Мыслить как преступник: Все части корейской франшизы «Криминальный город»
«Криминальный город: Возмездие» очень скоро должен стать доступным в российских онлайн-кинотеатрах, а на больших корейских экранах фильм традиционно стал хитом. Сколько нужно копов, чтобы защитить корейцев от китайских гангстеров, вьетнамских торговцев людьми, наркотрафика из Японии и филиппинских киберпреступников? Те, кто внимательно смотрел все части «Криминального города» по порядку, знают — достаточно одного опытного следователя Ма, у которого особый подход к преступникам. Рассказываем о лучшей полицейской франшизе современности.
А поклонникам могучей харизмы Ма Дон-сока предлагаем также обратить внимание на подборку лучших фильмов и дорам с Ма Дон-соком.
В районе Гарибонг с китайском кварталом и самой низкой арендной платой в Сеуле традиционно обосновывались бедняки со всей Азии. О зашкаливающем здесь разгуле преступности складывались легенды, пока местный полицейский участок не обзавелся своим героем — детективом Ма Сок-до (Ма Дон-сок). Старина Ма в Гарибонге, что называется, «свой» — любит женщин и выпивку, не отказывается от взяток, но, главное, держит в узде все местные группировки и не дает им нарушать покой мирных граждан. Всё меняется, когда в район приезжают особо ретивые китайские гангстеры из Харбина и начинают размахивать топорами, наводя ужас на прирученных карманных гангстеров Ма. Троица головорезов стремительно захватывает власть и явно не намерена ограничиться Чайна-тауном.
Не так уж часто даже самые выдающиеся актеры находят образ-проклятие, героя всей карьеры, настолько характерного и живого, что вынуждены стать его заложниками. Именно таким героем для Ма Дон-сока стал его угрюмый увалень детектив Ма. В основе франшизы — история реальной масштабной полицейской операции 2007 года. Продюсером картины стал Чан Вон-сок, известный по хиту «Гангстер, коп и дьявол», а режиссером выступил дебютант Кан Юн-сон. Помимо мощного заряда правды, полученного от документального сюжета, и не менее внушительной харизмы Ма Дон-сока, в «Криминальном городе» есть еще один не такой очевидный, но важный плюс. Ориентированные на экспорт корейские режиссеры не так часто обращаются к исчезающей натуре — стремительно меняющимся кварталам бедняков, но именно этот уникальный и аутентичный фон сделал «Криминальный город» важным для истории азиатского кино феноменом и хитом на все времена. В итоге дебют Юн-сона стал третьим кассовым фильмом с рейтингом R в истории Кореи, а сам постановщик удостоился награды «Лучший новый режиссер» на церемонии вручения премии Корейской ассоциации кинокритиков.
C громкого ареста половины китайской мафии прошло четыре года. Ма буднично раздает оплеухи особо ретивым гангстерам, которые, как и прежде, сильно не высовываются, ограничиваясь разборками внутри группировок. Начальник Ма, капитан Чон (Чхве Гви-хва), продвигается по службе, «комната правды» — закуток, который не попадает на камеры видеонаблюдения, тоже не пустует. Но однажды Чон берет Ма с собой в непыльную командировку — сопроводить на родину преступника, который явился в Корейское консульство во Вьетнаме с повинной. Но знакомый с преступным миром Ма понимает: злодеи так просто не сдаются, а значит, перепуганный арестант — явно мелкая рыбешка, которую хотят проглотить большие акулы криминального подполья. Ма в Ханое начинает расследование привычными ему методами и вскоре находит огромное захоронение корейских туристов. Все они стали жертвами психопата-вымогателя Кан Хэ-сана (Сон Сок-ку), который сначала получал от родственников солидный выкуп, а затем убивал своих пленников. Охота за Хэ-саном, начатая в Ханое, продолжится и после возвращения в Сеул.
Львиной долей успеха первая часть (да и все последующие) обязана могучей харизме исполнителя главной роли Ма, на его фоне остальные актеры в фильме, кажется, не способны даже стать заметными. Закономерно, что уже в сиквеле Ма становится одним из продюсеров своей звездной франшизы. В режиссерском кресле же снова оказывается новичок Ли Сан-ён, до этого не замеченный в ярких проектах. Формула успеха окончательно выкристаллизовалась, и о неповторимом авторском стиле речи не идет, но работает эта формула надежно, как швейцарские часы. Продюсеры уже без оглядки на реальность вновь создают ее гротескный и выразительный слепок, заходя на территорию «Фарго» братьев Коэн. О последнем напоминает в первую очередь неудержимый Сон Сок-ку в роли лютого психопата, размахивающего ножом в любой непонятной ситуации, а уж потом задающего вопросы. Сцены резни вновь соседствуют с комедийными анекдотами из жизни не таких уж законопослушных копов: служебные полномочия постоянно превышаются, подозреваемых пытают и запугивают, о законах не вспоминает никто. Всё это выглядит в равной степени провокативно и захватывающе.
Спустя семь лет после громкого международного дела о похищении корейских туристов в вверенном Ма районе опять неспокойно. Новым убийцей становится наводнивший рынок синтетический наркотик «хайпер». Ма со своим убойным отделом вновь принимаются выбивать информацию из владельцев ночных клубов и уличных барыг, они быстро выходят на крупную партию вещества, но неизвестные в масках нападают на полицейский автомобиль и похищают все изъятые 20 килограммов. Ма понимает, что преступникам помогал кто-то из правоохранительных органов и все дороги ведут в отдел по борьбе с наркотиками в соседнем Ичхоне. Пока Ма охотится за оборотнем в погонах, босс якудзы отправляет на поиски пропавшей партии своего самого лютого головореза, который, в отличие от Ма, для получения информации использует не кулаки, а катану.
Ли Сан-ён, задержавшийся в режиссерском кресле франшизы, в триквеле решился на эксперименты и вместо одного кровожадного, но недалекого психопата антагонистами добряка Ма стали и японские якудза, и китайские триады, и даже хитроумный и обаятельный Джу Сон-чхоль (Ли Джун-хёк) — начальник ичхонской полиции. Тем не менее актеры-протагонисты опять сражаются на экране за право остаться в памяти зрителей. Удается это только Джун-хёку, который сыграл первого в послужном списке Ма противника, который думает больше, чем размахивает оружием. В итоге фильм получился тяжеловесным: эпический размах, огромное число жертв и противоборствующих группировок легли на могучие плечи Ма Дон-сока, которому в чересчур серьезном триквеле в разы сложнее удержать внимание публики фирменными анекдотами и отличными экшен-сценами. Сам же коп-супергерой в погоне за мыслящим преступником как никогда близко подходит к черте — по ходу истории мирные жители всё чаще принимают его за бандита, а не служителя закона. Тем не менее предыдущая дилогия оказалась настолько успешной, что создатели еще до выхода третьей части анонсировали четыре продолжения и несколько спин-оффов.
Где-то на Филиппинах бывший спецназовец Бэк Чан-ги (Ким Му-ёль) прямо на улице убивает сбежавшего из рабства корейского разработчика. Бедняге даже удалось остановить перед смертью полицейскую машину с патрульными, но для Чан-ги двое со значками не стали помехой — он давно работает на монополиста в сфере онлайн-казино Чан Дон-чхоля (Ли Дон-хви) из Сеула и хочет в долю. Терпение верного вояки на исходе, а так как Дон-чхоль упорно не хочет делиться, начальник сам становится мишенью и новой жертвой своего головореза. В то же время Ма, привлеченный к расследованию убийства разработчика, неуклюже начинает погружаться в тонкости мира киберпреступлений и вновь убеждается, что доступ к «облаку» проще получить с помощью кулаков, а не пароля.
Бывший боксер, клубный вышибала и спортивный тренер Ма продолжает свое успешное азиатское турне с целью искоренения преступности не только в Корее, но и в близлежащих странах. В режиссерском кресле вновь почти дебютант Хо Мён-хэн (эксперименты Ли Сан-ёна, видимо, не остались незамеченными для главной звезды и продюсера, тянущего на своих широких плечах теперь уже международную хит-франшизу). Мён-хэн, понятное дело, от экспериментов воздержался и четко выдержал структуру первого эталонного хита. Премьера четвертой части прошла во внеконкурсной программе Берлинале этого года, что тоже неудивительно — рассказанный четырежды анекдот про копов, неотличимых от преступников, и преступников, неотличимых от копов (за эту линию отвечает постоянный комический двойник главного героя, его карманный гангстер Чан И-су (Пак Чи-хван)), только прибавил веса и окончательно превратился в культурный феномен.