Детектив Ма Сок-до и его команда: В чем секрет успеха франшизы «Криминальный город»
В подписке Okko появился боевик «Криминальный город: Разборки в Пусане». К своим делам возвращается обаятельный детектив-увалень из Кореи с оригинальной программой борьбы с ОПГ: сначала надавать подозреваемым оплеух, а потом уже разбираться, чего там бандиты не поделили. На этот раз принуждать к порядку своим железным кулаком детективу Ма предстоит «своих» — отдел по борьбе с наркотиками из соседнего Инчхона. Чем же так хороши истории из жизни корейских стражей порядка? Рассказываем с самого начала.
В наших широтах о франшизе «Криминальный город» слышали только истинные ценители корейского кино, а зря. Предыдущая серия в российском прокате заработала обидные крохи, в то время как на родине почти в три раза обогнала по сборам марвеловский хит «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». «Криминальный город 2» стал самым кассовым корейским фильмом 2022-го. Вышедшая 3 августа в отечественном прокате третья часть «Криминальный город: Разборки в Пусане» окончательно подтверждает — харизматик с невероятными обаянием, пластикой и комедийным талантом Ма Дон-сок еще долго сможет на своих широких плечах тянуть эту хулиганскую франшизу и мутузить плохих парней со всей Азии (а он это делает чаще, чем надевает на них наручники). Хотя и на этот раз без трудностей перевода не обошлось: полюбившийся локализаторам Пусан в третьей части совершенно ни при чем, потому что наводить порядки Ма будет в соседнем Инчхоне. Немудрено, что после успеха «Поезда в Пусан» название корейского портового города-курорта хочется поместить на афишу любого азиатского экшена, но конкретно с «Криминальным городом» это медвежья услуга — несведущим может показаться, что впереди их ждет напряженный кровавый триллер, а не ироничная франшиза про глупых копов-недотеп.
«Криминальный город» — основано на реальных событиях
Всё началось с реальных разборок, только не в Пусане, а в Сеуле — в основе сценария первой части лежит история одной блестящей полицейской операции 2007 года. Действие происходит в китайском квартале Сеула, который славится чрезвычайно высоким уровнем преступности. Даже копы предпочитают обходить его стороной — не стоит признаваться местным, что ты из полиции, если не умеешь ловко уворачиваться от ножа или грамотно махать кулаками. Хрупкий мир между местными бандами сохраняется благодаря добряку Ма Сок-до (Ма Дон-сок) — похожему на Винни-Пуха местному начальнику следственно-оперативной группы. Ма, словно малых детей, отчитывает разбушевавшихся головорезов, одной левой отнимает у них опасные игрушки, дает подзатыльники и насильно усаживает за стол переговоров. Для особо несговорчивых криминальных элементов у детектива Ма припасена «комната правды» — специально отгороженный в отделении закуток, который не попадает на камеры видеонаблюдения и позволяет превышать полномочия по полной программе. Кому, как не Сок-до, коренному жителю квартала, знать, что местные бандюки грубую силу ставят выше закона: кто сильнее, тот и прав. Одним словом, он совсем не добрый малый и руководствуется принципом «с волками жить — по-волчьи выть». Пока однажды среди волков не заводятся хищники покрупнее: троица отъявленных головорезов из Харбина в считаные дни подминает под себя всех местных мафиози и оставляет горы трупов. Чтобы вернуть в район закон и порядок, Ма решает организовать масштабную облаву и привлечь к этому жителей района.
Продюсерами первой картины выступили Чан Вон-сок, известный по хиту «Гангстер, коп и дьявол», и исполнитель главной роли Ма Дон-сок (Гильгамеш из «Вечных» и главный герой уже упомянутых «Гангстера, копа и дьявола» и «Поезда в Пусан»). Он-то и стал сердцем и главным двигателем франшизы. «Криминальный город» оказался глотком свежего воздуха для полицейского боевика сразу по нескольким причинам. Важнейшая из них — фантастический баланс между смешным и страшным, иронией и саспенсом. Отрезанные конечности тут соседствуют с откровенно комедийными сценами, где Ма заставляет двух мафиози извиняться друг перед другом, как нашкодивших школьников. Подкупает и свежий взгляд на стражей порядка — неидеальных, уставших от рутины и постоянно превышающих свои полномочия мужчин, мечтающих о премии и повышении, а не о мире во всём мире. Немало обаяния добавил картине и местный колорит с небольшими закусочными, игровыми автоматами и бандитскими кабаками с караоке.
«Криминальный город 2» — больше, злее и смешнее
После успеха первой части стало понятно — расставаться с плохим хорошим копом Ма публика не готова, а потому пришлось сочинить для него новые опасные приключения. Спустя четыре года после резонансного ареста доброй половины китайских мафиози в Сеуле детектив Ма Сок-до остается всё там же и всё с теми же. Он по старинке наводит порядок, не забывая о том, что его кулаки надежнее и эффективнее, чем дедукция, закон и порядок. Его хвастливый и болтливый начальник, капитан Чон (Чхве Гви-хва), поручает Ма непыльную работенку — сопроводить на родину преступника, который явился с чистосердечным признанием в корейское консульство во Вьетнаме. Но едва приземлившись в Ханое, эта парочка находит себе миссию поважнее, а Ма начинает вести себя в чужой стране по-хозяйски, применяя к местным бандитам проверенные в Сеуле методы. За пару дней эти двое находят целое захоронение корейских туристов и выходят на след убийцы — Кан Хэ-сана (Сон Сок-ку), алчного психопата, который вымогал у родственников пропавших круглые суммы, но никогда не оставлял своих пленников в живых.
Режиссером сиквела стал Ли Сан-ён, до этого не замеченный в ярких проектах, а звезда франшизы Ма остался в числе продюсеров. Сиквел будто бы взял всё лучшее от оригинала и удвоил — еще больше превышения полномочий, теперь и в международном масштабе, сумка с наличными тяжелее, преступник злее и безбашеннее. Во второй части еще очевиднее стало сходство франшизы с хитами братьев Коэн вроде «Фарго» и «Старикам тут не место»: Сон Сок-ку, размахивающий мачете и убивающий без разбора всех на своем пути, вполне может посоревноваться с культовым киллером-психопатом в исполнении Хавьера Бардема. Формула успеха во второй части окончательно выкристаллизовалась: демонстрация зверств главного бандита, показ не менее незаконных методов детектива Ма плюс немного юмора — и так по кругу, на каждом новом витке повышая ставки перед финальной битвой.
«Криминальный город: Разборки в Пусане» — Ма против якудза и оборотней в погонах
В третьей части Ма продолжает свое турне по Азии: разобравшись с китайской мафией и наведя порядок во Вьетнаме (фильм там, к слову, запретили, по слухам, из-за неуважительного изображения вьетнамских полицейских), Ма Сок-до принимается за якудза, которые наладили наркотрафик нового синтетического наркотика «хайпер» через Инчхон и местный отдел по борьбе с наркотиками. Выбивая показания из мелких барыг и субтильных владельцев ночных клубов, команда Ма быстро выходит на распространителей и крупную партию хайпера, но неизвестные в масках нападают на полицейский автомобиль и похищают изъятые 20 килограммов запрещенного вещества. Пока сослуживцы детектива-драчуна залечивают раны в больнице, главный герой продолжает свое расследование, добиваясь невиданных успехов одной левой и нокаутируя расшалившихся копов, якудза и барыг.
Режиссером третьей части стал уже знакомый зрителям Ли Сан-ён, который на этот раз рискнул и позволил себе выйти за рамки успешной формулы. Героев заметно прибавилось, а главным противником детектива Сок-до на этот раз стал не прожженный уличный бандит, говорить с которым можно только на языке грубой силы, а коварный и обаятельный Джу Сон-чхоль (Ли Джун-хёк) из инчхонской полиции, сталкивающий лбами головорезов попроще. Хохмить Ма в этой части будет еще больше и отчаяннее, откровенно сближая своего плохого копа с гангстерами, — для мирных граждан, да и рядовых патрульных, разница стала совсем неочевидной. Но вот большое количество противоборствующих банд на этот раз явно утяжеляет фильм: поклонники ждут зрелищных поединков и неловких ситуаций, в которые попадают копы-простаки, а на выходе получился боевик с претензией на объемный портрет преступного мира Азии. Тем не менее сборы в мире уже в восемь с половиной раз превысили бюджет третьей части, а значит, харизматик Ма Дон-сок вполне может оправдать свое звание Вечного не только в фильмах Marvel и еще посоревнуется за любовь зрителей с Джоном Уиком и другими народными супергероями.