К доске! 10 советских фильмов про школу
Школьная пора — это целый букет сюжетов, в которых всё случается в первый раз, а убедительный персонаж-ученик — и зеркало для сверстника, и предмет бесконечной ностальгии для взрослого. В советском кино подростки проделали непростую дорогу от образцов для подражания до растерянных ребят, что задают себе вопросы без ответов. Собрали 10 ярких советских фильмов о школе и школьниках.
А если вам захочется отправиться в другое прошлое — ознакомьтесь с подборкой ностальгических фантастических сериалов или топ-10 фильмов в стиле классических английских детективов.
Станислав Ростоцкий закончил картину «Доживем до понедельника» в рекордные три с половиной месяца, но дальнейшая судьба фильма повисла на волоске. В Госкино назвали съемки главной ошибкой Киностудии им. Горького и выдвинули режиссеру несколько десятков правок. Ростоцкий отстоял ленту в почти первозданном виде — и она надолго стала эталоном школьной драмы, а отечественное кино после премьеры в 1968 году получило россыпь молодых звезд — Игоря Старыгина, Ольгу Остроумову, Юрия Чернова. Интересно, что среди коллег по фильму Вячеслав Тихонов особенно выделял актрису Нину Меньшикову, убедительно сыгравшую строгого завуча Светлану Михайловну. Роль стала первой условно отрицательной в карьере Меньшиковой, а ее суровый образ русички с пучком на затылке — волосок к волоску — заставит нервно проверить у себя наличие дневника и современного школьника.
По сюжету учителю истории (Тихонов) приходится преодолевать и профессиональный, и возрастной кризис. В столкновениях с молодой учительницей и учениками он понимает, что у него чуть больше общего с горячей и принципиальной молодежью, чем ему казалось. Одна из самых эмоциональных сцен картины разворачивается вокруг подростков, пишущих сочинение о счастье. Фраза «Счастье — это когда тебя понимают», написанная влюбленным девятиклассником, навсегда станет крылатой.
Когда шестиклассница Лена (Кристина Орбакайте), перепорученная занятыми родителями дедушке-ветерану, переезжает в провинциальный город, шансов выжить как личность в уже раздираемом конфликтами коллективе в школе у нее нет. Странную, не понимающую ни толстых, ни тонких намеков, живущую с эксцентричным дедом девочку одноклассники делают Жанной д’Арк от буллинга — почти буквально. Формальный повод для бойкота становится прикрытием для неизбежного: очевидно, жертвой она стала бы, даже если бы каждый день разносила по классу конфеты и оплатила всем поездку в Москву.
В 2024 году эта картина, как сериалы «Цикады» или «13 причин почему», вероятно, получила бы полезный предваряющий титр с телефоном службы психологической поддержки. Первый русскоязычный кинозаход на тему травли в школе, «Чучело» Ролана Быкова показало много страшных вещей: как одноклассники пинают девчонку посреди улицы ни за что, как взрослые раз за разом не видят происходящего под самым носом, как при запущенном маховике насилия свое место наверху пищевой цепочки класса дети вынуждены отстаивать каждый день. Самым пугающим, пожалуй, оказался вывод — что выводов обидчики не сделают.
К учительнице математики Елене Сергеевне приходят выпускники. Формально — поздравить ее с днем рождения, но на самом деле — стянуть ключи от сейфа, чтобы исправить неважнецкие отметки в экзаменационных работах. За окном сперва сгущаются, а потом снова растворяются неверные московские летние сумерки, а в квартире педагога-идеалистки происходит настоящая психологическая пытка. Кто сдастся первым — учительница или ученики?
«Дорогая Елена Сергеевна» — последний (не считая вышедших в 1991 году «Небес обетованных») советский фильм Эльдара Рязанова, последний яркий актерский выход звезды «Курьера» Фёдора Дунаевского и одна из первых ролей Дмитрия Марьянова. В нем режиссер сталкивает лбом ко лбу и два поколения, и две эпохи. Рязанов признает, что романтикам-шестидесятникам, у которых Высоцкий стоит на книжной полке вместо иконы, несладко смотреть, как новое поколение улетело на ветре перемен, — но сочувствует он и тем, и другим.
«Большая перемена» снята по книге советского писателя Георгия Садовникова «Иду к людям». Это был, как сейчас бы сказали, автофикшен: Садовников перенес свой опыт работы в школе рабочей молодежи на бумагу, а после — в сценарий, значительно перекроенный режиссером Алексеем Кореневым. У фильма была вполне прикладная цель: в 1970-х не получившей полного среднего образования рабочей молодежи стало необходимо объяснить, что взрослые за партами — не стыдно и даже в какой-то мере весело.
По сюжету историк Нестор Петрович (Михаил Кононов) в вечернюю школу пришел, не попав в аспирантуру. Классному руководителю достался контрастный набор великовозрастных школьников в исполнении Евгения Леонова, Светланы Крючковой, Александра Збруева, Савелия Крамарова, Валерия Носика. Далеко не каждый из которых мечтает учиться на отлично — у них трудные отношения, скука, приводы в милицию, жены и мужья (и даже отцы в том же классе), мешает и серьезная разница в возрасте с преподавателем. За четыре серии каждый выяснит, зачем ему образование, и что-то поймет про себя. Как в «настоящей» школе.
Драма Николая Лебедева и Эрнеста Ясана про первую любовь — побег со всех ног из детства, школы, всеобщего непонимания и невзаимности во взрослую жизнь. Герои пока не знают, что туда можно было не торопиться: наскучившие отчаявшиеся матери и отцы-абьюзеры с большой мечтой просто где-то за финальными титрами передадут детям эстафетную палочку.
У главной героини Клавы Климковой от детского сада до старших классов школы один талант — завораживать противоположный пол так, что ей отдадут и все игрушки, и место в первом ряду хора, несмотря на полное отсутствие голоса и слуха. Оказавшись в любовном треугольнике с двумя мальчишками, она наблюдает за их соперничеством, всё больше отдаляясь от одного и сближаясь с другим. В крошечный тайминг фильма уместились три временных периода, несколько городов от Ленинграда до Краснодара, похоронный марш, итальянское демоническое обаяние Любови Полищук и очень много нелюбви.
Фильм-эксперимент «Не болит голова у дятла» стал полнометражным дебютом и для кинорежиссера Динары Асановой, обозначив ее лиричный интерес к трудным подросткам среди непростых взрослых, и для тогда еще школьницы — актрисы Елены Цыплаковой. Кроме влюбленных школьников, главные герои картины — доводящая до одержимости музыка и летний Ленинград, которые всего через несколько лет после выхода фильма сольются в культовом Ленинградском рок-клубе.
По сюжету картины семиклассник Сева Мухин (Александр Жезляев) в тени нахватавшего звезд в спорте старшего брата вырастил свою мечту — быть ударником в джаз-бэнде. Дятел, который стучит в названии фильма, выстукивает для него ритмы, а от музыки отвлекает только самая красивая девочка в классе Ира (Цыплакова). К своему неизбежному расставанию подростки идут весь фильм, нащупывая историю любви жест за жестом, реплика за репликой: юным актерам приходилось импровизировать на тему сценария прямо на съемочной площадке.
Последний фильм, где Елена Цыплакова сыграла школьницу, видели логичным продолжением ее предыдущих школьных ролей. Однако режиссер Павел Любимов не стал рисовать историю обреченной первой любви семнадцатилетних полунамеками — он осмелился рассказать о первых любовных разочарованиях откровенно, одним из первых на советском экране показав последствия интимной близости школьников в полном спектре, от беременности и раннего брака до разочарования и развода. Скандальную премьеру возненавидели учителя — но полюбили зрители.
Главная героиня Зося (Цыплакова) к выпускному балу обнаруживает себя беременной. Иллюзии по поводу совместной жизни с избранником Гошей (Сергей Насибов) разбиваются довольно быстро — на школьный вальс юноша приглашает влюбленную в него одноклассницу Дину (Евгения Симонова), ее же чуть позже ведет под венец. Зосе приходится сделать сложный выбор, который изменит и ее жизнь, и жизнь людей вокруг нее.
Действие фильма Юрия Кары «Завтра была война» по повести Бориса Васильева разворачивается за год до начала Великой Отечественной. Главная героиня, напористая и инициативная комсомолка-девятиклассница Искра Полякова (Ирина Чериченко), пугает и завораживает одноклассников своим идеализмом. Когда Искра увидит, что справедливость не всегда можно измерить спущенными от родителей и властей идеалами, ей придется пересмотреть взгляды на жизнь. А позже девушку и весь ее класс проверит на крепость война.
Военные эпизоды фильма воплощены на черно-белой пленке, мирное время показано в кадре цветным. Картина о кануне большой трагедии для Юрия Кары была дипломной, актеры-студенты снимались в ней бесплатно, реквизит собирали по друзьями, а разрешение на экранизацию у Бориса Васильева получили постфактум — но дебют вышел настолько искренним, что в 1987–1988 годах собрал россыпь призов международных фестивалей в Польше, Германии, Испании, Франции.
Поэт и романтик Петя Копейкин стал ролью, после которой подростка Михаила Ефремова начали узнавать на улицах. Как и в дебютном его фильме, «Дни хирурга Мишкина», на экране юного Мишу сопровождал звездный отец Олег Ефремов. Он останется рядом с сыном и позже — во время службы во МХАТе, после которой творческие пути старшего и младшего Ефремовых все-таки разойдутся. А пока Миша старается играть как отец, заметно тянется за ним — и нащупывает свою тональность, изживая сдержанность родителя. «Для меня важно было делать так, как он, играть так же, как играет отец. К этому я и стремился, хотя уже тогда понимал, что это безумно сложно», — вспоминал Михаил Ефремов о съемках.
Сюжет «Когда я стану великаном» Инны Туманян — вариация на тему «Сирано де Бержерака», историю о котором восьмиклассники ставят на сцене школьного театра в самом начале фильма. Жертвуя своими чувствами к однокласснице и помогая другому мальчишке понравиться ей, Петя Копейкин узнает и рассказывает зрителю, из каких сложностей и мелочей складываются большие чувства и большая поэзия.
Главный герой детской комедии 1972 года «Чудак из пятого „Б“» — непоседа и фантазер Боря Збандуто, который в качестве эксперимента по исправлению характера получает целый первый класс подшефных. Как быть с крошечными первоклашками, как направить их, если ты и сам ребенок, не потерять их в большом городе? Боря остепеняется — для малышей он становится непререкаемым авторитетом, а в себе открывает качества, о которых раньше и не подозревал.
Режиссер Илья Фрэз долго разыскивал мальчика на роль Бори и сделал необычный выбор — озорного мальчишку сыграл серьезный не по годам, но тем и смешной Андрей Войновский. Примечательно, что больших актерских карьер сыгравшие в фильме ребята не сделали. Повзрослев, они выбрали другие профессии, а в интервью вспоминали съемки в Москве и Вильнюсе как сказку: детей забирали с уроков, угощали мороженым и тортами, водили в зоопарки.