Дети богов, волшебники и мечтатели: 10 приключенческих фильмов про подростков
Приключенческое кино позволяет юным зрителям в увлекательной форме примерить на себя взрослое поведение. Герои этих фильмов, будь то кино про полеты в космос или про магию, борются за любовь и дружбу, принимая ответственные решения. Взрослые же зрители могут благодаря этим фильмам вспомнить себя детьми. Рассказываем о 10 ярких зарубежных и отечественных представителях жанра.
Также предлагаем посмотреть подборку лучших фильмов по русским сказкам.
Жительница Лондона отправила своих детей Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси из города, который бомбят немцы, в сельскую местность к другу семьи. Ребята через старинный шкаф попадают в сказочную страну Нарнию, населенную говорящими зверями и мифическими существами. Королевство вот уже сто лет находится под властью злой Белой колдуньи. К решающей битве с узурпаторшей готовятся силы добра во главе с львом Асланом. Детям уготована важнейшая роль в этом противостоянии.
Экранизация первого романа серии книг «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, классики подросткового фэнтези с сильными христианскими мотивами. Новозеландскому режиссеру Эндрю Адамсону («Шрек» и «Шрек 2») удалось сохранить дух оригинала и снять визуально красивую сказку для всей семьи. К слову, захватывающие дух виды Нарнии сняты в Новой Зеландии, как и пейзажи кинотрилогии «Властелин колец» по книгам друга Льюиса, Джона Р. Р. Толкина. Отдельно стоит отметить Тильду Суинтон в роли Белой колдуньи. Персонаж с его холодной притягательностью словно создан для актрисы. Фильм стал кассовым хитом и получил два продолжения.
У старшеклассника Перси проблемы с учебой из-за дислексии, а дома его и мать третирует жестокий отчим. Однако у юноши есть уникальная способность — он может гораздо дольше своих сверстников дышать под водой. После очередного конфликта с отчимом Перси с матерью и лучшим другом по совету мудрого учителя едут в таинственный «Лагерь полукровок». Там воспитывают детей греческих богов от простых смертных. У входа в лагерь Минотавр убивает мать юноши, а сам Перси узнает, что его отец — бог морей Посейдон. После подготовки по «олимпийской» системе герой вместе со своими друзьями отправляется в опасное путешествие, чтобы предотвратить войну богов.
Снятый по одноименному роману Рика Риордана фильм Криса Коламбуса идет по проторенной тропе десятков других подростковых фэнтези: школьный изгой попадает в волшебный мир, где осознает, что он избранный. Тут можно провести очевидную параллель с другим проектом режиссера — фильмами про Гарри Поттера. Но там эта формула работает, конечно, куда лучше. «Перси Джексону» не хватает своей изюминки, да и персонажи вышли совсем уж плоскими. Тем не менее благодаря неплохим экшен-сценам фильм местами развлекает. Интригующе выглядит и современная интерпретация античной мифологии. Увы, полностью реализовать этот потенциал авторам не удалось.
Размеренную жизнь небольшого острова в Новой Англии всполошило бегство двух подростков. Неуживчивый сирота Сэм Шикаски — изгой в лагере бойскаутов, а его возлюбленная Сьюзи Бишоп — белая ворона в семье и школе. Беглецы направляются в укромное место на берегу реки, где, как полагают, будут счастливы без присмотра взрослых и сверстников. За ними по следу идут скауты, полиция и родители.
История любви юных аутсайдеров, рассказанная одним из главных формалистов авторского Голливуда Уэсом Андерсоном. Режиссер признавался, что нечто похожее представлял во время собственной подростковой влюбленности, однако в отличие от героев фильма его чувство было безответным. Как и во многих других работах Андерсона, в «Королевстве» задействован мощный актерский ансамбль: Билл Мюррей, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Харви Кейтель и Фрэнсис МакДорманд. Подчеркивает лиризм картины звучащая за кадром музыка Бенджамина Бриттена.
Старшеклассница Роза Хэзевей — дампир, то есть полувампир. Она может есть человеческую еду и не боится солнечного света. Как и все дампиры, она служит мороям, высшей вампирской касте, владеющей магией. Роза оберегает свою подругу, принцессу мороев Василису. Девушкам приходится учиться в Академии вампиров. Но школьные будни не самое страшное — на обладающую даром исцеления Василису точат клыки стригои, злые кровопийцы.
«Академия вампиров» основана на первой из одноименной серии книг Райчел Мид про интриги в старшей школе для нечисти. Фильм снят с явной оглядкой на поттериану, «Сумерки» и тинейджерские комедии вроде «Дрянных девчонок». Увы, получилось унылое эпигонство, которое едва ли понравится даже самой невзыскательной девочке-подростку. В итоге «Академия вампиров» с треском провалилась в прокате. Впрочем, поклонницам Данилы Козловского, заскочившего на голливудский огонек, есть на что посмотреть: актер без устали мутузит плохих вампиров и светит голым торсом.
Экранизация первого из культовых романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере, мальчике, который в свой одиннадцатый день рождения узнает, что он осиротевший сын могущественных волшебников, а также избранный из пророчества. Историю про лучшего ученика школы чародейства и волшебства, наверное, знают все.
Фильм Криса Коламбуса только упрочил и без того умопомрачительный культ книг Джоан Роулинг. Фанаты взрослели вместе с юными героями киносаги и сыгравшими их актерами. Поэтому первые фильмы о Гарри Поттере возвращают зрителей в их собственное детство. Да, писем из «Хогвартса» никто так и не дождался, но способность вновь и вновь проживать приключения вместе с любимыми героями сама по себе волшебна.
Подростка Стэнли Илнэтса (Шайа ЛаБаф) арестовали по ложному обвинению в краже кроссовок и отправили в трудовой лагерь. В техасской пустыне ему вместе с другими юными правонарушителями приходится постоянно рыть ямы. Как объясняет начальница лагеря (Сигурни Уивер), тяжкий и бессмысленный труд должен дисциплинировать ребят. На самом деле коварная надзирательница хочет чужими руками отыскать клад. Стэнли предстоит возглавить поиск сокровищ и снять древнее проклятие, долгие годы тяготеющее над его семьей.
Режиссеру хитовых боевиков «В осаде» и «Беглец» Эндрю Дэвису удалось снять почти эталонное приключенческое кино для всей семьи. Сценарий к фильму написал автор оригинального романа Луис Сейкер. Он убрал несколько эпизодов, излишне жестких для детей, но хуже от этого не стало. Получился жизнеутверждающий фильм с затейливым сюжетом и хорошим юмором. И после просмотра можно лишний раз убедиться, что ЛаБаф, несмотря на тянущийся за ним шлейф скандалов, талантливый актер.
Московский старшеклассник Коля Герасимов находит в тайнике своей учительницы вещество под названием «космион». С помощью него он случайно переносится из своего 2024 года на сто лет вперед. Там юноша встречает сверстницу Алису, которая, наоборот, хочет отправиться в прошлое, чтобы найти свою маму. Та когда-то смогла победить пиратов во главе с коварным Глотом. Но чтобы космион не достался злодеям, ей пришлось затеряться в прошлом. В 2024-м она работает учительницей в обычной школе. Космион вновь активируется: Коля, Алиса и робот Вертер переносятся в наше время, а вслед за ними и жаждущие заполучить ценный артефакт пираты.
К новой адаптации повести Кира Булычёва большинство зрителей относились с большой опаской еще до выхода на экраны. Памятны многочисленные постыдные ремейки классики, а уж к «Гостье из будущего» у нас особое, ностальгически-трепетное отношение. Новое прочтение Булычёва, действительно, сильно расходится и с оригинальным произведением, и с советской экранизацией. Достаточно сказать, что герои стали старше и поменялись их характеры. Концептуально по-другому авторы «Сто лет тому вперед» показали и мир будущего. Авторы пошли своим путем, и в итоге у них получился весьма достойный подростковый сай-фай. Да, где-то, может быть, они переборщили с отсылками ко всему и вся — от «Пятого элемента» до «Майнкрафта» и интернет-мемов. Тем не менее до самого финала движется всё бодро, есть хорошие визуальные решения, симпатичные молодые актеры и как минимум парочка удачных шуток.
У замкнутого пятиклассника Джесси нет друзей. Его многодетная семья едва сводит концы с концами, а в школе героя постоянно задирают хулиганы-одноклассники. На соревнованиях по бегу мальчика обгоняет новенькая ученица Лесли, девочка с богатым воображением. Ребята быстро становятся друзьями. В лесу они находят заброшенный домик на дереве, который становится их укромным местом. Двое придумывают для игр волшебную страну Терабитию. Детские игры оборвет трагедия.
Фильм основан на одноименной повести детской писательницы Кэтрин Патерсон. Экранизация местами может показаться чересчур приторной. Авторы выкручивают ручку умилительности до максимума. Но всё же это светлое кино о спасительной силе воображения, дружбе и боли первой утраты. Удачей фильма стала трогательная игра юных исполнителей главных ролей — Анны-Софии Робб и Джоша Хатчерсона.
Советский ученый создает робота Электроника, который точь-в-точь похож на обычного 12-летнего мальчика Серёжу Сыроежкина. Мечтающий стать человеком Электроник сбегает от создателя и случайно встречается со своим двойником. Ленивый, но сообразительный Сыроежкин перекладывает свои школьные обязанности на робота. Не заметив подмены, окружающие поражаются внезапно проявившимся у Серёжи способностям в математике, спорте, рисовании и пении. Тем временем западные гангстеры хотят выкрасть Электроника.
Один из главных детских хитов советского кино снят по мотивам фантастических произведений Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг». Сыгравших главных героев близнецов Юрия и Владимира Торсуевых юные зрители заваливали письмами, а написанная для фильма песня «Крылатые качели» прочно вошла в репертуар школьных уроков музыки. Возможно, современным детям «Приключения Электроника» могут показаться слишком устаревшими. И дело не только в технической стороне картины, снятой более 40 лет назад, — содержательно она насквозь пропитана советской дидактикой.
Первая часть дилогии о полете советских школьников в космические дали. Ученые получили сигнал со звезды Альфа Кассиопеи, указывающий на наличие там разумной жизни. Технически добраться до цели возможно, но путь в один конец займет 26 лет. Тогда старшеклассник Виктор Середа предлагает отправить в полет подростков вроде него. Таинственный консультант, представляющийся как И. И. О. (Исполняющий Особые Обязанности), уговаривает ученых согласиться на это смелое предложение.
Дилогия Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» появилась на экранах, когда космическая тема в советском кино стала проходить по разряду детско-юношеских фильмов. Картина стала идеальным воплощением подростковых мечтаний о полетах к звездам. Это увлекательное фантастическое кино с отличными по тем временам спецэффектами. И что более важно, авторы со всей серьезностью отнеслись к своей юной аудитории. Сегодня внимательные зрители могут увидеть эзотерический и теософский пласт этой картины.