Как по нотам: 10 фильмов о композиторах
Мы уже рассказывали о биографических фильмах о музыкантах и фильмах о певцах и певицах, а теперь пришла пора вспомнить о легендарных композиторах и их непростых судьбах. Выбрали 10 картин о сложной жизни музыкальных гениев, которые далеко не всегда становятся известны и успешны при жизни.
Вольфганг Амадей Моцарт (Том Халс) — невероятно талантливый молодой венский композитор, который невольно становится соперником дисциплинированного и решительного Антонио Сальери (Ф. Мюррей Абрахам). Возненавидев Моцарта за его гедонистический образ жизни и неоспоримый талант, крайне религиозный Сальери постепенно поглощается своей ревностью и становится одержим крахом Моцарта, что приводит к коварному плану.
Показывая историю Моцарта глазами Сальери, режиссер Милош Форман и сценарист Питер Шаффер четко проводят грань между мастерством и гениальностью и демонстрируют, насколько восприятие человека может исказить зависть. Сальери видит в Моцарте в первую очередь легкомысленного, хихикающего пижона, не замечая природного таланта. Остроумный, мрачный и трагичный «Амадей» уже три десятилетия остается золотым стандартом, которого должны придерживаться все другие музыкальные биографические фильмы. Восемь статуэток «Оскар» лишь добавляют картине Формана веса.
После смерти Людвига ван Бетховена (Гари Олдман) его секретарь Антон Шиндлер (Ерун Краббе) обнаруживает среди бумаг письмо, оставляющее всё имущество одного из величайших композиторов в мире его «бессмертной возлюбленной», личность которой остается загадкой. Шиндлер отправляет в путешествие по Европе в поисках вероятной кандидатки, среди которых венгерская графиня Анна Мари Эрдоди (Изабелла Росселлини), невестка Джоанна Рейсс (Иоханна тер Стехе) и привлекательная студентка по классу фортепиано Джульетта Гвиччарди (Валерия Голино).
«Бессмертную возлюбленную» сложно назвать биографическим фильмом о Бетховене в классическом понимании жанра. Скорее это исследование жизни великого человека через призму его переживаний в духе «Гражданина Кейна». К сожалению, картина Бернарда Роуза не дотягивает до уровня ленты Орсона Уэллса. Олдман тщательно и с присущим ему талантом изобразил Бетховена на разных этапах жизни, но при этом не оставил заметного следа в зрительской памяти. Фильм претендует на историчность, но изобилует неточностями и допущениями, сделанными в угоду драматизму. Однако, несмотря на все проблемы, «Бессмертная возлюбленная» остается недооцененным взглядом на природу искусства и одиночество, с которым сталкивается каждый гений.
Двухсерийная картина Игоря Таланкина рассказывает о жизни и творчестве Петра Чайковского. Через переписку с его меценаткой Надеждой фон Мекк создатели ленты приоткрывают завесу тайны и показывают, чем жил и дышал великий русский композитор, самый яркий представитель эпохи романтизма, автор балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Легенда советского театра и кино Иннокентий Смоктуновский воплощает на экране одного из величайший композиторов в истории классической музыки. По словам актера, чтобы понять внутренний облик Чайковского, он много читал его письма, документы о взаимоотношениях с критиком Германом Ларошем, пианистом Николаем Рубинштейном. Подобная приверженность герою принесла Смоктуновскому приз фестиваля в Сан-Себастьяне, а сама картина впоследствии номинировалась на две статуэтки «Оскар»: как лучший фильм на иностранном языке и за лучший саундтрек.
Виртуоз Никколо Паганини (Дэйв Гаррет) — бешеный бабник, игрок и пьяница, который живет впроголодь в родной Италии, играя для толп неблагодарных буржуазных жителей. Однажды дьявольски коварный Урбани (Джаред Харрис) предлагает Паганини подписать соглашение, чтобы обеспечить маэстро богатство и успех, превосходящие его самые смелые мечты. Но музыкант еще не подозревает, чем может обернуться столь заманчивая сделка.
Во времена Паганини ходили слухи, что итальянский скрипач и композитор продал душу дьяволу в обмен на свой талант. Эту легенду подпитывали образ Паганини (высокого худощавого мужчины всегда в черном) и невероятное умение играть по 12 нот в секунду. Сейчас ученые уверены, что всё это являлось следствием нескольких генетических заболеваний, которые дали Паганини длинные пальцы и повышенную гибкость мускулатуры. А трюк со скоростной игрой в итоге повторил Дэйв Гаррет, который и играет Паганини в «Скрипаче дьявола». На вопрос, в чем, по его мнению, разница между ним и Паганини, Гаррет ответил: «Особой разницы нет. Возможно, он был немного более эксцентричным».
Фильм-фантазия Павла Лунгина о русском композиторе Сергее Рахманинове, который, согласно легенде, после каждого выступления получал от неизвестной женщины букет белой сирени. Так продолжалось, пока Рахманинов не эмигрировал в Штаты в 1917 году. Но через несколько лет загадочная поклонница вновь дала о себе знать, и у композитора появился шанс разгадать тайну белой сирени и попытаться найти незнакомку.
Как и большинство фильмов в подборке, «Ветка сирени» не ставит перед собой цель рассказать во всех подробностях о жизни композитора. Вместо этого Лунгин сосредотачивает внимание на душевных, эмоциональных особенностях характера Рахманинова, выстраивает историю вокруг загадки и гениальности человека, как сделал Бернард Роуз с Бетховеном в «Бессмертной возлюбленной».
Пианист и композитор Фредерик Шопен (Петр Адамчик) вступает в плодотворный период в музыкальном плане и ожидает, что переезд в Париж вдохновит его еще больше. Однако когда он прибывает во французскую столицу, его встречают с всеобщим равнодушием — в немалой степени из-за вспышки холеры. Судьба Шопена меняется к лучшему, когда он знакомится с Амантин Дюпен (Данута Стенка), писательницей, публикующейся под псевдонимом Жорж Санд.
«Шопен: Желание любви» — яркая картина о знаменитом польском композиторе и его страстных, но болезненных отношениях с яркой феминисткой. Утонченный, прямолинейный и физически слабый гений выглядит прямой противоположностью решительной Дюпен, которая любила носить мужскую одежду и была знаменита любвеобильностью. Картина Ежи Антчака фактически отзеркаливает на экране привычные гендерные роли, меняя в истории женщину и мужчину местами.
В первый день 1900 года Дэнни (Билл Нанн), член экипажа океанского лайнера, находит брошенного младенца и решает усыновить его, назвав Тысяча-Девятисотый (по-итальянски — «Новеченто»). Повзрослев, эксцентричный Тысяча-Девятисотый (Тим Рот) превращается в замечательного музыканта, выступающего на борту судна. Слухи о его блестящей игре на фортепиано в конце концов доходят до берега, и его приятель Макс (Прюитт Тэйлор Винс) считает, что на суше Тысяча-Девятисотого обязательно ждет успех. Единственная проблема заключается в том, что загадочный пианист не хочет жить вдали от корабля.
Мастер душещипательных историй Джузеппе Торнаторе, режиссер «Нового кинотеатра „Парадизо“» и «Лучшего предложения», использует на полную мощность актерский талант Тима Рота, чтобы создать трогательную картину о гениальности и человеке, который пытается с ней совладать. Окруженный друзьями и поклонниками Тысяча-Девятисотый всё равно до конца остается одиноким, сознательно запирая себя в гигантской клетке корабля. Печальный конец и красивая музыка от любимца режиссера Эннио Морриконе лишь усиливают ощущение трагичности.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Париж, 1913 год. В театре Елисейских полей Игорь Стравинский (Мадс Миккельсен) представляет балет «Весна священная». На премьере присутствует и молодая Коко Шанель (Анна Муглалис), которая оказывается очарована произведением. Однако революционная работа слишком современна, слишком радикальна: разъяренная публика освистывает композитора. Семь лет спустя уже богатая, уважаемая и успешная Коко Шанель снова встречает Стравинского — нищего беженца, живущего в изгнании в Париже после русской революции. Между ними моментально вспыхивает привязанность, и Шанель предлагает Стравинскому переселиться на ее виллу в Гарше, куда он сразу же переезжает со своими детьми и чахоточной женой.
Картине «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена есть что предложить зрителю. Режиссер тщательно воссоздал на экране буйную премьеру «Весны священной», а Муглалис идеально вписывается в образ молодой и страстной Коко. Однако, несмотря на все плюсы, не всем критикам пришелся по вкусу Стравинский в исполнении Миккельсена. В реальности русский композитор был маленьким, жилистым и остроумным, но в фильме он предстал высоким, мускулистым и довольно унылым.
Уинслоу Лич (Уильям Финли) — начинающий певец и автор песен, который заключает контракт с известным продюсером Своном (Пол Уильямс). Лич думает, что его ждут слава и успех, но на деле оказывается обманут: Свон крадет его композиции, а автора обвиняет в торговле наркотиками, из-за чего юношу приговаривают к пожизненному заключению. Вырвавшись на свободу, потерявший остатки рассудка Лич жаждет отомстить Свону. Он прячется в недавно открывшемся концертном зале «Рай лебедя» и превращается в Призрака, одержимого юной певицей Феникс (Джессика Харпер), единственной, кто достоин исполнять его песни.
Безумный и сюрреалистичный «Призрак рая» Брайана Де Пальмы — бешеная смесь из «Призрака оперы», «Портрета Дориана Грея» и «Фауста». В итоге получился захватывающий, хотя и не всегда безупречный фильм, который провалился в прокате, но удостоился номинации на «Оскар» в теперь уже несуществующей категории «Лучшая музыкальная адаптация». Однако со временем зритель вернулся к картине, что помогло «Призраку рая» получить заветный статус культовой классики.
В центре сюжета — Джон Ларсон (Эндрю Гарфилд), молодой театральный композитор, который мечтает создать следующий великий американский мюзикл. За несколько дней до того, как ему предстоит продемонстрировать свою первую крупную работу, Джон чувствует давление со всех сторон: от своей девушки Сьюзен (Александра Шипп), которая мечтает об артистической жизни за пределами Нью-Йорка. От своего друга Майкла (Робин де Хесус), который отказался от мечты ради финансовой безопасности во время эпидемии СПИДа. И от себя самого, неуверенного в возможности создать что-либо стоящее.
Редкий фильм в нашей подборке, посвященный современному композитору, автору культового мюзикла «Богема». Кроме того, режиссерский дебют Лин-Мануэля Миранды, создателя «Гамильтона», «Тик-так… БУМ!» не только идеально передает Нью-Йорк 1990-х, но и отлично показывает, на какие жертвы готов пойти человек, чтобы создать нечто гениальное. И хотя история Ларсона довольно современна, она всё же выглядит знакомой: Моцарта похоронили в могиле нищего, а Ларсон умер, так и не увидев, как его работа покорила мир.