«Криминальный город: Возмездие»: Ма Сок-до и все-все-все
В Okko вышел корейский экшен «Криминальный город: Возмездие» — четвертая часть остросюжетной франшизы с Ма Дон-соком про безбашенного полицейского. Теперь преступление происходит на Филиппинах, но злоумышленник едет в Сеул, где его уже ждет правосудие с кулаками. Рассказываем, почему динамичный боевик и на четвертый раз всё еще смотрится легко и свежо.
Любитель поколачивать преступников без предъявления полицейского значка и обвинений возвращается. Ма Сок-до (Ма Дон-сок), разобравшись с китайскими гангстерами, вьетнамскими вымогателями и японскими наркоторговцами, берется за филиппинских киберпреступников, которые, впрочем, привычно размахивают ножами, деля исходный код. Новый крестный отец восседает в кресле админа — вот первая и не единственная удачная шутка самой успешной корейской полицейской франшизы.
Спустя три года после громкого расследования Ма всё так же раскидывает бандитов по разным углам, как расшалившихся щенков, гоняет закладчиков и на правах смотрящего мирит глав преступных семейств, когда те не могут поделить территорию. В это же время на Филиппинах бывший спецназовец Бэк Чан-ги (Ким Му-ёль) прямо на улице убивает двух патрульных и сбежавшего из рабства корейского разработчика. Чан-ги уже долгое время служит верным псом у монополиста в мире онлайн-казино Чан Дон-чхоля (Ли Дон-хви), проживающего в Сеуле. Головорез мечтает о повышении и доле в прибыльном бизнесе, но босс только кормит обещаниями и сваливает на него всю грязную работу. В конце концов Чан-ги отправляется за разъяснениями в Сеул, где его уже поджидает Ма, пообещавший матери погибшего программиста найти и наказать убийцу.
Приписка «Возмездие», как несложно догадаться, совершенно факультативна и наводит на ложный след. Раскочегаренная некогда Чан Вон-соком (режиссером хита «Гангстер, коп и дьявол») франшиза летит на всех парах и не сбивается с курса даже под предводительством почти дебютанта Хо Мён-хэна. По сути, перед нами очередная глава приключений доброго увальня Ма в исполнении главного харизматика корейского кино Ма Дон-сока, со всеми полюбившимися аттракционами, по которым можно составлять бинго и ставить галочки: зловещее убийство в открывающей сцене; комедийная разборка, иллюстрирующая серые будни Ма и компании; новое дело, в котором копы ничего не понимают, но кулаки скоро выбивают из бандитов нужные зацепки; привлечение к расследованию карманного гангстера Ма Чан И-су (уморительный Пак Чи-хван, не расстающийся с Gucci); тупик; озарение и финальная облава (ставки растут, и количество задержанных уже исчисляется сотнями).
Из вышесказанного может показаться, что «Возмездие» — часть совершенно необязательная и проходная, но это опять-таки ложный след. Вся магия «Криминального города» в том, что этот анекдот, рассказанный даже в четвертый раз, с каждой новой вариацией становится только смешнее. Мён-хэн решил не изобретать велосипед, а строго придерживаться первой части, ставшей золотым стандартом. Ни ненужных длительных разборок на чужой территории (которые привели к запрету второй части во Вьетнаме — местные обиделись, что их копы выглядят такими же глупыми недотепами, как и корейские протагонисты), ни масштабного заговора с огромным числом действующих лиц (ставших ненужным балластом в триквеле). Тема киберпреступности практически не раскрыта — и слава Богу, здесь она нужна только для того, чтобы Ма деловито называл облачное хранилище тучей и превращал любую услышанную мудрость в каламбур. Для детектива о новейших преступлениях «Криминальный город» вызывающе старомоден и напоминает то ли уся-сказки, то ли истории о мушкетерах — за два часа здесь не раздастся ни единого выстрела, при этом от боевых сцен глаз не оторвать.
Антагонист на этот раз тоже подобрался на славу — Ким Му-ёль режет всех направо и налево, ведомый классовой ненавистью к ловкачам-очкарикам, которые пишут код и умеют вести переговоры. Все его доводы сводятся к тому, что «богачи не хотят делиться, а хотят дальше богатеть», и чему-то вроде «мы с тобой одной крови». Его головорез при этом единственный, кто не выглядит комично, и прекрасно иллюстрирует, почему для таких, как он, социальный лифт закрыт. Но, конечно, солирует и несет эту глыбу на своих широких плечах Ма Дон-сок, которому удалось создать действительно нового и оригинального героя. Его детектив Ма — этакий простачок Коломбо, с той разницей, что он действительно простачок и покоряет любые высоты грубой силой (в народе это называется «против лома нет приема»). Он напоминает медведя, от фильма к фильму разоряющего новое гнездо диких пчел, и какого они вида (читай — национальности, вида преступной деятельности), ему одинаково безразлично. Подобный метод превращает любое расследование в чистый фарс, неуклюже сметающий все рамки и традиции жанра, но в образовавшейся пустоте всё еще дышится легко и приятно.