На пути в Вальгаллу: 10 лучших фильмов про викингов
Викинги, наряду с ковбоями и ниндзя, являются столпами развлекательного кино. Зрителя не волнует, что было на самом деле, да и исторические тонкости ни к чему. Они видят в скандинавских воинах бесстрашные машины для убийства, за которыми так интересно наблюдать на большом экране. Поэтому мы решили собрать 10 картин об этих самых викингах. Нашлось место как комедии, так и фантастике.
Также предлагаем вам посмотреть подборку лучших зарубежных исторических сериалов.
Главный герой фильма — изгнанный из своей родины мусульманский посол и поэт Ахмед ибн Фадлан (Антонио Бандерас), который оказывается на севере в компании викингов. Хотя поведение скандинавов поначалу оскорбляет ибн Фадлана, чужак постепенно начинает уважать сильных и неотесанных воинов. Во время совместных путешествий Ахмед и викинги узнают о приближающемся зле и отправляются помочь поселению, которому угрожает страшная сила, считавшаяся частью легенд и преданий.
Экранизация исторического романа Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых», который, в свою очередь, был переработкой «Беовульфа» с добавлением воспоминаний Ахмеда ибн Фадлана о варягах. Фильм вышел в легендарном для Голливуда 1999-м и до сих пор известен как самый мощный провал года — студии потеряли на нём 129 млн долларов. Режиссер Джон МакТирнан, за плечами которого были такие хиты, как «Хищник», «Крепкий орешек» и «Охота за „Красным октябрем“», был отстранен от проекта после того, как несколько тест-просмотров окончились неудачно. Крайтон взялся за перемонтаж, снял другой финал и сменил композитора. «13-й воин» вышел в прокат одновременно с мистической драмой «Шестое чувство», что стало приговором: кино про мальчика, который видит мертвых, оказалось гораздо интереснее исторической картины про пожирателей мертвых.
Воинственный принц Амлет (Александр Скарсгард), оскорбленный сын короля Аурвандилля Боевого Ворона (Итан Хоук), 10 лет назад пережил нападение на семью и превратился в сурового воина. Теперь он жаждет отомстить дяде Фьолниру (Клас Банг), по чьей вине лишился всего, и направляется в холодную, продуваемую всеми ветрами Исландию. Он намерен выполнить свое кровавое обещание и вернуть то, что у него было украдено: отца, мать и королевство.
Режиссер Роберт Эггерс в дебютном и малобюджетном проекте «Ведьма» снимал малоизвестную тогда Аню Тейлор-Джой. Кино стало настолько популярным, что уже на свой второй фильм, психоделическую драму о выживании «Маяк», Эггерс позвал Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. Третья картина удачно соединила в себе желание Эггерса и Александра Скарсгарда снять что-нибудь про викингов. Режиссер в детстве очень любил «Конана-варвара», но после поездки в Исландию проникся настоящей скандинавской историей. Там же он познакомился с Бьорк и уговорил ее сняться — певица отказывалась играть в кино после изматывающей работы у Ларса фон Триера в «Танцующей в темноте». Во время съемок началась пандемия, из-за чего бюджет увеличился. Кинопрокат прошел не очень удачно, зато «Варяг» отлично показал себя в онлайн-кинотеатрах. Действительно, это не самое легкое кино для просмотра в кинотеатре — у Эггерса жестокая и кровавая лента, с которой лучше уединиться дома один на один. Заодно можно будет лучше рассмотреть внушительную мускулатуру Скарсгарда.
Шотландское нагорье, XI век. Немой норвежский воин по прозвищу Одноглазый (Мадс Миккельсен) вырывается из рабства, насадив голову своего ненавистного угнетателя на кол. Оказавшись на свободе, Одноглазый и его безымянный молодой приятель отправляются в путешествие и встречают скандинавский корабль христиан-фанатиков, направляющихся в Иерусалим. Они присоединятся к религиозным воинам, но в конечном счете оказываются не на Святой Земле, а в неизвестном бесплодном новом мире, полном опасностей.
Датский режиссер Николас Виндинг Рефн снимает Мадса Миккельсена еще с самых первых фильмов. Получить финансирование «Саги о викинге» оказалось просто — как говорит Рефн, «идете к дистрибьютору со словами: Мадс Миккельсен, викинги, экшен, насилие». Говорят, именно благодаря этому фильму Райан Гослинг захотел сняться у датского постановщика: мол, когда Миккельсен в кадре вырвал кому-то кишки, в зале, где сидел Гослинг, все пришли в восторг. Не слишком ли много насилия в творчестве Рефна? «Искусство — своего рода акт насилия, — говорит режиссер, который считает, что в эмоциональном плане человек художественно самовыражается через секс или насилие. — В насилии есть сексуальность, которая меня опьяняет и заводит».
Группа воинственных викингов оказывается на берегах Шотландии после того, как их корабль затонул во время шторма. Отрезанные от своих, они сталкиваются с силами местного правителя и после дерзкой победы берут в плен благородную даму, дочь шотландского короля. Теперь они должны добраться до поселения викингов Данелах, но путешествие быстро превращается в борьбу за выживание, когда король посылает по их следу своих самых грозных наемников. На помощь скандинавским воинам приходит христианский монах, проповедующий огнем и мечом. С его поддержкой, а также с помощью хитрости и ловушек путникам удается одержать победу над преследователями.
Не самые аутентичные викинги этой подборки: режиссер из Швейцарии снимал картину по сценарию австралийцев. Зато в кадре звучит дэт-метал, за что авторов можно похвалить, поскольку такая музыка не только подходит свирепым воинам, но и до сих пор популярна на Севере (лидерство по количеству групп, играющих метал, удерживает Финляндия). Исторической точности ждать не приходится, но зато можно посмотреть на первые шаги в кино британского актера Тома Хоппера, которого вы можете знать по сериалу «Академия „Амбрелла“». Также в фильм забрели Райан Квантен из сериала «Настоящая кровь» и Эд Скрейн, начинающий актер, чье непробиваемое лицо сейчас можно наблюдать в дилогии Зака Снайдера «Мятежная Луна».
Дети викингов Рёсква (Сесилия Лоффредо) и Тьяльфе (Саксо Мольтке-Лет) отправляются в полное приключений путешествие из Мидгарда в Вальгаллу вместе с асами Тором (Роланд Мюллер) и Локи (Дульфи Аль-Джабури). Однако жизни в небесных чертогах угрожает ужасный волк Фенрир и заклятые враги бога, исполинские ётуны. Бок о бок с богами молодые смертные должны сражаться, чтобы спасти Вальгаллу и предотвратить конец света — рагнарёк.
Кто сказал, что про викингов можно снимать только мрачно и реалистично? Вот, пожалуйста, датское фэнтези, в основе которого одноименный датский комикс. Режиссер Фенар Ахмад родился в Чехословакии в семье иммигрантов из Ирака, которая затем переехала в Данию. Не сказать, что «Рагнарёк» получился очень веселым, но не без юмора, что особенно ценно, когда вокруг разного рода представители скандинавского фольклора.
Молодого викинга Эрика (Тим Роббинс) мало интересуют набеги на чужие селения, изнасилования и грабежи, которыми промышляют его соплеменники. В попытке найти свое призвание в мире он обращается за помощью к мудрой Фрее (Эрта Китт), и она сообщает Эрику, что великий мифический волк проглотил солнце, знаменуя наступление рагнарёка. Воин решает всё исправить и отправляется в Асгард, дом скандинавских богов, в попытке уговорить небожителей отменить конец света. Но прежде Эрик и его союзники должны найти волшебный рог, находящийся в землях короля Арнульфа (Терри Джонс).
Комедийный взгляд на скандинавскую мифологию от Терри Джонса, одного из членов знаменитой юмористической труппы «Монти Пайтон». Фильм вдохновлен одноименной детской книгой Джонса, однако автор лишь позаимствовал общую канву и не стал делать стопроцентную экранизацию. Картина привносит легендарный пайтоновский юмор в жанр кино о викингах, хотя далеко не все критики и зрители оценили задумку. Многим показалось, что за пределами общей идеи «викинг, который устал от разбоев» лента не может ничего предложить.
В 709 году нашей эры, в железном веке, в королевстве викингов Герот в Норвегии терпит крушение космический корабль. Пилот Кайнан (Джеймс Кэвизел) выживает, однако чудовищный хищник Мурвен, которого он перевозил, сбегает и начинает сеять хаос и разрушение в северных землях. Преследуя инопланетного монстра, Кайнан встречает викинга Вульфрика (Джек Хьюстон) и решает объединиться с ним, чтобы с помощью передовых технологий и древнего оружия остановить Мурвена, пока тот не уничтожил всё человечество.
Поэма «Беовульф» снова подвергается переосмыслению, но на сей раз с пришельцами! Кажется, налицо все черты культового фильма — скандинавский сеттинг, фантастическая составляющая. Поначалу картину хотел снимать финн Ренни Харлин, и, думается, он бы сумел достичь нужного градуса идиотии, но проект достался неизвестному Ховарду МакКейну. В результате лента провалилась в прокате, как и его близкий родственник — фантастический вестерн «Ковбои против пришельцев» 2011 года.
По сюжету викинги грабят Ирландию в поисках серебра и рабов, убивая при этом мужчин и женщин. Во время набега на очередное поселение они вырезают всех жителей, оставляя в живых лишь одного мальчика. Спустя 20 лет безымянный юноша (Якоб Тор Эйнарссон) отправляется в Исландию, чтобы покарать Торда (Хельги Скуласон) и Эрика (Флоси Олафссон), которые уничтожили его родину и похитили сестру (Эдда Бьёргвинсдоттир).
Выпущенный в 1984 году «Полет ворона» — исландский исторический эпос, который часто сравнивают с работами Акиры Куросавы. В частности, с «Телохранителем», поскольку главный герой также стравливает друг против друга две соперничающие банды викингов, прямо как в классической картине японского режиссера. «Полет ворона» стал первым фильмом из «Трилогии о викингах» Храфна Гуннлахссона, куда также вошли «Тень ворона» (1988) и «Белый викинг» (1991). Исландия даже номинировала первую часть на «Оскар», однако лента так и не вошла в финальную пятерку в категории «Лучший иностранный фильм».
Юный скандинав по прозвищу Призрак (Карл Урбан) оказывается единственным выжившим после битвы между викингами и коренными американцами. Оставшись в полном одиночестве, он неожиданно находит новую семью в племени вампаноаг, которое усыновляет парня несмотря на легенду о том, что его преследуют смерть и разрушения. Через 10 лет Призрак вырастает в жестокого воина, который стоит на защите своего племени, отбивая набеги викингов. Ведя единоличную войну против бывших соотечественников, он становится главным спасителем и защитником народа вампаноагов.
А вот и ремейк «Проводника» Нильса Гёупа, который упоминался выше. Ставил его немец Маркус Ниспел, которого словно нарочно завезли в Голливуд, чтобы он снимал исключительно ремейки. Он дебютировал хоррором «Техасская резня бензопилой» (2003), затем снял «Франкенштейна» (2004), потом «Следопыта (2007)», а далее фильмы «Пятница, 13-е» (2009) и «Конан-варвар» (2011) с Джейсоном Момоа. «Следопыт» был нещадно растерзан критиками, да и зрители не очень-то жаловали картину. При бюджете 45 млн долларов он собрал всего 30,8 млн долларов в прокате.
Норвегия, 1204 год. Гражданская война между людьми короля Хокона (биркебейнерами) и сторонниками норвежской аристократии (баглерами) раздирает страну на части. Бывшая королева Маргарет решает захватить престол и убивает монарха, однако ее правлению угрожает незаконнорожденный сын Хокона. Двум воинам-биркебейнерам Торстейну (Кристофер Хивью) и Скервальду (Якоб Офтебро) поручают найти наследника и доставить его в безопасности.
Странно, почему отечественные дистрибьюторы не ухватились за возможность назвать фильм «Последний король», как в англоязычном прокате. Или же перевести биркебейнеров как «лапотников» — их так называли из-за скудного обмундирования. После выхода фильма в родной Норвегии на него обрушились не только кинокритики, но и историки, в частности профессор Ханс Якоб Орнинг заявил, что исторической достоверностью в картине не пахнет. Начиная от длинных лыж (в то время использовали лыжи разной длины), заканчивая картофелем в кадре (действие развивается в XIII столетии, тогда как картофель в Норвегию завезли только в XVIII). При этом режиссер Нильс Гёуп за свой дебют «Проводник» получил номинацию на «Оскар», а его триллер «Голова над водой» пересняли в Голливуде с Кэмерон Диаз и Харви Кейтелем с главных ролях.