Опубликовано 14 июня 2023, 15:56

Идеализируя прошлое: Лучшие зарубежные фильмы 1980-х

Поделиться:
Идеализируя прошлое: Лучшие зарубежные фильмы 1980-х

Во второй половине 2010-х кинематографисты всё чаще стали заимствовать атрибуты американских 1980-х, а некоторые современные фильмы и сериалы целиком скроены из отсылок к поп-культуре той эпохи. Эксплуатируется всё — от неона до синти-попа, от одежды и причесок до книг Стивена Кинга. Благодаря «Очень странным делам» тосковать по временам видеокассет и «Рыцаря дорог» стали даже молодые люди, родившиеся в следующем тысячелетии. Чем не повод вспомнить картины, которые сегодня цитируются наперебой. Также предлагаем посмотреть самые смешные комедии 80-х и 90-х и познакомиться с лучшими зарубежными фильмами 2000-х.

Кошмар на улице Вязов

Рейтинг: 7.68IMDb: 7.5
1984, Ужасы, 91 мин
США, 18+
Режиссер: Уэс КрэйвенГлавные роли: Хэзер Лэнгенкэмп, Роберт Инглунд, Джонни Депп, Джон Сэксон, Рони Блейкли, Хсу Гарсиа

Нескольким подросткам с улицы Вязов снится один и тот же кошмар, в котором они спасаются от убийцы с обожженным лицом. Когда одна из девушек умирает во сне ужасной смертью, Нэнси осознает, что угроза реальна. Окружающие отказываются верить в существование мистического маньяка в полосатом свитере и шляпе, поэтому школьница вынуждена расследовать дело самостоятельно. Надеясь докопаться до истины, она изо всех сил старается не спать.

В 1984 году Уэс Крэйвен произвел настоящую революцию в жанре, явив миру нового культового маньяка — Фредди Крюгера. В отличие от молчаливых Джейсона Вурхиза, Майкла Майерса и Кожаного лица, душегуб из «Кошмара на улице Вязов» получился на редкость острым на язык. Многие изречения злодея тут же разошлись на цитаты, тогда как скрывавшийся под гримом Роберт Инглунд обрел целую армию поклонников. Кроме того, на втором плане засветился дебютант Джонни Депп, попавший на кастинг благодаря своей возлюбленной, гримерше Лори Энн Эллисон, и ее приятелю Николасу Кейджу. Кассовый успех первой части спас киностудию New Line Cinema от банкротства, так что продюсеры без раздумий поставили производство сиквелов на поток, но уже без участия Крэйвена.

Лицо со шрамом

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.3
1983, Триллеры, Драмы, Криминальное, 170 мин
США, 18+
Режиссер: Брайан Де ПальмаГлавные роли: Аль Пачино, Стивен Бауэр, Мишель Пфайффер, Мэри Элизабет Мастрантонио, Роберт Лоджа, Мириам Колон

Кубинский преступник Тони Монтана отправляется в США, веря, что однажды весь мир будет принадлежать ему. В погоне за американской мечтой нищий эмигрант связывается с наркоторговцем Суаресом, выполняя за того всю грязную работу. Не желая довольствоваться малым, Тони решает стать новым королем преступного мира Майами.

«Лицо со шрамом» — вольный ремейк одной из лучших гангстерских драм в истории. Идея переснять классику Ховарда Хоукса принадлежала Аль Пачино, решившему отойти от образа хладнокровного и расчетливого Майкла Корлеоне и сыграть страстного, местами наивного преступника, пробившегося на вершину с низов. Сценарий написал Оливер Стоун, по молодости не только водившийся с латинской мафией, но и прошедший через кокаиновую зависимость. Режиссерское кресло занял Брайан Де Пальма, дополнивший и без того суровое сочинение Стоуна своим фирменным ультранасилием. Зрители тогда «Лицо со шрамом» не оценили: картина с трудом окупила свой 25-миллионный бюджет, тогда как пресса обвиняла ее создателей в жестокости и дурновкусии. Лишь спустя годы отношение к творению Де Пальмы было пересмотрено. Сегодня «Лицо со шрамом» неизменно входит в топы величайших криминальных фильмов, а его влияние можно обнаружить не только в кино и на телевидении, но и в игровой индустрии.

Назад в будущее

Рейтинг: 8.67IMDb: 8.5
1985, Приключения, Комедии, Фантастика, 116 мин
США, 12+
Режиссер: Роберт ЗемекисГлавные роли: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф. Уилсон, Клаудия Уэллс

1985 год. Марти Макфлай — обычный школьник, проживающий в захолустном городке Хилл-Вэлли. В свободное от учебы время подросток торчит в лаборатории своего друга Эмметта Брауна, чокнутого профессора, одержимого идеей создания машины времени. Заполучив плутоний, док доводит эксперимент до ума, после чего отправляется вместе с Марти в 1955 год. Там старшеклассник встречает своих молодых родителей, невольно вмешиваясь в их личную жизнь.

«Назад в будущее» — знаменитейший фантастический фильм, у которого есть два не менее прекрасных сиквела. Как и положено шедевру, на пути к зрителю кинокартина преодолела немало преград. Изначальный сценарий Роберта Земекиса и Боба Гейла, существенно отличавшийся от итогового, был отвергнут Disney и лег на полку. Лишь после кассового успеха «Романа с камнем» проект подхватил Стивен Спилберг, работавший в Universal. На этом проблемы Земекиса и Гейла не закончились. Где-то через неделю после старта съемок авторы осознали, что утвержденный ими актер Эрик Штольц абсолютно не соответствует образу Марти. К счастью, студия быстро нашла ему замену в лице Майкла Дж. Фокса. Если Штольц играл Макфлая, то Фокс был им: обаятельный паренек действительно катался на скейтборде и школьником играл на гитаре в рок-группе. Замена главной звезды обошлась Universal в три миллиона долларов, но издержки окупились в прокате с лихвой. «Назад в будущее» стал самым кассовым фильмом 1985 года, а затем разросся до полноценной трилогии, ставшей неотъемлемой частью поп-культуры.

Охотники за привидениями

Рейтинг: 8IMDb: 7.8
1984, Комедии, Фантастика, Фэнтези, 105 мин
США, 6+
Режиссер: Айвен РайтманГлавные роли: Билл Мюррей, Дэн Эйкройд, Сигурни Уивер, Харольд Рэмис, Рик Морэнис, Энни Поттс

Игон, Рэй и Питер — чудаковатые приятели, посвятившие жизнь исследованию паранормальных явлений. Когда горе-ученых выгоняют из университета, они решают открыть собственное дело. Коллеги арендуют небольшое здание, принадлежавшее пожарной службе, покупают старый автомобиль скорой помощи, после чего запускают рекламу на ТВ. Поначалу дела борцов с нечистью идут туго, но первый же заказ в корне меняет дело.

И вновь перед нами общепризнанная классика. Несмотря на семейный формат и высокий бюджет, создатели «Охотников за привидениями» не гнушались юмора на грани фола, а также активно использовали хоррор-элементы. Это не помешало хулиганскому фильму Айвана Райтмана возглавить американский прокат 1984 года и породить одну из самых долгоиграющих кинофраншиз в истории. Немаловажную роль в успехе сыграл тот факт, что практически все ключевые актеры выступили соавторами, получив беспрецедентную по голливудским меркам творческую свободу. Комики много импровизировали, в чем больше прочих преуспел Билл Мюррей, после премьеры проснувшийся суперзвездой. На выходе получилась настоящая жемчужина 1980-х, активно цитируемая кинематографистами по сей день.

Нечто

Рейтинг: 8.17IMDb: 8.1
1982, Ужасы, Фантастика, Триллеры, 108 мин
США, 18+
Режиссер: Джон КарпентерГлавные роли: Курт Рассел, Кит Дэвид, Уилфорд Бримли, Т.К. Картер, Дэвид Кленнон, Ричард А. Дайсарт

Антарктида, разгар зимы. Американские полярники укрывают ездовую собаку, прибежавшую с норвежской станции, расположенной неподалеку. Им и в голову не может прийти, что внутри миловидного питомца поселилось что-то зловещее.

К началу 80-х Джон Карпентер завоевал статус талантливого хоррормейкера, способного из ничего создать шедевр на века. Его «Хэллоуин» ввел моду на слэшеры, а «Побег из Нью-Йорка» стал одной из вех в жанре антиутопии. Прокатный триумф этих двух картин позволил Карпентеру впервые поработать над дорогостоящим проектом Universal, да еще и по мотивам любимого сай-фая детства. Предполагалось, что «Нечто» выстрелит на волне успеха «Чужого» Ридли Скотта, вернувшего моду на иноземных монстров. Однако камерный хоррор Карпентера ждал провал — не только коммерческий, но и художественный. По крайней мере, так сочли кинокритики, буквально уничтожившие фильм. Как водится, профессиональных зрителей смутили избыточные сцены насилия и акцент на телесных трансформациях. В конце 80-х «Нечто» было реабилитировано благодаря VHS и телевидению. Сегодня произведение Карпентера с новаторскими эффектами и леденящей душу атмосферой заслуженно именуется классикой.

Безумный Макс 2: Воин дороги

Рейтинг: 7.69IMDb: 7.6
1981, Фантастика, Боевики, Триллеры, 95 мин
Австралия, 18+
Режиссер: Джордж МиллерГлавные роли: Кьелль Нильссон, Вернон Уэллс, Брюс Спенс, Макс Фиппс, Мэл Гибсон, Майкл Престон

После событий первого фильма прошло несколько лет. Отомстив за близких, Макс Рокатански покинул полицейскую службу и стал кочевником. Между тем мир окончательно сошел с ума. Континент настиг глубокий энергетический кризис, парализовавший города, а топливо приобрело ценность золота, за обладание которым готовы убивать. Путешествуя по бескрайним просторам пустыни в поисках бензина, главный герой обнаруживает небольшое поселение, где этого самого горючего хоть отбавляй. Вскоре на общину нападает банда оголтелых байкеров и панков, намеренных захватить территорию, однако бывший коп заступается за местных жителей.

Первый «Безумный Макс» создавался Джорджем Миллером на чистом энтузиазме, а монтировался на кухне, что не помешало малобюджетной картине обрести известность далеко за пределами Австралии. Учитывая феноменальный успех фильма в прокате (превзойти фильм Миллера по прибыльности удалось лишь «Ведьме из Блэр» 20 лет спустя), сиквел был вопросом времени. Бюджет возрос, а вместе с ним и градус безумия: адреналиновых погонь и смертельных трюков стало вдвое больше, равно как и задействованных в кадре автомобилей с неповторимым дизайном. Редкий случай, когда вторая часть превзошла оригинал.

Бегущий человек

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.7
1987, Фантастика, Боевики, 100 мин
США, 16+
Режиссер: Пол Майкл ГлейзерГлавные роли: Арнольд Шварценеггер, Ричард Доусон, Мария Кончита Алонсо, Яфет Котто, Гас Ретвиш, Профессор Тору Танака

2017 год. После разрушительного землетрясения Соединенные Штаты погружаются в глубокий экономический кризис, а власть оказывается в руках тоталитарного правительства. Чтобы отвлечь американцев от насущных проблем, государство пускает в телеэфир жестокое реалити-шоу «Бегущий человек», участники которого сражаются за выживание. Героем очередного выпуска становится Бен Ричардс, полицейский, отказавшийся стрелять в безоружных участников протеста.

В мае 1982 года на прилавках магазинов появился фантастический роман «Бегущий человек», написанный загадочным Ричардом Бахманом. Книга тут же стала хитом и попала в поле зрения голливудских продюсеров, задумавших экранизацию. Тогда еще никто не догадывался, что настоящим автором бестселлера является король ужасов Стивен Кинг. За адаптацию взялся Стивен де Соуза, благодаря которому от литературного первоисточника осталось разве что название. Не менее странным оказался выбор режиссера: за неделю до старта съемок фильма студия утвердила Пола Майкла Глейзера, телевизионного актера и постановщика, прежде никогда не работавшего в Голливуде. Итоговый результат не удовлетворил, кажется, никого: ни Кинга, ни исполнившего главную роль Арнольда Шварценеггера, ни американскую публику. По традиции «Бегущий человек» нашел своего зрителя на VHS, ввиду чего и стал ностальгическим.

Терминатор

Рейтинг: 8.2IMDb: 8.1
1984, Фантастика, Боевики, Триллеры, 107 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Джеймс КэмеронГлавные роли: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Рик Россович

В XXI веке миром правят машины. Города лежат в руинах, а человечество находится в шаге от исчезновения. Последняя надежда — лидер сопротивления Джон Коннор, которому суждено сыграть ключевую роль в победе людей над искусственным интеллектом. Чтобы переписать ход истории, машины отправляют в прошлое андроида, запрограммированного на убийство Сары Коннор, матери еще не родившегося Джона. Солдату Кайлу Ризу необходимо остановить терминатора любой ценой, иначе война будет проиграна.

Именно научно-фантастический фильм о киборге с дробовиком по-настоящему запустил режиссерскую карьеру Джеймса Кэмерона. Набив руку на студии Роджера Кормана, он выступил художником-постановщиком уже упомянутого вскользь «Побега из Нью-Йорка». Атмосфера мрачного мегаполиса будущего органично вписалась в реалии Лос-Анджелеса 80-х, а «Хэллоуин» всё того же Карпентера повлиял на образ злодея в исполнении Шварценеггера. Пусть и не сразу, но бюджетный B-movie стал большим хитом, создав новый стандарт развлекательного кино.

Однажды в Америке

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.4
1984, Боевики, Драмы, 219 мин
США, Италия, 16+
Режиссер: Серджио ЛеонеГлавные роли: Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн, Трит Уильямс, Тьюзди Уэлд, Берт Янг

Гангстерская сага охватывает полувековую историю дружбы нескольких преступников, выросших в трущобах Нью-Йорка. Их знакомство состоялось в 1920-е, когда вся Америка веселилась под звуки джаза. В те безумные годы казалось, что у каждого бродяги есть шанс сколотить состояние. Так думал и юный Дэвид по прозвищу Лапша, сформировавший вместе с приятелями подростковую банду. Успех приходит к ребятам лишь спустя 10 лет, в разгар сухого закона. Тогда же между Лапшой и его ближайшим соратником Максом возникают первые разногласия, в результате чего будущее всей группировки оказывается под вопросом.

«Однажды в Америке» — великое кино, пострадавшее от рук студийных боссов. Изначальная версия, встреченная в Каннах стоячими овациями, длилась 269 минут. Но затем с картиной Серджио Леоне произошло ужасное. Для американского проката из нее не только извлекли все сцены секса и насилия, но и перемонтировали оставшееся в хронологическом порядке. Понятное дело, зрители 139-минутную версию не приняли — фильм «Однажды в Америке» с треском провалился в прокате, в то время как полноценная версия добралась до широкой аудитории уже после смерти Леоне.

Сияние

Рейтинг: 8.2IMDb: 8.4
1980, Ужасы, Триллеры, 119 мин
США, Великобритания, 18+
Режиссер: Стэнли КубрикГлавные роли: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс, Бэрри Нельсон, Филип Стоун

Писатель Джек Торренс преодолевает глубокий творческий кризис. Надеясь подзаработать, он устраивается на работу смотрителем отеля «Оверлук» во время мертвого сезона. Вместе с Джеком сюда переезжают его жена Венди и маленький сын Дэнни, страдающий от мрачных видений. Семье предстоит пять месяцев жить в полной изоляции от внешнего мира. Вскоре после прибытия Торренсы сталкиваются с темным прошлым роскошного отеля.

К концу 1970-х Стэнли Кубрик уже считался классиком, преуспевшим практически во всех популярных жанрах. Не хватало лишь одного — хоррора. Выбор мэтра пал на третий роман модного писателя Кинга, два других произведения которого уже успели экранизировать Брайан Де Пальма и Тоуб Хупер. Как известно, Кубрик прочел «Сияние» по-своему, подвергнув книгу серьезной переработке. В частности, превратил Торренса из хорошего парня, одержимого нечистой силой, в депрессивного тирана с маниакальной улыбкой. Невзирая на неоднозначную реакцию зрителей, ругань критиков и брюзжащего Кинга, «Сияние» получило запоздалое признание, а кадры лифта с кровью и Николсона с топором сегодня известны даже тем, кто по какой-то причине не смотрел фильм.

Новое в подписке

Лучшее в подписке