Лучшие байопики о музыкантах
В Okko все еще можно посмотреть большой стадионный концерт группы «Кино». А мы собрали самые интересные байопики о реальных музыкантах, чьи причудливые судьбы значат не меньше, чем их самые громкие хиты.
Довольно-таки хулиганский байопик про легендарного композитора Вольфганга Амадея Моцарта, в котором реальные факты лихо перемешаны с гротескными фантазиями. Рассказчиком выступает немолодой Антонио Сальери, попавший в сумасшедший дом, где он исповедуется перед священником. Перед нами проносится вся жизнь его заклятого врага Моцарта. Композитора объявили гением еще в детстве, в то время как сам Сальери упорно трудился, а вся скромная слава была заработана кровью и потом. Поэтому завистливый композитор решает уничтожить грубоватого и насмешливого гения.
Оставим в стороне реальность этой истории — Сальери был довольно популярен и, кажется, не убивал Моцарта, вопреки легенде, которую распространил Александр Сергеевич Пушкин. Важно то, снят фильм: режиссером «Амадея» стал гениальный Милош Форман, который обрел второе дыхание, эмигрировав из Чехословакии в США. Он оставляет трагедийную рамку мифа о Моцарте и Сальери, но превращает первого в «гениального идиота», практически панка от мира классической музыки. И при этом картина обладает всеми достоинствами исторических фильмов: от грамотно подобранных костюмов до естественного освещения. Результат впечатляет — в 1985 году «Амадей» получил восемь «Оскаров», включая главную статуэтку.
В калейдоскопической биографии рок-бунтаря Джима Моррисона мы наблюдаем, как он впервые столкнулся со смертью в детстве, а затем всю жизнь снова искал с ней встречи. Истинное дитя разгульных 1960-х бросает киношколу, где изучал Годара и Эйзенштейна, и отправляется в затяжной трип. Вместе с товарищами по группе The Doors придумывает уникальное звучание, возносится на первые строчки хит-парадов, попадает в зависимость от наркотиков и умирает в Париже.
Режиссер Оливер Стоун допустил немало неточностей в биографии Моррисона (поэтому фильм неоднократно ругали фанаты рок-идола), но зато ему удалось передать бешеный дух эпохи: тусовки с Энди Уорхолом, кислотные приходы в пустыне и моменты, когда великие хиты придумываются по щелчку пальцев. Главное украшение фильма — Вэл Килмер, удивительно похожий на самого Моррисона не только внешне. Даже музыканты The Doors не всегда могли отличить его вокальные партии от оригинала.
Детройт в 1990-е — город, который катится в ад. Потеряв свое промышленное значение, он превращается в опасное гетто, где беднота (преимущественно чернокожая) выживает любыми средствами. Именно в этой разрухе прорастает юный талант — Джимми Смит-младший по прозвищу Кролик — едва ли не единственный белый рэпер, фанатеющий от баттлов. Ему предстоит доказать свои способности, столкнувшись со множеством других фристайлеров и поборов стереотип о том, что читать рэп способны только черные.
В основу фильма положена факты из реальной биографии Эминема, который и сыграл главного героя. «8 миля» стала эталонным рэп-фильмом (и довольно энергичным байопиком), мимо чего не смогли пройти ни зрители, ни киноакадемики. В 2003 году Эминем получил «Оскар» за песню Lose Yourself, написанную специально для фильма, но за наградой не пришел. Досадное недоразумение он исправил лишь в 2020 году, выйдя на оскаровскую сцену и исполнив тот самый хит.
«Рэй» — драматичная история одного из самых известных джазовых музыкантов в истории. Великий Рэй Чарльз ослеп еще в детстве, но научился быть самостоятельным и превосходно освоил пианино. Перебираясь от одного музыкального коллектива к другому, он все-таки добился популярности, женился и стал зарабатывать хорошие деньги, но вместе со славой к нему явились наркозависимость и разрушительный эгоизм. И все-таки Чарльз смог переступить через них и переродиться.
Производственная судьба «Рэя» была довольно тяжелой: права на экранизацию биографической книги были приобретены ещё в конце 1980-х, но режиссер Тэйлор Хэкфорд долгие годы не мог найти финансирование. В итоге байопик вышел на экране лишь после смерти самого музыканта в 2004 году, зато заслужил всеобщее признание. Фильм, в первую очередь, хвалили за актерскую игру — роль Рэя Чарльза исполнил Джейми Фокс, который даже попросил, чтобы его копия сценария была напечатана азбукой Брайля, а также ходил в специальном гриме, который не позволял ему видеть. За эти старания в духе системы Станиславского актер получил заслуженный «Оскар».
Великий кантри-певец Джонни Кэш — это не только совокупность культовых песен, но и поэт-любовник. Именно таким нам его показывает байопик «Переступить черту», в котором главное внимание уделено его роману с Джун Картер. Исполнитель был безнадежно влюблен в нее долгие годы. Именно любовь спасет его, когда наркотики и алкоголь будут тянуть музыканта на самое дно.
Фильм стал прорывом для исполнителей главных ролей: Хоакин Феникс (его утвердил сам Джонни Кэш!) получил «Золотой глобус» и первую номинацию на «Оскар» в категории главной мужской роли, а Риз Уизерспун и вовсе сорвала джекпот, забрав статуэтки за роль Джун Картер на всех важных кинопремиях. Секрет успеха не только в их актерской химии, но и в тщательной подготовке к ролям: все песни Уизерспун и Феникс исполняли самостоятельно, а последний и вовсе научился играть на гитаре.
Фильм состоит из ярких эпизодов из жизни легендарной Эдит Пиаф: от голодного и трудного детства, когда девочка фактически росла в борделе, до статуса живой легенды. Она бродила по парижским трущобам, а позже дружила с Марлен Дитрих и выступала в Нью-Йорке. Ее судьба сплетена из противоречий, поэтому даже заслуженная слава ведет за собой сонм горестей и трагедий.
Пиаф в этом фильме сыграла великолепная Марион Котийяр и получила за свои старания «Оскар». Актриса была так озабочена своим сходством с великой певицей, что даже сбрила свои брови, чтобы сделать такие же, какие были у ее героини. Компанию Котийяр составили прекрасные французские актеры Эмманюэль Сенье и Жерар Депардье. Последний исполнил роль легендарного Луи Лепле, владельца кабаре, который одним из первых заметил талант певицы.
Культовый музыкант Боб Дилан прожил множество разных жизней — именно их и пытается охватить биографический фильм Тодда Хейнса. Фанат кантри-исполнителя Вуди Гатри, восходящая звезда фолк-музыки, новая рок-икона, проповедник, отшельник, ершистый бунтарь — и все это об одном только Дилане.
Как снять фильм о многогранном герое? Байопик «Меня там нет» полностью построен на гениальном концепте — нужно показать его многоликость! Поэтому мы ни разу не слышим имени Боба Дилана, а знакомимся с вереницей героев, которые очевидно отсылают к певцу, но названы по-другому. А играют их разные актеры: от Кейт Бланшетт до Кристиана Бэйла. Бен Уишоу и Ричард Гир и вовсе исполнили роли знаменитых бунтарей других эпох — французского поэта Артюра Рембо и американского преступника Билли Кида. Их судьбы так или иначе резонируют с биографией самого Дилана.
Лидер пост-панк группы Joy Division и исполнитель культового хита «Love will tear us apart» Иэн Кертис — одна из самых трагичных фигур в рок-пантеоне. Основатель целого жанра, проводник меланхоличной энергетики и британский пророк, он покончил жизнь самоубийством, записав не так много песен. В фильме рассказана его судьба — эпилептические припадки, путанные романы, ссора с коллегами по группе и экзистенциальный тупик.
Черно-белый байопик стал кинематографическим дебютом для режиссера Антона Корбейна, который ранее был известен как фотограф и создатель музыкальных клипов. Именно он в конце 1970-х переехал в Лондон, где делал снимки восходящих звезд британской сцены, включая Joy Division. Иэна он знал лично, поэтому решил увековечить его творческий путь в виде фильма «Контроль», основанного на мемуарах жены музыканта Деборы Кертис. Байопик стал культовым и добавил группе еще больше поклонников, вдохновленных мрачной и безысходной эстетикой.
Знаковая американская группа The Beach Boys придумала жанр серф-рока (песни о пляжах и беззаботной солнечной жизни), а позже принялась экспериментировать со звучанием, добавляя в песни психоделические нотки. Главным ее двигателем был музыкант Брайан Уилсон, страдавший от ментальных заболеваний и галлюцинаций, которые ставили его карьеру под угрозу.
Главного героя сыграли сразу два актера: за молодое воплощение отвечает Пол Дано, за взрослую версию — Джон Кьюсак. Сам Брайан Уилсон высоко оценил байопик, который довольно точно передает сумбурную карьеру певца, в которой нашлось место и беспрецедентной славе, и тяжелой болезни. «Любовь и милосердие» — трогательная попытка понять его мятежную и противоречивую натуру, а также эксперимент с воссозданием сложной терапии, которую проходил лидер The Beach Boys. Приятная особенность фильма — все музыкальные номера, действие которых происходит в студии, снимали на 16-мм ручные камеры, а руководил репетициями (чисто импровизационными!) сам Пол Дано, который в молодости играл на гитаре.
Скромный британский парень Реджинальд Дуайт носит очки в толстой оправе, обожает играть на пианино и выступает в маленьких пабах. Совсем скоро он возьмет псевдоним «Элтон Джон», познакомится с автором своим хитов Берни Топином и переедет в Америку. Там его ждет головокружительная рок-н-ролльная слава, деньги, наркотики и открытие собственной ориентации.
У режиссера Декстера Флетчера получился довольно необычный байопик — не просто история с вкраплением песен, а полноценный музыкальный фильм, где хиты Элтона Джона иллюстрируют каждый поворотный момент его жизни. Сам Элтон написал специально для байопика песню (I’m Gonna) Love Me Again и получил «Оскар», но, увы, других наград от американской киноакадемии фильм не дождался. Зато «Золотой глобус» получил Тэрон Эджертон, исполнивший в картине главную роль. Звезда хулиганского кинокомикса «Kingsman: Секретная служба» очень точно передал все ужимки своего реального прототипа и неплохо перепел его ключевые хиты, так что позже даже несколько раз выступал в дуэте с самим Элтоном Джоном.