несколько лет повторит (в более агрессивной форме) в картине «В поисках утраченного ковчега».
После убийства 11 израильских спортсменов и их тренера на Олимпийских играх 1972 года израильское правительство тайно поручает Авнеру Кауфману (Эрик Бана) провести серию стратегических ответных действий. С помощью водителя (Дэниел Крэйг), фальсификатора (Ханс Цишлер), изготовителя бомб (Матьё Кассовиц) и бывшего солдата (Киран Хайндс) Авнер проводит всемирную операцию, нацеленную на 11 человек. По мере того как количество убийств растет, Авнер начинает сомневаться в этичности своих действий.
Несмотря на любовь к сказочному и фантастическому, Спилберг регулярно обращается к темам более мрачным и приземленным. Будь то геноцид, жизнь президента США или история секретной операции израильских спецслужб. И в «Мюнхене» Спилбергу снова удается создать на экране напряженную, мрачную атмосферу. Это фильм о жизни людей, которые привыкли действовать в тени, вдали от человеческих глаз, и о том, какую цену им приходится в конечном счете за это заплатить. Финальная сцена выглядит особенно жутко, когда напуганный главный герой стоит в тени башен-близнецов — символа бесконечного цикла мести.
В 2054 году преступность в Вашингтоне практически ликвидирована благодаря элитному предпреступному отделу. Они используют трех одаренных людей с особыми способностями, чтобы заглядывать в будущее и заранее предсказывать преступления. Джон Андертон (Том Круз) возглавляет отдел и твердо уверен в безупречности системы. Однако однажды появляется предсказание, что Андертон сам совершит убийство в следующие 36 часов. Хуже того, Андертон даже не знает жертву. Он решает добраться до сути и узнаёт о существовании «особого мнения», альтернативной точки зрения на события будущего, что может уничтожить всю систему.
Через год после мрачной фантастической драмы «Искусственный разум» Спилберг снял еще более мрачный фантастический боевик, экранизацию рассказа знаменитого Филипа К. Дика. Однако фильм, отчасти благодаря харизме экшен-героя Круза, не выглядит таким уж мрачным. «Особое мнение» настолько потрясающе и захватывающе снято, что зритель почти не замечает мир, заполненный рекламой, где приходится скрывать глаза, а полиция может посадить человека за возможное преступление в будущем. И хотя фильм был в производстве до теракта 11 сентября, Спилбергу удалось с невероятной точностью передать паранойю того периода и растущую культуру слежки.