10 ретрохорроров для просмотра на Хэллоуин
Октябрь — месяц, традиционно посвященный любителям страшилок. Репертуары кинотеатров и каталоги стриминговых сервисов наполняют хорроры разной направленности: от подростковой резни (слэшеров) до печальных рассуждений об утрате (слоубернеров). Мы собрали фильмы для тех, кто любит страшное, красивое и путешествия в другие эпохи — 10 хорроров с ретроантуражем средневековых деревень, полей Второй мировой войны, приюта первой половины XX века и закрытой школы 1970-х годов.
Гильермо дель Торо можно однозначно назвать главным мастером по страшным сказкам и всем ужасам с историческим антуражем. Готическая история о любви и призраках «Багровой пик» поражает мертвой красотой, «Лабиринт Фавна» красноречивее многих других фильмов говорит о детях на войне. Куда менее известный публике «Хребет дьявола» был отправной точкой трилогии, которая завершилась «Пиноккио Гильермо дель Торо» и куда вошел упомянутый «Лабиринт».
Действие разворачивается в детском доме «Санта-Лючия» во время гражданской войны в Испании, прямо перед установкой режима Франко. Во двор учреждения упала бомба, но так и не взорвалась. Ее ритмичное тиканье пугает и мальчишек, и воспитателей, но не так сильно, как ночные прогулки привидений по холодному учреждению. По легенде по коридорам бродит мальчик Санти, погибший в стенах приюта. Дель Торо передает сиротское чувство незащищенности: дети не по своей воле оказываются втянуты в политическую жизнь страны и разборки взрослых под крышей приюта. Традиционно духи в фильмах автора пугают меньше, чем неминуемые исторические перемены.
Если по какой-то причине вы до сих пор не добрались до одного из самых удачных (уж в коммерческом плане точно) хорроров этого года, дождливый октябрьский вечер — самое время новинку наверстать. «Собиратель душ» предлагает окунуться в два уже далеких таймлайна: 1970-е годы и середину 1990-х, чтобы попытаться проследить весь ход расследования преступлений одного убийцы.
Загадочный маньяк (Николас Кейдж в мастерском гриме) необъяснимым образом связан с жуткими смертями: в приличных семьях отцы сходят с ума и убивают всю семью незадолго до дня рождения дочери или сразу после. Главное, что именинницам исполняется именно 14 лет. Пострадавшие множатся, детективы в тупике. С мертвой точки расследование сдвигается, когда к агентам ФБР присоединяется полицейская Ли Харкер (Майка Монро). У молодой женщины то ли проснулись экстрасенсорные способности, то ли срабатывает профессиональная чуйка: она понимает, что лично связана с этим делом. Многие ждали от ленты Осгуда Перкинса мрачного триллера в лучших традициях «Молчания ягнят». Что же, фильм действительно вышел мрачным, но скорее напоминает психологически дискомфортный слоуберер, чем лихо закрученный детектив о поиске маньяка.
Наряду с «Собирателем душ» «Максин ХХХ» была одной из самых ожидаемых хоррор лент 2024 года. Режиссер Тай Уэст выпустил заключительную часть трилогии об ужасах, сексе и кинематографе и замкнул действие (конечно!) на 80-х годах. Оригинальный фильм серии «Х» был одой южной американской готике и семидесятническим ужасам Тоуба Хупера («Техасская резня бензопилой»), приквел «Пэрл» раскрыл дьявольский потенциал открыточных цветов техниколор и отправил зрителей на ферму во времена Первой мировой.
В третьей части выжившая в «Х» Максин (Миа Гот) — каноничная последняя девушка и порно-звезда — приезжает покорять Голливуд. Первый кастинг — и сразу на сиквел хоррора! Работа идет успешно, но прошлое так просто не отпускает. В Калифорнии орудует маньяк Ночной Сталкер: на фоне новостей Максин преследует травма резни на ферме и воспоминания о детстве, проведенном в секте. Многие посчитали «Максин» самой предсказуемой частью трилогии: может, фильм и правда лишен драйва «Х» и «Пэрл», но точно обрадует заядлых синефилов, любителей джалло и всех, кто устал от слоубернеров и бесконечной печали.
Нет более осеннего фильма ужасов, чем «Сонная Лощина» Тима Бёртона. Пока режиссер возвращается к корням с хулиганским сиквелом «Битлджуса» и готовится к новым свершениям, мы всегда можем обратиться к классике. Хтоническая деревушка и ужасающий всадник без головы терроризировали публику еще на страницах новеллы Вашингтона Ирвинга: Бёртон вольно обошелся с первоисточником, но уловил дух прозы и добавил свой неповторимый авторский почерк. В результате вышла готическая сказка о любви — убивающей и воскрешающей.
Молодой и возмутительно тревожный констебль Икабод Крейн (Джонни Депп) прибывает на место расследования: жители деревушки Сонная Лощина наперебой твердят о всаднике с топором, который «ворует» у их соседей головы. Среди встревоженных местных внимание Икабода сразу же привлекает бледнокожая Катрина Ван Тассел (Кристина Риччи), которая связана то ли с убийствами, то ли с колдовством, то ли со всем и сразу. Хэллоуин — прекрасный повод зажечь свечи и пересмотреть готическую картину, в первую очередь невероятно красивую благодаря операторской работе Эммануэля Любецки.
Мы уже говорили о фильмах Гильермо дель Торо и Тима Бёртона, однако чтобы Хэллоуин наступил, осталось вспомнить страшные истории и от другого причудливого фантазера — Терри Гиллиама. «Братьев Гримм» вряд ли по-настоящему можно считать хоррором, скорее мрачным приключением, порой даже средневековым экшеном. Но раз на экране отравленные яблоки, осенний лес и разного рода колдуньи, значит, лента точно подходит для просмотра в Хэллоуин.
В середине нулевых Гиллиам попытался превратить Уилла (Мэтт Дэймон) и Якоба (Хит Леджер) Гриммов в своеобразных средневековых братьев Винчестеров из «Сверхъественного». До того как стать сочинителями сказок, экзорцисты-мошенники катались по деревням и изгоняли всякий паранормальный сброд для успокоения крестьян. Разумеется, пока не напоролись на настоящее колдовство, им неподвластное. В момент выхода фильм Гиллиама критики изрядно поругали, но со временем «Братья Гримм» превратились в такой же китчевый образец экшен-хорроров нулевых, как, скажем, «Ван Хельсинг» и «Другой мир».
Так или иначе, когда кинематографисты снимают исторические фильмы, они пытаются провести параллели с настоящим. Быть может, венгерский режиссер Петер Бергенди и не планировал жуткую рифму, когда задумал картину о последствиях Первой мировой войны и вируса испанки. Но ковид внес свои коррективы — из-за переклички действие выглядит еще более пугающим.
Фотограф Томаш (Виктор Клем), чудом выживший во время боевых действий, делает фото на ярмарках и снимки умерших. Томаш отправляется в небольшую деревню, чтобы запечатлеть портреты покойных, пока их тела еще не преданы земле. Однако возникла проблема: зимой земля промерзла, и похороны провести как подобает нельзя, придется ждать весны. «Пост Мортем» рассказывает пугающую и тоскливую историю о поколении, которое застряло в бесконечном цикле утраты: живые не могут отпустить мертвых, а потому в одном доме раздается плач и на этом свете, и на том. Венгерский хоррор как рекомендация звучит довольно странно, но всё же «Пост Мортем» вполне может оказаться скрытым сокровищем для любителей антуражных ужасов, связанных с фольклором и деревенскими традициями.
Тем, у кого нет настроения погружаться в тягучие готические сказки о призраках, можем посоветовать скоротать вечер за просмотром совершенно бессовестного экшена с монстрами. «Воздушный бой» — хулиганский феминистский боевик Розанны Лян о летчице, которой во время Второй мировой войны пришлось отстреливаться одновременно и от японцев, и от гремлинов, и от сексизма других солдат. Мод Гарретт (Хлоя Грейс Морец) в последний момент проникла на борт бомбардировщика «Летающая крепость» с ценным грузом. Казалось, всё самое сложное позади, но дожить до рассвета и доставить посылку целой и невредимой будет не так-то просто.
Относиться к «Воздушному бою» всерьез абсолютно противопоказано: лента нарушает законы физики и гравитации, купается в жанровых допущениях и не боится быть ураганно смешной. Если вы свободны от предрассудков об исторических ужастиках и готовы смотреть, как Хлоя Морец крушит врагов закатав рукава, не проходите мимо. Будет весело!
Один из первых фильмов сегодняшнего большого мастера С.Крэйга Залера («Закатать в асфальт») — штучный экземпляр: редко кому удавалось столь точно, вдумчиво и гармонично соединить жанр вестерна и слэшера. Привычная схема баллад о фронтире давно известна и в значительной степени приелась. Залер разбавляет охоту на коренных по-настоящему угрожающим соперником — племенем троглодитов, которые пожирают людей. Четверо бравых мужчин отправляются в логово дикарей-каннибалов, чтобы спасти пленников.
Даже если по описанию «Костяной томагавк» выглядит не слишком многообещающе, фильму определенно стоит дать шанс: Заллер умело нагнетает напряжение, а затем пускает кровь в искусно поставленных схватках. А кроме того, режиссер подобрал идеальный кастинг для жанра: в экипаж спасателей вошли ветеран кинематографических боев Курт Рассел, охотник за нечистью Патрик Уилсон, недооцененный драматический актер Ричард Дженкинс и выпускник «Остаться в живых» Мэттью Фокс.
В случае с российскими локализаторами никогда нельзя быть ни в чём уверенными, поэтому начинаем с дисклеймера. В оригинале «Проклятье Эбигейл» называется The Power, что в переводе одновременно и электричество, и власть. Двойственное название отлично передает суть дебютного фильма Коринны Фэйт. Лента переносит зрителя в Великобританию 1974 года: страна оказалась в глубоком кризисе из-за общей экономической ситуации и забастовок профсоюзов — в первую очередь шахтеров. Электроэнергии не хватало, и была введена трехдневная рабочая неделя, а в прочее время все дома были погружены во тьму.
Фэйт использует непростую страницу историю, чтобы рассказать о матери милосердия Валери (Роуз Уильямс), которая устраивается работать в больницу. Разумеется, в непроглядной тьме во время ночного дежурства у коек пациентов найдутся и потусторонние духи. Правда, в случае «Проклятья Эбигейл» страшнее не призраки, а постоянное институциональное насилие (в том числе сексуализированное) врачей над медсестрами.
Если осень не ваш любимый сезон, а пейзажи с мокрыми листьями нагоняют хандру, вполне можно перескочить Хэллоуин и сразу начинать «подкармливать» новогоднее настроение. «Кто не спрятался…» незаметно вышел в конце прошлого года и прошел мимо большинства зрителей — самое время релиз нагнать.
Если 1970-е в Великобритании были связаны с дефицитом электроэнергии, то в США с конца 60-х годов жителей охватила сатанинская паника из-за обилия сект и серийных убийц. «Кто не спрятался…» играет с нервозной обстановкой и зачином одного из первых слэшеров в кино — «Черное Рождество». На праздники в школе-интернате остается лишь пара учениц — Саманта (Мэдисон Бэйнс) и Клара (Джорджия Акен) — учительница (Хлоя Ливайн) и повар. Сочельник заканчивается не уютным ужином в узком кругу, а вторжением незнакомцев с намерениями отнюдь не преподнести всем подарки. Неожиданность в том, что кошки и мышки быстро меняются местами: девочки из закрытых школ не понаслышке знакомы с черной магией.