Миссия выполнена: 7 лучших российских боевиков 2024 года
Безумные погони, лихие перестрелки, головокружительные трюки и захватывающие дух сцены спасения жертв коварных злодеев — обязательные ингредиенты любого достойного экшена. Вспоминаем о достойных отечественных представителях жанра, вышедших на экраны в этом году.
Также советуем ознакомиться с нашей подборкой лучших зарубежных боевиков 2024 года.
«Майор Гром: Игра» продолжает начатую в 2021 году историю про сотрудника петербургской полиции Игоря Грома (Тихон Жизневский) и его верных соратников Диму Дубина (Александр Сетейкин) и журналистку Юлю Пчёлкину (Любовь Аксёнова). На этот раз город на Неве терроризирует таинственный злодей, который втягивает героев в опасную игру. Но козней хитроумного антагониста как будто недостаточно для героя новых русских боевиков — свои ложки дегтя поочередно добавляют и высшее руководство с неуместными реформами, и главы технологических корпораций с дронами, и общественное мнение, постоянно меняющееся после репортажей многочисленных журналистов и блогеров. От решений Майора Грома зависит не только его судьба, но и жизни всех петербуржцев.
Съемочная команда приложила все усилия, чтобы сделать отличный фильм на основе графической истории компании Bubble. Хотя авторский состав остался прежним, атмосфера сиквела получилась более мрачной и эмоциональной. Картина наполнена экшеном, а события хоть и развиваются стремительно и размашисто, но зрители между делом всё равно успевают заметить практически все живописные локации Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что перед съемками Тихон Жизневский активно тренировался и большинство опасных трюков в кадре выполнил самостоятельно. Градус напряжения в фильме снимают ироничные диалоги героев, цитирование мемов, изящно завуалированные пасхалки (что особенно ценно для любителей литературного оригинала), которые добавят интереса к просмотру. «Майор Гром: Игра» — это не просто экранизация комикса, но кино, в котором поднимается ряд важных социальных вопросов: преступность и насилие, коррупция, тотальная слежка корпораций, влияние СМИ и соцсетей на общественное мнение, а также вопросы этики в виртуальном пространстве, где границы между игрой и реальной жизнью размыты.
«Настоящий мужчина должен уметь постоять за себя», — заявляет главный герой фильма еще ребенком. «Командир» — совместная работа режиссеров Тимура Хвана и Александра Гурьянова, повествующая о жизни Геннадия Зайцева (Кирилл Зайцев), легендарного руководителя спецподразделения «Альфа». История развивается линейно: сложное послевоенное детство в Пермском крае, суровый семейный быт, потеря отца и вынужденное раннее взросление. Подростком Геннадий устраивается на работу, а достигнув совершеннолетия, уходит в армию, где отлично себя проявляет. В 1953 году герой оформляется на службу в Комитет государственной безопасности СССР. Серьезная военная подготовка и гибкий характер помогают ему стать лучшим бойцом структуры. Кульминационный момент фильма — террористический захват автобуса с 32 детьми в городе Орджоникидзе. Миссия освободителя ложится на Зайцева.
Основой для сценария стала книга мемуаров «„Альфа“ — моя судьба» Геннадия Зайцева. Картина рассказывает о важных моментах в становлении личности героя, создании спецотряда «Альфа» и его сложных задачах. Сюжет боевика предсказуем и вполне соответствует ожиданиям зрителя, однако сохраняет психологическую глубину и драматизм. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения детей-заложников — одной из самых громких контртеррористических операций в истории Советского Союза. На роль родителей захваченных детей создателями были приглашены уже повзрослевшие непосредственные участники тех трагических событий 1988 года.
Дальний Восток, 1917 год. В суровом Хабаровском крае, на берегах реки Умальты, разворачиваются события, которым суждено войти в историю. Группа преступников в шаманских масках совершает дерзкое ограбление, напав на обоз с 40 пудами чистого золота. Ценный груз принадлежит промышленнику Булыгину (Александр Самойленко), и его утрата может стать концом бизнеса богача. Но Булыгин — не из тех, кто готов сдаться без боя. Герой направляется в Хабаровск с единственной целью — вернуть свое золото и наказать виновных. Для этого он собирает команду жестоких наемников, готовых пойти на всё ради денег. Начинается беспощадная охота, где ставка — жизнь, и золото становится тем «презренным металлом», который сводит с ума даже самых стойких мужчин. Но в смертельной гонке драгоценности достанутся только одному.
«Золото Умальты» — яркий пример того, как нужно снимать исторические российские боевики. Это многослойный и закрученный истерн, основанный на реальных событиях, которые произошли на Дальнем Востоке имперской России в 1892 году. Тогда в окрестностях реки Умальты группа разбойников совершила дерзкое ограбление обоза с золотом. Картина начинается с динамичной перестрелки, задающей бодрый темп всему повествованию. Далее зрителей ждут многочисленные интриги, кровавые убийства, любовные драмы, неожиданные сюжетные твисты. Режиссер Андрей Богатырёв искусно использует приемы классических спагетти-вестернов: суровые мужские взгляды, рука на спусковом крючке, мексиканские дуэли крупным планом. Отметим и харизматичный, брутальный актерский состав в лице Александра Самойленко, Артёма Ткаченко и Алексея Шевченкова. Съемки проходили в тайге Хабаровского края, а также на территории Ленинградской области и Республики Карелия.
События боевика начинаются в Донецке в наши дни. Двое друзей, врач скорой помощи Сергей (Александр Метёлкин) и «черный копатель» Пауль (Даниэль Литтау), отправляются на раскопки в места исторических сражений времен Великой Отечественной войны. В ходе поисков герои обнаруживают старый блиндаж, открывающий портал в прошлое. Так их обычная археологическая экспедиция оборачивается мистическим путешествием во времени: пара кладоискателей оказывается в самом пекле боевых действий и быстро понимает, что уже на следующий день в этих окопах не останется в живых никого. В гуще сражений границы исторических линий постепенно стираются, но искать выход назад в будущее надо очень быстро. В жестоком окопном мире жизнь товарищей меняется, а принятые героями решения имеют неожиданные последствия для настоящего.
Повествование плавно погружает зрителя в эпицентр ожесточенных сражений Великой Отечественной войны, где есть место интригующему сюжету, впечатляющим сценам танковых боев, гремящим взрывам, пулеметным очередям, настоящей мужской дружбе и, конечно, подвигу. Создатели картины (режиссер Марк Горобец и сценаристы Илья Куликов и Олег Смирнов) сумели показать честный военный экшен, который ценит и любит зритель в русских боевиках.
Бывший боец спецназа Андрей (Дмитрий Клепацкий) решает оставить опасную службу и начать новую жизнь в качестве телохранителя. Однако вместо спокойной работы его ждет череда испытаний. Уже в первый день он попадает в засаду и, оказавшись единственным выжившим, становится главным подозреваемым в убийстве пяти человек. Единственный шанс доказать невиновность — провести собственное расследование. На пути к правде Андрею помогает стриптизерша из местного клуба Света (Мария Столярова). Девушка не так проста: за внешней хрупкостью чувствуется сила и непреодолимое желание рисковать.
В «Схватке» режиссеру-дебютанту, а также исполнителю главной роли Дмитрию Клепацкому удалось соединить напряженный экшен и любовную линию. На фоне непрерывного преследования, погонь и перестрелок персонажи вынуждены принимать решения в условиях, где цена ошибки может быть фатальной. Проходя череду испытаний, Андрей и Света находят свой «пятый элемент» — доверие, без которого не победить в опасной схватке. Особый флер боевику добавляют яркие городские пейзажи русского юга — режиссер признался, что реализовал свою давнюю мечту, организовав съемки в окрестностях Сочи.
Перед нами мир постапокалиптического будущего. Планета изуродована ядерной войной, немногочисленные выжившие даже не пытаются сохранить остатки цивилизации. В обществе, где главная валюта — патроны для АК-47, действует только один закон — выживает сильнейший. Одинокий путник Ронин (Юрий Колокольников), ведомый призраками прошлого, бродит по опустошенным выжженным землям в поисках убийцы своего отца и составляет карту погибшего континента. Охотники за головами, бандиты и прочие опасности преследуют его на каждом шагу, и, как это часто бывает в фантастических боевиках, однажды герой-одиночка обретает спутника в лице своенравной девочки-подростка (Диана Енакаева), которая обещает заплатить щедрую цену, если он поможет ей вернуться в родные края.
«Последний ронин» — режиссерский дебют Макса Шишкина, клипмейкера и создателя телеграм-канала «ШишКино». Любопытно, что изначально Шишкин долго не мог представить актера на главную роль: «Было очень тяжело понять, под кого я пишу историю». Однако в процессе работы над сценарием идеального Ронина режиссер увидел в Юрии Колокольникове и с этого момента не рассматривал никого другого. Фантастическое будущее в кадре воплотил оператор Василий Григолюнас («Топи», «Либерея: Охотники за сокровищами»). Космические пейзажи авторы отыскали в южной части Казахстана. «У фильма четыре яркие составляющие, которые вызывают обсуждение: это костюмы, операторская работа, драки и музыка. Я делал всё по-рок-н-ролльному», — поведал режиссер о своем дебюте.
Начало 90-х, между Россией и Китаем полным ходом восстанавливается торговля. Ограбление поезда, перевозившего товары из Пекина в Москву, ставит под угрозу важные экономические отношения между странами. Китайская полиция отправляет специальный отряд во главе с опытным капитаном Цуем (Чжан Ханьюй) в Россию, чтобы поймать преступников. Опергруппа выходит на след загадочного лидера банды по имени Лао Ди (Хуан Сюань), страстного любителя музыки Шостаковича, планирующего новое преступление — дерзкое ограбление казино. Поимка злоумышленников превращается в настоящую игру на выживание.
В 2018 году по этой истории уже сняли китайско-российский сериал «Операция „Москва“». Теперь за сюжет взялся опытнейший (с 30-летним стажем в профессии) гонконгский режиссер Герман Яу, имеющий в своем активе свыше 70 работ. Среди его самых известных работ — хоррор «Синдром эбола» и историческая драма «Ип Ман. Рождение легенды». Известно, что «Миссия в Москве» — один из четырех фильмов, которые Яу выпустил в 2023 году. За российскую часть производства отвечал продюсер Александр Досталь, известный зрителю по фильмам «Монах и бес», «Анна Каренина» (2012), «Форсаж 6». Картина исполнена в духе классических гонконгских блокбастеров, где взрываются машины, самолеты и поезда. Даже столичная канализация превращается в эпицентр захватывающих сражений. В картине есть всё для ценителей экшена: боевые сцены, спецэффекты, каскадерские трюки, отличный каст.