Американский папочка: 10 лучших фильмов с Томом Хэнксом
Cегодня свой 67-й день рождения отмечает Том Хэнкс, двукратный лауреат премии «Оскар», награжденный журналистами титулом «папы Америки», главным образом из-за сыгранных им в новом веке ролей столпов общества — носителей истинных американских ценностей. Вспоминаем удивительно ровную и спокойную фильмографию актера, в которой культовых героев было почти столько же, сколько и номинаций на «Оскар». Также предлагаем вам познакомиться с подборками лучших фильмов других талантливых актеров — Леонардо ДиКаприо и Адама Сэндлера.
Именно успех комедии Пенни Маршалл сделал молодого Тома звездой. Сценарий, написанный при участии Энн Спилберг, младшей сестры знаменитого режиссера, обыгрывал чрезвычайно популярную в конце 1980-х тему чудодейственного взросления подростков (см. «Из 14 в 30», «Всё наоборот», «Опять 18!», «Каков отец, таков и сын»). Вот и здесь 12-летний Джош Баскин загадал у старинного автомата, исполняющего желания, стать большим. На следующее утро он просыпается в теле повзрослевшей версии самого себя, что сильно пугает его маму и вынуждает мальчика в обличии взрослого бежать из дома. Так Джош начинает «большую» жизнь — находит жилье и даже добивается успеха в компании по производству игрушек благодаря тому, что, в отличие от коллег, помнит, каково быть ребенком. Однако со временем такое существование всё больше тяготит парня, и он ищет возможность опять стать маленьким.
«Большой», помимо первой для Хэнкса номинации на «Оскар», примечателен и несколькими историческими достижениями. Пенни Маршалл стала первой женщиной-режиссером в истории, чей фильм собрал более 100 миллионов долларов в прокате, а Американский институт киноискусства в 2000 году внес фильм в список 100 лучших комедий за последние 100 лет.
«Изюминка» вышла в том же 1988 году, что и «Большой», хотя съемки ее закончились раньше. Драмеди, написанное Дэвидом Зельцером еще в 1979-м под впечатлением от частых посещений ночных стендап-клубов, дожидалось своего часа почти десять лет, в течение которых вереница сменяющих друга в номенклатурном танце менеджеров «Коламбиа Пикчерз» то забывала об этом маленьком сюжете из «жизни шутов», то снова к нему возвращалась. Судьбу фильма решительно изменила актриса Салли Филд, уже тогда обладательница «Оскара», ставшая продюсером и сыгравшая главную роль, составив пару молодому Хэнксу. Оба отнеслись к подготовке серьезно. Филд много и плодотворно общалась с комикессами (например, с Сьюзи Эссман — постоянной актрисой долгоиграющего ситкома Ларри Дэвида «Умерь свой энтузиазм»), а Хэнкс в течение нескольких месяцев перед началом съемок ежевечерне выступал в стендап-клубах Лос-Анджелеса.
Впрочем, действие происходит на противоположном берегу Америки — в Нью-Йорке, одной из мировых столиц стендапа. Здесь сходятся пути домохозяйки из Нью-Джерси и матери семейства Лайлы, по вечерам сбегающей от обыденных забот, чтобы окунуться в мир невысокой комедии, и Стивена Голда, нерадивого студента медицинского колледжа, но прилежного комика, успешно выступающего в клубе Gas Station. С помощью стендапа Лайла находит дорогу к юной себе — еще до счастливого, но обременительного замужества и кучи детей. Для Стивена же, выросшего в строгой семье с авторитарным отцом во главе, комедия становится единственно возможным способом существования. Вскоре после их знакомства Gas Station поражает новость — в клубе пройдет конкурс артистов, а его победитель получит контракт с телевизионной компанией.
1980-е и 1990-е были замечательным временем для романтических комедий. Неудивительно, что после выхода «Тёрнера и Хуча» и «Их собственной лиги» Тому Хэнксу, утвердившемуся в роли одного из главных актеров Голливуда, предложили сняться сразу в двух ромкомах, со временем ставших эталоном жанра. Речь о «Неспящих в Сиэтле» и «Вам письмо» (1998), ремейке «Магазинчика за углом» (1940). Причем обе ленты поставила Нора Эфрон, а пару Хэнксу составила Мег Райан, знакомая ему еще по «Джо против вулкана».
«Неспящие», впрочем, также отсылали к классике — ромкому «Незабываемый роман» Лео МакКери с Кэри Грантом и Деборой Керр. Именно фильм вдохновил журналистку из Балтимора Энни Рид пригласить услышанного ею по радио Сэма Болдуина, вдовствующего архитектора, перебравшегося с сыном после смерти любимой жены в Сиэтл, на свидание на крыше Эмпайр-стейт-билдинг в День святого Валентина. Сходство с фильмом Маккери усиливает и то, что оба героя не одиноки: Сэм никак не расстанется с призраком жены, а Энни готовится выйти замуж за во всех смыслах положительного Уолтера. Однако «Неспящие» привнесли по крайней мере одну новацию для жанра: главные герои, вопреки обычаям фильмов о любви, не встречались до самого финала. Идея с трудом прошла сквозь тиски студийной системы Голливуда, но, к счастью, вовремя была подхвачена и сохранена Норой Эфрон, приглашенной доработать сценарий в духе ею же написанного хита «Когда Гарри встретил Салли» и в итоге ставшей режиссером картины.
Драма Роберта Земекиса по сценарию Эрика Рота, хорошенько поработавшего над литературным оригиналом, одноименным романом Уинстона Грума, — редкий пример фильма, которому предсказали бессмертие сразу после выхода на экраны. «Форрест Гамп» до сих пор неизменно входит в списки лучших картин по версиям разных изданий и институций. В чем кроется обаяние этой незатейливой истории жизни простака из Алабамы, сказать с уверенностью сложно. Возможно, в ее нескрываемом оптимизме, или мягкой, ненавязчивой постановке Земекиса, или терапевтическом для американцев эффекте, утверждающем закрепленное в конституции страны право человека на счастье, или в неповторимой иронично-искренней интонации, или, наконец, в натуре самого Форреста, смотрящего на мир бесстрашным взором маленького ребенка (Форрест в этом смысле напоминает Джоша Баскина из «Большого»).
Так или иначе, без Тома Хэнкса, воплотившего в себе всемирную наивность, точно не обошлось. Его Форрест, несмотря на IQ, равный только 75, и искривленный, как знак вопроса, позвоночник, не только закончил школу, но и научился бегать, так что попал в футбольную команду университета, невольно стал героем Вьетнамской войны, никого не убив, походя разоблачил Уотергейтскую операцию, стал чемпионом по настольному теннису, заработал целое состояние, которое ему было вовсе не нужно, а еще подарил Хэнксу второй подряд «Оскар» за лучшую мужскую роль (первый актер получил за неожиданную для него роль гея, борющегося с ВИЧ-инфекцией и предубеждением собственного адвоката, в драме «Филадельфия»).
Тому Хэнксу и Стивену Спилбергу суждено было рано или поздно встретиться на съемочной площадке. На конец последнего десятилетия века Хэнкс находился в статусе непререкаемого авторитета, одно имя на афише которого гарантировало фильму счастливую прокатную судьбу, а Спилберг после оскароносного «Списка Шиндлера» начал претендовать на звание современного классика жанрового американского кино. Сценарий, написанный Робертом Родатом после прочтения истории о братьях Ниландах, участвовавших во Второй мировой войне, попал на глаза Хэнксу. Он и посоветовал его Спилбергу, с детства увлеченному темой войны и уже обращавшемуся к подобным сюжетам.
В результате Том Хэнкс сыграл многоопытного вояку капитана Джона Миллера, сочетающего решительность с мягкостью, которому высшее командование поручает самоубийственную, но оттого тем более благородную миссию — спасти рядового Райана. Родные братья солдата (как и братья Ниланды) погибли на полях сражений. Сложность состоит в том, что Миллеру во главе небольшого отряда предстоит для начала найти заброшенного в тыл рядового, ничего не слышавшего о своих спасителях. Фильм стал одной из самых кассовых лент года и присовокупил к этому уже типичному для работ Хэнкса званию еще и несколько «Оскаров», включая режиссерский.
Фрэнк Дарабонт, известный по двум авторским экранизациям «тюремных» романов Стивена Кинга, еще работая над «Побегом из Шоушенка», видел в главной роли именно Тома Хэнкса, но тому пришлось отказаться из-за съемок «Форреста Гампа». Во второй раз Хэнксу, кандидатуру которого с радостью поддержал сам Кинг, всё же удалось принять участие в проекте.
В «Зеленой миле» актер вновь, как и в «Спасти рядового Райана», надел униформу. На этот раз примерив на себя наряд надзирателя Пола Эджкомба, служащего в мрачном блоке «Е» тюрьмы для опасных преступников. Здесь по «зеленой миле» (по цвету пола в коридоре) приговоренные к смертной казни совершают последний путь на Земле. Пол, возглавляющий небольшой отряд надзирателей, кажется, невероятно устал от этой повторяющейся, скорбной акции санкционированного умерщвления и к тому же мучается циститом. Но тягучая, вязко длящаяся жизнь блока смертников меняется, когда в тюрьму доставляют огромного и доброго великана Джона Коффи (Майкл Кларк Дункан). Духовная сила этого заключенного — как в этом скоро убедится Пол — многократно превосходит физическую.
Том Хэнкс имеет привычку работать с одними и теми же режиссерами над несколькими фильмами. Так, в «Изгое» он воссоединился с Робертом Земекисом, знакомым ему по «Форресту Гампу». К слову, идея сценария о менеджере терпящего крушение логистического гиганта FedEx, который находит спасение на крошечном необитаемом острове, затерянном в долготах и широтах Тихого океана, принадлежит именно Хэнксу. Редкий случай в фильмографии актера, — хотя еще он сам написал и поставил музыкальное драмеди «То, что ты делаешь» и ромком «Ларри Краун».
Чак Ноланд — еще один заурядный американец, оказавшийся в незаурядной ситуации, которого довелось сыграть Хэнксу, тот самый новый Робинзон. Он всё время куда-то спешил, но главного так и не успел сделать — жениться на милой его сердцу Келли (Хелен Хант). По злой иронии, оказавшись на острове в компании кокосов, безжалостно слепящего солнца и волейбольного мяча вместо Пятницы, Чак получил в распоряжение всё время мира. Том признавался в интервью, что из-за особенности метода съемки — Земекис отказался от команд «снято» или «начали», не давая актеру выйти из роли — он настолько привык к одиночеству, что начал слышать в голове ответные реплики мяча по имени Уилсон. А еще актер специально набрал 23 килограмма, чтобы подчеркнуть разницу между состоянием своего героя до и после катастрофы. Все эти жертвы в итоге окупились — за роль Ноланда Том Хэнкс в очередной раз получил оскаровскую номинацию за лучшую мужскую роль.
Тому Хэнксу, десятилетиями идеально воплощавшему «среднего американца» на экране, не доводилось играть персонажей отрицательных или хотя бы морально неоднозначных до самого 2002 года, когда на экраны вышли гангстерская драма «Проклятый путь» Сэма Мендеса и плутовская трагикомедия «Поймай меня, если сможешь», где актер вновь воссоединился со Стивеном Спилбергом (коллекцию «злодеев» Хэнкса позже дополнил профессор Дорр из коэновских «Игр джентльменов»).
Впрочем, Хэнкс и здесь своему герою — занудному, малоэмоциональному и ворчливому агенту ФБР Карлу Хэнритти — сообщил неповоротливое обаяние. По сюжету, которой основан на реальной истории, он без устали разыскивает по всей Америке, а иногда и Европе, неуловимого мошенника Фрэнка Эбегнейла — младшего (Леонардо ДиКаприо), сбежавшего из дома в 16-летнем возрасте и с тех пор занимающегося подделкой банковских чеков и другими финансовыми махинациями. Между преследователем и преступником утверждается странная связь, напоминающая отношения строгого старшего и проказливого младшего братьев, которая в финале приводит к чему-то вроде дружбы. К слову, сам Фрэнк Эбегнейл, написавший о своих похождениях в 1960-х автобиографию, фильмом и внесенными Спилбергом в его историю дополнениями остался вполне доволен.
Линейку героев с реальными прототипами в карьере Тома пополнил Виктор Наворски в спилберговском «Терминале». Его история напоминает судьбу Мехрана Нассери, иранского политического диссидента, бежавшего из страны и потерявшего на пути в Англию полученные документы о предоставлении политического убежища. В результате Нассери застрял в парижском аэропорту Шарля де Голля на двадцать с лишним лет (а недавно умер, вернувшись на место своих мытарств).
Виктор становится заложником похожей юридической коллизии — вылеты в его родную выдуманную сценаристами восточноевропейскую Кракожию отменены из-за случившегося там военного переворота, а виза с момента начала боевых действий аннулируется. Так Наворски становится пленником терминала, но не теряет присутствия духа, чем неизменно вызывает гнев главы службы безопасности аэропорта Фрэнка Диксона (Стэнли Туччи), мечтающего от него избавиться. К счастью, среди персонала Виктор находит друзей — развозчика еды Энрике (Диего Луна) и уборщика Гупту (Кумар Паллана) — и даже завоевывает симпатию стюардессы Амелии (Кэтрин Зета-Джонс).
«Капитан Филлипс» — еще один пример фильма в карьере Хэнкса, который основан на реальных событиях. Другую рифму с прошлыми ролями актера составляет морской антураж — герой Тома, капитан контейнеровоза Ричард Филлипс, так же как и Чак Ноланд из «Изгоя» когда-то, попадает в неприятности. Его корабль захватывают печально известные сомалийские пираты — Абдували Мусэ (Бархад Абди) и его команда. Филлипс, выглядящий заурядным мужчиной средних лет, проявляет чудеса выдержки и сметливости и спасает большую часть команды, став заложником.
Реальный захват корабля случился в 2009 году, а уже в следующем 2010-м Филлипс опубликовал повествующую о тех событиях книгу, права на экранизацию которой тут же приобрела Columbia Pictures.