Холодный климат, горячие сердца: 10 отличных финских фильмов
Финляндия очень близка к России территориально, но культура и в частности кинематограф этой страны самобытны и не похожи ни на кого из соседей. Непосвященному зрителю может показаться, что все сюжеты о финнах ограничиваются анекдотами про их холодность или образом Вилле Хаапасало в «Особенностях национальной охоты». Финны и сами любят пошутить над своим темпераментом, но только лишь этим их кино далеко не ограничивается: в стране снимают потрясающие трогательные драмы, остроумные комедии, жуткие хорроры, а иногда — неожиданные миксы всех жанров. Доказываем это на примере 10 отличных финских картин.
Также предлагаем вам посмотреть подборку лучших скандинавских фильмов.
Американская корпорация проводит раскопки в финской Лапландии. На глубине в несколько сотен метров обнаруживают слой опилок, а еще глубже находят существо, которое замерзло во льду. Всё это замечают двое местных подростков, которые тайком наблюдают за процессом. Они решают, что работники нашли самого Санта-Клауса. Вот только местных жителей ждут вовсе не подарки: вскоре в округе умирают олени, потом пропадают разные вещи, а дальше начинают исчезать и дети.
В мире есть бессчетное количество добрых рождественских комедий и немало хорроров и триллеров об этом празднике. Но «Санта на продажу» совмещает мрачность и жестокость с отличным юмором. Основа фильма отчасти восходит к дохристианским поверьям о волшебном существе, которое не только награждает хороших детей, но и наказывает плохих — недаром Санта-Клауса называют в стране Йоулупукки, то есть Рождественский козел. В этой картине он предстает довольно жутким и мистическим, да и эльфы не отстают — они постоянно хамят людям. Зародилась лента из полулюбительских короткометражных работ «Корпорация „Санта на продажу“» и «Официальная инструкция по безопасности корпорации „Санта на продажу“», которые придумал и снял режиссер Ялмари Хеландер еще в начале нулевых. В 2010-м он просто доработал и расширил свои идеи. Получилась отличная черная комедия.
Анса — одинокая женщина средних лет из Хельсинки. Она работает в супермаркете, где выставляет товары на полки. Холаппа — такой же одинокий мужчина, да еще и вечно подавленный и склонный к алкоголизму. Они не знают друг друга, хоть и случайно пересекаются в караоке. Но потом Ансу выгоняют с работы за совсем незначительную провинность, а Холаппа лишается места на стройке из-за травмы и пьянства. Тогда и пересекутся пути двух немногословных героев, которые отправятся в кино. Но после, казалось бы, романтичного начала отношений их возможную любовь будут преследовать трудности: потерянные номера телефонов, сложности общения и даже трагические катастрофы.
«Опавшие листья» — новая драма одного из главных финских режиссеров Аки Каурисмяки. В своей традиционной иронично-душевной манере он показывает простых людей, которые проявляют мало эмоций и попадают в знакомые каждому ситуации. Режиссер чаще всего снимал сцены с первого дубля и призывал актеров не заучивать текст, а вести себя как можно более приближенно к реальной жизни. Но при этом картина сочетает романтику, социальность и почти сказочность. Действие будто разворачивается в прошлом: героев окружают старые радиоприемники и прочие винтажные предметы и транспортные средства. Но при этом персонажи регулярно слышат мрачные новости из наших дней. А еще «Опавшие листья» можно считать признанием в любви к кино. Недаром первое свидание Ансы и Холаппы проходит в кинотеатре на сеансе зомби-комедии «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, и даже собаку женщина называет в честь знаменитого актера.
Уволенный с работы учитель выселяет из дома своего сына-подростка Нико. Накануне Нового года тот отправляется на вечеринку и, будучи в нетрезвом состоянии, подделывает купюру в 500 евро. Именно эта банкнота положит начало череде крайне неприятных, а иногда и трагических событий. Нико расплатится ей в магазине, хозяин которого изобьет продавщицу, принявшую фальшивку. Потом он тоже рассчитается этой купюрой, и следующий владелец попадет в неприятности. Эта подделка так и будет приносить неудачи всем, у кого окажется в руках. До тех пор, пока круг не замкнется.
Драма режиссера Аку Лоухимиеса отчасти основана на повести Льва Николаевича Толстого «Фальшивый купон». Но здесь действие перенесли в холодную Финляндию и осовременили, оставив только первооснову: небольшой обман разрастается, словно снежный ком. По сути, «Вечная мерзлота» выглядит набором новелл, которые связывает только злополучная купюра. Все герои здесь — глубоко несчастные люди, каждый из которых страдает от неудовлетворенности в жизни и срывается, когда сталкивается с очередной неприятностью.
Янне живет в Лапландии со своей возлюбленной Инари. Та работает и старается как-то развиваться, а вот юноша — бездельник, который довольствуется пособием. Но однажды Инари дает ему денег и просит купить дигибокс — приставку, с которой аналоговый телевизор сможет ловить цифровой сигнал. Янне не успевает до закрытия в местный магазин электроники. Тогда он вместе с двумя друзьями решает отправиться за сотню километров к своему тестю. Дорога окажется непростой: по дороге троица столкнется с русскими туристами, агрессивной женской сборной по водным видам спорта, полицией и множеством других препятствий. Это путешествие изменит всех героев.
Легкая и добродушная комедия в 2010 году стала хитом финского проката. Фильм следует традиционной схеме, которая часто мелькает и в западных, и в российских картинах подобного жанра: добродушный, но нелепый герой пускается навстречу приключениям и в итоге начинает лучше осознавать себя и окружающий мир. Можно даже провести параллели со сказками про Иванушку-дурачка или Емелю. Хотя на самом деле «Лапландская одиссея» еще и неплохая драма, которая раскрывает и нравы финнов, и проблемы их быта. А для отечественных зрителей, возможно, наиболее любопытной будет часть, где персонажи сталкиваются с российскими туристами. Они здесь показаны гротескно и иронично, но без злобы. А если вы уже посмотрели фильм, то стоит обратить внимание, что у него есть два продолжения. Правда, каждое следующее получилось слабее предыдущего.
Антти Ихалайнен и его жена Анна-Лиза живут на хуторе где-то в финской глубинке. В их доме всё спокойно, есть лишь совсем маленькая проблема — закончились спички. Ихалайнен отправляется к соседу, но по дороге встречает друга Юсси Ватанена, с которым они когда-то пьяными устроили дебош, после чего зареклись не пить. Приятель просит о помощи — посвататься к дочке соседа. Ихалайнен соглашается и тут же забывает про спички. Вскоре друзья и вовсе отправляются в город за водкой, что дает старт множеству смешных и нелепых событий.
Фильм основан на одноименной повести Майю Лассилы, которую в Финляндии уже переносили на экраны аж в 1938 году. Однако новая версия получилась удачней. Интересно, что эта картина — совместная работа знаменитого советского режиссера Леонида Гайдая и его финского коллеги Ристо Орко. Актерский состав тоже интернационален: главные роли исполнили знакомые отечественному зрителю актеры Евгений Леонов и Вячеслав Невинный, а Анну-Лизу сыграла Рита Полстер. «За спичками» выходил на двух языках: в одной советские актеры говорят своими голосами, а финнов переозвучивают, во второй — наоборот. Так что у каждой страны есть собственная версия. А еще легко заметить, что создатели «Лапландской одиссеи» — предыдущего фильма в нашем списке — будто подсматривали детали сюжета в этой истории.
Хирург Юха потерял жену в результате несчастного случая и чуть не погиб сам. С этого времени он один воспитывает дочь и проводит дни максимально однообразно: либо на работе, либо в одиночестве дома в воспоминаниях о прошлом. Но однажды он почти случайно попадает в студию доминатрикс Моны. Та сразу подчиняет себе Юху, и во время спонтанной сессии тому является видение жены. Теперь он буквально преследует Мону, чтобы повторить эти ощущения. Но и для доминатрикс это знакомство тоже становится важным.
Третья режиссерская работа Юкки-Пекки Валькеапяя сочетает в себе совершенно разные элементы. Структурно фильм выстроен почти как романтическое кино. Но при этом будни доминатрикс здесь показаны довольно реалистично — для этого нанимали опытного консультанта. Сессии демонстрируют с почти вуайеристской подачей: зритель будто подглядывает за героями через зеркала или дверные проемы. Но в центре сюжета, конечно, драма двух совсем разных людей, которые могут помочь друг другу. Ведь Мона, которую сыграла одна из популярнейших финских актрис Криста Косонен, видит, что для Юхи их сессии — не воплощение сексуальных фантазий, а смысл жизни. В итоге БДСМ-тематика в картине показывает, что родственные души, а то и любовь иногда можно найти в совсем странных местах.
Некий мужчина приезжает в Хельсинки. Он засыпает на скамейке, но вскоре на него нападают несколько хулиганов. Мужчина попадает в больницу, где его объявляют мертвым. Однако в итоге он просто встает и уходит. Этот человек потерял память и теперь начинает новую жизнь среди бедняков, которые поселились в контейнерах. Найти работу не получается из-за отсутствия документов и даже имени, но тут герою помогает «Армия спасения». Кажется, дела у него налаживаются. Однако герою еще предстоит столкнуться со своим прошлым.
Как и «Опавшие листья», этот фильм снял Аки Каурисмяки — режиссер вообще любит истории про изгоев и людей, потерявших в жизни практически всё. А здесь в сюжет добавляется еще и загадочность — об истинной личности главного персонажа приходится гадать почти до самого финала. Вероятно, этим драма и зацепила Дэвида Линча, который называл ее одним из своих любимых фильмов начала нулевых. Он же был председателем жюри Каннского кинофестиваля, вручившего «Человеку без прошлого» Гран-при — вторую по значимости награду (главный приз забрал «Пианист» Романа Полански). Картину номинировали на премию «Оскар» от Финляндии — и это был первый случай, когда финский фильм попал в шорт-лист награды. Смотреть стоит любой фильм Каурисмяки, это целая ужасно обаятельная вселенная.
Если верить блогу в интернете, жизнь 12-летней Тиньи прекрасна: она увлекается гимнастикой, мама во всём поддерживает девочку, а в доме царит мир и покой. Вот только ведет этот блог мать, которая и заставила свою дочь заниматься. Всё меняется, когда Тинья приносит домой яйцо убитой вороны. Вскоре из него вылупляется странное существо, которое будто бы телепатически связано с девочкой. Постепенно оно становится всё больше похожим на свою хозяйку и начинает мстить всем, кто не нравился Тинье.
Первый (и пока что последний) полнометражный фильм режиссера Ханны Бергхольм по форме представляет собой боди-хоррор: персонажи здесь получают травмы и калечатся. Но главное — то самое существо, которое героиня назовет Алли. От сцены к сцене оно превращается из аниматронного, почти забавного монстра в жуткий аналог главной героини: юной дебютантке Сиири Солалинна пришлось сыграть сразу две совсем разные роли. Нетрудно догадаться, что на самом деле «Скрежет» — психологическая драма, посвященная скрытым проблемам в семье. Мать пытается за счет дочери компенсировать то, чего когда-то не добилась сама. А Алли — просто отражение внутренней агрессии девочки.
У старика с говорящим прозвищем Ворчун умерла жена. После этого он стал еще меньше любить окружающий мир. Но все-таки нужно собрать всех родственников на похороны, в том числе и сына, который давно уже живет в США. Вместе с тем приезжает и внучка Ворчуна, которая неожиданно решает остаться с дедом подольше. Старик поначалу не слишком рад такому повороту событий и подозревает, что девушка задержалась по какой-то тайной причине. Но, кажется, общение с молодежью может оказаться полезным даже для него.
Формально «Дед, привет!» продолжает сюжет, который начали в картине «Ворчун» 2014 года. Но смотреть их можно отдельно: вся предыстория и характер героя понятны из завязки, да и исполнителя главной роли сменили (увы, вынужденно — из-за смерти актера оригинальной картины). По мнению большинства зрителей и критиков, вторая часть получилась даже лучше первой. Это добрейшая комедия о человеке, который совершенно не умеет контактировать с окружающим миром, вечно на всех ворчит и ненавидит перемены. Но по факту главный герой оказывается очень хорошим и преданным дедом, готовым помочь близким. А тем, кому понравился «Дед, привет!», стоит посмотреть и третью часть — «Ворчун в поисках „Эскорта“».
Родители Николаса погибли, провалившись под лед. После этого мальчика взяла на общее воспитание вся небольшая лапландская деревня, где они жили. Он проводил по году в каждой семье и, уходя, дарил детям самодельные подарки. Но однажды Николас вынужденно перебирается к старому ворчливому плотнику, живущему на отшибе, — тот берет новичка подмастерьем. Николас продолжает каждый год делать подарки для бывших односельчан, и постепенно это станет его основным занятием, которое потребует новых вложений и стараний.
Нетрудно догадаться, что сюжет фильма — вольное и «приземленное» переосмысление истории Санта-Клауса. Главного героя картины ни разу не назовут именно так, но его имя и финал истории прямо намекают на персонажа. «Рождественская история» — сказка, которую превратили в семейную драму, немного грустную, но все-таки жизнеутверждающую и напоминающую о важности доброты и взаимопомощи.