Бой гремел в окрестностях Кабула: 10 фильмов про Афганистан
Конфликт в Афганистане продолжается десятки лет, и всё это время его осмысляют не только историки, но и писатели, музыканты, кинематографисты разных стран. Поговорим о 10 фильмах, герои которых оказались причастными к этому противоречивому и трагическому, как и любая война, событию. Также рекомендуем вам ознакомиться с подборками фильмов про войну во Вьетнаме и советских фильмов о Великой Отечественной войне.
2018 год. Уже почти 20 лет американцы находятся на территории Афганистана, а местные жители работают на них в надежде получить визы и покинуть родину, где постоянно приходится опасаться за свою жизнь. Сержант Джон Кинли руководит отрядом, который ищет подпольные фабрики по производству оружия. Однажды он нанимает в качестве переводчика Ахмеда, известного высоким профессионализмом и сложным характером. Во время очередной операции погибает вся команда, за исключением переводчика и тяжелораненого сержанта, которого Ахмед вытаскивает на себе и доставляет в лагерь. Кинли отправляется домой, но, когда узнаёт, что за афганцем началась охота, не может оставаться в стороне и возвращается в горячую точку, чтобы спасти Ахмеда и его семью.
Новый фильм Гая Ричи называют первым по-настоящему серьезным в карьере режиссера. В этот раз он поднимает тему взаимовыручки в условиях тяжелейших испытаний войны. Это история о двух людях, которым суждено было стать заклятыми врагами, но они оказались друг для друга спасением. Картина отличается от предыдущих работ режиссера и визуально: в ней преобладают долгие панорамные кадры и плавный монтаж, которые вместе с впечатляющими сценами перестрелок и погонь делают «Переводчика» захватывающей картиной на стыке боевика и драмы.
Команда, состоящая из четырех специально обученных «морских котиков», отправляется в горы, чтобы найти и взять в плен Ахмада Шаха — террористического лидера Афганистана, виновного в гибели американских военных и мирных жителей. Когда солдаты оказываются почти у цели, их замечают трое местных пастухов. Командир Маркус Латтрелл приказывает отпустить их живыми, но операцию приходится свернуть. Отряд отправляется выше в горы, чтобы поймать радиосвязь и запросить эвакуацию, но со связью здесь большие проблемы, а пастухи уже сообщили о местонахождении военных. И теперь загнанный в угол мини-отряд вынужден вступить в неравный бой с полусотней талибов.
Сценарий картины основан на реальных событиях, описанных в книге того самого уцелевшего — командира Маркуса Латтрелла. Сыгравший его Марк Уолберг говорит, что это были самые тяжелые съемки в его жизни, но он и не думал жаловаться, зная, что на площадке в качестве консультанта присутствует сам Латтрелл, а также другие ветераны, которые были задействованы в эпизодических ролях. Фильм получил две номинации на «Оскар» и был награжден премиями Гильдии киноактеров и Ассоциации критиков телерадиовещания.
Военный фильм про войну в Афганистане, снятый по мотивам реальных событий. Его главные герои — новобранцы, попавшие в 9-ю роту парашютно-десантного полка за несколько месяцев до вывода советских войск из Афганистана. Рядовые, среди которых Чугун, Лютый, Воробей и Джоконда, прибывают на место после «учебки» и сразу же видят, как взрывается подбитый самолет с десантниками, которых они должны сменить на посту. Вскоре вчерашним школьникам нужно будет занять высоту и обеспечить безопасность идущей с продовольствием колонны.
Съемки картины получились масштабными и дорогими. В них участвовали четыре страны: Россия, Украина, Узбекистан и Финляндия. Военную технику предоставляли министерства обороны этих стран. Включая массовку, в фильме было задействовано более двух тысяч человек, причем примерно полторы тысячи из них — военнослужащие. В одной из сцен «9 роты» снималась ослица, на которой когда-то ездил Шурик из «Кавказской пленницы». Картина стала самым кассовым российским фильмом в 2005 году и получила кинопремии «Ника», «Золотой орел» и «Золотой овен».
Конец 80-х. Советские войска скоро покинут территорию Афганистана. Майор Бандура обладает огромным опытом военных действий и совершенно незаменим, несмотря на разногласия с начальством. Однажды привычная операция — поездка в соседнее местечко за дефицитными товарами — оборачивается кровавой бойней между советскими солдатами и местными жителями. Конфликт грозит перерасти в настоящее противостояние, и никто не хочет брать на себя за это ответственность. Тогда в очередной раз за дело берется Бандура. Ситуация осложняется еще и тем, что под шефством майора оказывается новоприбывший старший лейтенант Никита Стеклов, сын высокопоставленного военного, который, как все понимают, приехал лишь затем, чтобы успеть заработать награды, не участвуя в боевых действиях.
«Афганский излом» показывает настоящую, страшную правду о войне в Афганистане. Для российского кино 90-х годов картина стала чем-то вроде «Апокалипсиса сегодня» для Америки 70-х. Съемки фильма начались недалеко от Душанбе, но из-за начавшихся массовых беспорядков на национальной почве были перенесены в Сирию и Крым. В производстве картины участвовали итальянцы, поэтому одну из главных ролей исполнил Микеле Плачидо, международная суперзвезда того времени. Тогда его уже знал весь Советский Союз: незадолго до этого на экраны вышел сериал «Спрут» с его участием.
2006 год. В гражданской войне в Афганистане активно участвуют войска НАТО. На установленный в горах форпост Китинг прибывают американские солдаты. Среди них сержант Клинтон Ромешей, а руководит базой капитан Бенджамин Китинг. При встрече с афганскими старейшинами военные уверяют, что сражаются с террористами, а не с мирными жителями, и что как только война закончится, они помогут наладить инфраструктуру и поднять уровень жизни. Кто-то верит в эти обещания, но далеко не все. И вот однажды утром переводчик Мохаммед сообщает военным, что сотни талибов окружили форпост, а это значит, что американцам предстоит кровавый бой с противником, который сильно превосходит их по численности.
Картина повествует об одном из самых масштабных боев Афганской войны. В основе сценария — книга Джейка Тэппера «Форпост: нерассказанная история американского мужества». Фильм позиционируется как очень близкий к реальным событиям. Во второстепенных ролях в нем сыграли настоящие солдаты, служившие на форпосте Китинг. А Скотт Иствуд, исполнивший роль сержанта Клинтона Ромешея, при подготовке к роли несколько раз общался по телефону со своим прототипом.
Фильм основан на реальной истории, произошедшей в крепости Бадабер под Пешаваром, где был расположен лагерь моджахедов. В мае 1985 года туда прибывают британский журналист Чарли Палмер и французский врач Виктор Дюбуа, чтобы поговорить с пленными советскими военными. Палмер хочет получить информацию о карательных операциях, в которых участвовали заключенные. Но внезапно интервью превращается в восстание — пленные обезвреживают охрану, берут журналиста в заложники и добираются до рации, чтобы запросить помощь. Однако официальной информации о пленных нет, и никто не спешит им помогать, подозревая о провокации.
Многие ветераны Афганской войны считают, что «Пешаварский вальс» — одна из самых правдивых картин о событиях в Бадабере. Несмотря на это, полнометражный дебют Тимура Бекмамбетова не стал популярным в России. Режиссер говорит, что в 90-х в кинотеатрах были магазины запчастей и мебельные салоны, поэтому фильм лишь ездил по фестивалям и получал призы, но так и не дошел до российского зрителя. Картина получила главную премию на кинофестивале в Сан-Ремо, номинацию на главный приз «Кинотавра» и приз «Лучший режиссер» в Карловых Варах. В 2002 году на американский видеорынок вышла ее слегка измененная версия под названием «Побег из Афганистана».
Французская журналистка Эльза отправляется в Афганистан, чтобы собрать материал об Ахмеде Заефе, полевом командире талибов, за невиданную жестокость прозванном «кабульским мясником». Узнав об этом, военачальник дает приказ взять девушку в плен. Несмотря на предупреждения информатора, Эльза не успевает покинуть страну и попадает в засаду. Начинается обратный отсчет до ее казни, видео транслируется на весь мир. Заеф выдвигает требования французскому правительству, которое не спешит вести переговоры с террористами, однако негодующее общество вынуждает Францию отправить в горячую точку отряд из шести бойцов.
Полнометражный дебют режиссера и сценариста Стефана Рибожада снимали в Таджикистане. Для постановки боевых сцен были привлечены французские военные, благодаря чему они получились хореографически выверенными и реалистичными. Несмотря на простой сюжет, картина поднимает глубокие темы и вопросы, на которые не всегда можно найти однозначный ответ. Это выбор между долгом и чувством самосохранения, испытание дружбы опасностью для жизни и стремление к справедливости посреди кровавой бойни.
Действие картины развивается одновременно в двух временных пластах. В 2000-х молодые российские и казахстанские кинематографисты отправляются в Афганистан, чтобы снять там документальный фильм. Жених одной из участниц команды — Динары — уговаривает своего отца Марата Аюмова, ветерана Афганской войны, поехать с ними проводником, ведь он хорошо знает язык и обычаи этой страны. Отец соглашается, и у него на это есть своя тайная причина. Параллельно показываются события, произошедшие в начале 80-х, во время подготовки бойцов спецподразделения, которому предстоит действовать на территории Афганистана. Там молодой Марат Аюмов знакомится с Андреем Островским, еще не зная, что его жизнь скоро изменится навсегда.
Прототип Марата Аюмова — Жумабек Аюбаев, командир гранатометной группы, безвестный герой, совершивший поступок, сравнимый с подвигом летчика Мересьева. Об этой истории случайно узнал Арман Асенов, продюсер картины и исполнитель одной из ролей. Члены съемочной команды связались с вдовой Аюбаева, расспросили ее о жизни мужа, о подробностях событий тех лет. Всё это идеально легло в сценарий фильма. Съемки проходили в Казахстане, подразделения американских войск изображали военнослужащие миротворческого подразделения «КазБат». Картина была выдвинута Казахстаном на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
1988 год. Советский Союз готовится к выводу войск из Афганистана. Процессом руководит сотрудник КГБ Николай Дмитриевич. За годы службы здесь он научился вести переговоры с самыми опасными боевиками и в любой ситуации избегать обострения отношений. И сейчас перед ним встает очередная сложная задача. Накануне моджахеды сбивают самолет, и пилот Александр Васильев, сын высокопоставленного военного, попадает в плен. Освободить его может только Николай Дмитриевич, используя все свои связи и опыт. Тем временем Васильев предпринимает попытки выбраться на свободу самостоятельно, надеясь пробудить сострадание у маленького сына одного из боевиков.
История, рассказанная в фильме, основана на воспоминаниях экс-главы ФСБ Николая Ковалёва, который в конце 80-х служил в Афганистане и вел переговоры с моджахедами. Съемки проходили в Дагестане, Таджикистане и Киргизии. В сценах боев в массовке снимались настоящие военные. Выйдя на экраны, антивоенная драма Лунгина спровоцировала широкую общественную дискуссию, благодаря чему многие вспомнили о такой печальной и противоречивой странице советской истории, как Афганская война.
США, конец 1970-х. Лоббист Чарли Уилсон ведет беззаботную жизнь. В сфере его интересов — красивые женщины и дорогой виски, а единственная насущная проблема — как избежать наказания за публичное употребление наркотиков. Когда войска Советского Союза входят на территорию Афганистана, ярая противница коммунистов и давняя приятельница Уилсона Джоанн Херринг уговаривает его поехать в Пакистан. Прибыв туда, Чарли оказывается потрясен страданиями афганских беженцев и решает посвятить свою жизнь тому, чтобы помочь силам сопротивления. Совместно с офицерами ЦРУ он разрабатывает и запускает в работу схему поставок оружия, что в дальнейшем приведет к зарождению в регионе первых ростков терроризма.
В основе сценария картины — одноименный роман Джорджа Крайла. Съемки проходили в Марокко и Лос-Анджелесе. Лента получила номинацию на «Оскар» и пять номинаций на «Золотой глобус». В России ее изъяли из проката, посчитав, что Советский Союз в нём выставлен не в лучшем свете: в частности, в картине упоминается, что русские солдаты убивали и калечили десятки детей, усеивая местность мини-ловушками в виде конфет. Однако позже было заявлено, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии не запрещало фильм к показу, а отказ от проката был обусловлен лишь сомнениями относительно его финансовой рентабельности.